Урок по литературе на тему С. Голицын В поход!


Тема урока: С.Голицын «В поход!» отрывок из повести "Сорок изыскателей"Цель урока: познакомить учащихся с творчеством С.М. Голицына и его повестью «40 изыскателей»
Задачи:Образовательные:
Раскрыть понимание дружбы через поступки, мысли и чувства героев.
Помочь учащимся прочувствовать глубину отношений ребят, учить детей  понимать других, помогать в трудную минуту.
Выявлять слова и выражения для точного изображения событий.
Развивающие:
Развивать умения анализировать текст, выделять главное и существенное.
Продолжить работу над устной речью. Уметь применять полученные знания в повседневной жизни.
Обогащать словарный запас, развивать образное, творческое мышление.
Воспитывающие:
Формировать активную жизненную позицию. 
Продолжить работу над формированием таких качеств, как: коммуникабельность, любознательность, ответственность. 
Методы обучения: наглядный, словесный, частично-поисковый.Формы обучения: индивидуальная, групповая, парная, коллективная.Тип урока: урок применения знанийВид урока: урок-путешествие
Ожидаемые результаты
Предметные:
организовать деятельность учащихся по планированию изучения новой темы; содействовать осознанию учащимися ценности изучаемого предмета; содействовать развитию у детей навыка чтения;
Метапредметные:
Познавательные – развивать умение самостоятельно находить и извлекать нужную информацию, осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.
Регулятивные - развивать умение планировать необходимые действия; контролировать процесс и результат деятельности, вносить необходимые коррективы; осознавать возникшие трудности, искать их причину и пути преодоления.
Коммуникативные - развивать умение вступать в диалог с учителем, сверстниками, участвовать в беседе, соблюдая правила речевого поведения; формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения, осуществлять совместную деятельность в парах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.
Личностные:
содействовать осознанию учащимися ценности изучаемого предмета; воспитывать чувство взаимопомощи, взаимовыручки
Оборудование: компьютер, презентация, музыка И.Дунаевского “Веселый ветер”, , индивидуальные маршрутные листы, индивидуальные тетради детей «Записная книжка туриста»
Ход урока
Орг моиент: звучит музыка
Актуализация знаний :- Слайд 1
- Назовите предметы и скажите, для чего и кому они необходимы? туристу Слайд Замените одним словом Слайд 3
Быть в пути, в дороге, идти или ехать в даль - путешествовать
Странствование, ходьба или езда по чужим местам - путешествие
Тот, кто находится в пути, много ездит или ходит. – путешественник
– Для чего, с какой целью люди отправляются в путешествия?
– Каким может быть путешествие? Составьте словосочетания с этим словом. (Опасное путешествие, интересное, увлекательное, морское, космическое и т.д.)
- А куда отправляются путешественники? Мы ответим и узнаем тему урока - В поход – Слайд4– Как вы думаете, кто самые большие любители путешествий и приключений? (Дети.)
В интереснейший поход по Владимировской области отправимся с новым для нас автором С.Голицыным и с ребятами на поиск потерявшейся картины художника Слайд.
3. Проверка домашнего задания: Кроссворд- самопроверка- критерии - оценивание
-Какое слово получилось? Изыскатели.
-Кто такие изыскатели?
– Попробуйте догадаться о смысле этого слова, подбирая однокоренные слова. (Изыскатель – искатель, искать, поиск, выискивать.)
– Обратимся к Толковому словарю Даля: изыскивать – старательно искать и находить; разыскивать, доходить до чего-то опытом и соображением. Изыскатель – тот, кто разыскивает что-либо
Слайд
4. Новая тема:
-Сегодня на уроке мы прочитаем отрывок из повести Голицына «Сорок изыскателей» Слайд
Какую информацию оно в себе таит? («Сорок изыскателей». Сорок – это количество.
– Можно ли предположить, какие события произойдут?
На все вопросы ответить может только сам автор и его произведение.
