Технологическая карта урока по географии Уникальый органический мир Австралии


7 класс
Учебное занятие
Тема учебного занятия Природные зоны и органический мир Австралии
Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления блока новой информации через организацию самостоятельной групповой работы.
Тип учебного занятия: урок изучения нового материала
ТДЦ: : Образовательная: сформировать представление о природных зонах, об особенностях природы материка, познакомить с растениями и животными Австралии.
Развивающая: продолжать формирование умений навыков самостоятельной работы и самоконтроля, ведения записей, умение анализировать и делать выводы, речевой деятельности.
Воспитательная: 1. Способствовать формированию позитивного отношения к интеллектуальным достижениям одноклассников.
2. Способствовать развитию самостоятельности, активности, ответственности.
Методы обучения: частично-поисковый
Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, групповая, фронтальная
Технология: «путешествие-исследование» с использованием ИКТ (компьютерная демонстрация видеофильма)
Средства обучения: физическая карта Австралии, атласы для 7 класса, компьютер, мультимедийный проектор, презентация Microsoft Power Point, карточки с новыми словами, карточки с названиями природных зон на парты, карточки с заданиями для закрепления изученного материала.
Подготовительная работа: ученики заранее получают задание подготовить сообщение о животных: кенгуру, утконос, коала.
Технологическая карта учебного занятия

этапа
п/п Наименование
этапа Деятельность педагога Деятельность учащихся
1. Организационный момент Проверяет готовность обучающихся к уроку, настраивает на работу. Приветствуют учителя, проверяют готовность учебного места к работе
2. Мотивация Создаёт эмоциональный настрой, используя музыку, зачитывает отрывок из романа Жюля Верна «Дети капитана Гранта» .Слайд1:
«…Этот край – самый любопытный на земном шаре! Его возникновение, растения, климат – все это удивляло, удивляет и еще удивит… Самая причудливая, самая нелогичная страна из всех, когда – либо существовавших!», - так описал Австралию один из героев Жюля Верна в романе «Дети капитана Гранта». И сегодня мы с вами продолжим изучение этого удивительного материка. Слушают учителя
3. Актуализация Подводит учащихся к теме урока, используя стихотворение
Прослушайте отрывок из стихотворения Ирины Яворовской и определите, пожалуйста, о чём пойдёт речь на уроке.
Слайд2:
Синий-синий океан,
Кенгуру прыгучий,
Быстрый-быстрый бумеранг
И цветок пахучий.
Страус весело бежит,
Тень короче стала.
А на ветках сладко спит
Маленький коала. Слушают учителя, рассматривают наглядность
4. Целеполагание Предлагает учащимся поставить цель и в случае затруднения помогает её сформулировать.
Правильно, речь сегодня пойдёт о животных Австралии. Изучая органический мир, нельзя оставить в стороне природные зоны. Сформулируйте, пожалуйста, тему урока и цели.
Слайд 3, 4
- Природные зоны и органический мир Австралии.
Приглашает учащихся в путешествие и объясняет, что необходимо взять с собой.
Я приглашаю вас совершить путешествие на удивительный материк Австралию. «…путешествие – это проникновение в область значительного и прекрасного», - писал К.П. Паустовский. Слушают учителя, формулируют тему урока и ставят конечную цель совместной учебной деятельности
Слушают учителя.
5. Осознание и осмысление учебной информации Слайд
Слайд 12- 22.
Что такое эндемики?
Правильно. Много эндемиков встречается только в Австралии и на близлежащих островах.
Уникален животный мир материка.
- В чем же заключается уникальность животных Австралии?
Природа создала в Австралии огромный  заповедник, где сохранились многие  животные, близкие тем, что населяли Землю  в далекие времена.
В Австралии встречаются сумчатые, яйцекладущие и выкармливающие молоком организмы. Но не встречаются обезьяны и копытные.
- А почему эти животные встречаются только на этом материке?
- Австралия – это самый уникальный материк! Но с освоением материка особенно сильно пострадала природа. Многие животные находятся на грани вымирания. Значительные площади, очищенные от леса, заняты полями и виноградниками.
Слайд 32-34
Австралийцы стремятся сохранить уникальный органический мир. На гербе и флаге Австралии изображены страус и кенгуру, на монетах, стоимостью 5, 10, 20 центов изображены ехидна, лирохвост, утконос. Слушают задание, отправляются в путешествие.
Самостоятельно работают в группах с учебником, атласом. По окончании работы предоставляют отчёт.
Записывают определение скрэба
Ответ учащихся.
Ответ учащихся.
Ответ учащихся.
6. Первичное закрепление материала Провожу работу с тестом и по карточкам, позволяющую проверить уровень усвоения материала
Задание №1. Рассказ - провокация.
Найти в рассказе ошибки и подчеркните их:
Животный мир своеобразен. Здесь обитают ехидна, утконос, которые выводят детёнышей из яиц. Часто встречаются бегемот, слон, другие крупные животные. Много сумчатых.
Задание 2. Найдите соответствие.
На доске даны природные зоны и указаны растения и животные данных природных зон.
Практическая работа.
Выполните практическую работу, расставив животных по тем природным зонам, в который они обитают.
Задание 3. Биолого-географический тест «Природные зоны и органический мир Австралии».
Если утверждение верное – ставите знак «+», а если неверное – ставите «-».
Тест:  
1. Коала питается только листьями эвкалиптов.
2. Утконос и ехидна яйцекладущие млекопитающие.
3. Самую большую площадь в Австралии занимают леса.
4. Собака Динго приносит пользу сельскому хозяйству.
5. Кенгуру изображен на государственном флаге Австралии.
6. В Австралии много эндемиков.
7. Австралия давно отделилась от других материков, ее органический мир развивался изолированно. Работают с тестом и по карточкам
7. Подведение итогов Анализирует вместе с учащимися достижение целей урока. Оценивает результаты деятельности учащихся.
Оценки за урок. Озвучивают результаты выполнения самостоятельного задания, делают выводы.
8. Домашнее задание Предлагает домашнее задание + вопрос для любознательныхчитать и пересказывать § 24, вопрос 3 (с. 150). Вопрос для любознательных: Осваивая вновь открытые земли, люди завозили туда домашних животных и семена растений. Вы знаете, что привезенные в Австралию кролики так размножились, что стали наносить вред сельскому хозяйству. А не случилось ли что - нибудь подобное и с представителями растительного мира? Записывают домашнее задание, осмысливают его.
9. Рефлексия Предлагает учащимся оценить свое эмоциональное состояние и результаты своей работы на уроке. Анализируют свое эмоциональное состояние и результаты своей работы на уроке.