Разработка урока по басне И.А.Крылов. «Лебедь, Щука и Рак»

Тема. И.А.Крылов. «Лебедь, Щука и Рак»

Цели урока. Познакомить учащихся с новой басней И.А.Крылова; вспомнить другие, изучаемые ранее. Продолжить работу над формированием навыка правильного беглого чтения, над умением читать художественные произведения, учить выражать свои мысли посредством выразительного чтения. Учить «видеть» и чувствовать за строками произведения глубокий смысл басни. Донести юмор и иронию басни; научить находить мораль-поучение в произведении. Расширять кругозор.
Оборудование. Портрет И.А.Крылова, кроссворд «Басни Крылова», книги «Басни Крылова», рисунки детей к басням.

Ход урока
1.Организационный момент.
2.Проверка домашнего задания.
-Отгадайте кроссворд «Басни Крылова»
1.Героиня басни «Квартет».
2.Героиня, которая увидела свой образ в зеркале.
3.Кто без драки «хочет попасть в большие забияки»?
4.У кого к зиме «был готов и стол, и дом»?
5.Кто восхвалял Петуха «не боясь греха»?
6.Любимое блюдо Демьяна.
7.Один из героев басни, которые «вести с поклажей воз взялись».
8.Она осталась без обеда благодаря своей глупости.
Ответы: 1. Мартышка.2. Обезьяна.3. Моська.4. Муравей.5. Кукушка.6. Уха.7. Лебедь.8. Ворона.
Если вы правильно отгадали кроссворд, то по горизонтали в выделенных клетках прочитаете имя героини басни, которая «пропела всё лето». (Стрекоза)
Желающие читают наизусть понравившуюся басню И. Крылова.

3.Сказка «Лев и лисица»
Дети читают сказку.
-Что вы узнали о Льве? ( Лев был сильным, могучим зверем. Он хватал добычу и делил её.)
- Что вы узнали о Лисице? (Лисица хитра и проворна.)
- Можно ли их назвать друзьями? ( Нет. Друзья помогают друг другу.)
-О чём эта сказка? (Не будет дружбы, если нет согласия, взаимопонимания, взаимопомощи.)
Видите, что получается, когда не умеют дружить. Неуступчивость-это беда от себя.

4.Тема урока
Сегодня мы будем читать произведение, которое связано с именем И.Крылова.
(Учитель показывает портрет баснописца.)
В этом году – юбилейная дата – 240 лет со дня рождения И.А.Крылова. К юбилейной дате писателя вышел буклет о жизни и творчестве Крылова.
-Дедушка Крылов, так его называли, был добрым человеком. Он боролся с недостатками и пороками, которые мешают людям жить в мире, согласии и счастье. Его оружием были басни-маленькие произведения, которые учили жить по справедливости.
(Учитель показывает иллюстрацию, где изображены Лебедь, Рак и Щука.)
- Рассмотрите иллюстрацию.
- Кто нарисован на картинке? ( Это герои басни.)
- Что общего между ними? ( Все они живут в воде.)
- Что они делают?
-Как вы думаете, получится у них это дело? – Почему? ( Какие глупые герои - тянули в разные стороны.)
- А теперь послушайте, как об этой истории рассказывает Крылов.

5.Чтение басни учителем выразительно.
- Понравилась вам басня?
- Какое чувство испытывали, слушая басню? ( Смешно.)
- Каким был ваш смех? (Добрым, не злым)
-Почему же Лебедь, Щука и Рак не смогли сдвинуть воз? ( «Лебедь рвётся в облака, Рак пятится назад, а Щука тянет в воду»)
-Что поняли? ( Это несчастные животные, глупые, не знают, как поступить.)
-Случайно ли подобрал Крылов именно этих героев? (Нет. Все они живут в воде и могли бы сдвинуть воз.) – «Однако воз и ныне там».

6.Чтение басни учащимися самостоятельно. ( Про себя)
Перед чтением учитель даёт детям задание.
- Какова основная мысль басни? (Как ни стараются Лебедь, Рак и Щука, а воз и ныне там).
7.Анализ басни.
-Давайте ещё раз прочитаем басню, но уже не про себя, а вслух.
- Прочитайте, про какой случай написал Крылов. ( «Однажды»)
-Прочитайте, как относятся к своему делу наши персонажи. ( «Из кожи лезут вон»).
- Найдите и прочитайте слово, которое помогает увидеть образ героя. Какой он? («Лебедь РВЁТСЯ в облака». Он стремительный, упрямый.)
(«Рак ПЯТИТСЯ назад». Он неповоротливый, видит только свою дорогу, нерасторопный).
(А Щука ТЯНЕТ в воду». Она упрямо делает своё дело.)
- Вы видите, как с помощью только одного слова – глагола – можно создать точный образ. Крылов обладал великим даром: он умел в одной строчке передать основную мысль басни, её мораль.
-Давайте найдём мораль – главную часть басни.
На доске. ДА ТОЛЬКО ВОЗ И НЫНЕ ТАМ.
- В какой части текста она находится? ( В конце)
- Подходит ли эта мораль к басне «Квартет»? ( В ней тоже все друзья спорят и действуют кто во что горазд. Но в басне «Квартет» речь идёт не просто о каком-то деле, которое друзья пытаются вместе сделать: в ней говорится о музыке, об искусстве. Для того чтобы квартет заиграл прекрасную музыку, друзьям надо не просто договориться,- _ им нужно учиться и иметь талант. Поэтому и мораль басни подходит только частично.
8.Физкультминутка.Поднимите правую руку!
Почешите ею нос.

