Рабочая программа элективного курса Компьютерная графика

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «КОМПЬЮТЕРНАЯ ГРАФИКА»
В 9 КЛАССЕ

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа элективного курса предназначена для учащихся 9 класса. Рекомендуемые профили – естественно-научный, физико-математический, технологический, универсальное обучение. Базируется на дисциплинах «Черчение», «Геометрия», «Информатика и ИКТ». Может быть реализован как однопрофильных, так и в многопрофильных общеобразовательных учреждениях. Наибольший эффект его реализации представляется в рамках модели сетевой организации профильного обучения посредством кооперации в общеобразовательном учреждении с учреждениями дополнительного, начального, среднего и высшего профессионального обучения путем привлечения дополнительных образовательных ресурсов соответствующих образовательных учреждений. Данная программа рассчитана на 17 часов.
Цели, задачи, образовательные результаты
Основная цель курса: знакомство с графическим редактором Компас 3D.
Курс направлен на формирование у учащихся как предметной компетентности в области технического проецирования и моделирования с использованием информационных компьютерных технологий, так и информационной и коммуникативной компетентности для личного развития и профессионального самоопределения.
Для этого решаются следующие задачи:
Ознакомление с предметом автоматизированного проектирования и профессиональной деятельностью инженеров-проектировщиков, дизайнеров.
Овладение практическими навыками работы с современными графическими программными средствами.
Обучение выработке мотивированной постановки задачи проектирования, ее творческого осмысления и выбор оптимального алгоритма действий.
Овладение навыками индивидуальной и групповой деятельности в разработке и реализации проектов моделей объектов.
Индивидуальная и множественная мотивация к изучению естественно-математических и технологических дисциплин, основывающихся на использовании современных систем компьютерного проектирования и моделирования.
Задачи решаются посредством:
проведение теоретических и практических занятий по тематике курса;
выборы различных заданий для самостоятельной работы;
углубленного изучения тематики посредством подготовки рефератов;
самостоятельного выбора учениками объекта проектирования, разработки и публичной защиты проекта;
использование в ходе реализации индивидуального проекта различных информационных ресурсов;
выполнение как индивидуальных, так и групповых заданий на проектирование и компьютерное моделирование различных объектов
Планируемые результаты обучения
У учащихся должно сложиться представление о:
эволюции развития систем автоматизированного проектирования (САПР);
задачах и основных этапах проектирования;
общих вопросах построения композиции и технического дизайна;
основных способах работы с прикладной компьютерной системой автоматизированного проектирования Компас 3D;
основных принципах моделирования трехмерных объектов компьютерных системах;
путях повышения своей компетентности через овладения навыками компьютерного проектирования и моделирования.
Участие в занятиях должно помочь учащимся:
понять роль и место конструктора-проектировщика в формировании окружающей человека предметной среды;
повысить свою компетентность в области компьютерного проектирования;
повысить свою информационную и коммуникативную компетентность.
Учащиеся будут знать:
характеристики и основные принципы построения композиции при создании графических изображений;
основные принципы освещения объектов на предметной плоскости;
основные понятия, способы и типы компьютерной графики, особенности воспроизведения графики на экране монитора и при печати на принтере;
принципы работы прикладной компьютерной системы автоматизированного проектирования в программе Компас 3D, приемы использования меню, командной строки, панели инструментов, строки состояния;
основные методы моделирования графических объектов на плоскости;
системные способы нанесения размеров на чертеж и их редактирование;
принципы работы в системе трехмерного моделирования в программе Компас 3D, основные приемы работы с файлами, окнами проекций, командными панелями;
приемы формирования криволинейных поверхностей.
Учащиеся будут уметь:
использовать основные команды и режимы прикладной компьютерной системы автоматизированного проектирования Компас 3D;
создавать и вносить изменения в чертежи (двухмерные модели) объектов проектирования средствами компьютерной прикладной системы;
использовать основные команды и режимы системы трехмерного моделирования.
Учащиеся приобретут навыки:
построения композиции при создании графических изображений;
использования меню, командной строки, строки состояния прикладной компьютерной системы автоматизированного проектирования Компас 3D;
нанесение размеров на чертеж;
работа с файлами, окнами проекций, командными панелями в системе трехмерного моделирования;
создание криволинейных поверхностей моделей объектов;
проектирования несложных трехмерных моделей объектов;
работы в группе над общим проектом.
II. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА
Курс рассчитан на полгода обучения. Занятия проводятся по одному часу в неделю. В рамках курса общим объемом 17 часа предполагается развитие пользовательских навыков работы с ПВЭМ, использование готовых программных продуктов, облегчающих и автоматизирующих труд в сфере конструирования. Курс не требует серьезного знания математического аппарата и языков программирования.
Преподавание курса включает традиционные формы работы с учащимися: лекционные, практические занятия и самостоятельную работу. Все эти формы проводятся в компьютерном классе. Практические занятия проводятся по одному заданию для всех одновременно. Самостоятельная работа предназначена для выполнения индивидуального задания. Упор в усвоении курса сделан на практические занятия.
Тематическое планирование
№ урока
Разделы
Темы
Кол-во часов

1
Введение. Цели и задачи курса. Безопасная работа в компьютерном классе

1


·
1. Трехмерное моделирование



2

Общие принципы моделирования
1

3

Основные термины моделирования
1

4

Практическая работа по теме «Эскизы, контуры, операции»
1

5-6

Практическая работа по теме «Моделирование деталей»
2

7

Практическая работа по теме «Дерево модели»
1

8

Практическая работа по теме «Операция выдавливания»
1

9

Практическая работа по теме «Операция «вырезать выдавливанием»
1

10-11

Практическая работа по теме «Построение объемных геометрических тел в 3D моделирование»
2

