Презентация к лекции — концерту Русские романтики


Русские романтики РОМАНТИЗМ – направление в искусстве, сформировавшееся на рубеже XVIII – XIX вв. Романтизм возник сначала в Германии, а затем получил распространение во всех странах Европы и Америки. В музыкальной культуре он просуществовал чуть больше века (1800—1910), тогда как в смежных сферах (живописи и литературе) его срок истёк на полстолетия раньше. В конце XVIII века "романтическое" понимается как старинное, самобытно народное, далёкое, наивное, фантастичное, духовно возвышенное, призрачное, а также удивительное, пугающее. "Романтики романтизировали всё, что им было по душе из недавнего и давнего прошлого" - писал Ф. Блуме. Происхождение термина «романтизм» (по-французски romantique, по-английски romantic) точно не определено. Одни исследователи утверждают, что за основу взято слово «роман». Действительно, излюбленным жанром литературы того времени стал роман (рыцарский, приключенческий, любовный, авантюрный). Другие ученые считают, что термин происходит от слова «романс» (от испанского romance). Эта форма средневековой народной песни получила новую жизнь в конце XVIII – начале XIX века и широко распространилась в дворянских салонах, усадьбах помещиков, домах горожан. На смену классицизма с его гармоничной и рассудочной ясностью пришло эмоциональное искусство романтизма, посвятившее себя изображению сильных душевных движений и больших чувств. Романтизм – культурное явление Европы и Америки. В разных странах его судьба имела свои особенности. В России слово «романтизм» появилось на страницах печати еще в самом начале XIX века. В.Г. Белинский писал о появлении романтизма в России: «С 1813 года начали проникать в русские журналы темные слухи о каком-то романтизме». В русской поэзии, живописи и музыке зарождаются черты того направления, которое получило название романтизма. В операх и романсах новые романтические черты выявляют себя в остром интересе к таинственной, поэтической и красочной родной старине, к волшебной сказке, к личным лирическим переживаниям человека, к особой красочности в передаче картин природы и человеческой жизни, вообще — ко всему характерному, особенному, яркому. В первой половине XIX столетия произошли такие масштабные для России события, как Отечественная война 1812 года, восстание декабристов, в обществе распространялись идеи Великой французской революции, произошедшей незадолго до этого. Всё это не могло не отразиться на культуре страны. В литературе появляются М.Ю.Лермонтов, В.Ф.Одоевский, в живописи – О.А.Кипренский и К.П.Брюллов. В музыкальной жизни России так же слышны отголоски романтизма, который по-настоящему захлестнёт страну с приходом М.И.Глинки. Русскую музыку XIX века принято делить на два периода: до появления великого композитора М.И. Глинки, то есть, примерно, до 1830 – 1840 годов и после. До – эпоха раннего романтизма или «до – глинкинская» , после – в русской музыке наступает классический период. К первому периоду относятся такие русские композиторы XIX века, как А. Н. Верстовский, главным образом, театральный композитор, и прославленные авторы песен и романсов: А. А. Алябьев, А. Л. Гурилев и А. Е. Варламов. Жизнь и творчество всех этих композиторов были тесно связаны с Москвой, ее бытом, укладом и домашним музицированием, ее театральной средой, литературой, цыганскими хорами. Все они использовали достижения современного им мирового романтического искусства в своем творчестве, оставаясь при этом коренными русскими музыкантами с постоянным и неизменным влечением к русскому быту, русской песне, русской природе, русской поэзии. Творчество каждого из них приобрело широкую и долгую популярность в своей стране. а некоторые песни, такие, например, как «Не шей ты мне, матушка, красный сарафан», «Вдоль по улице метелица метет» Варламова или «Матушка-голубушка» Гурилева, получили известность и далеко за ее пределами, где они воспринимались как образцы русского народного искусства. Александр Александрович Алябьев (1787 – 1851) Соловей мой, соловейГолосистый соловей!Ты куда, куда летишь,Где всю ночку пропоешь? Александр Львович Гурилёв (1803-1858) Одинок стоит домик крошечка, Он на всех глядит в три окошечка. На одном из них занавесочка, А за ней висит с птичкой клеточка. Мне наскучило, девице,Одинёшенькой в светлице,Одинёшенькой в светлицеШить узоры серебром! Что такое это значит?Как одна я с ним сижу,Все тоскует он и плачет?Право, маменьке скажу! Александр Егорович Варламов (1801-1848) На заре ты её не буди,На заре она сладко так спит;Утро дышит у ней на груди,Ярко пышет на ямках ланит. Владимир Фёдорович Одоевский(1804 – 1869) Михаил Иванович Глинка(1804 – 1857) Ты соловушка,умолкни,Песен петь не надо,Ты не шли мне звонких трелей На заре из сада. Александр Сергеевич Даргомыжский(1813-1869) Влюблен я, дева-красота,В твой разговор, живой и страстный,В твой голос, ангельски прекрасный,В твои румяные уста! Балакирев Милий Алексеевич (1837 – 1910) Александр Тихонович Гречанинов (1864 – 1956) Пётр Ильич Чайковский(1840 – 1893) Антон Григорьевич Рубинштейн(1829 – 1894) Завершившись как направление, романтизм продолжил жить и в музыке XX века, и в музыке века нынешнего в разных своих составляющих. Прав был Блок, говоря о том, что возникает романтизм «во все эпохи человеческой жизни». Спасибо за внимание !