Открытый урок натему Россия после ПетраI

Открытый урок по история России в7 классе.

Тема: Россия после Петра I.
Цель урока: Выявить причины дворцовых переворотов в России.
Задачи:
Способствовать формированию понятия «дворцовые перевороты». Дать характеристику личностям Екатерины I, Петра II. Доказать, что приход к власти наследников Петра I являются дворцовыми переворотами.

Формировать у учащихся умения работать с различными источниками информации, самостоятельно делать выводы, обосновывая их фактами, излагать суждения о причинно – следственных связях исторических событий и явлений;

Воспитывать патриотические чувства и любовь к Отечеству. Способствовать воспитанию у учащихся потребности в здоровом образе жизни.

Формируемые УУД:

Личностные результаты: учебно-познавательная мотивация, мотивационная основа учебной деятельности, учебно-познавательный интерес, адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности.
Регулятивные: волевая саморегуляция, контроль, коррекция, осуществление самоконтроля по результату и по способу действия
Познавательные: анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия, структурирование знаний, построение логической цепи рассуждений, постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности, самостоятельный учет установленных ориентиров действия в новом учебном материале, построение речевых высказываний, использование общих приемов решения задач, использование знаково-символических средств, подведение под понятие, рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества, достаточно полное и точное выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации, формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций.
Метапредметные результаты:
способность сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность, осуществлять контроль по результату и способу действия на уровне произвольного внимания, вносить необходимые коррективы в исполнение и способ действия как в конце действия, так и по ходу его реализации;
владение умения работать с учебной и внешкольной информации, различными логическими действиями;
использование современных источников информации, в том числе материалов на электронных носителях и интернет- ресурсов;
способность решать творческих задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах;
готовность к сотрудничеству;
владение умениями работать в группе, слушать партнера, формировать и аргументировать свое мнение, корректно отстаивать свою позицию и координировать её с партнерами.
Предметные результаты:
формирование уважительного отношения к истории своего Отечества как единого и неделимого многонационального государства;
формирование важнейших культурно-исторических ориентиров для гражданской, этнической, социальной, культурной самоидентификации личности: гражданственности, патриотизма, гуманистических и демократических ценностей;
овладение целостным представлением об историческом пути народов России, базовыми знаниями о закономерностях российской истории;
формирование умений применять исторические знания, понятий аппарат и приемы исторического анализа;
развитие умений анализировать, сопоставлять и оценивать содержащиеся в различных исторических источниках информацию о событиях и явлениях прошлого, раскрывая ее познавательную ценность;
приобретение опыта активного освоения исторического и культурного наследия своего народа;

Тип урока: комбинированный.
Форма урока: традиционная.
Формы организации работы: урок с использованием информационно – коммуникационных технологий (комбинированный).
Основные понятия: дворцовый переворот, гвардейцы,

Верховный тайный совет, «кондиции».
ФОПД:
Методы обучения:

- фронтальная
- групповая
- индивидуальная
- репродуктивный
- частично-поисковый
- творческий
- словесный
- наглядный
- практический


Основные даты и события:
1725-1727 гг. - правление Екатерины I.
1727-1730 гг. - царствование Петра II.
1725, 1727,1730 гг. - дворцовые перевороты.
Оборудование: Мультимедийная презентация; Текст кондиций, подписанных Анной Иоанновной.
ХОД УРОКА
Организационный момент (1 – 2 мин)
Приветствие!
Деятельность учителя: Мотивирует учащихся на работу.
Деятельность учеников: Приветствуют учителя.
Цель: Включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне.
Планируемые результаты.

Учащиеся узнают о:
– причинах и сущности дворцовых переворотов;
– особенностях правления Екатерины I;
– политической борьбе в царствование Петра II;
– попытке “верховников” ограничить царскую власть;

План изучения новой темы
Наследники Петра I.
Причины дворцовых переворотов.
Характеристика дворцовых переворотов.
Актуализация опорных знаний (10 – 12 мин).

