Прилагательные близкие и противоположные по смыслу.


Прилагательные близкие и противоположные по смыслу.
1.Мотивация к учебной деятельности.
Прозвенел звонок,
Начинается урок
поработать нам пора!
- Давайте поприветствуем наших гостей (дети поворачиваются к гостям и здороваются)
 – Ребята, скажите, а каким вы хотите видеть наш сегодняшний урок?
- Прочитайте девиз нашего урока «Учитесь открывать»
-А что мы будем открывать? (новые знания)
-- А вы хотите открыть новые знания? (хотим)
- откройте тетради и запишите число, Классная работа
2.Актуализация (повторение)знаний.
1) Чистописание
ОЙ АЯ ОЕ
-Ребята, скажите, а для чего мы каждый день проводим минутку чистописания?
2)  Загадка:
«Определяю я предметы,
Они со мной весьма приметны.
Я украшаю вашу речь.
Меня вам надо знать, беречь!» (прилагательное)

- С какой ч/р мы с вами познакомились?
- На какие ?? отвечает имя прилаг-ное?
- Что оно обозначает?
- С какой ч/р связано?
- Какие признаки может обозначать? (цвет, форму, размер…) /Приведите примеры/.
- Обобщите свои знания об имени прилагательном.
Словарная работа. «Третий лишний»:
м . л . дой, мальч . к, дев . чка (молодой, т.к.
имя прилагательное)

- Подберите прилагательные к данным существительным
3. Объяснение нового материала. Постановка целей урока.-Молодой
- Каким другим словом, близким по значению, можно заменить это прилагательное? (юный)
- А какое слово противоположно по значению? (старый)
– Что такое синонимы? (Это слова, близкие по значению.)
– Как называются слова, противоположные по значению? (Антонимы.)
– Как вы думаете, как будет называться тема нашего урока? ("Прилагательные близкие и противоположные по смыслу")
– О чем мы говорили на прошлом уроке? (Об именах прилагательных.)
– Могут ли быть имена прилагательные синонимами или антонимами?
– Вот это мы и должны выяснить на уроке.
Это цель нашего урока.
4. Первичное закрепление с проговариванием в слух.
У п р а ж н е н и е 62, с. 31 – коллективное выполнение.
– По какому признаку сравниваются предметы в каждом предложении?
– Выпишите прилагательные, которые обозначают противоположные признаки (антонимы).
– Как называют слова, близкие по смыслу? (Синонимы.)
Слова-синонимы
Всегда близки по смыслу,
Разница лишь оттенками подчас.
Родимый край – Отечество – Отчизна.
Как много в них священного для нас.
– Что такое антонимы?
Минус – плюс, огонь – вода,
Дерзкий – осторожный,
Все антонимы всегда
Противоположны.
5. Физ. минутка
6. Включение в систему знаний и повторение.1)И г р а «Путаница»
 Собрать цепочки: предмет (вопрос) – признак.
– Определите род и число существительных.
– Как вы это узнали? (Подставили слова: это, оно, мое – с. р., этот, он, мой – м. р., эта, она, моя – ж. р.)
– Определите род и число прилагательных.
– Что вам помогло это узнать? (Род и число существительных, с которыми они связаны; вопросы и окончания прилагательных.)
-К одному из слов, обозначающих признак подобрать слова близкие и противоположные по смыслу
2) Работа в группах.
Подобрать и записать антонимы:
Толстый – …, здоровый – …,
близкий – …, новый – …, широкий – … .
Подобрать и записать синонимы:
Печальный – …, трудный – …, быстрый – …,
знойный – …, большой – … .
– Объясните написание слов, в которых есть орфограммы.
– Составьте предложения: I вариант – с любым антонимом,
6.Этап разъяснения домашнего задания
Подбери к именам существительным имена прилагательные.,
определи род и число имен прилагательных,
подбери по два синонима и два антонима к прилагательным.
Солнце (какое?)
Звезды (какие?)
Ветер(какой?)
Море(какое?)
Буря(какая?)
7.Рефлексия учебной деятельности на уроке.
– Что нового узнали об именах прилагательных?
– Что такое синонимы? Антонимы?
-Что интересного было на уроке?
-Как вы оцените свою работу?
Работу одноклассников?
ФОУД – форма организации учебной деятельности обучающихся
Ф – фронтальная,
И – индивидуальная,
П – парная,
Г – групповая