Внеклассное мероприятие по литературному чтению Путешествие в Книгоград по произведениям А.С. Пушкина


Внеклассное мероприятие
по литературному чтению
по теме: «Путешествие в Книгоград»
( по произведениям  А. С. Пушкина).
Проводила учитель начальных классов
высшая квалификационная категория
МКОУ «Хохольская СОШ»
Хохольского района Воронежской области р.п. Хохольский улица Колхозный Бульвар д.17
Стрельникова Вера Ивановна
Цели:  
В игровой форме обобщить и систематизировать знания учащихся  о жизни и творчестве  А. С. Пушкина, расширять читательский кругозор учащихся.
Содействовать развитию репродуктивной деятельности, связанной с активной работой мышления: умением аргументировать, анализировать, классифицировать, обобщать. Развивать выразительное чтение, чувство юмора.
Прививать интерес к книге, к слову. Воспитывать бережное отношение к книгам.
Способствовать активизации каждого ребёнка в деятельности (групповая работа),
формированию умения взаимодействовать с одноклассниками.
 
Оборудование: Выставка книг А. С. Пушкина, портрет писателя, магнитолла, телевизор, DVD, фрагменты из мультфильмов, плакаты с высказываниями, костюмы, набор предметов для конкурса, выставка рисунков детей, поделок, творческих работ: кроссвордов, книжек – малышек, мини – сочинений, раздаточный материал для конкурсов, произведения А. С. Пушкина.Подготовка.
                Ученики  готовили задания к мероприятию. На уроках изобразительного искусства рисовали полюбившихся героев рассказов, на уроках трудового обучения подготовили поделки, аппликации по произведениям А. С. Пушкина, писали мини сочинения: «Чем мне симпатичны герои произведений А. С. Пушкина», по желанию составляли свои кроссворды и загадки. Разучивание стихов, сценок  держится в тайне .                                 
    На доске:
     «Книга не самолет,  а за тридевять земель унесет» .                      «Всем хорошим во мне я обязан книгам ».
                            М. Горький.
                                             « Книга твой друг, без нее как без рук ».
                                                               « Книга  подобна  воде  - дорогу  пробьёт  везде».
                                                                                           «Одна  книга тысячу людей учит».
Ход  внеклассного мероприятия:
  Вступление.
  - Сегодня,  ребята, мы отправляемся в путешествие  к самому Великому чуду на свете.
  Что же это за чудо?  Послушайте и скажите:
                                                                Ты беседуй чаще с ней -                                                                      
                                                                 Будешь в четверо умней.     ( книга ).
 - Подумайте и скажите, в какое путешествие мы отправимся?
   Мы отправляемся в Книгоград .   (Открывается название на доске). Выходят ученики и читают стихи.
1 уч.  Мы дружны с печатным словом,
          Если б не было его,
          Ни о старом,  ни о новом
          Мы б не знали  ничего.
2 уч.  Книга нам про все расскажет,
          Книга нам  все покажет.
          Почему садится солнце
          Где прибой о берег бьется.
          Где тепло, а где мороз,
          Листья все смахнул с берез.
          Если книгу прочитаешь,
          Много интересного узнаешь.
3 уч.  В одиночестве,  в покое,
          Дремлют книжные герои
          На страницах книг своих.
          Пробудите к жизни их!
          Что им  маяться  от скуки?
          Все герои любят труд!
          Вам друзья и карты в руки.
          Пусть   герои оживут.
4 уч.   Давайте знакомые книги откроем,
          И снова пройдем от страницы к странице.
          Всегда ведь приятно с любимым героем
          Опять повстречаться, узнать, подружиться.
5 уч.  Мы веселые ребята,  не умеем мы скучать.
          И собрались мы сегодня книгу  новую создать.
- Ребята, обратите внимание на выставку. Книги какого писателя вы видите на выставке?  Правильно,  книги А. С. Пушкина.
( учитель открывает портрет).
Какие произведения А.С. Пушкина вы читали?
Чем запомнились произведения Пушкина?