– Попробуем определить до начала чтения, какое по жанру произведение перед нами. Знаком ли вам автор – Сергей Голицын?
Это повесть, так как делится на главы, главы разделены на части
-Прочитайте, что такое повесть- в маршрутном листе урока .
Начнем путешествие и составим «Записную книжку туриста». Первая станция
«Слово о писателе» Сергей Михайлович Голицын
В детстве любимыми писателями Сергея Михайловича были Пушкин, Толстой, Окунувшись в приключенческую литературу, в нем проснулось желание стать писателем. После окончания школы он поступил на Высшие литературные курсы. Первые шаги в литературе ему помогает сделать писатель Борис Житков.
Первые детские рассказы Голицына начали публиковаться в детских журналах «Чиж», «Мурзилка», Однако сразу стать профессиональным писателем Сергею Голицыну не удалось. Началась война. Был награждён орденами и медалями за боевые заслуги После войны Сергей Голицын работал инженером-геодезистом . В творчестве Сергея Михайловича значительное место занимает краеведческая и историческая литература.
Сергей Михайлович много сил отдавал воспитанию подрастающего поколения.
– Всегда ли путешествие, поход – только приятное, увлекательное занятие? (Нет, очень часто оно опасное, на пути встречаются преграды, нужно преодолевать трудности.)
– Тогда какие качества человека особенно ценятся в походе? (Знания, смелость, трудолюбие, взаимовыручка, смекалка и т.д.)
Вторая станция «Привал»
Мотивация к чтению:
– Вот и первая остановка на отдых.
Важной особенностью приключенческого жанра является познавательность, любое дело – даже кашу сварить – нужно делать с умом. Поэтому я попрошу вас быть внимательными при чтении.
Понаблюдаем за изыскателями и попробуем найти практические советы тем, кто отправляется в поход.
– Прочитайте текст про себя, не забывайте при этом следить за героями, за их поведением, отношением друг к другу, за их речью.
Работа в парах – Обсудите практические советы
Работа с текстом после чтения.
Беседа.
– Какие же секреты походной жизни вы обнаружили? (Располагаться нужно только возле источника воды. Для костра необходимы сухие ветки. Чтобы приготовить еду, нужно забить две рогатки и подвесить вёдра на перекинутой палке. Кашу можно варить аргентинским способом. Чайную заварку можно приготовить из ежевичных и малиновых листьев. Червей лучше запасти ещё дома…)– А как вы думаете, откуда у наших героев такие познания? (Вычитывают в книгах, как Витя Большой, общаются со взрослыми, смотрят передачи и т.д.)
- Проверка- Критерии –Оценивание
- Справочник туриста – вклеить советы
Физминутка - Речевая разминка. - И вы сейчас попробуете развести костёр, для этого вы должны вспомнить упражнение «Надуй шарик» (соберите ветки, встаньте вокруг костра, присядьте и раздуйте костёр)4 станция  «ОЧумелые ручки» (Задание слабым –прочитать и найти рецепт как запечь рыбу)
Чтение второй части – 2 ученика – сильных
Выборочное чтение.- Найдите и зачитайте отрывок, в котором говорится о том, из чего сварили обед ребята?
-Какие трудности возникли за обедом?
-Как ведут себя дети, решая вопрос с ложками? 
-Зачитайте, какие получились ложки?
5 станция «Секреты – советы» -слабые учащиесяРабота в группе – слабые учащиеся- Инстенирование сценки - Как запечь рыбу.
6 станция: «У природы нет плохой погоды»Читает - учитель Послушайте как Звучат раскаты грома. почувствуйте тревогу природы и страх людей. и ответьте на вопрос-Как нужно вести себя во время грозы?
