Урок развития речи Сочинение-описание по картине А.И.Куинджи «Берёзовая роща»

Урок развития речи
Сочинение-описание по картине А.И.Куинджи «Берёзовая роща»

Цели урока: совершенствование умения написания сочинения по картине; обучение использованию эпиграфа к сочинению; развитие связной устной и письменной речи учащихся; воспитание уважения к русской литературе, изобразительному искусству, музыке.

Оборудование: репродукции картин А.И.Куинджи «Берёзовая роща», «Вечер на Украине», «Днепр утром», портрет А.И.Куинджи, фонограмма – П.И.Чайковский «Июнь» (из цикла «Времена года»)

Эпиграф к уроку: В березовом лесу всегда светлее, березы сами светятся тихим ровным светом. В.Солоухин
Ход урока:

Организационный момент.
.Подготовка к восприятию.
- Сегодня на уроке вы продолжите совершенствовать своё умение писать сочинение по картине. С какими картинами мы уже с вами работали? (А.А.Рылов «Полевая рябинка» И.И.Левитан «Золотая осень»).
- Одна из вечных и прекрасных тем мирового искусства – природа. В ней – неиссякаемый источник вдохновения для поэтов, художников, композиторов и, может быть, для нас с вами.

Слово о А.И.Куинджи (сообщение учащихся)
Задание: прослушав сообщение учащихся, дополнить предложение (В своих работах художник прежде всего стремился передать освещение, контрасты света и тени).

Архип Иванович Куинджи – художник-пейзажист. Родился в Мариуполе. С друзьями, будущими художниками, много работал на природе. В своих работах художник прежде всего стремился передать освещение, контрасты света и тени.
Картина «Вечер на Украине». Пространство картины тонет в сумраке, последние солнечные лучи освещают белые хаты на тёмном пригорке среди садов.
Картина «Днепр утром». Сквозь туманную дымку слева виден пригорок. Справа извивается лента реки, а над ней простирается бесконечная глубина неба.
Не все художники одобряли своеобразную. живопись Куинджи, но зрители ждали его произведений с нетерпением. В их числе необычная по композиции картина «Берёзовая роща».

Работа с упражнением 673.
Читаем задание 1.
- Какова тема текста? ( Текст о берёзовом лесе, берёзах).
- Какова основная мысль текста? (Автор стремится передать читателю своё восхищение берёзой, её прелесть в разное время года).
- На какие особенности берёзового леса обратил внимание В.Солоухин? Найдите слова, которыми он описывает берёзу.

- В качестве эпиграфа к сочинению возьмите слова В.Солоухина: «В берёзовом лесу всегда светлее, берёзы сами светятся тихим ровным светом».

Эпиграф – изречение ( или цитата), предпосланное к произведению (или его части) и сосредоточивающее мысль на его идее.

Лексическая работа.
Колорит – соотношение красок в картине по тону, насыщенности цвета.
Контраст – резкая противоположность.
Тёплые цвета (оттенки) – близкие к цвету огня (оранжевый, жёлтый, красный, коричневый).
Холодные цвета (оттенки) – близкие к цвету воды, льда, воздуха (синий, серый, голубой, фиолетовый).

6. Работа над картиной.
–Что изображено на картине?
Пейзаж – рисунок, картина, изображающая виды природы. ( словарик – стр.28).

- Почему картина называется «Берёзовая роща»?
Роща – небольшой, чаще лиственный лес.

- Всмотритесь в картину, постарайтесь «войти» в неё, пройтись по лесной дороге, растворяющейся в залитой светом поляне. Какое чувство охватывает вас? Опишите своё настроение, состояние природы.

- Почему картина необычна по композиции?
- Что изображено на первом плане, на втором? (На первом плане изображены не деревья целиком, а только гибкие белые стволы. Позади них – силуэты кустов и деревьев, вокруг изумрудная зелень болота с прогалиной, полной тёмной воды.)

Силуэт – 1. Одноцветное плоскостное изображение предмета на фоне другого цвета. 2. Очертания чего-нибудь, виднеющиеся в темноте, тумане.
Прогалина – место, не заполненное тем, что находится вокруг него.

- Вспомните особенность картин Куинджи. (Освещение, контраст света и тени). Как эта особенность отражена в картине?
- Как изображён солнечный свет?
- Выберите из списка на стр. 42 олицетворения и эпитеты, которые больше подходят для описания этой картины.

Составление плана. (Для чего составляем – последовательность, логика).
А.И.Куинджи – замечательный русский художник-пейзажист.
Описание картины «Березовая роща».
Изображение берёз на первом плане.
Силуэты деревьев на втором плане.
Мастерство художника.
Мои впечатления от картины А.И.Куинджи.

Орфографическая работа.
Секрет м...стерства, перед..вать игру света и тени, к..ртина летнего солнеч..ного дня, зал..тые светом берёзы, солнеч..ные зайчики, осл..пительно-голубое небо, берё..ки-подру..ки вышли на прогулку, м..стерски пок..зал, ут..пающая в солнеч..ных лучах роща, шелест березовых крон, учит береч.. родную природу.

Пунктуационная работа.
Устное сочинение по картине.
Задание на дом: 1.Написать сочинение по картине (или выполнить задание 3 упражнения 673. )

Образец сочинения

А.И.Куинджи – замечательный художник-пейзажист. Секрет его художественного мастерства состоит в умении передавать игру света и тени в пейзажных зарисовках, подбирать нужные тона красок.
В своей картине «Берёзовая роща» Куинджи создает удивительно живую и яркую картину летнего солнечного дня. Залитые солнцем, белые, почти светящиеся березы – густая тень, пронизанная солнечными зайчиками; темная зелень – и ослепительно-голубое небо. Всё здесь построено на контрастах. Создаётся впечатление, что нарядные березки-подружки вышли на прогулку и шепчутся друг с другом.
Художник так мастерски показал нам кусочек утопающей в солнечных лучах рощи, что кажется, что вот-вот услышишь шелест березовых крон и щебет птиц.
Куинджи учит нас беречь и ценить родную природу, видеть прекрасное в самом обычном, делиться своими впечатлениями и настроением.








13PAGE 15


13PAGE 14315




15