Безотметочная система оценивания учебных достижений младших школьников

"Современные способы оценивания учебных достижений младших школьников"
Безотметочная система оценивания учебных достижений младших школьников.

Выступление на заседании кафедры учителей начальных классов


Изменения в содержании современного образования - перенос акцента с предметных знаний, умений и навыков как основной цели обучения на формирование общеучебных умений, на развитие самостоятельности учебных действий: влекут за собой и изменение системы оценивания. Необходим поиск принципиально иных способов оценивания, которые позволили бы устранить негативные моменты в обучении, способствовали бы гуманизации обучения, индивидуализации учебного процесса, повышению учебной мотивации и учебной самостоятельности в обучении. С поиском таких форм и связано появление идеи безотметочного обучения.
Было бы преждевременно говорить о том, что такая система оценивания разработана на уровне технологии. Вместе с тем уже определили и сформулировали некоторые общие подходы к ее построению, в педагогической практике нарабатываются конкретные формы ее организации.
Особенность процедуры оценивания при безотметочном обучении состоит в том, что самооценка ученика должна предшествовать учительской оценке. Несовпадение этих двух оценок становится предметом обсуждения. Для оценивания и самооценивания выбираются только такие задания, для которых существует объективный однозначный критерий оценивания и не выбираются те, где неизбежна субъективность оценки. Критерии и форма оценивания каждой ученической работы могут быть различны и должны быть предметом договора между учителем и учениками.
Самооценка ученика должна дифференцироваться, т.е. складываться из оценок своей работы по целому ряду критериев. В таком случае ребенок будет учиться видеть свою работу, как сумму многих умений. Каждое, из которых имеет свой критерий оценивания.
Содержательное самооценивание непрерывно от умения контролировать. В обучении должны использоваться особые задания, обучающие ребенка сличать свои действия с образцом.
Младшие школьники имеют право на самостоятельный выбор сложности контрольных заданий. Право ребенка на сомнение и незнание должно быть оформлено не только устно. Вводятся знаки сомнения, использование которых высоко оценивается учителем. Создается система заданий, специально направленных на обучение ребенка отделять известное от неизвестного. Постепенно вводятся средства, позволяющие ученику и его родителям прослеживать динамику учебной успешности относительно его самого, давать относительные, а не только абсолютные оценки.
Оценка высших достижений является для многих детей мощным стимулом для учебных усилий. Однако введение систематических оценок высших достижений создает в классе атмосферу соревновательности, которая может травмировать некоторых детей и не соответствует личностным установкам, поэтому вопрос о введении высших достижений должен решаться осторожно и индивидуально. Рассмотрим принципы безотметочного оценивания, разработанные Г.А.Цукерман:
1. Самооценка ученика должна предшествовать учительской оценке.
Необходимо отметить, что для оценивания (самооценивания), особенно для первоклассников, должны выбираться только те задания, где существует объективный однозначный критерий оценивания. Не выбираются те задания, где неизбежна субъективность оценки (например, красота, аккуратность выполнения работы).
2. Самооценка ученика должна постоянно дифференцироваться.
Уже в 1 классе ребенок должен уметь видеть свою работу как сумму многих умений, каждое из которых имеет свой критерий оценивания.
3. Оцениваться должны только достижения учащихся, предъявленные самими детьми для оценки.