Сегодня на уроке мы познакомимся с причинами, обстоятельствами и следствиями дворцовых переворотов в России 18 века, но для начала вспомним материал, который мы прошли на прошлом уроке.
Деятельность учителя: Организует повторение изученного.
Деятельность учеников: Повторяют изученный ранее материал.
Цель. Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания»
Параграф 25
Учащиеся с низким уровнем знания
Учащиеся со средним уровнем знания
Учащиеся с высоким уровнем знания

Работа с карточками
№ 1.
Охарактеризуйте личность царевича Алексея.
№2
Вспомните когда произошли эти события:
- восстание в Астрахани ;
- восстание К.Булавина;
- восстание башкир
П. 1 Семья Петра 1
(стр. 160 - 161)
В каком году был введен Табель о рангах?(1722, для установления порядка прохождения службы).
Вопрос из класса.
П.2 «Дело» царевича Алексея (стр. 162 - 163)
Что такое политика протекционизма?(поддержка российского производства)
Вопрос из класса
П.3 Устав о наследии престола (стр. 165)
Чем отличается экспорт (вывоз товара) от импорта(ввоз товаров)?
Вопрос из класса
1. Работа с документом, стр. 166. «Из устава о престолонаследии» прочитать и ответить на вопросы (1 человек)






Изучение нового материала (20 – 25 мин)
Деятельность учителя: Организует работу учащихся. В форме подводящего диалога организует работу с кластером, подводит учащихся к формулированию темы урока.
В форме поводящего диалога организует наблюдение за работой учащихся.
Проводит инструктаж обучающихся.
Организует выполнение учащимися самостоятельной работы, самопроверку, самооценку.

Деятельность учеников: Формулируют тему урока.
Составляют алгоритм. Работают в парах по учебнику. Обосновывают правильность определения.
Формулируют задание для самостоятельной работы, выполняют самопроверку по образцу, устраняют допущенные ошибки.
Цель. Формулирование темы урока. Выявляют причину дворцовых переворотов. Закрепить знания в полученном материале. Проверить умения в определении главной мысли самоконтроль усвоения знаний.




Вступительное слово учителя.
После смерти Петра до воцарения Екатерины II прошло неполных 4 десятилетия, однако за это время на русском престоле сменилось 6 монархов. Все эти правители преследовали узкокорыстные интересы и стремились переложить тяготы государственного управления на своих фаворитов, которые беззастенчиво разграбляли страну.
Наша с вами задача выяснить причины, обстоятельства и последствия дворцовых переворотов в России 18 в.
Слушая мой рассказ, работая с учебником, заполняя таблицу, вы должны будете объяснить понятие “дворцовые перевороты”, а также ответить на вопрос (проблемное задание):
С каким периодом русской истории мы можем сравнить эпоху дворцовых переворотов?
Какие общие черты и особенности этих периодов вы можете назвать?
Итак, начнем. (работа со схемой “Наследники Петра”, см. презентацию. Приложение 1)
Петровскими преобразованиями были недовольны бояре и духовенство, организовавшие заговор против царя. Сын Петра царевич Алексей (наследник престола) входил в число заговорщиков. Он был обвинен в государственной измене и приговорен к смертной казни. Но царевич умер в тюрьме еще до приведения приговора в исполнение. После этого события появился Устав о наследии престола, по которому император получил право назначать себе преемника по своему усмотрению. Но сам Петр этого сделать не успел, так как в январе 1725 г. неожиданно заболел и умер, не успев выразить свою волю. Теперь все его родственники могли претендовать на престол в России. Больше всего шансов было у его жены (второй – Екатерины), внука от царевича Алексея, дочери и племянницы (дочери Ивана, соправителя Петра 1682 – 1696).
Почему именно у этих людей было больше шансов занять российский престол?
– Внук Петра был единственным мужчиной в семье Романовых,
– а Екатерина – самым близким царю человеком.
– Елизавета – его любимая дочь.
– Анна имела политический опыт – была правительницей маленького государства.
Кто из них займет престол?
Почему начнется эпоха дворцовых переворотов?
Давайте постараемся ответить на эти вопросы.
Итак, чем были вызваны дворцовые перевороты. Выясните главную причину дворцовых переворотов.
Поможет ответить на вопросы схема “Причины дворцовых переворотов”
(работа со схемой, см. презентацию. Приложение1)
Реформы Петра I привели к неразберихе с наследниками, созданию гвардии, усталости дворян от реформ. Почему это произошло? Умирая, Петр не смог назначить себе преемника. Началась борьба за власть различных группировок, которая сводилась к выдвижению и поддержке того или иного кандидата на престол. Наследники Петра не могли самостоятельно бороться за власть и нуждались в поддержке. Исход спора решала гвардия, поддержавшая Екатерину I. Гвардия стала главным орудием борьбы за власть. Гвардейские полки формировались из дворян. Дворяне очень устали от реформ Петра. Он заставил их изменить свой привычный образ жизни, принял западноевропейские обычаи, установил для дворян пожизненную обязательную службу. Дворяне – гвардейцы были заинтересованы в дворцовых переворотах потому, что их организаторы – родственники Петра I и его приближенные – расплачивались с ними привилегиями.
Вопрос ученикам по схеме: Назовите главную причину дворцовых переворотов
Ответ: Петр I не назначил наследника.
Теперь познакомимся с новым понятием – привилегии. Что такое привилегии?
Привилегии – исключительные права, которых нет у других людей.