Какие у него стихи, сказки? (веселые, смешные, поучительные, забавные, интересные).   О ком  и для кого писал А. С. Пушкин?
Учитель и ученик рассказывает о жизни и творчестве А. С. Пушкина.
         
2. Деление на команды и выполнение заданий.
Учитель: - Путешествовать будем группами. Определим 2 команды игроков. А сейчас  активно отвечайте на  « Спринт- вопросы » и занимайте места за столиками.
1.   Назовите имя и отчество Пушкина.
2.   Как звали няню А. С. Пушкина?
3.   Как Пушкин относился к своей няне? Как ее называл?
В каких странах изучают произведения Пушкина?
Что называется восьмистишием? В каком произведении Пушкин использовал восьмистишие? ( «Зимний вечер» ) Как поэт описывает зимний вечер? С кем сравнивает бурю?
Как начинается «Сказка о царе Салтане…»? Сравните мать-царицу и ее сестер. Отчего царь Салтан все время грустил? О чем печалился князь Гвидон?
Назовите все чудеса в «Сказке о царе Салтане…»
Сравните русскую народную сказку «Царевич Нехитер-Немудер» и «Сказку о царе Салтане…» А. С. Пушкина, укажите сходства и различия.
В каком стихотворении Пушкин относится к зиме как к живому существу? («Вот север, тучи нагоняя…»). Опишите, какую картину вы представляете, читая это стихотворение.
10.  Куда был сослан Пушкин по приказу царя? ( село Михайловское) Чем Пушкин занимался в Михайловском?
11.  Кто заботился о поэте в ссылке?
12.   Откуда Пушкин брал образы для своих героев?
13.  Кого высмеивал Пушкин в своих сказках? Приведите примеры.
14. Из каких сказок Пушкина эти присказки?
Сказка ложь, да в ней намек!
Добрым молодцам урок.
Я там был, мед, пиво пил –
И усы лишь обмочил.
 Входит Незнайка и говорит:
        Почему - то  обо мне знают все на свете.
        Знают даже на Луне взрослые и дети.
        Зря  хвалиться  не хочу, но скажу вам честно,
        Что  другим не по плечу, мне давно известно.
- Я самый лучший художник, сочинитель стихов и рассказов, вот хочу создать книгу, но пока  у  меня  ничего не получается.
Учитель: Какой ты хвастун. Всему нужно учиться. Оставайся. смотри и учись, а            ребята тебе помогут. Если участники команд затрудняются ответить, помогают болельщики и получают жетоны.
1 конкурс. « Бюро находок».  
- Определите  из каких произведений Пушкина  потерялись предметы.
(Учитель показывает вещи,  каждая команда за правильный ответ  получает жетон.)
     
          Зеркальце, рыбка, петушок, белка, кружка, кораблик, бочка, месяц.
конкурс :  « Стоп – кадр ».( показ фрагментов на слайдах).
Назовите произведение  и его героев ?3 конкурс.   « Театральные подмостки».
   Проверим артистические способности.
   Приготовить чтение эпизода  по ролям:  
1 команде  - из произведения «О попе и работнике его Балде»;
2 команде – из произведения  «Сказка о мертвой царевне…».  
4 конкурс « Розыск».
   - Внимание! Объявляется розыск, в «розыске» находятся предметы - герои произведений.  На доску вывешиваются  карточки, как в игре « Поле чудес».
Найдено ручное прядильное орудие. (Веретено) -8 букв.
Металл, из которого делали кинжалы, клинки. (Булат) – 5 букв.
Крученая тонкая веревка. (Снурок) – 6 букв.
Русская мера длины, равная 71 см. (Аршин) -5 букв.
Сладкий сочный плод с садового дерева. (Яблоко) - 6 букв.
Светлая комната в доме. (Светлица) – 8 букв.
 
 А сейчас  рубрика:    « Это  интересно».      Выходит  Незнайка.
