Технологическая карта открытого урока по математике на тему «Составляем суммы» (1 класс. УМК Планета знаний)

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 74 городского округа Самара

Технологическая карта «открытого» урока по математике в 1 классе УМК «Планета знаний»
Тема: «Составляем суммы».
(Сложение однозначного числа с двузначным в пределах 20 без перехода через разряд).
(Районный методический марафон)
11 февраля 2015


Автор: Табачнова З.А
учитель начальных классов
МБОУ СОШ № 74 г.о. Самара







Самара 2015г.
Урок математики в 1 классе УМК «Планета знаний»
«Составляем суммы».
(Дата проведения: 11.02.2015 г.)
Продолжительность урока: 35 минут
Цель: Создание условий для усвоения учащимися способа действий при сложении двузначных и однозначных чисел без перехода через разряд,
отработка вычислительных навыков
Задачи:
1.Обучающие:
закреплять приём письменного сложения однозначного числа с двузначным в пределах 20 без перехода через разряд;
повторить состав чисел;
повторение изученного геометрического материала.
2.Развивающие:
развивать познавательную активность учащихся;
развивать познавательный интерес к предмету, а через него такие психические процессы, как мышление, внимание, наблюдательность;
развивать пространственные представления учащихся как базовых для становления психических процессов: внимания, памяти, воображения, мышления;
способствовать расширению кругозора;
формировать на доступном уровне обобщенных представлений об изучаемых математических понятиях.

3.Воспитывающие:
прививать интерес к математике, воспитывать чувство ответственности за выполнение своей части работы при работе в группе.

Технологии: технология развития критического мышления учащихся; здоровье-сберегающие технологии, информационно-коммуникационные технологии, технологии коллективного взаимодействия.


Тип урока
урок совершенствования знаний, умений и навыков

Учебная тема
«Составляем суммы».

Дидактическая цель
Создание условий для усвоения учащимися способа действий при сложении двузначных и однозначных чисел без перехода через разряд,
отработка вычислительных навыков


Планируемые результаты
Предметные УУД: научатся выполнять сложение двузначного числа и однозначного без перехода через разряд.
Личностные:
формировать способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.
Регулятивные:
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
преобразовывать практическую задачу в познавательную;
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
формировать умение осуществлять контроль и коррекцию
Познавательные:
строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
проводить сравнение, классификацию по заданным критериям.
Коммуникативные:
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи
Основные цели
2) тренировать мыслительные операции: сравнение, анализ, аналогия.
3) повторить схематическую и знаковую форму записи чисел, сравнение групп предметов по количеству

Основные понятия
Сумма, сложение однозначного числа с двузначным.

Ресурсы:
- основные
-дополнительные
М.И. Башмаков, М.Г. Нефедова. Математика. Учебник для 1-го класса. Часть 2.
- тетрадь
- интерактивная доска, электронные слайды, электронные приложения к УМК «Планета Знаний» 1класс,
нетбуки, презентация к уроку составлена Галицыной Л.В.

Организация пространства
Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах



Технологическая карта урока

Технология проведения

Деятельность
обучающегося
Деятельность
учителя
Обучающие и развивающие задания каждого этапа
Формируемые УУД

I этап. Организационный момент.
(Математическая разминка)

Формулировать правила поведения на уроке и аргументировать их.
Проводить инструктаж, мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки, настраивать детей на работу.
Под звуки спокойной мелодии дети настраиваются на работу.
Снег порхает и сияет
В золотом сиянии дня.
Словно пухом устилает
Все дороги и дома.
Сыплет, сыплет снег-снежок.
Начинается урок. ( Обращает внимание на доску.)
-Посмотрите, сколько снежинок собралось в хороводе. Метель закружила и запутала их. Слышите, ребята, на улице разыгралась вьюга. А все потому, что снежинки не могут разобраться, в каком порядке они должны ложиться на землю. Поможем им, расставим снежинки по порядку.
- А на какие две группы можно разделить эти числа? (Однозначные и двузначные).
- Назовите однозначные числа. (2, 6).
- Назовите двузначные числа.  (34,28,47, 50).
- Найдите лишнее число. (47, потому что нечетное)
- Молодцы! Но одной снежинке с числом 50 и этого мало. Она хочет, чтобы вы вспомнили её подружек, соседей. (49 и 51). Представьте эти числа в виде суммы разрядных слагаемых. Прибавьте к каждому получившемуся числу по 1, запишите новые суммы. (Взаимопроверка в парах)
Iэтап. Организационный момент.


