Николай Некрасов Дед Мазай и зайцы



Школа-гимназия № 34 имени Асана Тайманова
Урок литературного чтения в 6 «а»классе
На тему: Н.А. Некрасов. «Дед Мазай и зайцы»
(Урок прошел в рамках недели русского языка и литературы)

Учитель : МатаеваСлушаш Туменбаевна

Урок литературного чтения в 6 «а»классе
Н.А. Некрасов. "Дед Мазай и зайцы
Цели:
познакомить со стихотворением Н. Некрасов «Дед Мазай и зайцы»;
развивать речь, выразительное чтение;
воспитывать любовь к природе, животным.
Оборудование : рисунок деда Мазая, портрет Н. Некрасова,
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
2. Сообщение темы и целей
СЛАЙД№1-2
– Ребята, сегодня мы продолжим знакомство с творчеством Николая Некрасова.
Кто скажет, какое стихотворение Некрасова мы изучали недавно?
«Славная осень» ,
«Зеленый Шум».
Давайте вспомним, кто помнит эти стихотворения?
Дети читают наизусть
Объяснение новой темы.
СЛАЙД№3-4-5
3. Вступительная беседа
Главным героем стихотворения Некрасова «Дед Мазай и зайцы» является дед Мазай
Прототипом героя стихотворения «Дед Мазай и зайцы» является знаменитый дедушка Мазай, который жил вМалых Вёжах.
Деревня Малые Вежи находится на территории России в Костромской губернии , рядом с Костромским водохранилищем.
Занимались рыболовством, сыроварением, торговали сеном, охотой, плетением лаптей .
Воспоминания старожилов : « Я преклоняюсь и отдаю должное уважение великому сыну России, поэту Н.А. Некрасову, который воспел-описал жизнь болотно-низменного края. По размерам вся эта низина составляла примерно 40х20 км. А уникальность её состояла в образе жизни людей этих мест. Через эту низину протекали реки, такие как Кострома, Соть, Касть, Узокса со множеством их притоков. Было много больших озёр — таких как Каменник, Идоломское (с водным зеркалом около 250 га), Великое, Ботвино, два озера Поповы, Боранское, Першино, Семёново, Красное, Грясково. По берегам рек и озёр рос ивовый кустарник, много было ягод чёрной смородины, ежевики, калины. Между рек и озёр росли превосходные заливные травы, где находились сенокосные угодья. Все эти реки и озёра буквально кишели рыбой, так как были уникальные условия для нереста и нагула.Необыкновенно своеобразен был весенний разлив. Вся низина с конца марта по середину мая затоплялась водой . Огромные лесные массивы погружались в воду, оставляя редкие островки суши. Кто бывал в это время в затопленном лесу в солнечный день на лодке, тот всю жизнь не забудет прелести природы, наполненной пением птиц, кряканьем уток, кваканьем лягушек, криками чаек, воркованьем тетёрки. Лес чист и прозрачен, листа ещё нет. Только на вербах и краснотале появились барашки. В это время на редких островках застигнутые врасплох оставались зайцы, лоси, лисы и волки. Лоси иногда пускались вплавь искать более подходящее пристанище. Некоторые звери погибали, даже волки. Как отмечали старожилы, самые большие весенние разливы были в 1915, 1926 и 1936 года
Дедушка Мазай – реальный, конкретный человек
«Деревня Малые Вежи, где жил Мазай, один из друзей-охотников Некрасова, существует и теперь»В. В. Касторский (1958 г.):
«Дедушка Мазай – не вымышленное лицо. Это (...) костромской крестьянин, приятель Некрасова по охоте. Потомки дедушки Мазая живут и сейчас в Костромском районе под фамилией Мазайкиных*»
А. Ф. Тарасов (1977 г.): «Герой стихотворения “Дедушка Мазай...” – реальная личность»
Знаменитый дедушка Мазай жил в Вёжах. Привычное словосочетание «дедушка Мазай» уже давно воспринимается как имя собственное, но, конечно, это только деревенское прозвище. В литературе неоднократно указывалось, что жившие в Вёжах потомки деда Мазая носили фамилию Мазайхины
К счастью, у нас есть возможность определить имя того человека, которого мы с детства знаем как дедушку Мазая
Согласно ревизским сказкам первой половины XIX века, в Вёжах была только одна семья Мазайхиных. Во-вторых, в этой семье только один человек мог быть прототипом легендарного некрасовского героя.
Основателем рода Мазайхиных был крестьянин Савва Дмитриевич Мазайхин (1771 – 1842 гг.).
Комментарии к старинным домам на столбах
Слайд №6-7
Словарная работа
силки' Петли для ловли птиц и мелких животных
багры' Шесты с металлических крючком
тягота' Тяжесть, груз
поте'ха Забава, веселье
Лопо'чут Говорить быстро, много, неясно
гуто'рить Беседовать
у'хнул Издавать резкий звук
арши'н Старинная мера длины, немного меньше метра
саже'нь Старинная мера длины, чуть больше двух метров
В деревне Малые Вежи жил дедушка Мазай – одинокий, добрый человек, влюбленный в природу. Он большую часть своей жизни проводил в лесу, на охоте. Деревня, где жил Мазай, была особенная. Домики стояли на высоких столбах.