Ребенок должен иметь возможность сам выбирать ту часть работы, которую он хочет сегодня предъявить учителю для оценки. Он сам может назначать критерий оценивания. Такой подход к оцениванию приучает школьников к ответственному оценочному действию. Фактически оцениваются в первую очередь индивидуальные достижения различные у всех. При этом выполнение “обязательного минимума” обеспечивается, но не является основной задачей в обучении.
4. Содержательное (само)оценивание должно быть неотрывно от умения себя контролировать.
На первых этапах обучения контрольные действия производятся после сопоставления оценки учителя и оценки ребенка. Несовпадение этих оценок создает условия для постановки специальной задачи для учащихся – контроля своих действий. Кроме этого необходимо постепенно вводить особые задания, обучающие ребенка сличать свои действия с образцом.
5. Учащиеся должны иметь право на самостоятельный выбор сложности контролируемых заданий, сложности и объема домашних заданий.
При таком подходе отношение уровня притязаний и уровня достижений становится специальным предметом учителя.
6. Оцениваться должна прежде всего динамика учебной успешности учащихся относительно их самих.
При обучении необходимо вводить средства, позволяющие самому ребенку и родителям прослеживать динамику успешности, давать относительные, а не только абсолютные оценки.
7. Учащиеся должны иметь право на сомнение и незнание, которые оформляются в классе и дома особым образом.
Создается система заданий, специально направленных на обучение ребенка отделять известное от неизвестного.
8. Для итоговой аттестации учащихся должна использоваться накопительная система.
Данный принцип оценивания связан прежде всего с освоением западной технологии “учебное портфолио”. При такой системе накапливаются не отметки за работы учащихся, а содержательная информация о них и даже сами работы в рамках определенных информативных технологий.
Таким образом, мы не отбираем у учащихся два основных действия (контроль и оценку), без которых учебной деятельности не будет, а постепенно от класса к классу формируем как необходимые условия учебной деятельности. Субъектность оценки требует ответственности ученика за правильность используемых критериев и адекватность своей оценки общему способу.
Проверка и оценка достижений младших школьников является весьма существенной составляющей процесса обучения и одной из важных задач педагогической деятельности учителя. Традиционно сложилось, что используемой формой оценки достижений учащихся начальной школы являются суммарные показатели полноты и глубины усвоения школьной программы, выраженные в баллах по пятибалльной шкале, которая фактически редуцирована до3-балльной. К тому же по традиции учащийся не владеет “инструментом” (критериями) контроля и оценки. Наша задача последовательно и системно вести работу на формирование учащимися “своего инструмента” для контроля и оценки своих действий и способствовать при этом его развитию.
Для того чтобы проследить за уровнем развития учащихся проведем стартовую оценку подготовки учащихся[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]). Результаты такой оценки можно отметить с помощью “лесенки достижений”, поместив фигурку, символизирующую исходный уровень владения данным навыком, на ту или иную ступеньку лесенки. По ходу изучения учебного материала индивидуальные достижения младших школьников удобно фиксировать с помощью линеечек. Регулярно в течение учебного дня в тетрадях или дневниках на трехуровневых линеечках крестиком дети отмечают уровень и качество своих достижений учебного и не учебного характера, фиксируют свое отношение к учебной деятельности и окружающему миру. Учитель помогает детям установить зависимость уровней разных критериев оценки.
Для самооценки своего умения учиться были взяты мотивация, учебные действия и некоторые личностные качества. Приведем пример:

“Я сегодня постарался, приложил все усилия, поэтому все понял, и мне было не трудно”


“У меня сегодня плохое настроение, я не старался, поэтому многое было не понятно и трудно выполнять задание”

Освоение важнейших новых знаний и умений по каждой линии развития (обычно они указаны в конце программы в качестве требований) регистрируется в индивидуальных дневниках достижений учащихся, куда вносятся стартовые результаты и текущие. Освоенные навыки дети и учитель отмечают с помощью упоминавшихся линеечек. Учитель составляет сводный лист, где также зафиксированы результаты продвижения каждого ребенка, для того чтобы планировать свою работу, направленную на развитие каждого ученика. При переходе учащегося в другой класс или другую школу, учитель вкладывает “Лист индивидуальных достижений”[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], заверенный печатью образовательного учреждения в личное дело.
Тематический и итоговый контроль может быть в форме тестовой работы каждой теме. Вместо положительных и отрицательных оценок за любое успешное действие ученик получает баллы успешности:
1-2 балла – необходимый уровень;
3-4 балла – базовый уровень;
5-6 баллов – максимальный уровень.
По результатам баллов успешности он получает зачет. Каждая тема ученика должна быть зачтена, однако срок получения зачета не следует ограничивать. Учащийся должен иметь возможность доработать свои ошибки.
В течение года запланированы 3 - 5 обязательных для всех контрольных (проверочных) работ. В них ученики должны выполнить задания по всем линиям развития данного предмета (знания, умения, навыки). В задании каждой линии присутствует выбор уровня сложности: необходимый, базовый, максимальный.
Дневник, “Лист индивидуальных достижений” составляют “Портфолио документов”. Различные творческие работы (рисунки, сочинения, поделки) – “Портфолио работ”.
Таким образом, по результатам оценивания к концу года мы получаем: график продвижения ученика в изучении курса по темам и проверочным работам (отраженный в дневнике достижений), рейтинг (по проверочным работам) по каждой линии развития. Дневник индивидуальных достижений и Листы учета и контроля дают учителю всю необходимую информацию: как идет процесс обучения, каковы затруднения у отдельных детей, достигли учитель и в целом класс поставленных задач, что должно быть откорректировано в процессе последующего обучения.
На мой взгляд, одним из наиболее удачных подходов к оцениванию в начальной школе является безотметочное обучение.
Безотметочная система обучения - это система отражения качественного результата процесса обучения учащихся без использования количественного выражения результата оценочной деятельности.
Используемая школами пятибалльная система оценивания выполняет функцию внешнего контроля успешности обучения учащегося со стороны учителя. Эта система не позволяет видеть индивидуальный «рост» учащегося: за три и за пять ошибок учитель ставит одну и ту же отметку, а для какого-то ребенка наличие трех ошибок может быть очень хорошим показателем по сравнению с прошлыми работами, где ошибок было гораздо больше. Из-за скрытости критериев по отметке очень часто нельзя судить о действительном уровне знаний, соответственно сложно построить дальнейшую программу действий (над чем надо поработать, что надо улучшить и т. д.).
Сделать же оценку учащихся более содержательной, объективной и дифференцированной поможет введение в практику безотметочной системы оценивания. Основными принципами безотметочного обучения являются: критериальность, приоритет самооценки, гибкость и вариативность, возможность отразить все важные характеристики способностей учащихся (качественность), возможность сравнить сегодняшние достижения с их же успехами некоторое время назад (количественность). Сочетание количественной и качественной составляющих оценки дает наиболее полную и общую картину динамики развития каждого ученика с учетом его индивидуальных особенностей.

С первого дня школьной жизни действия контроля и оценки как у учеников, так и у учителей включаются в контекст всей учебной работы и направляются на формирование у учащихся механизмов самооценки и самоконтроля.
С действием самооценки и контроля ребёнок встречается уже на первом уроке. Ему предлагается лесенка из 10 ступеней. Каждый из детей рисует себя на той ступеньке, на которой считает нужным. Такая работа - первый опыт ребенка по самооценке, которая впоследствии будет формироваться и совершенствоваться на каждом уроке. Чаще всего дети ставят себя на верхние ступеньки.
В 1 классе ребенок способен оценить себя по критериям, выработанным совместно с учителем, сопоставить свою оценку с оценкой учителя, выяснить причины разногласия. На данном этапе важна индивидуальная работа учителя с ребенком по коррекции формирования умений.
Можно ввести, предварительно оговорив с детьми, трехцветный индикатор: красный – «Я не знаю, прошу помощи»; желтый – «Сомневаюсь, не уверен»; зеленый – «Знаю, умею».

Образец работы по математике с оценочным листом.

Тема: «Использование схем при решении задач»
Цель: проверить уровень сформированности умений решать задачи по
схемам, составлять схему к задаче, схемы по формулам.

Текст работы
1. Составь схемы к задачам и запиши формулы.
a) Длина веревки А метров. Какой она станет, если ее уменьшить
на В метров?
b) Маме А лет, а сыну В лет. Сколько лет ему исполнится через 3
года?
2. Преврати формулы в схемы к задачам (составь все возможные
схемы).
В + С = D K – E = B

Справа представлен оценочный лист к работе. В первом столбике указаны основные умения, определяемые данной работой: умею решать задачу по схеме; умею составлять схему к задаче; умею составлять все возможные схемы по формуле. Во втором столбике проставлены номера заданий, соответствующие основным умениям. Третий столбик указывает на прогностическую оценку. В четвёртом столбике сам ребёнок выставляет свою итоговую оценку. В данной таблице видно, что ученик ещё неуверенно, сомневаясь, составляет схемы по формуле.

Оценочный лист к работе:

Основные умения
№ задания
Прогностическая оценка
Итоговая оценка

Умею решать задачу по схеме

1
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415


Умею составлять схему к задаче

1



Умею составлять все возможные схемы по формуле

2




Итогом работы по оценочному листу является совместная беседа учителя и ученика об адекватности самооценки ребенка.

