разработка урока по природоведению 5 класс по теме: «Три подарка» человеку.

Тема урока: «Три подарка» человеку. О кислотных дождях, озоновой дыре и парниковом эффекте»
Задачи:
- формирование основных представлений о процессах загрязнения атмосферы, их последствиях и мерах по уменьшению антропогенного воздействия на атмосферу;
- развитие чувства сопричастности к природе, личной ответственности за окружающую среду;
- формирование умений работать с различными источниками информации, индивидуально и в парах;
- развитие логического мышления и самоанализа.
Оборудование: магнитофон с записями природы и праздничной музыки; раздаточный материал для работы в парах; оборудование для иллюстрации действия серной кислоты ( пробирки, серная кислота, пипетка, образцы ткани, листа растения, металла, бумаги).


Ход урока

I. Организационный момент
II. Вводная часть
- Мы не случайно говорим с вами о подарке. Посмотрите, пожалуйста, на доску. Какова тема нашего урока? Запишите ее в тетрадь.
-Не только мы делаем подарки, но и нам их делают. Природа тоже сделала подарки человечеству. Как вы думаете, какие?
- Один из подарков – это прекрасные пейзажи.
Учитель: Человек - старший сын природы – матери со временем становился все более умелым, умным, сообразительным и тоже стал делать подарки Земле, а значит и себе. Правда, не всегда приятные и безобидные, а часто и просто вредные. Вот о таких «подарках» и пойдет сегодня речь.
- Ребята давайте вместе подумаем, что мы должны сегодня узнать на уроке. Обсудите свои предложения с соседом.(Дети формулируют цели урока, затем они обсуждаются в классе.)
И так, общая цель: выяснить, какие «подарки» природе делает человек, как они влияют на природу, что нужно для уменьшения их воздействия. (цель записывается в тетради)
-Ребята, что же нужно для достижения нашей цели? Давайте проверим вашу сообразительность. Отгадайте загадку:
Через нос проходит в грудь
И обратный держит путь.
Он невидимый, и все же
Без него мы жить не можем.
(воздух)
- Кто быстрее составит слово из букв?

М Е A Ф А Т О Р С
3 7 1 6 9 2 4 8 5
- А кто может сказать, как связаны эти два слова: воздух и атмосфера?
- Вот и «подарки» о которых мы будем говорить на сегодняшнем уроке, тоже связаны с атмосферой.

III. Объяснение нового материала.
Парниковый эффект
- Мы уже знаем, что в атмосфере содержится углекислый газ. Часто с ним связаны удивительные случаи. Один из них рассмотрен в задаче. Решите ее, пожалуйста; текст – у вас на столах.
Задача. В Италии есть пещера, в воздухе которой повышенное содержание углекислого газа (СО2) по сравнению с обычным. Когда туристы заходят в пещеру с собаками, то через некоторое время они начинают задыхаться, а люди – нет. Как это можно объяснить?
- Вспомните другие свойства углекислого газа.
- Но кроме перечисленных свойств, у него есть еще одно удивительное свойство. Посмотрите на рисунок, какое? ( задерживает тепловое излучение)
Рисунок.
- Ребята, сейчас весна, и на огородах, дачах делают специальные сооружении, которые удерживают тепло земли. Как их называют? То же самое, благодаря углекислому газу, происходит на всей Земле. Это явление получило название «парниковый эффект».
(на доске запись: парниковый эффект, углекислый газ).
- Давайте выясним, что мы узнали о первом «подарке» человека. Для этого заполните пропуски на карточке с таким же названием, при необходимости используйте учебник (с.167)и рисунок на доске.
Текст карточки.
Углекислый газ задерживаетизлучение Земли. В результате температура воздуха .
Это явление называется. Производственная деятельность человека поступление углекислого газа в атмосферу. Поскольку этот газ тяжелый, он.
-Давайте проверим , что у вас получилось. (Фронтальная проверка работы.)
- Что должен делать человек, чтобы это явление не развивалось?
Обратимся к цели урок: все ли мы узнали из того, что планировали?

Озоновые дыры.
- Ребята, представьте себе, что мы поднимаемся на воздушно шарике. Вдруг на высоте 11 километров мы ощущаем знакомый запах. Так пахнет дождем. Но вот чудеса: дождя нет, а запах есть. Что за волшебство? Это озон.
Рассказ учителя об озоне
Рисунок.
- Велика будет беда, если не станет у Земли защитника-озона. Земля станет пустынной и тихой. Что мы с вами можем сделать, чтобы предотвратить это? Представьте себе, вы-это ученые, работающие над данной проблемой. Внесите свои предложения.
По итогам - фронтальное обсуждение.
Физкультминутка.
- мы упорно трудились, а сейчас настало время поиграть. Поможет нам в этом стихотворение Т.Котеневой «Дождик».
Если прячется скорей
Воробей,
Раскрываются зонты,
Как цветы,
И торопится трамвай,-
Догоняй!
На бульварах суета-
Красота!
А в подъездах теснота-
Скукота!
В лужах, в лужах –пузыри посмотри!
Это значит дождь идет.
Вот!
Кислотные дожди.
- Оказывается, человек «подарил» всей планете и себе вредный кислотный дождь.
- Как же это получается? Откуда берется кислота в небе? Подумайте. Найти ответ помогут рисунки на доске.
- Как образуются эти дожди, мы с вами выяснили. А что произойдет, если выпадет такой дождь? Давайте посмотрим.
Демонстрация опыта. Действие серной кислоты на образцы мела, бумаги, металла, листа растения. Учащиеся заносят результаты опыта в таблицу.

Воздействие серной кислоты на различные тела

Объект воздействия
Результаты воздействия

Мел


Бумага


Металл


Лист растения



Делается совместный вывод о воздействии кислотных дождей.
- Ребята, обратимся к цели урока. Все ли мы узнали о кислотных дождях?

IV. Закрепление материала.

Заполнение таблицы «Влияние деятельности человека на состав воздуха»

Вещество
Результат воздействия

1
Уменьшается содержание в атмосфере. Расходуется на горение топлива и другие промышленные процессы. Природа не успевает восстанавливать эти потери.

2
Образуется при сжигание топлива. Увеличивается его содержание в атмосфере. Это приводит к парниковому эффекту и перегреву нижних слоев атмосферы.

3
Содержится в дымах предприятий, образуется при сжигание топлива. Приводит к образованию кислотных дождей, которые губительно действуют на организмы и сооружения.

4
Разрушает целостность озонового слоя, уменьшает его толщину, увеличивает поступление «жесткого» солнечного излучения.


Ты, человек, любя природу,
Хоть иногда ее жалей:
В увеселительных походах
Не растопчи ее полей:
В вокзальной сутолоке века
Ты ощутить ее спеши:
Она – твой давний добрый лекарь,
Она – союзница души.



V. Задание на дом.
Прочитать текст на стр. 167-168.
15