Социальный проект на тему: Здоровый образ жизни начинаем со спорта!


Утверждено
приказом №__________
от «____» ______________20___г.
Директор:
____________ Л.Ю.Петрова
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Кожильская средняя общеобразовательная школа
сельскохозяйственного направления»
Социальный проект на тему:
«Здоровый образ жизни начинаем со спорта»
Составитель: И.Н.Никитина,
учитель начальных классов
2015 год
Актуальность
Здоровье человека – высшая национальная ценность, и возрождение нации должно начаться именно со здоровья, в первую очередь детей. В современном мире, мире высоких технологий, резкое снижение двигательной активности школьников, экология и другие факторы привели к значительному ухудшению состояния их здоровья. Согласно официальному определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье определяется как состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только как отсутствие болезней. Учёными установлено, что здоровье человека на 10 % зависит от деятельности системы здравоохранения, на 15 % – от наследственных факторов, на 25 % от экологии, на 50 % – от самого человека.
В обществе здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека. Появляются данные статистики, в которых ясно показано, что здоровье детей ухудшается и это связано чаще всего со школой. Около 25-30% детей, приходящих в 1-е классы, имеют те или иные отклонения в здоровье. За период обучения в школе число здоровых детей уменьшается в 4 раза.
Проблема сохранения и укрепления здоровья своих воспитанников касается не только семьи, но и учителя. И если люди научат детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье, если личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически.
Здоровье детей – это социальная проблема современного общества. Ряд факторов, связанных с организацией учебного процесса в школе таких как: увеличение учебной нагрузки, увеличения объема информации учебного процесса, отсутствие хорошо организованного, качественного питания в школах, отсутствие адаптации учебного процесса к индивидуальным психофизиологическим особенностям детей, нарушения санитарно-гигиенических правил и режима школьника, так или иначе, оказывает влияние на здоровье школьников. Лишь очень крепкие и выносливые от рождения дети не испытывают вредных последствий этих нарушений, у других детей в этих условиях могут развиться нарушение осанки, искривление позвоночника, близорукость. Так, неправильное положение ребенка на занятиях в школе и при подготовке домашних заданий, ношение учебников в портфелях и папках при слабости опорно-двигательного аппарата вызывают изменение осанки ребенка с развитием искривления позвоночника. Эти нарушения чаще возникают у детей, которые не занимаются физкультурой и спортом, а также у детей со сниженным зрением и слуха.
Чрезмерная нагрузка, отсутствие правильного чередования умственного напряжения и отдыха, прогулок на воздухе, физических упражнений и физического труда, недостаточный сон, неоправданные перегрузки дополнительными развлечениями ведут к умственному переутомлению школьников. Они становятся легко возбудимыми и раздражительными, капризными, не всегда адекватными в поведении, малообщительными, плаксивыми, плохо усваивают школьные задания. Так постепенно в результате умственного переутомления ослабляется весь организм вплоть до появления тяжелых нервно-психических состояний.
Все это требует дополнительной и незамедлительной работы по привлечению детей с самого раннего возраста к ведению здорового образа жизни. С чего же должна начинаться эта работа? Для ответа на данный вопрос мною был проведен опрос среди родителей дошкольников и младшего школьного возраста (Приложение 1). Результаты данного опроса показали, что необходимыми мерами по оздоровлению детей родители считают: правильное питание, соблюдение режима дня, отказ от вредных привычек и занятие спортом. Чем же школа может помочь в укреплении здоровья детей? Считаю, что организацией спортивных занятий. 100% опрошенных родителей согласились с данным предположением. Для того, чтобы определить категорию детей, с которой необходимо начинать работу в первую очередь, мною также был проведен опрос фельдшера Кожильского ФАП (Приложение 2). Оказалось, что наиболее нуждающиеся в оказании «оздоровительной поддержки» являются дошкольники. Фельдшер также дала рекомендации по укреплению здоровья детей, среди которых также присутствует необходимость занятия физической культурой и спортом.
Таким образом, у меня созрела тема моего социального проекта под названием: «Здоровый образ жизни начинаем со спорта!».
Цель проекта: 
Пропаганда здорового образа жизни среди дошкольников и младших школьников через занятия физкультурой и спортом.
