Классный час Формирование личностной устойчивости


Классный час в 10 классе.«Тренинг личностной устойчивости»Булыкина О.Г.МБОУ « СОШ № 53 с УИОП» г.Барнаул Цель: Формирование умения справляться с негативными переживаниями, самостоятельно принимать решения, воспитывать уверенность в себе.Ход тренинга.1.Приветствие. Игра «Клубок»По кругу передается мягкая игрушка. Участник, у которого игрушка, передает приветствие, пожелание другим участникам тренинга. 2.Основная часть.Ведущий. Наш тренинг носит название «Тренинг личностной устойчивости»Давайте подумаем , зачем нам нужна личностная устойчивость? Одной из базовых потребностей человека является потребность обезопасить себя, выжить и устоять в этом мире. Ведь в современной жизни достаточно много факторов, обстоятельств, которые могут так или иначе угрожать нам, нашей физической и психической ценности.  Упражнение 1. «Ранжирование причин смертности»Цель: Настроить участников на режим заинтересованного обсуждения и анализа причин ранней подростковой смертности. Работа в группах.Ведущий: Подумайте, от чего, по каким причинам за последние 10 лет в России умирали молодые люди в возрасте 15-25 лет.В процессе групповой работы составляется примерный список причин смерти:-вирусы,-войны,-аварии,-стихийные бедствия,-употребление наркотических веществ и пр. Ведущий: Смертность от употребления наркотических веществ (включая последствия употребления – заболевания, несчастные случаи в состоянии наркотического опьянения и пр.) превышает смертность по всем остальным пунктам вместе взятым. Привести статистические данные.Что мы знаем об этих веществах, какой информацией мы владеем?  Упражнение 2. «Что мы знаем о наркотиках?»Цель: диагностика адекватности представления подростков о наркотиках, наркомании и наркобизнесе.Ведущий организует работу групп по одному из вопросов:Кто и где производит наркотики? Как осуществляется их распространение?По каким причинам люди начинают употреблять наркотики?- Каковы последствия употребления ПАВ? После обмена информацией и выявления степени информированности, ведущий: « Даже, если вы знаете о последствиях употребления, уверен ли каждый из вас в самом себе?»Сегодняшние наркоманы тоже наверняка знали о многом и, тем не менее, начали употреблять наркотики. Как вы думаете, почему? Иногда, зная обо всех негативных последствиях употребления наркотиков, люди всё же позволяют себе сделать одну первую пробу, за которой, как правило, следуют другие.Давайте рассмотрим , насколько вам удаётся проявить личностную устойчивость в ситуациях, когда сказать «Да» легче, чем сказать «Нет». Упражнение 3. « Умение сказать «нет».Цель: развитие навыков ухода от группового давления в ситуации, провоцирующей употребление наркотиков; в ходе упражнения происходит осознание подростками, насколько они близки к возможности вовлечения в наркосреду.Ход упражнения: из группы выбираются желающие на следующие роли:- подросток, находящийся в провоцирующей ситуации;- группа, оказывающая давление на подростка (4-5 человек), предлагающая попробовать наркотик (располагается полукругом перед «жертвой»).- «внутренние голоса»: «ангела» и «дьявола» -предостерегающий и искушающий (располагаются за спиной «жертвы»- справа и слева соответственно). Инструкция: « Вы должны попытаться проявить твёрдость характера, отвечая на уговоры друзей попробовать наркотик . Вы находитесь в группе друзей, значимых для него лиц, которых ему не хотелось бы обидеть. На обсуждение выносятся вопросы:-Трудно ли было отказаться от предлагаемых наркотиков? Что мешало сказать «нет»?- Какие чувства возникали при этом?  Заключительная часть.Давление ровесников - это принуждение, которому вы должны сопротивляться, чтобы не потерять свою индивидуальность.Существует несколько видов давления:- Давление друзей ( дружеское)- Давление, которое оказывают «дразнилки».- Тяжёлое давление.Косвенное, искушающее давление. Ответы могут быть:УверенныеНеуверенныеАгрессивные. Восемь способов сказать «НЕТ»1)Говори : «Нет, спасибо». - Ты хочешь выпить? - Нет, спасибо.2)Объясни причину отказа.- Ты не хотел бы выпить вина?- Нет, спасибо. Я не пью вина.3) Повтори несколько раз свой отказ («заезженная пластинка»). – Хочешь покурить марихуану? - Нет. - Ну, давай! - Нет. - Ты только попробуй, тебе понравится. - Нет.4) Уйди. - Давай выпьем водки и покурим. - Нет, я ухожу. 5) Смени тему разговора. - Давай попугаем вон тех девчонок? - Нет, пойдём лучше ко мне, у меня есть новый видеофильм.6) Избегай критических ситуаций ( порой их предвидя). Тебе знакомы места, где пробуют наркотики, ведут себя недостойно. Лучше не ходи туда, избегай таких мест.7) Используй так называемый «холодный душ». - Ты чего вчера сбежал, побоялся выпить, покурить? Пойдём сегодня, попробуешь. - Не обращай на него внимания, игнорируй его, уходи.8) Сила в коллективе и в друзьях. Дружи и встречайся с теми, кто тебя понимает, кто поможет тебе в трудный момент, кто придёт к тебе на помощь и поддержит тебя. Рефлексия. Каждый участник высказывается, начиная со слов «Сегодня я понял…» , «Сегодня я узнал… », «Сегодня мне понравилось (не понравилось)…».