Конспект урока по математике Старинные меры длины


УРОК-ЯРМАРКА
6 КЛАСС
Тема «Старинные русские меры»
Цель урока: ознакомить учеников со старинными русскими мерами; научить пользоваться этими мерами при решении задач; научить переводить старинные меры в метрическую систему единиц; воспитывать уважение к истории России; развить умение работать коллективно, уважая друг друга.
Оборудование:
Таблица старинных мер.
Меры веса:
Ласт = 72 пуда = 1,2 т
Кадь = 14 пудов = 230 кг
Берковец = 10 пудов = 1,64 цПуд = 40 фунтов = 16 безменов
Фунт = 454 г
Безмен = 96 золотников = 409,5 г
Золотник = 4,3 г
Меры длины:
Миля = 1600 м
Верста = 500 сажень = 1,07 км
Сажень = 3 аршина = 7 футов = 2,13 м
Аршин = 4 четверти = 16 вершков = 28 дюймов = 71,12 см
Дюйм = 10 линий = 2,54 см
Линия = 10 точек = 2,54 мм
Денежные единицы:
Рубль = 2 полтины
Полтина = 50 копеек
Пятиалтынный = 15 копеек
Алтын = 3 копейки
Гривенник = 10 копеек
2 деньги = 1 копейка
Грош = 0,5 копейки
Полушка = 0,25 копейки
2) Палатки (рисунки)
Самообслуживание
Ткани - одежда
Овощи - фрукты
Мясо - рыба


3) Прейскурант цен (в палатке самообслуживание)
ГУСЕНОК
полтина с алтыном ЦЫПЛЕНОК
3 пятиалтынных ПОРОСЕНОК
3 полтины
МЫШОНОК
2 деньги КРОТ
8 полушек ЕЖ
2 алтына
УЖ
алтын с полушкой ЧЕРЕПАХА
гривенник 4) В каждой палатке товар, необходимый для покупки.
5) Текст задачи, отпечатанный для каждого ученика.
6) Прейскурант цент для палатки «Самообслуживание», написанный для группы ребят.
7) Игра «Квартет» (для группы ребят, 5 экземпляров):
а) старинные меры веса: на желтой бумаге в форме квадрата. На каждом квадрате отдельно слова: кадь, безмен, ласт, пуд, килограмм;
б) старинные меры длины: на голубой бумаге в форме равнобедренного треугольника. На каждом треугольнике отдельно слова: аршин, верста, миля, дюйм, метр;
в) старинные деньги: на розовой бумаге в форме разностороннего треугольника. На каждом треугольнике отдельно слова: полушка, копейка, полтина, алтын, грош;
г) метрическая система мер длины: на зеленой бумаге в форме прямоугольника. На каждом прямоугольнике слова: миллиметр, метр, дюйм, километр, сантиметр;
д) метрическая система мер веса: на белой бумаге в форме ромба. На каждом ромбе слова: фунт, тонна, килограмм, центнер, грамм.
8) сундук.
Ребята в классе разбиты по группам по четыре человека.
Участники:
Ученики
Два купца
Три дочери купца
Четыре торговца
Ход урока
Учитель объявляет тему и цель урока.
Инсценировка.
Купцы. Здравствуйте, добры молодцы и красны девицы!
1-й купец. Сегодня мы проводим в вашей губернии ярмарку. Приглашаем вас приобрести наш товар. Товару разного много, покупайте, не скупитесь. Покажите смекалку, сообразительность, умение считать, быстроту мышления.
2-купец. Будет куплен весь товар, получите награду по заслугам.
Учитель. Но простите, уважаемые купцы! Как же добры молодцы и красны девицы будут покупать товар, ведь они из разных поместий, учились мало, не знают ни мер длины, ни денежных единиц.
2-купец. А поможет вам в этом волшебный сундук.
1-й купец. И мои дочери, которые получили хорошее образование.
Учитель. Ну что же, ребята, откроем сундук. Что же там?
Учитель приглашает двух ребят вытащить из сундука свитки таблиц мер длины, веса, денег.
Учитель. Ребята, эти таблицы помогут нам переводить старинные единицы мер в метрическую систему мер.
Купцы помогают учителю разместить плакаты на доске и раздать таблички по группам.