Для достижения поставленной цели, мною были сформированы следующие задачи:
Способствовать формированию элементарных двигательных навыков через выполнение общеразвивающих упражнений;
Прививать интерес к спорту как к наиболее значимому фактору укрепления детского организма;
Выявлять физические способности каждого ребенка для их дальнейшего развития;
Воспитывать в детях дисциплинированность, терпение, целеустремленность, упорство, коммуникативные качества, умение работать в команде.
Идея проекта
Регулярные занятия, формирующие двигательную активность детей, будут способствовать укреплению организма ребенка, понизят уровень их заболеваемости, улучшат физические способности.
Этапы проекта
Этап Содержание Примечания
Диагностический Анкетирование родителей, опрос фельдшера Кожильского ФАП по вопросам заболеваемости детей и способов формирования среди них здорового образа жизни ДеятельностныйПроведение занятий по заданной тематике Заключительный Мониторинг результативности проведенных занятий См. «Ожидаемые результаты и механизмы оценивания»
Характеристика выбранных видов занятий
Общеразвивающие упражнения (или сокращенно ОРУ) являются мощным средством укрепления здоровья ребенка вообще и развития отдельных мышечных групп его организма в частности. Они совершенствуют деятельность двигательного анализатора коры больших полушарий головного мозга, активизируют метаболические процессы, тренируют сердечно-сосудистую систему и дыхательный аппарат, повышая общую работоспособность организма в целом.
Обучающий эффект (ОРУ) огромен. Являясь основным содержанием ежедневной утренней гимнастики (УГГ) и составной частью большинства физкультурных занятий, они способствуют успешному освоению двигательные умения и навыки. Выполнение движений сопровождается словесными комментариями педагога. Дети довольно быстро усваивают названия упражнений и их деталей, частей тела, ориентировочные понятия и термины, указания, советы и его подсказки. Возникающее в процессе обучения взаимопонимание положительно сказывается на качестве освоения движений дошкольниками и помогает им решать (с активным участием самих детей) наиважнейшую оздоровительную задачу — формирование правильной осанки.
Показателем обученности дошкольников является проявление ими тех или иных психофизических качеств во время выполнения упражнений. ОРУ способствуют активному развитию:
—     гибкости, как способности организма ребенка выполнять движения с большей амплитудой;
—     координации, как способности организма ребенка согласовывать одновременные движения разных частей тела;
—    разновидностям координации:
а) равновесию как способности организма ребенка
удерживать устойчивое положение тела на уменьшенной или повышенной опоре;
б)  точности выполнения задания, как способности организма ребенка фиксировать движение в пространстве в соответствии с каким-либо сигналом;
в)  пространственным и временным ориентировкам, как способности организма ребенка выполнять движения в заданном направлении с соответствующим ритмом и темпом.
Однако, через выполнение одних общеразвивающих упражнений завоевать интерес младшего школьника к спорту сложно. Именно поэтому, считаю, что необходимо разнообразить процесс занятия спортом данной возрастной категории детей подвижными играми.
Для младших дошкольников подвижные игры являются жизненной потребностью. С их помощью решаются самые разнообразные задачи: образовательные, воспитательные - и оздоровительные. В процессе игр создаются благоприятные условия для развития и совершенствования моторики детей, формирования нравственных качеств, а также привычек и навыков жизни в коллективе.
Детям младшего дошкольного возраста выполнение игровых заданий доставляет большое удовольствие. Играя, ребенок упражняется в различных действиях. С помощью взрослых он овладевает новыми, более сложными движениями.
В младшем дошкольном возрасте еще не выдвигается требование обязательного целенаправленного воспитания двигательных (физических) качеств. Однако меняющиеся игровые ситуации и правила игр заставляют маленького ребенка двигаться с большей скоростью, чтобы догнать кого-то, или быстрее спрятаться в заранее намеченное место (домик, гнездышко), чтобы не быть пойманным, ловко преодолеть элементарные препятствия (подлезть под веревку, рейку, не задевая за них, пробежать между кеглями, не свалив ни одной, обязательно добежать до определенного места и т. д.).Многократное повторение этих действий требует от детей внимания, волевых и физических усилий, координации движений.