-Я раздам вам памятки, вклеите в свои тетради. - Мы прочитали отрывок из повести, Хочется ли читать дальше?Проверка – Тест- критерии - оценивание
Подведение итогов.Продолжите фразу. Прием « Телеграмма» - что нужно сделать, чтобы совершить путешествие. – написать коротко. (Автор хотел сказать читателям: «Чтобы совершать далёкие путешествия, необходимы…(знания, трудовые навыки, смекалка, смелость, выдержка, умение приходить на помощь друг другу)- Чему учит это произведение? (дружбе, взаимопомощи в походе, терпению, силе духа, смелости в преодолении препятствийКаким для вас было сегодняшнее общение? (Выберитеответ)
Интересным Познавательным Поучительным
- Поднимите руку, кому было интересно на уроке.
- Поднимите руку те, кто сегодня узнал для себячто-то новое.
Учащиеся оценивают свою работуна уроке.
Выставление оценок.
Домашнее задание. Мини – сочинение «Считаю ли я себе изыскателем»
Тест
1. Герой, какого рассказа не понимает юмора и не может простить обиду?
а) «Мишкина  каша»
б) «Надо иметь чувство юмора»
в) «В поход!»
2. Кто автор рассказа «Кот-ворюга»?
а)  С.Голицын
б) Г. Куликов
в) К.Паустовкий3. Из какого произведения эти строки: «Наутро мама оставила нам хлеба на два дня, варенья, чтобы мы чай пили, показала, где какие продукты лежат…»
а) «Мишкина  каша»
б) «Надо иметь чувство юмора»
в) «Кот-ворюга»
4.Как звали хозяйку, которая накормила героев рассказа «Мишкина каша»?
а) Маша
б) Наташа
в) Даша
5. В каком произведений папа придумал задачу про мальчика из 1 «В» класса?
а)  «Кот-ворюга»
б) «Мишкина  каша»
в) «Надо иметь чувство юмора»
6. Кто командовал кашеварами в рассказе  С.Голицына «В поход!»
а) Люся
б) Лида
в) Лена
7.Кто из героев рассказа «В поход!»  предложил варить кашу каким-то аргентинским способом?
а) Соня
б) Витя Большой
в) Витя Перец
8. Из каких листьев девочки Соня и Галя заварили чай?
а)  из ежевичных и малиновых листьев
б)  из смородиновых и ежевичных листьев
в)  из клубничных и  листьев крыжовника
9.Кто сделал  ложки из половины раковин?
а)   девочки
б)   близнецы
в)  учитель
10. Кто из героев рассказа С.Голицына «В поход!»  хотел  стать кинооператором?
а) Володя
б) Витя Большой
в) Витя Перец
 
Обратимся к Толковому словарю Даля: изыскивать – старательно искать и находить; разыскивать, доходить до чего-то опытом и соображением. Изыскатель – тот, кто разыскивает что-либо
В детстве любимыми писателями Сергея Михайловича были Пушкин, Толстой, Окунувшись в приключенческую литературу, в нем проснулось желание стать писателем. После окончания школы он поступил на Высшие литературные курсы. Первые шаги в литературе ему помогает сделать писатель Борис Житков.
Первые детские рассказы Голицына начали публиковаться в детских журналах «Чиж», «Мурзилка», Однако сразу стать профессиональным писателем Сергею Голицыну не удалось. Началась война. Был награждён орденами и медалями за боевые заслуги После войны Сергей Голицын работал инженером-геодезистом . В творчестве Сергея Михайловича значительное место занимает краеведческая и историческая литература.
Сергей Михайлович много сил отдавал воспитанию подрастающего поколения.
