Индивидуальная программа развития одаренного ребенка в образовательном учреждении


Министерство образования и науки РФ
Министерство образования и науки Самарской области
Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов
Самарский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования
Индивидуальная программа развития одаренного ребенка в образовательном учреждении
«Организация психолого-педагогической поддержки одаренных школьников»
Никулина Татьяна
Геннадьевна,
преподаватель русского языка
СГОАН
г. Самары
Самарской области
2015г.
Пояснительная записка.
По мере того как общество, опирающееся на информационные и интеллектуальные технологии, обретает черты реальности, в роли завершающего фактора его становления выступает «человеческий капитал» - высокообразованные и высококвалифицированные люди. Особое внимание в таком обществе уделяется одаренности, талантливости на разных этапах человеческой жизни.
Для института образования чрезвычайно важно своевременно выявить и диагностировать одаренных детей, создать условия для максимального развития имеющихся у них задатков и способностей.
Актуальность многосторонней работы с одаренными детьми определяется рядом обстоятельств. Во-первых, осознание обществом «человеческого потенциала» как важнейшей цели и основного ресурса исторического развития. Сегодня уже ни у кого не вызывает сомнения тот факт, что прогресс цивилизации зависит от исключительно одаренных людей. Однако, несмотря на то, что самые большие надежды на улучшение жизни и будущее всей планеты связаны именно с творчески мыслящими молодыми людьми, в детстве, как правило, им не удается «раскрыться» и проявить свою индивидуальность.
Во-вторых, ускорение динамики жизни, увеличение информационной и эмоциональной нагрузок на человека ставит перед ним и социальными институтами множество проблем, решение которых невозможно откладывать. Воспитание сегодня должно быть, прежде всего, воспитанием самостоятельности, творческой инициативы и социальной ответственности, которые друг без друга невозможны. В этой связи обучение и развитие одаренных и талантливых детей составляет идеальную «модель» творческого развития человека, что чрезвычайно важно и для массовой образовательной практики.
В-третьих, в условиях современной России работа с одаренными детьми дает возможность преодолеть сложившийся антиинтеллектуализм в общественной жизни, фетишизацию «усредненности», «обыкновенности» и отторжение неординарности и талантливости, вырастить «лидирующую группу населения», в которую входят и одаренные люди с их неординарным подходом к окружающей действительности, сформировать новое качество образовательных систем.
В-четвертых, учитывая, что одна из задач федеральной программы развития образования - регионализация образовательного пространства и развитие региональных систем образования, решение различных проблем обучения и воспитания, в том числе обеспечение системной работы с одаренными детьми в условиях конкретных территорий, приобретает особый смысл и значимость.
Нормативно-правовые документы
1. Федеральный закон от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2. «Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов», утверждена Президентом Российской Федерации 3 апреля 2012 года.
3. Постановление Правительства РФ от 23.05.2015 N 497 "О Федеральной целевой программе развития образования на 2016 - 2020 годы".
4. Распоряжение Правительства РФ от 29.12.2014 N 2765-р «О Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2016 - 2020 годы».
5. Приказ Минтруда России от 18.10.2013 N 544н (с изм. от 25.12.2014) "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)".
6. Постановление Правительства Самарской области от 4 сентября 2015 г. N 555 "Об утверждении Концепции создания центра для одаренных детей в Самарской области".
Научно-методологическое и методическое обоснование
Наибольший эффект вышеперечисленные действия могут иметь, если они будут подкреплены соответствующим научным базисом. Определенные достижения психолого-педагогической науки в этом направлении уже имеются. Так, к настоящему времени в зарубежной и отечественной литературе рассмотрены понятие одаренности и специфические особенности личности одаренного ребенка (К.Абромс, Ю.З.Гильбух, Э.А.Голубева, Е.Н. Задорина, А. Карне, Н.С. Лейтес, А.М. Матюшкин, Ф. Монкс, В. Панов, К. Перлет, А. Савенков, В. Сиервальд, К.Тэкэс, К.А. Хеллер, Л. Холлингоуорт, Е.И. Щебланова, В.С. Юркевич и др.), выявлены общие закономерности развития одаренности (А.В. Брушлинский, Л.С. Выготский, В.Н. Дружинин, Н.С. Лейтес, Р. Стенберг, Дж. Фримэн и др.), предложены способы исследования одаренности (А.Бине, Дж. Гилфорд, Л. Термен, П. Торренс и др.), предприняты попытки создания моделей одаренности (Ф. Монкс, Дж. Рензулли, К. Хеллер и др.)В то же время многие проблемы обучения одаренных детей в системе общего образования остаются неисследованными. Так, слабо изученным до сих пор остается вопрос о том, какие особенности когнитивной и мотивационно-личностной сфер умственно одаренного ребенка требуют дополнительных педагогических усилий, какие проблемы обучения и воспитания одаренных детей могут быть решены за счет организации дополнительного общего образования, какие при этом могут использоваться способы диагностики, какие формы и виды образовательных услуг в региональной системе образования могут обеспечить психолого-педагогическое сопровождение работы с одаренными детьми и подростками и др.
Основания для составления индивидуальной программы развития ребёнка.
В каждом классе есть один или двое детей, которые выделяются среди остальных своей сообразительностью, быстротой мысли, высокой трудоспособностью. Часто бывает, что в ходе учебного процесса, чтобы не быть среди остальных «выскочкой» и не казаться самым умным, ребёнок замыкается в себе, больше молчит, становится менее активным на уроках. Первостепенной  задачей учителя становиться поддержать такого ребёнка, дать возможность раскрыться в полной мере, составить индивидуальный образовательный маршрут, который определяет программу конкретных действий обучающегося по реализации индивидуального учебного плана и индивидуальной образовательной программы.
Выбор того или иного индивидуального образовательного маршрута определяется комплексом факторов:
- особенностями, интересами и потребностями самого воспитанника и его родителей в достижении необходимого образовательного результата;
- профессионализмом педагогического коллектива;
- возможностями УДОД удовлетворить образовательные потребности учащихся;
- возможностями материально-технической базы школы, УДОД;
- содержанием конкурсной программы.
Принципы построения программы:
1. Индивидуальность.
2. Учет возрастных особенностей детей.
3. Последовательность.
4. Преемственность.
5. Сотрудничество.
6. Успешность.
Направления программы:
1. Познавательная деятельность учащихся.
2. Эмоционально-личностная сфера.
3. Межличностные отношения.
4. Психологическое и физическое здоровье.
Этапы проектирования индивидуального образовательного маршрута:
Диагностика уровня развития способностей ребёнка и его индивидуальных особенностей
256286082550
2. Определение цели и постановка задач,
которые должны быть достигнуты ребенком по окончании прохождения индивидуального образовательного маршрута
2526665844550
3.Определение времени,
которое должен затратить ребенок на освоение базовой и специальной программы 2526665114300
4. Определение роли родителей ребенка
в реализации индивидуального образовательного маршрута
2521585360460