Таким образом, уже в младшем дошкольном возрасте подвижные игры являются средством не только для развития движений, но и для воспитания таких качеств, как ловкость, быстрота, выносливость.
Подвижные игры в основном — коллективные, поэтому у детей вырабатываются элементарные умения ориентироваться в пространстве, согласовывать свои движения с движениями других играющих, находить свое место в колонне, в кругу, не мешая другим, по сигналу быстро убегать или менять место на игровой площадке или в зале и т. п.
Совместные действия маленьких детей создают условия для общих радостных переживаний, общей активной деятельности. В коллективных подвижных играх дети приучаются играть дружно, уступать и помогать друг другу. Нередко приходится наблюдать, как более старшие и самостоятельные подходят к маленьким, берут их за руки, помогают влезть на скамейку или приглашают малышей, сидящих безучастно на стуле, поиграть вместе с ними.
Игра помогает ребенку преодолеть робость, застенчивость. Часто бывает трудно заставить малыша выполнять какое-либо движение на глазах у всех. В игре же, подражая действиям своих товарищей, он естественно и непринужденно выполняет самые различные движения.
Подчинение правилам игры воспитывает у детей организованность, внимание, умение управлять своими движениями, способствует проявлению волевых усилий. Дети должны, например, начинать движения все вместе по указанию воспитателя, убегать от водящего только после сигнала или последних слов текста, если игра сопровождается текстом.
Сюжетные подвижные игры благодаря многообразию их содержания помогают детям закреплять свои знания и представления о предметах и явлениях окружающего их мира: о повадках и особенностях движений различных животных и птиц, их криках; о звуках, издаваемых машинами; о средствах передвижения и правилах движения поезда, автомобиля, самолета.
Подвижные игры создают дополнительную возможность общения воспитателя с детьми. Воспитатель рассказывает, объясняет детям содержание игр, их правила. Малыши запоминают новые слова, их значение, приучаются действовать в соответствии с указаниями.
Очень важна роль подвижных игр в увеличении двигательной активности детей в течение дня. Особое значение имеют они для увеличения физиологических нагрузок на организм ребенка. Активные двигательные действия при эмоциональном подъеме способствуют значительному усилению деятельности костно-мышечной, сердечно-сосудистой и дыхательной систем, благодаря чему происходит улучшение обмена веществ в организме и соответствующая тренировка функций различных систем и органов.
Влияние подвижных игр на развитие движений детей, а также некоторых волевых проявлений их во многом зависит от того, сколько времени длится эта игра. Чем дольше и активнее действует ребенок в игре, тем больше он упражняется в том или ином виде движений, чаще вступает в различные взаимоотношения с другими участниками, т. е. тем больше ему приходится проявлять ловкость, выдержку, умение подчиняться правилам игры.
Активность детей в играх зависит от целого ряда условий: содержания игры, характера и интенсивности движений в ней, от организации и методики ее проведения, а также от подготовленности детей.
Основная задача педагога - поддержание в игре достаточной активности всех детей, постепенное усложнение движений в соответствии с возрастными особенностями детей младшего дошкольного возраста.
Наиболее эффективно проведение подвижных игр на свежем воздухе. При активной двигательной деятельности детей на свежем воздухе усиливается работа сердца и легких, а следовательно, увеличивается поступление кислорода в кровь. Это оказывает благотворное влияние на общее состояние здоровья детей: улучшается аппетит, укрепляется нервная система, повышается сопротивляемость организма к различным заболеваниям. Работники дошкольных учреждений должны по возможности увеличивать время, прогулок детей, насыщать их играми и различными физическими упражнениями.
Разнообразие игр по содержанию и организации детей позволяет подбирать их с учетом времени дня, условий проведения, возраста детей, их подготовленности, а также в соответствии с поставленными воспитателем задачами.
Укрепление и оздоровление организма детей, формирование необходимых навыков движений, создание условий для радостных эмоциональных переживаний детей, воспитание у них дружеских взаимоотношений и элементарной дисциплинированности, умения действовать в коллективе сверстников, развитие их речи и обогащение словаря — вот те основные воспитательные задачи, которые педагог может осуществлять при помощи разнообразных игровых заданий.
