Презентация по логопедии «Су–Джок терапия как  одно из эффективных приемов, обеспечивающих развитие познавательной, эмоционально-волевой сфер ребенка с ОВЗ»


«Су–Джок терапия как  одно из эффективных приемов, обеспечивающих развитие познавательной, эмоционально-волевой сфер ребенка с ОВЗ» Выступление подготовила: учитель- логопед высшей квалификационной категорииМБСКОУ СКОШ г. ЛобняСакаева Наталья Витальевна Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук.Тренировка тонких движений пальцев является стимулирующей для общего развития ребенка, для развития речи и имеет большое значение для овладения письмом. Ученые, изучавшие психику детей, также отмечают большое влияние функций руки на развитие головного мозга. Значительную роль на коррекцию речевого развития детей с ОВЗ оказывают занятия по развитию мелкой моторики на логопедических занятиях. Развитие двигательных импульсов пальцев рук способствуют развитию речи Особенности учащихся школы VIII вида замедленное, недостаточное, недифференцированное зрительное восприятие; нарушения координации движений глаз и рук; трудности в воспроизведении движений по образцу; нарушение темпа выполнения и воспроизведения; плохая дифференциация движений по времени и амплитуде; пространственные нарушения и пространственная дезорганизация; дети часто не могут довести начатое до конца.Перечисленные особенности сочетаются с общей моторной недостаточностью. Исследование показало, что у всех учащихся отмечается снижение двигательной памяти, неуверенность и замедленный темп при переносе двигательных поз пальцев с одной руки на другую.Часто у учеников с ОВЗ встречаются нарушения регуляции мышечного тонуса, что выражается в повышении или снижении тонических рефлексов. Это, в свою очередь, ведет к застыванию умственно-отсталых детей в неудобной позе или невозможности удержать руки в определенном положении. Таким образом, нарушения двигательных навыков сложны и очень разнообразны. Аномалии моторного развития проявляются в следующем: нарушена координация движений, общая психомоторика, что приводит к патологии восприятия собственных ощущений и движений; ребенок недостаточно активно узнает предметы на ощупь; у ребенка с трудом формируется «двигательный» образ буквы, слова, что приводит к нестойкой связи между звуковой и смысловой характеристикой и проявляется в недоразвитии лексики;страдает осмысление сложных логико-грамматических конструкций с предлогами, отражающими пространственные отношения предметов;двигательные нарушения усиливают нарушения артикуляционной моторики и звукопроизношения; нарушается взаимодействие зрительно-моторных и оптико- пространственных систем, что затрудняет формирование автоматизированных движений руки. В школе VIII вида существуют свои особенности использования различных приёмов для развития мелкой моторики. Средства развития мелкой моторики.Игры с пластилиномИгры с конструктором, мозаикойТренажеры для развития мелкой моторики (плетение, застёжки)Игры с крупамиШнуровкиМассаж кистей рук и пальцев. Массажеры Су-Джок.РисованиеИгры с бумагойУпражнения с мячамиИгры со счетными палочкамиПальчиковые игрыКуклотерапия Су-Джок терапия - одна из нетрадиционных здоровьесберегающих технологий в логопедии. Основанная на традиционной акупунктуре и восточной медицине, она считается одной из лучших систем самооздоровления.Данный вид терапии разработан южно-корейским профессором Пак Чже Ву в 80-х годах XX века.Противопоказания:высокая температурагнойные заболеванияоткрытые раныонкологические заболевания В переводе с корейского "Су" означает – кисть "Джок" – стопа Особое место в методике Су-Джок отводится большому пальцу, на котором «лицо» находится на ладонной поверхности, а «затылок», соответственно, — на тыльной стороне руки. Задачи:Нормализовать мышечный тонус, развивать координацию движений и мелкой моторики;Активизировать области коры головного мозга, способствовать установлению межполушарных связей;Содействовать снижению двигательной и эмоциональной расторможенности;Использовать элементы Су-Джок терапии в различных видах деятельности и на различных этапах коррекционной работы.