 Незнайка:   А знаете ли вы, что существуют книжки – малышки. Они очень маленьких                      размеров. Несколько таких книг можно было уложить в карман. Размер книг 65 мл на 94 мл.  Есть «миниатюрные книги», длина страницы – не превышает 2–3 сантиметров.   (показывает).            
   Есть книги – великаны. В Самарканде  это книга  Великий коран. Длина страницы 2,5      метра. Есть географический атлас, который весит 252 кг, длина его в человеческий рост.
   Книга - скрипка, один из ее экземпляров хранится в отделе редких книг  Государственной  исторической библиотеке.
Незнайка:  Я умею сочинять стихи, послушайте.
Учитель: Послушай Незнайка, как  ученики сочиняют стихи.
Конкурс «Юные таланты».
 Ученики постараются сочинить стихи самостоятельно.
конкурс.   « Объяснялки».
- Я начну, а вы кончайте, хором дружно отвечайте.
1). Белка песенки поет…
2). Ветер по морю гуляет…
3). Приплыла к нему рыбка, спросила…
4). Ты прекравсна, спору нет…
5). Живет Балда в поповом доме…
6). А сама-то величава…
7). Три девицы под окном, пряли…
8). Я сегодня поймал было рыбку…
9). Бедненький бес под кобылку подлез…
10). Сказка – ложь, да вней намек…
6 конкурс «Викторина по сказкам А. С. Пушкина.»  Кем мечтала стать старуха в «Сказке о рыбаке и рыбке»?
(крестьянка, дворянка, царица, владычица моря).
Где встретились Балда и поп? Прочитайте наизусть эти строчки.
(Пошел поп по базару посмотреть кой-какого товару.Навстречу ему Балда идет,сам не зная куда.)
Кого и как перехитрил Балда в этой сказке?  
(чертей –Обежать около моря – зайцы;
Закинуть палку кто дальше;
Поднять и снести полверсты кобылу.
Какая расплата ожидала попа?
( С 1 щелчка прыгнул поп до потолка, со 2 щелчка лишился поп языка, с 3 щелчка вышибло ум у старика.)
С какими словами обращается царица к зеркальцу? Как называется эта сказка?
(Свет мой, зеркальце, скажи… «Сказка о мертвой царевне и о 7 богатырях»)
Кто отправляется на поиски пропавшей молодой царевны?
(Королевич Елисей, помолясь усердно Богу, отправляется в дорогу за красавицей – душой, за невестой молодой.)
Как звали сына царя Салтана?
(Гвидон)
В кого оборотился Гвидон, чтобы попасть тайно к царю Салтану?
(комар, муха, шмель)
О каких диковинках там услышал Гвидон?
Белка там живет ручная…
33 богатыря в чешуе, как жар горя все красавцы молодые, великаны удалые, все равны как на подбор, с ними дядька Черномор…
За морем девица есть, что не можно глаз отвесть. Днем свет Божий затмевает, ночью землю освещает, месяц под косой блестит, а во лбу звезда горит.
Как звали царя из «Сказки о золотом петушке»? (Дадон)
Из какой сказки эти слова?
Сказка ложь , да в ней намек!
Добрым молодцам урок.
( Сказка о золотом петушке)
7.  Сказочные объявления.
– Кто желает поменять старое разбитое корыто на новое или квартиру на новый дом? Обращаться в сказку… ("Сказка о рыбаке и рыбке" А.С.Пушкин)
– Модники и модницы! Кто желает приобрести волшебное зеркальце, умеющее говорить? Наш адрес… ("Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях" А.С.Пушкин)
Для работы в хозяйстве требуется: повар, конюх, няня, плотник, садовник. Выплачивается премиальные и вознаграждения по итогам работы за год. Обращаться по адресу… ("Сказка о попе и о работнике его Балде". А.С.Пушкин)– Тем, кто не может утром проснуться по звонку будильника, предлагаем приобрести петушка из чистого золота, который выручит вас всегда и везде! Адрес… ("Сказка о золотом петушке". А.С.Пушкин)8. Поделись мнением.