Исходя из всего вышесказанного, предлагаю следующую тематику занятий в рамках проекта:

1 Правила поведения в физкультурном зале. Игра на внимание «Запрещенное движение»
2 Игры с бегом, на внимание «За флажками», «Класс, смирно!»
3 Комплекс утренней гигиенической гимнастики. Игра с элементами ОРУ «Море волнуется — раз»
4 Игра «Море волнуется — раз». Стойка на носках, на одной ноге, ходьба по гимнастическойскамейке
5 Комбинация общеразвивающих упражнений различной координационной сложности
6 «Веселые старты» с мячом. Гимнастические упражнения: лазание
7 Эстафета с мячом. Гимнастические упражнения на низкой перекладине
8 Игры с мячом: ловля, бросок, передача
9 Беседа о правильном режиме дня. Игра «Волк во рву»
10 Игра «Охотники и утки». Ловля, бросок, передача мяча
11 Комплекс ОРУ с мячом. Игра «Совушка»
12 Ловля, бросок, передача мяча. Эстафета с мячом
13 Прыжки через скакалку. Игра «Попрыгунчики воробушки»
14 Игры «Совушка», «Попрыгунчики - воробушки». Общеразвивающие упражнения с большим и малым мячами
18 Прогулка на свежем воздухе. Игры на свежем воздухе (Приложение 4)
19 Игра «Метко в цель», катание на санках. Как закаляться. Обтирание. Обливание
20 Переноска лыж. Надевание. Ступающий шаг без палок
21 Катание на санках, лыжах. Метание снежков в цель
22 «Веселые старты» на лыжах и санках
23 Зимние русские народные игры. Катание на лыжах и санках
24 Бросок и ловля теннисного мяча. Эстафета с теннисным мячом
25 Комплекс ОРУ со скакалкой. Игра «День и ночь»
26 Правила поведения в физкультурном зале. Игра на внимание «Запрещенное движение»
27 Бег. Беговые упражнения. Игра «Прыгай через ров»
28 Дыхательные упражнения в сочетании с приседаниями
29 Комплекс утренней гигиенической гимнастики. Игра с элементами ОРУ «Море волнуется — раз»
30 Игры «Море волнуется — раз», «Прыгай через ров»
31 Подвижные игры на свежем воздухе по выбору
32 Игры «Лапта», «Охотники и утки». Эстафета с бегом на скорость
33 Эстафета с мячом. Гимнастические упражнения на низкой перекладине.

Ожидаемые результаты и механизмы оценивания достижения поставленной цели:
Беседа с родителями об их детях и, возможно, изменения в их поведении, самочувствии, настроении за период проведении занятий.
Анкетирование детей по отношению их к данным занятиям.
Мониторинг уровня заболеваемости детей за период занятий по сравнению с началом учебного года.
Сравнение показателей физических навыков за определенный период проведения занятий (Приложение 3)
Диагностика физических данных детей, спортивных результатов.
Используемая литература:
http://www.medroad.ru/zdorovie-detei/problemi-zdorovia-mladshih-shkolnikov.htmlhttp://xn--80aqqdgddhbb4i.xnhttp://lib.convdocs.org/docs/index-196854.htmlhttp://gigabaza.ru/doc/123040.hthttp://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2013/10/29/rol-podvizhnykh-igr-v-razvitii-detey-doshkolnogo-vozrastaПриложение 1
Опрос для родителей
Что, по Вашему мнению, означает понятие «Здоровый образ жизни»: (отметьте галочкой)
- правильное питание;
- отказ от курения и употребления алкоголя;
- занятия спортом;
- другое (укажите)______________________________________________________
Как Вы считаете, с чего должно начинаться ведение ЗОЖ для Вашего ребенка?
Ответ:________________________________________________________________
Согласны ли Вы с тем, что занятия спортом могут положительно влиять на здоровье Вашего ребенка: (отметьте галочкой)
- да;
- нет;
- сомневаюсь.
Спасибо!
Приложение 2
Опрос фельдшера Кожильского ФАП
Дети какой возрастной категории обращаются к вам за медицинской помощью чаще всего?(отметьте галочкой)
- дошкольный возраст;
- младший школьный возраст;
- дети в возрасте 10-13 лет;
- подростки.