Маршрутный лист
проверка д.з. кроссворд
Критерии: на все вопросы знал ответы – 5
иногда требовалась помощь -4
на 3 и более вопросов не мог ответить – 3
Повесть –литературное произведение,состоящее из глав и каждая глава делится на части
Практические советы:
Критерии: все советы нашел сам – 5
потребовалась помощь – 4
не смог выделить самостоятельно – 3
Тест – Критерии:
5 ответов - «5» 4 ответа - «4»3 ответа - «3» Итоговая оценка:
проверка д.з. кроссворд
Критерии: на все вопросы знал ответы – 5
иногда требовалась помощь -4
на 3 и более вопросов не мог ответить – 3
Повесть – литературное произведение,состоящее из глав и каждая глава делится на части
Практические советы:
Критерии: все советы нашел сам – 5
потребовалась помощь – 4
не смог выделить самостоятельно – 3
Тест – Критерии:
5 ответов - «5» 4 ответа - «4»3 ответа - «3» Итоговая оценка:
проверка д.з. кроссворд
Критерии: на все вопросы знал ответы – 5
иногда требовалась помощь -4
на 3 и более вопросов не мог ответить – 3
Повесть – литературное произведение,состоящее из глав и каждая глава делится на части
Практические советы:
Критерии: все советы нашел сам – 5
потребовалась помощь – 4
не смог выделить самостоятельно – 3
Тест – Критерии:
5 ответов - «5» 4 ответа - «4»3 ответа - «3» Итоговая оценка:
проверка д.з. кроссворд
Критерии: на все вопросы знал ответы – 5
иногда требовалась помощь -4
на 3 и более вопросов не мог ответить – 3
Повесть – литературное произведение,состоящее из глав и каждая глава делится на части
Практические советы:
Критерии: все советы нашел сам – 5
потребовалась помощь – 4
не смог выделить самостоятельно – 3
Тест – Критерии:
5 ответов - «5» 4 ответа - «4»3 ответа - «3» Итоговая оценка:
проверка д.з. кроссворд
Критерии: на все вопросы знал ответы – 5
иногда требовалась помощь -4
на 3 и более вопросов не мог ответить – 3
Повесть – литературное произведение,состоящее из глав и каждая глава делится на части
Практические советы:
Критерии: все советы нашел сам – 5
потребовалась помощь – 4
не смог выделить самостоятельно – 3
Тест – Критерии:
5 ответов - «5» 4 ответа - «4»3 ответа - «3» Итоговая оценка:
проверка д.з. кроссворд
Критерии: на все вопросы знал ответы – 5
иногда требовалась помощь -4
на 3 и более вопросов не мог ответить – 3
Повесть – литературное произведение,состоящее из глав и каждая глава делится на части
Практические советы:
Критерии: все советы нашел сам – 5
потребовалась помощь – 4
не смог выделить самостоятельно – 3
Тест – Критерии:
5 ответов - «5» 4 ответа - «4»3 ответа - «3» Итоговая оценка:
Кроссворд.
1Имя главной героини Волшебник изумрудного города. Элли2. Кто помогал Элли? друзья
3. Продолжи поговорку: В каждой шутке есть доля… правды
4. Как называется небольшое литературное повествовательное произведение. рассказ
5 У Житкого Беспризорная…кошка
6. Какое задание дал папа Денису. задача
7. Соломенный друг Элли. Страшила
8. Кто виноват в ошибках ребят. лемуры
9. Что получается в ответе папиной задачи. лентяй
10. Автор «Приключения Электроника» Велтисов

*Располагаться нужно только возле источника воды
*Для костра необходимы сухие ветки.
*Чтобы приготовить еду, нужно забить две рогатки
и подвесить вёдра на перекинутой палке.
*Кашу можно варить аргентинским способом
*Чайную заварку можно приготовить из ежевичных и малиновых листьев.
*Червей лучше запасти ещё дома
*Располагаться нужно только возле источника воды
*Для костра необходимы сухие ветки.
*Чтобы приготовить еду, нужно забить две рогатки
и подвесить вёдра на перекинутой палке.
*Кашу можно варить аргентинским способом
*Чайную заварку можно приготовить из ежевичных и малиновых листьев.
*Червей лучше запасти ещё дома
*Располагаться нужно только возле источника воды
*Для костра необходимы сухие ветки.
*Чтобы приготовить еду, нужно забить две рогатки
и подвесить вёдра на перекинутой палке.