Ещё одной эффективной формой оценивания является «Цепочка».
Вашему вниманию предлагается фрагмент урока математики в 1 классе, на котором после выполнения математического диктанта происходит взаимопроверка по образцу на доске, оценивание при помощи трёхцветного индикатора и фиксация результата при помощи «цепочки». Учитель просит оценить выполнение данной работы и занять место в цепочке в соответствии с правильностью выполнения задания.

Фрагмент урока математики в 1 классе с использованием фиксации результата при помощи «Цепочки».
Такую форму оценивания можно использовать и при проведении групповой работы на уроках математике, русского языка, чтения. В этом случае по окончании работы учитель просит сильного ученика (капитана команды) или, наоборот, слабого ученика построить группу в соответствии с активностью каждого при обсуждении проблемы в группе: сначала самый активный ученик, затем менее активный. Наиболее правильно происходит оценивание по данной форме во 2 и 3 классах, в первом же классе необходима помощь учителя.

Во 2 классе учащиеся при правильной работе учителя способны самостоятельно определять критерии учебной деятельности, готовность предъявлять результат своей деятельности. Ученик может определить границу своих возможностей, границу своего «знания – незнания», используя прогностическую оценку.
Инструментом оценивания становится «волшебная линеечка», которая напоминает ребенку измерительный прибор. С помощью линеечки можно «измерить» разные параметры выполненной работы (правильность решения учебной задачи, аккуратность, уровень сложности, заинтересованность и т. д.).
Такая оценка:
- позволяет любому ребенку увидеть свои успехи, так как всегда
есть критерий, по которому можно оценить успешность
обучающегося;
- носит информативный характер;
- способствует формированию позитивной самооценки.
Образец тройного самооценивания домашней работы по русскому языку при помощи «Волшебных линеечек».

Текущие оценки, фиксирующие продвижение учеников в освоении всех умений, заносятся в специальный «Лист индивидуальных достижений», который заведен на каждого ученика. Это позволяет ребенку (и родителям) прослеживать динамику учебной успешности относительно его самого.
Образец листа индивидуальных достижений (букварный период 1-го класса).
Перед вами образец «Листа индивидуальных достижений» ученика 1 класса в букварный период. Слева перечислены 7 основных умений, которые должны быть сформированы у учащихся в период обучения грамоте: умею подсчитывать количество звуков в словах; умею находить в словах гласные, твёрдые и мягкие согласные; умею делить слова на слоги; обозначать ударение; знать особенности гласных нижнего ряда. В следующих шести колонках проставлены даты проведения самостоятельных работ, в результате которых ребёнок сам фиксирует свой уровень сформированности умений при помощи «волшебных линеечек». Если в трёх работах подряд ученик оказывается на высоте, он может закрасить соответствующий лепесток в цветике-семицветике. Цель каждого ученика к концу букварного периода: закрасить весь цветик-семицветик, т.е. сформировать все 7 умений.

В 3 классе школьник может определить соответствие своих знаний заявленному уровню и определить те критерии, которым он не смог соответствовать в тои или ином виде деятельности. Ученик по тексту работы может определить, сформированность каких умений проверяет эта работа, подобрать материал для отработки тех умений, уровень оценки которых не соответствует высокому. После анализа работы он может сам построить индивидуальный график работы над ошибками.
Ещё одной эффективной формой оценивания является «ЦЕНА» задания (из проверочной работы определяется самое легкое задание и ему приписывается «цена» - 1 балл; про «цену» остальных заданий и отдельных действий по их решению класс договаривается).
Максимальное количество баллов (вычисляется, обводится в кружок и выносится на поля работы).
Личный результат (ученик самостоятельно оценивает свой результат и фиксирует его под максимальным количеством баллов).
В «портфолио» заносится личный результат ученика.

Памятка для оценивания результатов работы
«цена» задания;
максимальное количество баллов;
личный результат;
фиксация в «портфолио».