12-13

Самостоятельная работа по теме «Редактирование детали»
2

14-15

Самостоятельная работа по теме «Создание тел вращения»
2

16-17

Зачет
2














№ п\п

Кол-во часов
ЗУН
Дата





Согласно
планированию
Согласно
корректировки

1
Введение. Цели и задачи курса. Безопасная работа в компьютерном классе
1






1. Трехмерное моделирование

2
Общие принципы моделирования
1
Ознакомление с предметом автоматизированного проектирования и профессиональной деятельностью инженеров-проектировщиков, дизайнеров



3
Основные термины моделирования
1
Ознакомление с предметом автоматизированного проектирования и профессиональной деятельностью инженеров-проектировщиков, дизайнеров



4
Практическая работа по теме «Эскизы, контуры, операции»
1
Овладение практическими навыками работы с современными графическими программными средствами



5-6
Практическая работа по теме «Моделирование деталей»
2
Овладение практическими навыками работы с современными графическими программными средствами



7
Практическая работа по теме «Дерево модели»
1
Овладение практическими навыками работы с современными графическими программными средствами



8
Практическая работа по теме «Операция выдавливания»
1
Овладение практическими навыками работы с современными графическими программными средствами



9
Практическая работа по теме «Операция «вырезать выдавливанием»
1
Овладение практическими навыками работы с современными графическими программными средствами



10-11
Практическая работа по теме «Построение объемных геометрических тел в 3D моделирование»
2
Овладение практическими навыками работы с современными графическими программными средствами



12-13
Самостоятельная работа по теме «Редактирование детали»
2
Обучение выработке мотивированной постановки задачи проектирования, ее творческого осмысления и выбор оптимального алгоритма действий.




14-15
Самостоятельная работа по теме «Создание тел вращения»
2
Обучение выработке мотивированной постановки задачи проектирования, ее творческого осмысления и выбор оптимального алгоритма действий.




16-17
Зачет
2
Оценка предметной компетентности в области компьютерной графики с использованием специализированных информационных компьютерных технологий



III. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Введение. Цели и задачи курса. Безопасная работа в компьютерном классе
Назначение курса. Формы организации и проведения занятий. Техника безопасности при работе в компьютерном классе (1 час)
I Трехмерное моделирование (16 часов)
Основное содержание
Общие принципы моделирования. Основные термины моделирования. Эскизы, контуры, операции. Моделирование деталей. Дерево модели. Редактирование в дерево модели. Панель редактирования детали. Операция выдавливания. Операция «вырезать выдавливанием». Операция «ребро жесткости». Построение объемных геометрических тел в 3D моделирование. Операция «зеркальный массив». Создание тел вращения.
Формы организации учебных занятий
Лекции – 2ч., практические работы – 8ч., самостоятельная работа – 4ч, зачетные мероприятия – 2ч.
Методы преподавания и учения
Предполагается использовать:
лекции в незначительном объеме при освещении основных положений изучаемой темы;
практические занятия для разбора типовых приемов автоматизированного моделирования и проектирования;
индивидуальную (самостоятельную) работу (роль преподавателя консультирующая).
Формы контроля
Это теоретические зачеты, отчеты по самостоятельным и практическим работам, оценка разработанных проектов с учетом их участия в конкурсах школьных проектов.
Из способов оценивания предлагается мониторинговая модель, как наблюдение за работой, описание особенностей поведения ребенка. Фиксируются не только эффективность выполнения учебных заданий, но и то, какие качества личности и какие умения при этом развились, и насколько они сформировались.
Литература
1.  Электронный учебник. «Пособие по выполнению лабораторных и практических работ в системе Компас – График и Компас 3D» - издательство ООО «Медиа – Сервис 2004».
2.  Электронный учебник «Обучение Компас – График и Компас 3D» - издательство ООО «Медиа – Сервис 2005».
3.  И. А. Ройтман Методика преподавания черчения. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2002.
4.  И.А. Ройтман, Я.В. Владимиров. Черчение: Учеб. Пособие для уч-ся 9 кл. общеобразоват. учреждений. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001.
5.  И.А. Ройтман, Я.В. Владимиров. Рабочая тетрадь по черчению для 8 класса. Пособие для учащихся. –М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1999.
6.  Н.Г. Преображенская, Т.В. Кучукова, И.А. Беляева. Черчение. 7 класс. Рабочая тетрадь № 1, 2, 3, 4. – М.: «Вентана – Граф», 1997.
7.  Н. А. Гордиенко, В.В. Степакова. Черчение: Учеб. Для 8 кл. общеобразоват. учреждений – М.:ООО «Издательство АСТ», 2001.
8.  В.В. Степакова, Л.Н. Анисимова, Р.М. Миначева и др. карточки – задания по черчению в 2 ч. – М.: Просвещение, 2002.
9.  А.Д. Ботвинников, В.Н. Виноградов, И.С. Вышнепольский. Черчение: Учебник для7 – 8 классов общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, АО «Московские учебники», 1996.
10. Н.Г. Преображенская. Сечения и разрезы на уроках черчения в школе: Пособие для учителя: Из опыта работы. – М.: Просвещение, 1986.
11. Г.Ф. Хакимов, Р.Р. Вахитов. Эвристические графические задачи: В помощь учителю черчения. – М.: Школа – Пресс, 1999.
12. В.А. Гервер. Творческие задачи по черчению: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1991.

Заголовок 515