*Кашу можно варить аргентинским способом
*Чайную заварку можно приготовить из ежевичных и малиновых листьев.
*Червей лучше запасти ещё дома
*Располагаться нужно только возле источника воды
*Для костра необходимы сухие ветки.
*Чтобы приготовить еду, нужно забить две рогатки
и подвесить вёдра на перекинутой палке.
*Кашу можно варить аргентинским способом
*Чайную заварку можно приготовить из ежевичных и малиновых листьев.
*Червей лучше запасти ещё дома
*Располагаться нужно только возле источника воды
*Для костра необходимы сухие ветки.
*Чтобы приготовить еду, нужно забить две рогатки
и подвесить вёдра на перекинутой палке.
*Кашу можно варить аргентинским способом
*Чайную заварку можно приготовить из ежевичных и малиновых листьев.
*Червей лучше запасти ещё дома
*Располагаться нужно только возле источника воды
*Для костра необходимы сухие ветки.
*Чтобы приготовить еду, нужно забить две рогатки
и подвесить вёдра на перекинутой палке.
*Кашу можно варить аргентинским способом
*Чайную заварку можно приготовить из ежевичных и малиновых листьев.
*Червей лучше запасти ещё дома
Если гроза застала вас врасплох, необходимо помнить следующее:■ молния никогда не ударяет в кустарник;■ избегайте отдельно стоящих деревьев;■ не стойте под раскрытым зонтиком;■ не прикасайтесь к электрическим предметам и выньте их из карманов;■ если есть возможность, переждите грозу в автомобиле;■ держитесь подальше от высоких металлических конструкций;■ не купайтесь, не переходите вброд реку, отойдите подальше от водоема.Если гроза застала вас врасплох, необходимо помнить следующее:■ молния никогда не ударяет в кустарник;■ избегайте отдельно стоящих деревьев;■ не стойте под раскрытым зонтиком;■ не прикасайтесь к электрическим предметам и выньте их из карманов;■ если есть возможность, переждите грозу в автомобиле;■ держитесь подальше от высоких металлических конструкций;■ не купайтесь, не переходите вброд реку, отойдите подальше от водоема.Если гроза застала вас врасплох, необходимо помнить следующее:■ молния никогда не ударяет в кустарник;■ избегайте отдельно стоящих деревьев;■ не стойте под раскрытым зонтиком;■ не прикасайтесь к электрическим предметам и выньте их из карманов;■ если есть возможность, переждите грозу в автомобиле;■ держитесь подальше от высоких металлических конструкций;■ не купайтесь, не переходите вброд реку, отойдите подальше от водоема.Если гроза застала вас врасплох, необходимо помнить следующее:■ молния никогда не ударяет в кустарник;■ избегайте отдельно стоящих деревьев;■ не стойте под раскрытым зонтиком;■ не прикасайтесь к электрическим предметам и выньте их из карманов;■ если есть возможность, переждите грозу в автомобиле;■ держитесь подальше от высоких металлических конструкций;■ не купайтесь, не переходите вброд реку, отойдите подальше от водоема.Если гроза застала вас врасплох, необходимо помнить следующее:■ молния никогда не ударяет в кустарник;■ избегайте отдельно стоящих деревьев;■ не стойте под раскрытым зонтиком;■ не прикасайтесь к электрическим предметам и выньте их из карманов;■ если есть возможность, переждите грозу в автомобиле;■ держитесь подальше от высоких металлических конструкций;■ не купайтесь, не переходите вброд реку, отойдите подальше от водоема.Если гроза застала вас врасплох, необходимо помнить следующее:■ молния никогда не ударяет в кустарник;■ избегайте отдельно стоящих деревьев;■ не стойте под раскрытым зонтиком;■ не прикасайтесь к электрическим предметам и выньте их из карманов;■ если есть возможность, переждите грозу в автомобиле;■ держитесь подальше от высоких металлических конструкций;■ не купайтесь, не переходите вброд реку, отойдите подальше от водоема.