Образец оценивания проверочной работы по окружающему миру при помощи «Цены задания».
Вашему вниманию предлагается образец оценивания проверочной работы по окружающему миру в 3 классе по теме «Лесная зона». Каждому заданию приписали «ЦЕНУ» и указали её на полях красным цветом: второе задание (виды леса) получило 1 балл, четвёртое задание (написать ядовитые растения и грибы леса) – 2 балла, первое задание (составить схему «Значение леса») – 3 балла, третье задание (расположить растения леса по ярусам) – 4 балла. Максимальное количество баллов за работу составило 10. После самопроверки, ученик проставляет своё количество баллов за каждое выполненное задание, подсчитывает свой общий результат и фиксирует его под максимальным. После сравнения результатов, ребёнок читает соответствующую инструкцию и выполняет её.

Фрагмент самооценки на уроке окружающего мира в 3 классе.

Четвероклассники имеют возможность видеть свой «рост», что говорит о совершенствовании контрольно-оценочной деятельности ребенка.
Введение дневника с использованием рисунка человечка с разным выражением лица - «смайликов» по разделам: «Как растет читатель» и «Как я считаю». Данные разделы предназначены для проверки динамики роста навыка чтения и счета в течение всего года.

Образец дневника по разделу «Как растёт читатель».

Итоговая аттестация учащихся основана на анализе оценок всех критериев за учебный год (накопительная система). При такой системе накапливаются не отметки за работы учащихся, а содержательная информация о них. Все это составляет «Портфолио ученика».

Уровневый подход.

Один из вариантов безотметочного обучения – это уровневый подход к формированию и оценке результатов обучения.

1 уровень – фактологический (примитивный)
На этом уровне:
Ребёнок узнаёт и называет объекты или явления (предметы или процессы);
Выделяет объекты из ряда однородных и разнородных (Например, подчеркни только цифры);
Даёт определение по памяти.
В основе данного уровня лежит один единственный процесс – запоминание. Эти знания непрочные, недолговечные. Но это фундамент, база, этот уровень необходим, т.к. следующий уровень будет базироваться на фактологическом.
Выявить и оценить данный уровень можно по следующим вопросам:
Кто это?
Что это?
Как называется (по определению)?
Выдели, выпиши. Дай определение.



2 уровень – описательный
На этом уровне:
Ребёнок начинает анализировать, выделять части объекта;
Сравнивает объекты или явления по их частям, находят сходства и отличия;
Устанавливает аналогии, т.е. сходства по частям.
Выявить и оценить данный уровень можно по следующим вопросам:
Из чего состоит?
Как происходит?
Опиши. Сравни.
На что похоже?
Приведи свои примеры.

3 уровень – доказательный (формируется на базе двух предыдущих)
На этом уровне:
Ребёнок выделяет существенные и несущественные признаки;
Устанавливает причинно-следственные связи;
Прогнозирует изменение процесса при изменении условий;
Пытается дать своё определение, т.е. назвать существенные признаки объекта.
Выявить и оценить данный уровень можно по следующим вопросам:
Почему?
Выдели главное.
От чего зависит?
Что произойдёт, если ?
Докажи.
Дай своё определение.

4 уровень – творческий
Для его формирования необходимо создать соответствующие условия, освободить ребёнка от рамок правильности. Формирование творческого уровня происходит в начальной школе.
На этом уровне:
ребёнок изображает процесс или объект так, как он понимает, не по образцу, а по своему собственному мнению, главное, чтобы было правильно.
Выявить и оценить данный уровень можно по следующим вопросам:
Изобрази, как ты понимаешь?
Объясни, как ты понимаешь?

Существуют универсальные вопросы, которые позволяют получить три варианта правильных ответов, выявить три первых уровня.

Кто такие животные?
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415


Механизм перехода от данной системы к принятой пятибалльной можно проследить в следующей таблице.

«3»
Ф (фактологический)

«4»
О (описательный)

«5»
Д (доказательный)

«5/5»
Т (творческий)


В некоторых школах уже используют данную систему оценивания, в журналах вместо оценок ставят буквы. Применение различных форм безотметочной системы оценивания позволяют осуществлять обратную связь с учеником и родителями, причем гораздо более информативную, чем это позволяют отметки. Такая схема трудоемка, но она лучше отвечает задачам личностно-ориентированного образования.









13PAGE \* MERGEFORMAT14915



Рисунок 1-го животного.
Это волк. (I ур.)

Рисунок всех представителей 6-ти групп. (II ур.)

Рассказ в виде доказательства, определение.
(III ур.)



Рисунок 215