Воздействие на активные точкиАктивизация зон коры головного мозгаРазвитие интеллектаХорошо развитая кисть Актуальность использования шариков Су -Джок: повышение интереса к занятию оказывает благотворное влияние на мелкую моторику пальцев рук, тем самым, способствует развитию речи и оздоровлению Преимущества использования:Безопасность использованияПроводится индивидуально и с группой детейИспользуется многократно в течении дня Самомассаж может быть включен в любое занятиеИгровая форма Полифункциональность Су-Джок в коррекционной работеИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯРазвитие пространственно-временной ориентировкиРазвитие психических процессовРазвитие цветовосприятияЗакрепление счётных операцийАктивизация словаря и совершенствование грамматических категорийРазвитие мелкой и общей моторики Формы работы с использованием массажера Су - ДжокПальчиковая гимнастика в стихахАвтоматизация поставленных звуковИспользование Су –Джок шаров при совершенствовании лексико – грамматических категорийИспользование шаров для слогового анализа словПроведение звукового анализа слов массажными шариками трёх цветов: красный, синий, зелёный. Методы и приёмы: Игровой самомассаж проводится в виде 2 – 3-х минутных упражнений между основными частями занятия, либо одновременно проговаривая слоги, чистоговорки, стихотворения на автоматизацию нарушенного звука.Предлагаю вам несколько упражнений. Дети повторяют слова и выполняют действия с шариком в соответствии с текстом.Я мячом круги катаю, Взад - вперед его гоняю. Им поглажу я ладошку. Будто я сметаю крошку, И сожму его немножко, Как сжимает лапу кошка,Каждым пальцем мяч прижму, И другой рукой начну. Массаж специальным шариком
Упражнение № 1Соединить ладони пальцами вперёд. Су-Джок находится между ладонями. Перемещать ладони вперёд-назад, передвигая Су-Джок только мягкими частями ладони. 5 – 6 движений. Упражнение № 2Повернуть ладони так, чтобы одна была сверху, а другая внизу. Су-Джок находится между ладонями. Перемещать массажёр вперёд-назад от ладони до кончиков пальцев. 1 – 2 движения на каждый палец. Упражнение № 3Взять Су-Джок подушечками большого и указательного пальцев. Перетирающими движениями кончиками пальцев перекатывать его вперёд-назад, слегка на него нажимая. Аналогично делать массаж кончиков других пальцев. 3 – 4 движения на каждый палец Упражнение № 4Су - Джок удерживается в горизонтальном положении между большим пальцем и указательным (средним, безымянным, мизинцем). По команде прижимать его к ладони, а затем выдвигать его вперёд как можно дальше. 2 – 4 движения на каждый палец. Упражнение № 5Ладонь с разведёнными в сторону пальцами лежит на столе.Между средним и указательным (средним и безымянным, безымянным и мизинцем) зажат Су-Джок. Поднять Су-Джок усилием мышц как можно выше над столом. Свободные пальцы прижаты к поверхности стола. Повторять подъёмы 1 – 2 раза. Упражнение № 6Су-Джок лежит на столе. Удерживая его подушечками указательных (безымянных, средних, мизинцев) поднять над столом, а затем опустить в исходное положение. Запястья опираются на стол. Пальчиковая гимнастика в стихахНа поляне, на лужайке /катать шарик между ладонями/Целый день скакали зайки. /прыгать по ладошке шаром/И катались по траве, /катать вперед – назад/От хвоста и к голове.Долго зайцы так скакали, /прыгать по ладошке шаром/Но напрыгались, устали. /положить шарик на ладошку/Мимо змеи проползали, /вести по ладошке/«С добрым утром!» - им сказали.Стала гладить и ласкатьВсех зайчат зайчиха-мать. /гладить шаром каждый палец/ «Зайки» «Обезьянка».Обезьянка мыла мылом лапкуКаждый пальчик по порядку.Вот намылила БОЛЬШОЙ,Сполоснув его водой.Не забыла и УКАЗКУ,Смыв с него и пыль и краску.СРЕДНИЙ мылила усердно:Самый грязный был наверно.БЕЗЫМЯННЫЙ тёрла пастой Кожа стала сразу красной.А МИЗИНЧИК быстро мыла:Видно, он боялся мыла. Автоматизация поставленного звука в речи.Ребенок поочередно надевает массажное кольцо на каждый палец, одновременно проговаривая стихотворение на автоматизацию поставленного звука Ш. На правой руке:Этот малыш-Илюша, (на большой палец)Этот малыш-Ванюша, (указательный)Этот малыш-Алеша,    (средний)Этот малыш-Антоша, (безымянный)А меньшего малыша зовут Мишуткою друзья. (мизинец) На левой руке:Эта малышка-Танюша, (на большой палец)Эта малышка-Ксюша,  (указательный)Эта малышка-Маша,  (средний)Эта малышка-Даша,  (безымянный)А меньшую зовут Наташа.  (мизинец) Массаж пальцев эластичным кольцом Су – Джок «Прогулка»Вышли пальчики гулять.Этот пальчик в лес пошел(поочередно надевать массажное кольцо на каждый палец),Этот пальчик гриб нашел,Этот пальчик чистить стал,Этот пальчик жарить стал,Оттого и потолстел.