Наступила очередь поговорить о том, как проходили дворцовые перевороты и дать определение этому понятию.
Может кто-нибудь уже сейчас может дать определение понятию дворцовые перевороты?
Учащиеся дают определение, учитель его корректирует. Учащиеся записывают определение в тетради.
Физминутка.
Групповая работа учащихся с учебником по заполнению таблицы.
Задание
1 группа: Охарактеризуйте первый дворцовый переворот по плану.
Данные занесите в таблицу (учебник с.167)

2 группа: Охарактеризуйте второй дворцовый переворот
Данные занесите в таблицу (учебник с. 168).

3 группа: Охарактеризуйте третий дворцовый переворот
Данные занесите в таблицу (учебник с.169).

План:
дата
причины
Организатор
Кто осуществлял переворот
Итог переворота
Что получили участники переворота.

Представление результатов работы групп – выступления учащихся.

Первый дворцовый переворот

Таблица №1
Дата
Причины
Организатор/ оружие
Итоги
Последствия

1725
Петр не успел назначить преемника
Александр Меньшиков/гвардия
Воцарение Екатерины I
Создание верховного тайного совета (ВТС), сокращение срока службы, раздача земель

Второй дворцовый переворот
Екатерина ненамного пережила своего супруга. 6 мая 1727 г. она умерла от горячки. Согласно оставленному ею завещанию престол переходил к сыну старшего сына Петра I – Петру Алексеевичу. До его совершеннолетия страной должен был управлять Верховный Тайный Совет.

Таблица №2
Дата
Причины
Организатор/орудие
Итоги
Итоги

727 ПетрII(по завещанию)

Усилилось влияние Меньшикова Князья Долгорукие, А.И.Остерман/интриги Меньшиков с семьей сослан в Сибирь, курс на корректировку реформ изменился состав ВТС.

Дворяне ничего не получили


Однако и новый государь царствовал недолго: он заболел оспой и в ночь на 19 января 1730 г. скоропостижно скончался. Той же ночью “верховники”, некоторые сенаторы и высшие венные чины собрались, чтобы обсудить судьбу российского престола.

Третий дворцовый переворот

Таблица №3
дата
причины
Организатор/ оружие
Итоги
последствия

1730
“Верховники” пригласили Анну на условиях “кондиций”
Анна Ивановна/гвардия
Анна правила единолично, опираясь на фаворитов
Срок службы сокращен до 25 лет, запись – с младенчества


Выбор пал на Анну Иоанновну, ее пригласили на условиях “кондиций”.
Работа с документом «Текст кондиций, подписанных Анной Иоанновной»
(раздать документы)
(учебник с. 170, второй абзац)
Вопрос:
Какие условия были предложены Анне?
Задание ученикам: объясните понятия “кондиции”.
Проверка проблемного задания.
Вопросы.
С каким периодом русской истории мы можем сравнить эпоху дворцовых переворотов?
Какие общие черты и особенности этих периодов вы можете назвать?
Ответ: период смутного времени.
Общие черты – отсутствие наследника престола.
Особенности: смута – гражданская война и интервенция.
Дворцовые перевороты – борьба за власть.

Закрепление (5 – 8 мин).
Цель: Включение нового знания в систему изученного материала.
* Почему сподвижники Петра I после его смерти не хотели видеть на троне Петра II?
* Объясните термины: гвардейцы, верховный тайный совет, кондиции.
Рефлексия (1 – 2 мин)
Цель. Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

Выбери предложение и продолжи его
-я уже знал....
-я узнал...
-мне было интересно на уроке...
Подведение итога урока и разъяснение домашнего задания (1 – 2 мин).
Выставление оценок, параграф 26

Сильный учащийся
Слабый учащийся
Средний учащийся

Параграф 26, составить презентацию по теме, ответить на вопросы
Параграф 26, вопрос 4 письменно в тетради
Параграф 26, вопросы 1 – 4, устно.


15