Выступление Подготовка слабоуспевающих учеников к ОГЭ по математике

Подготовка слабоуспевающих учеников к ОГЭ по математике.

Каждый учитель желает знать, как подготовиться к ГИА.
И я тоже. Для меня сдать экзамен это, прежде всего, написать его без двоек. А учеников, которые могут сдать экзамен на «двойку» у меня в этом году будет больше половины. Поэтому работа со слабоуспевающими учениками (в интернете еще их называют группа риска) для меня актуальна, и я обратилась к публикациям учителей коллег в интернете.

Математика – один из тех предметов, которые требуют понимания, практики и систематизированных знаний. Математика – одна из самых сложных школьных дисциплин и вызывает трудности у многих учащихся. Исключительно важным становится целенаправленная и специально планируемая подготовка школьников к ГИА.
При подготовке к экзаменам учащиеся должны иметь и уметь применять довольно большой объем знаний. Безусловно, на последние годы обучения в школе приходится максимальная нагрузка на учащихся. При этом возрастает роль и ответственность в подготовительной работе и учителя, и самого ученика.

Что же предлагают учителя в своих публикациях в интернете? А так же из своего опыта работы.

Важным условием успешной подготовки к экзаменам является тщательное отслеживание результатов учеников по всем темам и своевременная коррекция уровня усвоения учебного материала на уроках и во внеурочное время с помощью учителя, учеников или самостоятельная работа ученика под контролем учителя. Можно завести тетрадь или составить диагностические карты на каждого ученика, где отслеживается работа с каждым заданием базового уровня. Работу по ликвидации пробелов я отражаю на стенде в кабинете математики, где ученик видит результаты своей работы. Эти результаты довожу до сведения родителей и администрации. Такая «следящая» система обеспечивает возможность прогнозирования оценок на экзамене.

Можно завести учащимся тетрадь-справочник, в которой отражены все основные вопросы данного материала по той или иной задаче, а именно прописываются: теоретический материал (алгоритм решения, помещены тренировочные задания). Таким образом, изучая материал в полном объеме, ученик знает где, как и что ему надо повторить, если такая необходимость возникла. Иногда достаточно одного взгляда на теоретический материал, чтобы ученик «раскрутил» ту цепочку основных умений, которые в свое время, видимо, не были доведены у него до автоматизма. Если недостаточно одного взгляда на теоретический материал, чтобы вспомнить нужное, значит есть необходимость поработать с алгоритмом решения по данной теме. Таким справочным материалом очень удобно пользоваться при подготовке к ОГЭ. Обучение алгоритмам даёт возможность достичь обязательного уровня обучения наиболее слабым учащимся

Уже с 7 класса при изучении различных тем можно прорешивать аналогичные задания из ОГЭ. Начиная изучать геометрию в 7 классе, дети, зачастую, сталкиваются с рядом трудностей и непонимания требований к ним. Приводить примеры того, что часть заданий геометрического характера также есть в экзаменационной работе. Поэтому и на уроках геометрии можно выделить задания, наиболее часто встречаемые на экзаменах.

Одним из важных элементов при подготовке к ГИА является повторение, которое должно проводиться постоянно, как сопутствующее новому материалу, так и тематическое. При повторении и изучении нового материала можно учитывать рекомендации психологов: материал хорошо запоминается, если его повторять на 3, 7 и 11 уроках после объяснения.

Очень важную роль играет сотрудничество с родителями. Проблема распределения ответственности между родителями и школой по поводу трудностей возникающих в процессе обучения и  подготовки  ребенка к экзаменам – одна из острейших проблем в педагогической практике. Ситуация экзамена, безусловно, обостряет подобные противоречия. Учитель не должен взваливать на себя всю  работу  и ответственность за  подготовку  - дети и родители должны знать, что  учителя  всегда рядом, готовы придти на помощь. Но экзаменуют всё-таки - учеников и от них в первую очередь требуется заинтересованность и активность.
В течение полугода с родителями мы в своей школе дважды встречались на собраниях и «внятно» объясняли цели и задачи подготовительного периода, о структуре и содержании контрольно-измерительных материалов, о процедуре проведения экзамена, о критериях оценивания, о ходе подготовки к ГИА. Говорили об уровне готовности каждого выпускника, информировали о результатах пробного внутришкольного экзамена, проводили индивидуальные консультации родителей. Были встречи «учитель – ученик- родитель».
Но активность и ответственность родителей оставляет желать лучшего.

В течение года провожу тренировочные, репетиционные работы внутри школы. Работы беру с официального сайта СтатГрад, где работы максимально приближены к новым стандартам. Стараюсь создать реальные условия проведения ГИА. Опыт свидетельствует о том, что такая организация деятельности позволяет выпускникам регулировать темп своей работы над текстом, снижает уровень тревожности перед экзаменом, вселяет веру в свои силы, позволяет адаптироваться в условиях аттестации.
Очень важно «видеть» экзаменационную работу и как можно эффективнее её выполнить. Мы знаем, что достаточно выполнить восемь заданий; А-3, Г-2, РМ-2.
Для этого можно учить ученика работать по инструкции:
1) Отбираю те задания, которые могу решить.
2) Считаю, сколько таких заданий.
3) Определяю еще несколько заданий, решение которых мне известно. Чем больше таких заданий, тем лучше.
4) Решаю отобранные задания.

В кабинете математики есть информационный стенд для учащихся: нормативные документы, бланки, правила заполнения бланков, ресурсы Интернет по вопросам ОГЭ.
Провожу занятия по заполнению бланков.

По данным исследований, в памяти человека остается 1/4 часть услышанного материала, 1/3часть увиденного, 1/2часть увиденного и услышанного, ѕ части материала, если ученик привлечен в активные действия в процессе обучения.
Поэтому на уроках математики при подготовке к экзамену желательно применение ИКТ.
Поскольку наглядно-образные компоненты мышления играют исключительно важную роль в жизни человека, то использование их в изучении материала с использованием ИКТ повышают эффективность обучения:
графика и мультипликация помогают ученикам понимать сложные логические математические построения;
возможности, предоставляемые ученикам, манипулировать (исследовать) различными объектами на экране дисплея, позволяют детям усваивать учебный материал с наиболее полным использованием органом чувств и коммуникативных связей головного мозга.
Компьютер может использоваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле, при этом для ученика он выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения.

Для эффективной подготовки к ГИА нужна тренировка, тренировка и еще раз тренировка. Довести решение задач до автоматизма.
Натаскивание на варианты ОГЭ слабоуспевающих учеников необходимо. В этом мне помогают задания с сайта ФИПИ из открытого банка заданий, которые я собираю по темам в брошюры. Ученик привыкает к этим заданиям. Он знает, что эти задания будут у него в экзаменационной работе. Нет того стресса, который был бы у него перед неизвестным. В брошюре: теория, образцы действий и задания. Работаем по этим брошюрам в классе, на дополнительных занятиях, дома.

И в заключение стихотворение

ГИА глазами пессимиста
 
Вот снова у меня девятый класс.
Так мало грамотных средь них!
Я вглядываюсь в лица: сдаст, не сдаст
В июне ГИА каждый из двоих.
 
Потом разборки: как и почему;
Системы нет, готовили не так
И снова я у совести в плену,
Морали–то читать - любой мастак.
 
А что учитель? Пашет словно вол.
С урока выйдет – мокрая спина.
И думает, чтоб школу не подвёл,
Когда наступит страшная ГИА.