· Поднимите левую руку!
Потрогайте ею правое ухо.
А теперь правой рукой – левое ухо.
Потопайте левой ногой. А теперь – правой.
Закройте левой рукой правый глаз. Откройте.
А теперь наоборот: правой рукой – левый глаз.
Посмотрите, кто сидит сзади вас.
А впереди? Слева? Справа?
Как интересно знать, что с какой стороны находится!
9.Анализ басни.

Посмотрите на иллюстрацию в книге. Какие строчки к ней подходят?
- Как, по вашему мнению, нужно читать эту басню: быстро, легкомысленно или не торопясь, раздумывая и рассуждая?

Ученик ещё раз читает басню, но без морали.

- А какими словами описал их усердие автор? ( «Из кожи лезут вон»)
- Как, вы понимаете эти слова? ( Они очень стараются).
- А что автор говорит о поклаже? ( «Поклажа бы для них казалась и легка»).
- Значит, и поклажа была лёгкая и Лебедь, Рак и Щука очень старались, но почему же всё-таки они никак не могут сдвинуть воз? (Они двигаются в разные стороны, у них нет согласованности в движении).
- Прочитайте, как о причине неудачи говорит автор.
- Как понимаете слова, «на лад их дело не пойдёт». ( Не заладится, не получится).
- Какое отношение вызвали у вас эти герои? (Очень жалко, что они такие бестолковые. Если они друзья, то всё надо делать дружно).
- Как автор относиться к героям басни? (Он сожалеет, что в товарищах нет согласия).

10.Итоги урока.

-Для чего и зачем написана басня? Чему учит басня? (Крылов подсказывает человеку, как надо поступить, учит жить, видеть чужие ошибки).
Давайте ещё раз прочитаем мораль – главную часть басни.( Да только воз и ныне там )
- Это выражение стало «крылатым». Когда так говорят? ( Когда делают общее дело, а между героями идёт раздор. В итоге ничего не получается).
- В чём её смысл? ( Если взяться всем вместе и согласовать свои действия, дружно взяться, тогда всё получится, а если думать только о себе, ничего не получится)

1.Мы с вами знаем, что хотя в баснях Крылова действуют главным образом животные, поступают они, как люди. И когда Крылов смеётся над недостатками в поступках животных, в действительности он смеётся над недостатками людей.
2.Крылов в своих баснях дал нам советы, как жить.
3.Он хотел, чтобы люди, которые прочитают его басни, а значит, и мы с вами, стали умнее, добрее и лучше.

- Сегодня на уроке мы закончили изучение басен Крылова, но я надеюсь, что они вам понравились и что, придя домой, вы захотите прочитать и другие басни Ивана Андреевича. Новые басни вы найдёте в книге, которая лежит на вашей парте.

11.Домашнее задание
- Выучите наизусть басню со страницы 32.










Отгадайте кроссворд «Басни Крылова»

1.Героиня басни «Квартет».
2.Героиня, которая увидела свой образ в зеркале.
3.Кто без драки «хочет попасть в большие забияки»?
4.У кого к зиме «был готов и стол, и дом»?
5.Кто восхвалял Петуха «не боясь греха»?
6.Любимое блюдо Демьяна.
7.Один из героев басни, которые «вести с поклажей воз взялись».
8.Она осталась без обеда благодаря своей глупости.

Отгадайте кроссворд «Басни Крылова»

1.Героиня басни «Квартет».
2.Героиня, которая увидела свой образ в зеркале.
3.Кто без драки «хочет попасть в большие забияки»?
4.У кого к зиме «был готов и стол, и дом»?
5.Кто восхвалял Петуха «не боясь греха»?
6.Любимое блюдо Демьяна.
7.Один из героев басни, которые «вести с поклажей воз взялись».
8.Она осталась без обеда благодаря своей глупости.

Отгадайте кроссворд «Басни Крылова»

1.Героиня басни «Квартет».
2.Героиня, которая увидела свой образ в зеркале.
3.Кто без драки «хочет попасть в большие забияки»?
4.У кого к зиме «был готов и стол, и дом»?
5.Кто восхвалял Петуха «не боясь греха»?
6.Любимое блюдо Демьяна.
7.Один из героев басни, которые «вести с поклажей воз взялись».
8.Она осталась без обеда благодаря своей глупости.

Отгадайте кроссворд «Басни Крылова»

1.Героиня басни «Квартет».
2.Героиня, которая увидела свой образ в зеркале.
3.Кто без драки «хочет попасть в большие забияки»?
4.У кого к зиме «был готов и стол, и дом»?
5.Кто восхвалял Петуха «не боясь греха»?
6.Любимое блюдо Демьяна.
7.Один из героев басни, которые «вести с поклажей воз взялись».
8.Она осталась без обеда благодаря своей глупости.




РВЁТСЯ



ПЯТИТСЯ



ТЯНЕТ
ДА

ТОЛЬКО

ВОЗ

И НЫНЕ

ТАМ.











13PAGE 15


13PAGE 14115




15