План-конспект урока на тему «Буквы О-Ё после шипящих в корне слова»


ТЕМА. «Буквы О-Ё после шипящих в корне слова»
Цели урока:
Образовательная: сформировать у учащихся понятие о правописании О - Ё в корне слова после шипящих; знать, что буква О-Ё после шипящих в корне является постоянной.
Развивающая: содействовать формированию и развитию учебно-информационных и исследовательских навыков у учащихся;
Коррекционная: способствовать развитию процессов мышления в обосновании выбора правописания букв.
Воспитательная: формировать интерес к родному языку и предмету «русский язык», развивать умение договариваться, работая в паре.
Форма урока: урок-исследование.
Методы и приёмы: поисковые методы.
Оборудование: ИКТ (компьютер и проектор).
ХОД УРОКА
На доске записано: Дата Классная работа
Тема (закрыта)
I. Эмоциональный настрой.
II. Актуализация.
Словарная работа (зрительный диктант по словарным словам «Пиши правильно» )- Что объединяет слова в каждой строчке?
* Ж_вой, ж_вопись, ж_лка, ж_тель, выж_ть.
*Ш_нель, ш_петь, ш_рина, ш_рокий, ш_тьё.
*Ч_йка, сч_стье, ч_йник, ч_сто, ч_ща.
*Ч_вство, ч_дак, ч_десно, ч_до, ч_довищный.
На проговаривание каких звуков направлены данные слова?
(шипящие Ж Ш Ч Щ)
- Предположите, какова тема урока? Приоткрою часть. …….после шипящих.
Какие правила связаны с шипящими согласными?
ЖИ – ШИ, ЧА – ЩА, Чу – ЩуIII.Объяснение нового материала.
Переход к новой теме. Ситуация незнания.
- Проверим, хорошо ли вы помните правописание гласных после шипящих.
Работа у доски. -Вставьте букву:
ж…лище жилище
ч…йник чайник
ш…рина ширина
ч…до чудо
ш…пот шёпот
ш…рох шорох
ж…нглёр жонглёр
-Что видите?
(Не только и, а, у могут писаться после шипящих, но и другие гласные.)
-Проверим, верно ли мы написали. Открываем второй столбик.
-Выстроим в строчку слова с гласными О - Ё после шипящих , добавим похожие. Например, щётка, крыжовник, чёлка.
Шёпот, шорох, жонглёр, щётка, крыжовник, чёлка.
-Понаблюдаем, что общего?
(После шипящих в корне слова.)
-Обозначим корень, подчеркнём двумя чертами шипящий
-Чем различаются?
О – Ё
-Подчеркнём О –Ё.
-Сформулируем до конца тему. Открываем тему на доске. Запишем:
О-Ё после шипящих в корне
-Поставьте себе цель: чему вы сегодня хотите научиться?
(узнать, когда после шипящих в корне слова пишется О, а когда Ё, от чего это зависит; научиться видеть орфограмму, объяснять её, правильно писать)
- Посмотрите на слова в таблице. Прочитаем вместе. Какой звук слышится на месте пропущенных букв?
(Звук О слышится во всех словах таблицы.)
- Почему же слова распределены на 2 колонки?
(То, что слышим, и то, что пишем, очень часто не совпадает – в одном столбике пишется – Ё, в другом – О.)
- Перепишите таблицу так же, как у меня, в тетрадь, подумайте и ответьте на вопрос:
Проблемная ситуация.
Это нужные для сегодняшней орфограммы слова?
Ж…РДОЧКАЧ…РНЫЙШ…ПОТЩ…КИ КРЫЖ…ВНИКШ…ВШ…РОХТРУЩ…БА
(Да, эти слова нам подходят, потому что орфограмма)
ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ (Ж, Щ, Ш, Ч)
В КОРНЕ
- Докажите, прописывая рядом однокоренные слова с буквой Е после шипящей, выделяя корень, подчёркивая место орфограммы.
Ученики по желанию выходят к доске и заполняют таблицу, вставляя пропущенные буквы, при этом продолжают оформлять таблицу в тетради, которая теперь выглядит таким образом:
Ж … РДОЧКА – ЖЕРДЬЧ … РН ЫЙ – ЧЕРНЕТЬШ…ПОТ – ШЕПЧЕТЩ …КИ – ЩЕКА КРЫЖ … ВНИКШ … ВШ … РОХТРУЩ …БА
- Ребята, догадались, в каком столбике – Ё после шипящих в корне, а в каком – О?
Ученики, наблюдая над записью, дают правильный ответ.
Ё О
Ж Ё РДОЧКА – ЖЕРДЬЧ Ё РН ЫЙ – ЧЕРНЕТЬШ ЁПОТ – ШЕПЧЕТЩ ЁКИ – ЩЕКА КРЫЖ О ВНИКШ О ВШ О РОХТРУЩ О БА
- Хорошо. Так от чего же зависит О или Ё? Аргументируйте своё предположение.
(ГИПОТЕЗА: Судя по записи в таблице, слово с Ё можно проверить однокоренным словом с буквой Е, а слово с О нельзя проверить однокоренным словом с буквой Е.)