Личностные УУД
Личностное самоопределение

II этап. Актуализация знаний. Постановка цели урока.



Работать с информацией, представленной на рисунке, зад.1.

Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его.
Работать с информацией, представленной на слайде, с целью поиска и выделения необходимой;

Организовать фронтальную работу по рисунку.
Включить учащихся
в обсуждение проблемных вопросов.

- Сегодня мы отправляемся с вами в сказочное путешествие по теме: «Составляем суммы», сложение двузначного числа и однозначного без перехода через разряд.
- Перед вами записаны выражения.
10+5 10+20 13+5 70+20 3+10
Соберите выражения в пары. (10+5 - 3+10 10+20 - 70+20 )
По каким признакам составили пары?
Какое осталось лишним?( 13+5) Почему? (Ещё не знакомились)
- Чему будем учиться на уроке?
- В течение всего урока, будем составлять суммы, вспомним состав чисел, поработаем с геометрическим материалом, а путешествовать мы будем по сказке,


II этап. Актуализация знаний.
Постановка целей урока
Регулятивные УУД-целеполагание, определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно.
Коммуникативные УУД
Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками



III. Включение в систему знаний.





Работать с информацией, представленной на индивидуальных нетбуках
Участвовать в обсуждении вопросов, учиться аргументировать свой ответ
Контролировать правильность и аккуратность собственных записей.

Работать с информацией, данной в учебнике

Формулировать на основе анализа ответы на проблемные вопросы.
Работать с компьютером

Организовать на нетбуках
Оценивать правильность выполнения задания.
Организовать работу в паре.
Проводить инструктаж
обеспечить
контроль
за выполнением
задания.

Внимание на экран

Герда, села в лодку и поплыла на поиски Кая, первой она встретила старушку, которая умела колдовать. Старушке очень захотелось оставить девочку у себя, и она придумала для Герды задание.
- Какие числа нужно сложить, чтобы получилось число в красном кружочке? Составь сумму разными способами. (работа в парах на нетбуках)
-Сравните с эталоном.
-Кто решил правильно, на полях поставьте «+».
-У кого есть ошибки, поставьте знак «?»
Учебник стр. 42 №2. Учитель читает текст «На блюде лежало 10 яблок и 6 груш», учащиеся объясняют, как найдем сумму. (Записывают равенство на доске по цепочке).
10+6=16. «Тринадцать красных и несколько желтых».
13+=16 и проверяют рассуждениями «3 и еще 3 – 6, да еще десяток – всего 16».
«Одиннадцать мелких и ..крупных» 11+=16
«Пятнадцать сладких и кислых» 15+...=16
Следующие равенства учащиеся записывают самостоятельно, проговаривают их вслух, дают объяснения.
-Кто решил правильно, на полях поставьте «+».
-У кого есть ошибки, поставьте знак «?»

- Сделаем вывод: сумму чисел можно получить разными способами. 
-Так как мы справились с заданием, то вороны, сдержав свое обещание, провожают Герду во дворец, в котором жили юные принц с принцессой.
(Слайд №4)

Но, увы, это был не Кай, а ей предложили отдохнуть немного и выпить сока.
Учебник стр. 42 №1. Сколько стаканов на первом подносе? Втором? Третьем?
«Добавьте» стаканы на подносы и дополните равенства.
15 + ... = 15 11 + = 15 13 + = 15
15 + = 17 11 + = 17 13 + = 17
15 + = 19 11 + = 19 13 + = 19
-Посмотрите, ребята, на первый поднос. Сколько нужно добавить стаканов, чтобы получилось 15, 17, 19? И т.д. (Учащиеся восстанавливают пропущенные числа в равенствах, опираясь на рисунки, и записывают равенства. Рассматривая записи, повторяют правило:  единицы складываем с единицами).
-Кто решил правильно, на полях поставьте «+».
-У кого есть ошибки, поставьте знак «?»

