Экологический проект «Березка русская моя. Березовая роща.»


Экологический проект
«Березка русская моя. Березовая роща.» Воспитанники старшей и подготовительной группы
МБДОУ №1 «Светлячок» г. Менделеевска
руководители: воспитатели
Кормильцева Надежда Николаевна
Немтырева Екатерина Александровна


Тип проекта: познавательно-игровойВид проекта: творческий, исследовательскийПродолжительность проектной деятельности: долгосрочный (учебный год)Возраст детей: старший дошкольный (5 - 7 лет)
Цель:
- Привлечь внимание жителей города и органов общественной власти к экологическим проблемам березовой рощи;
- Ознакомление старших дошкольников с березой, как символом России и Березовой рощей расположенной на территории Менделеевского района г.Менделеевск .
Задачи:
" познакомить дошкольников с березой, как символом страны, национальным деревом;" развивать у детей познавательный интерес, желание наблюдать, исследовать, получать новые знания;" формировать представления о жизни растения, его развитии и связи с другими живыми организмами;" воспитывать экологически грамотное поведение, желание оберегать и заботиться о природе.Гипотеза: Возможно, если люди с раннего возраста начнут понимать всю серьезность ситуации, они станут более внимательными по отношению к природе.
Планируемый результат:
Выбор подхода проблемы экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста, основанного на различных принципах содержания экологического образования дошкольников, позволит не только выявить резервные возможности повышения эффективности экологического образования в традиционной форме, но и определить инновационные направления его совершенствования.
Актуальность проекта:
По результатам социологического опроса, который будет представлен чуть позже, одним из любимейших мест отдыха населения города является березовая роща.
Она была высажена в 1961 году на площади 23,5 га, где активное участие принимали коллективы школ №1, №2, №3 и больницы. Поэтому березовая роща является настоящим памятником. Он важен для нас не только с точки зрения экологии, но и с точки зрения истории.
Однако на данный момент эстетическое и санитарное состояния рощи нуждаются в действенных мерах по ее благоустройству.
Сохранение этой природной красоты, излюбленного места горожан, этого исторического объекта и достопримечательности нашего района, является главной приоритетной экологической проблемой нашего района, поэтому тема проекта является актуальной.
Основные этапы и виды деятельности по проекту:
Деятельность педагога:- беседы;- познавательные рассказы воспитателя;- интегрированные занятия;- чтение художественной литературы (сказки, рассказы, стихотворения, пословицы, скороговорки);- использование иллюстративного материала (плакаты, сюжетные картинки, карточки, открытки и др.);- музыкальные.Деятельность детей:- экспериментирование;- речевые игры, описательные рассказы;- дидактические игры с предметными картинками;- игра по модели строения дерева;- подвижные игры;- игры с мячом;- художественно-продуктивная деятельность (аппликация, рисование, лепка, ручной труд);- музыкальная, театрализованная деятельность;Взаимодействие с родителями воспитанников:- консультации, рекомендации, памятки;- практические задания;- социологический опрос;- совместные мероприятия по сохранению экологически чистой Березовую рощу.
МЕРОПРИЯТИЯ по образовательным областям:1. Познание"Встреча с русской красавицей" - наблюдение на прогулке по березовой роще."Почему березы белые?" - беседа"Береза - символ России" - занятие"Символика нашей России и г.Менделеевск" - интегрированное занятие"Русская душа березы" - легенды и мифы о березе"Снятся ли березе сны" - наблюдение на прогулке"Домашний доктор" - занятие о лекарственных свойствах березы"Может ли дерево быть карликом?" - занятие"Кто дружит с березой?" - занятие о взаимосвязи экологической системы"Без билета по белу свету" - занятие о разных способах распространения семян