- Какое умение нужно иметь ученику, чтобы правильно написать?
(Ученик должен уметь правильно подбирать однокоренные слова.)
- Ваша гипотеза верна. Запишем вывод в 3-ю строку таблицы.
Ё О
Ж Ё РДОЧКА – ЖЕРДЬЧ Ё РН ЫЙ – ЧЕРНЕТЬШ ЁПОТ – ШЕПЧЕТЩ ЁКИ – ЩЕКА КРЫЖ О ВНИКШ О ВШ О РОХТРУЩ О БА
Можно проверить однокоренным словом с буквой Е.  Нельзя проверить однокоренным словом с буквой Е.
- Хорошо. А теперь сами сформулируйте правило, не забудьте указать место орфограммы.
Ученики сами выводят правило: после шипящих в корне слова пишем Ё, если слово можно проверить однокоренным словом с буквой Е, после шипящих в корне слова пишем О, если слово нельзя проверить однокоренным словом с буквой Е.
-Теперь рассмотрим следующие слова с гласными О – Ё и распишем в 2 столбика
Ё О
шёпот шорох
щётка жонглёр
чёлка крыжовник
-Посмотрим на 1 столбик. Найдём общее. Что командует этими корнями? (Ударение. Ё всегда ударная)
-Может, во 2 столбике О безударная? Ставим ударение.
(Не всегда.)
-Разделим на 2 столбика
Под уд. Без уд.
шорох жонглёр
крыжовник
-Поищем ответ в учебнике. Читаем самостоятельно. Ищем вывод. Дополняем столбик слов исключений. Дополним столбик словами шофёр, шоколад.
Под уд. (искл) Без уд.
шорох жонглёр
крыжовник шофёр
шомпол жокей (значение в словаре)
шов шоколад
О – Ё в корне слова после шипящих (распечатка)
Алгоритм
1. Определю часть слова.
2. Если в корне, поставлю ударение.
3. Если под ударением, проверю, не является ли слово исключением.
4. Если исключение, напишу О.
5. Проверю, чередуется ли Ё с Е в безударном положении.
6. Если чередуется, то под ударением пишу Ё, без ударения Е.
7. Если не чередуется, О.
IV.Закрепление.
А) Поставь под ударение:
щетина ( щётка)
расчесать ( расчёска)
шедший ( шёл)
Б) Назови ласково:
Щель, пчела, шерсть, черта.
(Щёлка, пчёлка, шёрстка, чёрточка).
В) Поиграем в «третий лишний». Запись на доске:
Ч…рточка, ш…к, ж…лтый.
Ч…лка, пч…лы, ш…рты.
Щ…ки, ж…лудь, ш…колад.
Ученики легко подбирают однокоренное слово с е «чёрточка – черта», «желтый – желтеть»; к слову «шок» не подбирают, следовательно выбирают О.
V.Проверка усвоения.
Г) Самостоятельно. Распечатка текста (один на двоих). Вставить пропущенную букву. Одновременно текст на доске. Буква-орфограмма закрыта. Работа в парах. Проверка.
Перед Нильсом распахнулась дверь одного из магазинов, и мальчик вошёл. Хозяин улыбался почётному гостю и расставлял товары. Здесь было всё: шёлковые ткани и игрушечные жокеи на лошадях, вкусные жёлуди из шоколада и даже чёрный рыцарский плащ. Но Нильс не мог купить и дешёвой расчёски: денег у него не было.
Д) Контрольный тест «Найди ошибку»: Записать только букву, за которой стоит слово.
а) жолтыйб) решоткав) чёрточка
г) жёнглёрд) жокей
е) шорох
ж) крыжовник
з) шопоткод: а б г з
VII. Рефлексия.
Ученики заполняют карточку, затем зачитывают предложения. Учитель опрашивает многих.
Сегодня на уроке я узнал новое о …
Мне было интересно узнать …
Мне захотелось …
Я не понял …
Я почувствовал …
Я впервые ...
Я оцениваю свою работу на уроке на …
Учитель: оценивает работу учащихся на уроке.
VII. Домашнее задание.
все – 1) выучить изученную орфограмму;
по выбору – 2) составить игру «третий лишний» по изученной орфограмме, нарисовать рисунок с изображением новых для вас слов или сочинить текст, используя как можно больше слов с орфограммой «Буквы О – Ё после шипящих в корне».
Учитель: Спасибо за урок!
На доске схема.
Уходя, поставьте точку на стрелочках.
чувствую себя
183451524193500 очень хорошо
67246520637500ничему не многому научился
научился
очень плохо
Вставить пропущенную букву
Перед Нильсом распахнулась дверь одного из магазинов, и мальчик вош…л. Хозяин улыбался поч…тному гостю и расставлял товары. Здесь было всё: ш…лковые ткани и игрушечные ж…кеи на лошадях, вкусные ж…луди из ш…колада и даже ч…рный рыцарский плащ. Но Нильс не мог купить и деш…вой расч…ски: денег у него не было.