III этап. Изучение нового материала.
Личностные УУД
Формировать познавательный интерес к учебному материалу
Регулятивные УУД
Принимать и сохранять учебную задачу
Познавательные УУД
Поиск и выделение необходимой информации
Коммуникативные УУД
Умение приходить к общему решению






IV этап. Физ. минутка
Здоровье-сбережение учащихся



V этап. Обобщение и систематизация знаний и умений




Осуществлять самоконтроль: соотносить собственную запись с предложенным вариантом.
Работать со схемами, выделяя необходимую информацию
Организовать работу в паре и группах малого состава
-Отправившись из дворца, Герда въехала в темный лес. Там девочка очутилась в гостях у маленькой разбойницы. Разбойница согласилась помочь девочке и даже пообещала дать ей оленя, если та, в свою очередь, поможет ей сосчитать деньги  в кошельках.

- Сколько денег в красном кошельке? (15 рублей).- Как посчитали? (Один десяток и 5).- Сколько в синем ? (12).Из синего кошелька переложили монету в красный. Сколько рублей стало в нем? (17). А если переложить монету из красного кошелька в синий? Сколько рублей будет в синем кармашке? (17).
Работа в тетради стр. 22 №2.
Соедините два числа и их сумму. Будьте внимательны, не для каждой пары чисел найдется сумма. Запишите несколько равенств.
11 + 3 = 14
13 4 17
15 7 19
10 6 18
 Проверка. Наконец, они достигли замка Снежной королевы.
Герда знала, что Кая можно расколдовать, если собрать квадраты. Как только  Снежная королева отлучилась по делам, Герда попробовала помочь Каю собрать из льдинок фигуры, но у нее никак не получалось. (Слайд 6)

- А вы, ребята сможете ей помочь? Что такое квадрат? (Это прямоугольник, у которого все стороны равны).У вас на листиках в задании №3 нужно закрасить клетки так, чтобы получился квадрат. Приступаем.
Проверка.
- Сколько клеток закрасили в первой фигуре? (5) Во второй? (4) В третьей? (6)  В четвертой?(9).
- Молодцы! Мы помогли Герде не только найти Кая, но и расколдовали
V этап. Обобщение и систематизация знаний и умений
Познавательные УУД построение логической цепи рассуждений, поиск необходимой информации

Коммуникативные УУ умение слушать, вступать в диалог



VI этап. Итог урока. Рефлексия деятельности
Оценивать свою работу на уроке

Проверить способности самооценки , как личностного результата
-Посмотрите на свои значки на полях.
-У кого были знаки «?»? Сколько? Как ты думаешь, почему?
-У кого были только «+»? Можете ли вы себя похвалить? За что? - Кому из вас было интересно на уроке? - Кто узнал на уроке что-то новое?- Какое задание вам понравилось больше всего?- Какое задание вызвало затруднение?
А самым внимательным и активным ребятам наши герои дарят розы, которые росли у них на подоконнике, в знак благодарности.
Я оставляю вам, ребята, эти  цветы, чтобы вы помнили, что только крепкая дружба сможет преодолеть все преграды, которые встречаются на пути.
Будьте ребята дружными и никогда не оставляйте своих друзей в беде.

Регулятивные УУД
контроль и оценка, осознание своей учебной деятельности и деятельности всего класса.
Личностные УУД- понимание личной успешности, не успешности в усвоении материала.






Заместитель директора по УВР МБОУ СОШ № 74 г.о. Самара ___________________ /Л.В. Красова/

Рисунок 1415