Презентация по русскому языку на тему Буквы О и Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных (5 класс)


Буквы О и Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных Знать морфемный состав существи- тельных, зависимость выбора напи- сания О – Е после шипящих и Ц.Уметь применять данное правило на письме.Требования к уровню подготовки
– Что изучает раздел «Морфология»?– Какую часть речи мы изучаем? Дайте определение этой части речи.– Что нового вы узнали об этой части речи?Актуализация ранее изученного {8A107856-5554-42FB-B03E-39F5DBC370BA}6.1. 2. 5. 4. 3. КРОССВОРДБОЮРАЮИРЖШЮПАКОНЕЙЗАЖЫРКОВНИКЛШЁ


К слову «пейзаж» подберите и запишите однокоренные слова. Сделайте морфемный разбор слов. Пейзаж Пейзажист Пейзажный Словарно-орфографическая работа

Пейзаж – это общий вид какой-нибудь местности; рисунок, картина, изобра- жающая виды природы.Словарно-орфографическая работа Уровень А. Составить и записать словосочета- ния с данными словами. Уровень Б. Составить и записать предложения с любыми 2-3 словами. Уровень В. Составить и записать предложения (используя словарные слова), которые соответствовали бы схемам:1. [сущ. в им. п. – сущ. в им. п. ].2. (Когда…), [ ].Словарно-орфографическая работа Объяснение нового материала В какой части слова после шипящих и Ц пишутся гласные О – Е ? Какова позиция гласных в данных словах?1.Остановившись на вершине горы, мы долго любовались пейзажем.2.Рядом с шалашом стояли огненные клёны и золотые берёзы. Работа с учебником Прочитайте орфограмму № 18, обратите внимание на правильность её графического выделения. Спишите, вставляя пропущенные буквы и выделяя орфограмму. Лёгким морозц…м, снежных дворц…в, следы зайц…в, гнездо под крыш…й, виднелся за пастбищ…м, волшебным ключ…м, освещённый солнц…м. Первичное закрепление Физминутка Выберите уровень задания, исходя из того, как вы понял тему и как сами себя оцениваете.Постарайтесь быть объективными. Уровень А – «3» Уровень Б – «4» Уровень В – «5» Вторичное закрепление Вторичное закрепление Уровень А. Упр. №556. Поставьте имена существи- тельные в нужную форму, обозначьте орфограмму. Уровень Б. К существительным подберите синонимы на изученную орфограмму, графически её выделите. Запишите 2 – 3 предложения с данными словами. Доктора по-другому называют__, воина__, юношу __, поэта __, границу__, вид __, родник __,луну __. Уровень В. Напишите связный текст, используя словосочетания. Любовались пейзаж…м, озарённое солнц…м, наблю-дали за птиц…й, кормили птенц…в, угасать над рощ…й. 1. Имя существительное – это часть речи, которая…а) отвечает на вопросы что делать? что сделать? и обозначает действие предмета; б) отвечает на вопросы кто? что? и обозначает предмет;в) отвечает на вопросы какой? чей? и обозначает признак предмета;г) отвечает на вопросы как? куда? зачем? Тест 2. Найдите одушевлённое имя существительное:а) дети; б) кукла; в) река; г) арбуз3. Найдите имя существительное собственное:а) писатель; б) И. А. Гончаров; в) город; г) река4. Найдите ошибку: а) озеро Байкал; б) собака Жучка; в) роман Война и мир; г) газета «Известия»Тест 5. Какое существительное относится к женскому роду: а) дядя; б) простыня; в) повидло; г) кофе6. Какое существительное имеет форму только множественного числа: а) темнота; б) удивление; в) грабли; г) молоко7. Какое существительное относится к 3 склонению?а) метро; б) ветвь; в) кофе; г) простыняТест 8. Найдите ошибку: а) выехать из деревне; б) жить в городе; в) по- ётся в песне; г) отдыхать в лагере9. В каком слове после шипящей пишется Е? а) солнечным луч…м; б) над берёзовой рощ…й; в) стать врач…м; г) открыть ключ…м10. В каком слове после шипящей пишется О? а) гордиться товарищ…м; б) много чертеж…й; в) укрыться плащ…м; г) любоваться пейзаж..мТест ТестОтветы1. Б2. А3. Б4. В5. Б6. В7. Б8. А9. Б10. ВКритерии оценки9 – 10 б. – «5»7 – 8 б. – «4»5 – 6 б. – «3»0 – 4 б. – «2» 1) – Какую новую орфограмму мы узнали? – От чего зависит написание о-е после шипящих и ц в окончаниях существительных?2) Выставление оценок за урок.Подведение итогов, оценивание Домашнее задание Уровень А. Спишите, графически выделите орфограм- мы. Найдите предложение, соответствующее схеме: [ = и = ], [ ]. 1.Последний луч зари над рощ…й угасает. 2.Мы лю- бовались громадами снежных дворц…в. 3.За окошком, за колодц…м, пыль дорог и ширь полей .4.Ждут гостей луга и рощицы, ждут своих певц…в леса. 5.За пастби- щ…м виднелось озеро, поросшее камыш…м.Уровень Б. Выпишите из художественного текста по 3 предложения с буквой О и Е после шипящих в оконча- ниях существительных, выделите орфограмму.Уровень В. Напишите мини-сочинение на тему «Утро в лесу», используя слова с изученной орфограммой.