Старшая дочь купца рассказывает о старинных мерах веса, поясняя таблицу. Средняя дочь - о старинных мерах длины, младшая дочь – о старинных деньгах.
Учитель. Итак, вы ознакомились с таблицами мер веса, длины и денег. Давайте посмотрим, а сможем ли мы правильно вычислить, ведь все меры даны в десятичных дробях, а умножать десятичные дроби мы еще не умеем (пример с тканью).
Дети (отвечают). Нет.
Учитель. Что же мы должны сделать, чтобы участвовать в ярмарке?
Дети. Округлить данные значения все мер до целых.
Учитель. Молодцы! Округляем. (Приводит пример округления цифр до целых).
1-й торговец (палатка «Овощи-фрукты»)
Добры молодцы, красны девицы,
Вы на ярмарку пришли,
Много денег принесли.
Вы нам деньги принесли,
А мы товару припасли.
Покупая наш товар, знай:
Там задача ждет тебя. Да!
Учитель. Ребята, покупая товар, вы должны перевести старинные деньги в копейки, пользуясь таблицей. Откройте тетради, запишите число. За правильное решение задачи получите жетон.
2-й торговец (палатка «Самообслуживание»). Продается зоосад: 2 цыпленка, 5 гусят.
Дет решают. Товар продан.
1-й торговец. В нашем краю, словно в раю: рябину, грибы корзиной бери...Клади на весы 2 фунта еды. Покупай грибы! За фунт плати полтину.
3-й торговец (палатка «Ткани - одежда»). Продается модный жилет. Модный жилет с поношенным пиджаком стоит полтора рубля с пятиалтынным. Пиджак стоит рубль с пятиалтынным. Сколько стоит жилет?
4-й торговец (палатка «Рыба- мясо»). Продается чебак на золотой цепочке. 1 фунт чебака стоит 4 гривенника, за цепочку золотую заплатить надо 5 рублей с пятиалтынным. Сколько стоит весь товар?
2-й торговец. Продаются в лесопарке два мышонка, два крота. Налетай, покупай!
1-й торговец. Капуста не пуста, сама летит в уста. Ты приготовил деньги на покупку кочана в 3 кг? 1 кг капусты стоит полтину.
1-й торговец. На прилавке остался лишь кочан весом в 5 кг, да и цена 1 кг выше на алтын с 4 грошами. Придется тебе покупать этот кочан!
3-й торговец. Папаха боярская с сапогами изношенными. Вместе стоят без четырех грошей 6 рублей с полтиной. Покупай! Могу обмен устроить: за папаху давай 15 лаптей, а за сапоги – 3.
4-й торговец. Продается курица 3 фунта весом, несущая яички не простые, а золотые. Сом 2 фунта, не простой – ученый. 1 фунт сома стоит рубль с двумя гривенниками. 1 фунт курицы стоит рубль с полтиной без двух грошей.
2-й торговец. В клетке этой два ежа, мышки две и два ужа.
1-й торговец. В бочонке 32 фунта огурцов. Полбочонка продаю по 4 гривенника с двумя грошами за фунт, а другую половину – по полтине за фунт.
3-й торговец. Продаю хвост лисий. Отдам за две полтины с пятиалтынным или за два хвоста куницы с полушкой.
4-й торговец. Продается налим с максой. 1 фунт налима стоит полтину с четырьмя алтынами, а макса – 2 рубля без гривенника. Налим весит 10 фунтов, а макса – 2 фунта.
2-й торговец. В клетке 8 гусят. Заплати мне за пол только 6 полтин и 10 гривенников и забирай гусят.
1-й торговец. Дневной рацион для поросенка: картофель 10 фунтов, свекла – 2 фунта. Закупай овощей на три дня, если два фунта картофеля стоят гривенник, а фунт свеклы – алтын.
Все торговцы. Товар продан! Ярмарка закрывается.
Учитель выставляет оценки.
Учитель. Итак, ребята, вы ознакомились со старинной системой мер. А сейчас я выясню, хорошо ли вы ее узнали. Поиграем в игру «Квартет».
На каждую группу ребят раздается одна группа карточек.
Учитель. Вам, ребята, необходимо узнать и назвать данную систему мер, а так же назвать лишнюю единицу, не входящую в данную систему.
Выполнившим первым задание – оценка «5», вторым «4».