Упражнение выполняется сначала на правой руке, потом на левой. Игры, направленные на обобщение и расширение словаря, развитие грамматического строя речи«По ладошке мяч катаю и животных называю»«Я знаю 5 названий…»«Едет, плывет, летит»«Скажи ласково»«Один-много»«Что из чего сделано»Упражнение «Один-много».Логопед катит «чудо-шарик» по столу ребенку, называя предмет в единственном числе. Ребенок, поймав ладонью шарик, откатывает его назад, называя существительные во множественном числе. Аналогично упражнения: «Назови ласково», «Скажи наоборот». Использование шариков при совершенствовании навыков употребления предлогов На столе коробка, по инструкции логопеда ребенок кладет шарики соответственно: красный шарик - в коробку;синий – под коробку; зеленый – около коробки. Затем наоборот, ребенок должен описать действие взрослого. Использование шариков для звукового анализа словДля характеристики звуков используются массажные шарики трех цветов: красный, синий, зеленый. По заданию логопеда ребенок показывает соответствующий обозначению звука шарик. Использование шариков для слогового анализа словУпражнение «Раздели слова на слоги»«По слогам словечко называй и на каждый слог шарик доставай»Ребенок называет слог и берет по одному шарику из коробки, затем считает количество слогов. Связь звука с буквой, профилактика дисграфииПрокатывание шариком по написанной букве. Написание буквы и её элементов с прокатыванием шарика по поверхности стола, на ладони. Игры, направленные на развитие в пространстве и времени«Влево, вправо прокати только мяч не упусти»«Мячик прыгает по мне - по груди и по спине»«Шарик катится по дорожке»«Мячик ты скорей катай, дни недели называй»«Утро, день, вечер, ночь»«Времена года» Игры с цветом, со счетом«Какой мячик лишний»«Разложи по цвету»«Соедини половинки»« Сосчитай все одинаковые»«Мячик по руке катай,по порядку всех считай» Использование Су – Джок шаров для развития памяти и вниманияДети выполняют инструкцию: надень колечко на мизинец правой руки, возьми шарик в правую руку и спрячь за спину и т.д.; ребенок закрывает глаза, взрослый надевает колечко на любой его палец, а тот должен назвать, на какой палец какой руки надето кольцо. Развитие мелкой моторики и тактильно-двигательного восприятия позволяет детям:овладеть навыками письма, рисования, ручного труда, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения;лучше адаптироваться в практической жизни;научиться понимать многие явления окружающего мира. В результате использования Су - Джок терапии:осуществляется благоприятное воздействие на весь организм;стимулируются речевые зоны коры головного мозга;развивается координация движений и мелкая моторика;развиваются произвольное поведение, внимание, память, речь и другие психические процессы, необходимые для становления полноценной учебной деятельности. Анализ результатов работы с шариками Су-Джок Су- Джок оказывает лечебное и профилактическое воздействие на речевые зоны коры головного мозга и положительно сказывается на исправлении речи детей. К концу года дети самостоятельно играли с колючими шариками, прокатывая их в ладошках; на вопросы педагога отвечали фразой; грамматически правильно построенными предложениями, согласовывая слова в роде и числе; у детей сформировались фонематические представления.Улучшилась произносительная сторона речи, укрепились мышцы мелкой моторики, сформировались пространственные отношения, обогатился словарный запас, развилась лексико-грамматическая сторона речи. Литература: 1. Акименко В. М. Новые логопедические технологии: учебно-методическое пособие. – Ростов н/Д: Феникс, 2009.2. Воробьева Т.А., Крупенчук О.И. Мяч и речь. – СПб.: Дельта, 2001.3. Ивчатова Л.А. Су-джок терапия в коррекционно-педагогической работе с детьми // Логопед – 2010. №1. – с. 36-38 4. Лопухина И. С. Логопедия, 550 занимательных упражнений для развития речи: пособие для логопедов и родителей. – М.: Аквариум, 1995.5. Пак Чже Ву. Вопросы терапии и практики Су – Джок. – Академия, 2009. 6. Платонова О.А. Су-джок терапия для всех; М.; ACT; СПб.; Сова, 2007. 7. Смирнова Е.А. Система развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста 2013 г.8. Филичева Т. Б., Соболева А. Р. Развитие речи дошкольника. – Екатеринбург: Издательство «Арго», 1996.9.Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь. – СПб. Издательство «Лань», 2002.10. Швайко Г. С. Игры и игровые упражнения для развития речи. – М., 1983.  СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!