2. Художественно-продуктивная деятельностьИзготовление панно из березовых листьев"Белая береза" - беседа и рисование по стихотворению С. Есенина"Березовый чай""Напиток из березовых почек""Березовая рапсодия" - изготовление панно на срезе березы с применением соленого теста"Люблю русскую красавицу" - оформление альбома3. ЭкспериментированиеРассматривание бересты под лупой"Какой стороной дышат листья?""Вода в жизни растений""Жизненный цикл растений"4. Музыкальное развитие"В золоте березонька" - хоровод (сл. и муз.г.Вихаревой)"Песня о Родине" (сл. Е.Карасевой, муз.В.Елинек)"Во поле береза стояла" - пение без сопровождения (рус. нар. мелодия)"Ай да березка" - хоровод (муз. Т.Попатенко)5. Художественная литератураПодбор и выставка художественной литературы о березеП. Воронько "Береза" - чтение стихотворенияС.Есенин "Белая береза" - заучивание стихотворенияК.Паустовский "Подарок" - чтение книги6. Игровая деятельностьДид/игра "Найди листок, какой покажу"Игра по модели строения березыПодв/игра "Карлики - великаны"Подв/игра "Раз, два, три - к березе беги"7. Труд в природеУкрывание дерева первым слоем "одеяла" из опавших листьевУкрывание дерева вторым слоем "одеяла" из снега"Для чего дереву почки?" – исследование
Экологические десанты.
8. Взаимодействие с родителямиПодбор иллюстраций, открыток, фото, вырезок из газет и журналов, загадок, пословиц и поговорок о березеЗаготовление березовых пеньков и спилов (использовать только погибшие деревья)"Наш воскресный выходной" - экскурсия семьи в березовую рощу"Как правильно изготовить скворечник" - подбор информацииИзготовление скворечниковБюллетень "Сбереги Березовую рощу"Рекомендации для родителей "Березкины слезки"Организация выставки "Береза в косметике и фармакологии"Организация в группе мини-музея "Береза-Берегиня".
Результаты социологический опрос среди родителей старшего дошкольного возраста:
1. Знаете ли Вы историю возникновения березовой рощи?
55%- да
45%- нет
2. Считаете ли Вы достопримечательностью березовую рощу?
72,5%- да
27,5%- нет
3. Как Вы оцениваете экологическую обстановку березовой рощи?
21,9%- хорошо
78,1%- плохо
4. Как часто вы посещаете березовую рощу?
26,9%- редко
73,1%- часто
5. Собираете ли вы за собой мусор после отдыха?
95%- да
5%-нет
6. Считаете ли вы законным сбор сока в березовой роще?
58,1%- да
41,9%-нет
7. Какие меры Вы предлагаете для решения проблем березовой рощи?
42,5%- организация субботников
27,5%- сделать территорию охраняемой
17,5%- запретить въезд
12,5%- внести штрафы
Ресурсы:
Интеллектуальные:- администрация ДОУ;- педагоги (воспитатель, музыкальный руководитель);- дети старшего дошкольного возраста;- родители воспитанниковМатериальные:- библиотека методической и художественной литературы для детей и родителей;- плакаты и демонстрационный материал по данной теме;- дидактические, настольно-печатные игры и упражнения;- оборудование для экспериментирования и труда;- материалы и инструменты для художественного творчества;- набор посуды для приготовления напитков из березы и чаепития.Риски:
Отсутствие методических материалов для воспитателей.
Низкая мотивация работы с детьми по данному проекту, недостаточный уровень развития творческих способностей, позволяющих реализовать проект.
Недостаток материальных средств на приобретение материалов и оборудования.
Непонимание значения воспитания русской культуры у детей со стороны родителей.
Продукт проекта:- мини-музей "Берёза-Берегиня" (созданный совместно с родителями);- альбом "Люблю родную Березовую рощу";- вернисаж детских рисунков;- выставка детских поделок, аппликаций;- фотоколлаж семейной экскурсии в березовую рощу;- библиотека художественной литературы о березе;- костюмы для театрализованной деятельности (изготовленные с помощью родителей);- дидактические игры, пособия.
Созданы и распространены экологические листовки-рисунки сделанные руками детей и их родителей в защиту сохранения экологически чистой березовую рощу нашего города.
Заключение
Конечно, в том, что экологическое состояние нашей березовой рощи резко ухудшилось, виноваты только мы сами, но, на наш взгляд, все еще можно изменить. Нужно привлечь большее внимание среди жителей и администрации города и района.
Нужно хоть что-то предпринимать, а иначе мы потеряем эти труды наших отцов и дедов, бабушек и матерей.
Березовая роща – это всего лишь «капля в море». Но если каждый человек внесет свой, пусть даже самый маленький, вклад в решение локальных проблем, мы сможем решить значительную часть всех экологических проблем на нашей планете. Ведь каждый человек должен думать глобально, а действовать локально.
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида №1 «Светлячок»
Менделеевского муниципального района Республики Татарстан

Воспитанники старшей и подготовительной группы
МБДОУ №1 «Светлячок» г. Менделеевска
руководители: воспитатели
Кормильцева Надежда Николаевна
Немтырева Екатерина Александровна
г.Менделеевск 2013