- Ребята, что интересного вы узнали из книг А. С. Пушкина?
- Почему вам нравится читать произведения  Пушкина?  
- Как вы думаете, почему сказки, стихи, поэмы Пушкина не стареют?
- Как нужно обращаться с книгами?
- Какую книгу приятно держать в руках?
Инсценировка стихотворений Ильина   « Две книжки».
Одна красиво оформлена, другая – рваная, растрёпанная.
Однажды встретились две книжки,
   Разговорились меж собой.
- Ну, как твои делишки ? -
Одна спросила у другой?
-Ох, милая мне стыдно перед классом.
Хозяин мой обложки вырвал с мясом!
Да что обложки…Оборвал листы!
Из них он делает кораблики, плоты и голубей…
Боюсь,  листы пойдут на змей,
Тогда летать мне в облаках!
А у тебя целы бока?
- Твои мне незнакомы муки,
Не помню я такого дня,
Чтобы, не вымыв чисто руки,
Сел  ученик читать меня!
Зато и я учу не как – нибудь, а на « отлично»!
-Ну, мой на тройки едет еле – еле
И даже двойки получил на той неделе.
И в басне нет загадки:»« Расскажут напрямик и книжки и тетрадки, какой ты ученик».     
 
Незнайка:  Знаете, раньше при бане книги выдавали, чтобы человек не брался за книгу грязными руками. Надеюсь,  вы так не обращаетесь с книгами. Пусть наши книги надолго сохраняться, даже после того как мы их прочитали.
1 уч.      Пока книга сделается книгой
              Огромный путь она пройти должна.
              И столько знаний требуется разных,
              Труда, забот, чтоб родилась она.
2  уч.     Я к вам обращаюсь, дети,
              Полезнее книги нет вещи на свете!
              Пусть книга друзьями заходит в дома.
              Читайте всю жизнь,  набирайтесь ума.
3  уч.     Книги рассказывают нам о Родине, о труде, о дружбе, книги обогащают наш ум.
Книги  помогают преодолевать трудности, стать смелыми, вежливыми, умелыми. Читая книги, важно думать над их содержанием. Я думаю, что с сегодняшнего дня вы ещё больше полюбите читать, ещё бережнее будете обращаться с книгой.
       Но вот Незнайка мы помогли тебе понять, что всему нужно учиться. Ученики показали хорошие знания, талант.  Самых активных участников, мы отметим грамотами..А теперь, посмотрите  какая  получилась у нас книга  по творчеству А. С. Пушкина. Это книга – сюрприз. Здесь собраны все ваши работы,  рисунки, стихи,  кроссворды и сочинения.
Презентация  «книги» в Книгограде.
Подведение итогов.
-Вам понравилось наше мероприятие?  Кто доволен своей работой. знаниями?  Чьи работы, выступления  вам больше всего понравились? Что нового вы узнали? Какое у вас настроение? Участникам команд и победителю вручили  книги.
Вручение грамот учащимся ( презентация). ( под музыку)
                                  «Лучший рисунок»,
                                  «Книжка – малышка»
                                  «Знайке».
                                  « Юному поэту»,
                                  « Лучший актер»
                                  « Лучший чтец »,
                                 За  активное участие .                                 
                                              Литература:
Внеклассные мероприятия.. Авт.– сост. О.Е.Жиренко, Л,Н,Яровая М., ВАКО 2007г..
Педсовет  №3 1998 г.  Мой любимый писатель -  Н.Н. Носов.
Я иду на урок в начальную школу. Чтение ( 2 часть).М. «Первое сентября» 2000г.
Поурочные разработки по чтению 3 класс ( 1- 4 ) . Москва. « ВАКО» 2004г.
Сухин И. Незнайка, Хоттабыч, Карлсон и все- все- все.
Сборник литературных викторин, кроссвордов и чайнвордов для детей. – Москва. Новая школа. 1994 .
Н.Н.Носов  « Фантазеры» . Москва.  1998.
      7.   И.П. Иванов  «Энциклопедия КТД»  М.  1989г.