Какие заболевания среди детей сегодня носят глобальный характер, по Вашему мнению? (отметьте галочкой)
- вирусные и бактериальные инфекции;
- заболевания опорно-двигательного аппарата;
- нарушения работы нервной системы;
- другое (укажите)_____________________________________________________
Какие рекомендации Вы бы дали детям для укрепления их здоровья?
Ответ: ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Спасибо!
Приложение 3
«Веселые старты»
Дата проведения: 16.12.15
Цели:
Оценить физические умения и навыки детей для сравнения их с начальными результатами;
Выявление родителями способностей своих детей и поддержка их в занятии физкультурой и спортом;
Поднятие настроения и мотивация к дальнейшим занятиям.
Участники: дети и их родители
Ход мероприятия:
- Добрый вечер, дорогие участники сегодняшнего мероприятия. Я вижу, что все сегодня в боевой готовности – готовности к серьезным состязаниям! Я очень надеюсь, что вы все сегодня пришли с отличным настроением, а уйдете – с суперзажигательным!!!
Итак, не будем тянуть время и мучить вас, приступим к нашим заданиям.
Первое, чем мы займемся – это разминка:
Игра на внимание (руки вверх, вперед, вниз)
ОРУ (дети показывают, родители повторяют)
Ну, молодцы! Я вижу, что родители уже разогрелись и поняли, что команда детей будет серьезным соперником для команды родителей. Да-да, вы не ослышались, сегодняшние состязания будут проходить между двумя командами – командой детей и командой родителей! Что, думаете, что силы ваши не равны? Это мы еще посмотрим!!! Ну что ж, вперед! Удачи всем участникам!
Конкурсы:
Добежать до фишки и обратно (родители задом наперед).
Полоса препятствий: кувырок на мате, прыжки со скакалкой до гимнастической лестницы, залезть на нее и слезть, обратно – так же (родители: то же самое, но два кувырка на мате).
Ползки по скамейке, 5 раз отбить баскетбольный мяч, обратно - так же (родители: ползки по скамейке задом наперед).
Прыжки со скакалкой до фишки и обратно (родители бегут с четырьмя связанными между собой скакалками).
Ведение баскетбольного мяча, огибая фишки (родители – обводя каждую фишку).
Подведение итогов.
- Ну что ж, дорогие гости нашего веселейшего вечера, настало время подвести итоги! В этой неравной битве с огромным отрывом вперед вырвалась команда детей! Ура!!! Тем не менее, я вижу, что родители совсем не расстроились, а наоборот порадовались за своих детей, за их старания и успехи, хотя, наверно, не ожидали такого результата, правда?
Я думаю, что каждый из вас сегодня получил море положительных эмоций, а дети, достигнув такого результата, захотели заниматься физическими занятиями еще и еще, я права?!
- Спасибо всем за то, что приняли участие в веселых стартах, а теперь идем пить чай!!!
(награждение детей, чаепитие).
Анализ проведенного мероприятия.
Основной целью данного мероприятие было выявление результативности работы спортивных занятий с младшими школьниками в рамках социального проекта «Здоровый образ жизни начинаем со спорта!». Что же мы здесь увидели?
Во-первых, то, что почти все дети стали намного смелее и активнее выполнять любые предложенные физические упражнения, чего в начале учебного года не было.
Во-вторых, эти упражнения они стали выполнять намного качественнее: прыгать на скакалке они раньше вообще не умели, кувыркаться – тоже, ведение баскетбольного мяча также отсутствовало в их навыках.
В – третьих, эти изменения увидела не только я, как учитель, в первую очередь удивлены были родители. Даже во время испытаний они успевали смотреть на своих «соперников» и радоваться за них. Это очень важно, я считаю, ведь каждый родитель, отправляя на какие-либо занятия своих детей, хотят знать, какую пользу приносят эти занятия их ребенку и есть ли положительный результат.
Очень порадовало то, что и дети, и родители, остались довольны прошедшим мероприятием. Было очень весело и интересно. Конечно, конкурсы были построены таким образом, чтобы команда детей в любом случае одержала победу. Это сделано было для того, чтобы дети поняли, насколько их старания способны принести положительный результат, чтобы они захотели заниматься дальше и дальше. Я думаю, поставленные цели были достигнуты.




Приложение 4
«Прогулка на свежем воздухе»