Деревня была расположена в низине, и весной, во время половодья, ее так затопляло, что жители не ходили по улицам, а плавали в лодках.
Летом Малые Вежи утопали в зелени. Н.Некрасову нравилась эта зеленая деревня, и он каждое лето приезжал туда отдохнуть, поохотиться. В этих походах его спутником был дед Мазай. Мазай знал много рассказов, и Некрасов любил их слушать. И вот однажды, когда поэт и его старый друг были на охоте, пошел дождь. Они спрятались в заброшенном сарае, и, пока пережидали дождь, Мазай рассказал об одном случае из своей жизни. Некрасов на основе этого рассказа написал стихотворение «Дедушка Мазай и зайцы».
Послушайте это стихотворение.
Я сама начинаю кто-то затем продолжает
Работа по тексту
1 группа отношение людей к зайцам к Мазаю?
За что Мазай осуждал односельчан? Найдите в тексте.
Кабы сетями ее не ловилиКабы силками ее не давили...Ловят, и топят, и бьют их баграми.
– Как отнеслись односельчане к тому, что Мазай спасал зайцев? Найдите в тексте.
Было потехи у баб, ребятишек,Как прокатил я деревней зайчишек:«Глянь-ко: что делает старый Мазай!»
2 группа поведение зайцев до наводнения и после спасения
– Найдите то место, где стихотворные строчки короче.
Собралися гурьбой,сотнями гибнут....лопочут ушами,копошатся,сильно дрожала,стоит горемыка,
Тут мои зайцы вовсе сбесились,на задние лапы встают,лодку качают,мигом разбежалась
И во весь духПошли зайчишки.А я им: «У-х!Живей, зверишки!..Смотри, косой, Теперь спасайся,А чур, зимойНе попадайся!Прищелюсь – бух!И ляжешь… Ууу-х!..»
– Почему поэт меняет ритм стихотворения? О чем говорится в этом отрывке?– Чтобы показать стремительность движения зайцев надо читать быстрее, чем все остальные строки. Прочитаем их.
3 группа отношение Мазая к зайцам
И во весь духПошли зайчишки.А я им: «У-х!Живей, зверишки!..Смотри, косой, Теперь спасайся,А чур, зимойНе попадайся!Прищелюсь – бух!И ляжешь… Ууу-х!..»
– Почему поэт меняет ритм стихотворения? О чем говорится в этом отрывке?– Чтобы показать стремительность движения зайцев надо читать быстрее, чем все остальные строки.
4 группа «В чем сходство содержания стихотворения и воспоминаний старожилов
Каким вы себе представляете Мазая? Внимание на рисунок
СЛАЙДЫ 10-12
.
10. Подготовка к выразительному чтению
– Обратите внимание на знаки препинания в тексте. Возьмите в руки карандаши. Я читаю и выделяю голосом важные для чтения слова, а вы подчеркиваете их. Что подчеркнули?
12. Итог урока
– Посмотрите, как изображен дед Мазай в книге.– В чем он одет?– Понравился ли вам дед Мазай? Почему?– Как поэт относится к Мазаю?– Что вы узнали о жизни животных весной?– Какое отношение к животным пробуждает автор?– Какие выражения из стихотворения вам хочется запомнить?
13. Домашнее задание
стр. 153-154, выучить наизусть понравившийся отрывок и сделать к нему рисунок