5. Определение форм занятий, методов и приемов, технологий и т.д.
2526665127000
6. Определение содержания плана развития одарённого ребёнка
71643882060575 252222050800
7. Интеграция с другими специалистами
253174519050
8. Определение способов оценки успехов освоения ребенком индивидуального образовательного маршрута
Рассмотрим подробнее каждый этап разработки индивидуального маршрута согласно схеме.
Этап 1. Диагностика уровня развития способностей ребенка и
его индивидуальных особенностей.
Способности - это индивидуальные особенности человека, которые имеют отношение к успешности выполнения каких-либо видов деятельности. Поэтому способности и рассматриваются в качестве основных свойств личности. В отечественной психологии обычно рассматривается следующая классификация уровней развития способностей: 
184340524765Гениальность
0Гениальность

27476451200150
187642546355Талант
0Талант

   
2768015101600
1876425100330Одаренность
0Одаренность

27603451200150
191706523495Способность
0Способность

Предлагаемая программа направлена на развитие одарённости школьников, понимаемой как качественно своеобразное сочетание способностей, обеспечивающее успешность выполнения деятельности.
Виды одаренности
Виды различий Виды одаренности
По широте проявлений Общая одаренность (интеллектуальная; творческая)
Специальная одаренность
По типу предпочитаемой деятельности интеллектуальная;
творческая;
академическая;
художественная;
психомоторная (спортивная)
конструкторская
лидерская (организаторская) и др.
По интенсивности проявлений повышенная способность к обучению (способные);
одаренные;
высокоодаренные (талантливые)
По темпу психического развития С нормальным темпом психического развития;
Со значительным опережением возрастного темпа развития
По возрастным особенностям проявления стабильная;
приходящая (возрастная)
Рассмотрим подробнее классификацию видов одарённости по типу предпочитаемой деятельности.
1. Педагог легче всего видит и наиболее высоко оценивает так называемый интеллектуальный тип одаренности. Именно таких детей называют “светлыми головами”. Они, как правило, обладают весьма значительными, глубокими знаниями, очень часто умеют самостоятельно их получать – сами читают литературу, могут даже критически отнестись к тем или иным источникам. Дети этого типа одаренности точно и глубоко анализируют различный материал, нередко склонны к философскому осмыслению материала.
Выделяется два основных подтипа интеллектуальной одаренности:
•когда проявляются, прежде всего, общие умственные способности и нет какой-либо специализации;
•высокие способности проявляются, прежде всего, в одной какой-либо специальной области знаний.
Очень часто различия между этими подтипами всего лишь вопрос времени – сначала высокие способности проявляются как бы “по всему спектру”, а со временем обнаруживается специализация способностей, и соответственно, интересов. Как правило, при этом типе одаренности отмечается устойчивая система познавательных интересов. Довольно часто именно этот тип одаренности представлен у умственных акселератов, или как их еще принято называть, “вундеркиндов”.
2. Несколько отличается от интеллектуального тип одаренности, который принято называть “академическим”. При этом типе одаренности достаточно высокий интеллект тоже имеет место, однако на первый план выходят особые способности именно к обучению. Дети этого типа одаренности, прежде всего, умеют блестяще усваивать материал, то есть учиться. Особенности их познавательной сферы (мышления, памяти, внимания), некоторые особенности их мотивации таковы, что делают учение для них достаточно легким, а в ряде случаев даже приятным.
3. Художественный тип – этот вид одаренности, как правило, проявляется в высоких достижениях в художественной деятельности – музыке, танце, живописи, скульптуре, сценической деятельности.
Указанные выше три типа одаренности сравнительно легко определяются самим педагогом, и их диагностика во многих случаях не требует специальной помощи психолога. Однако есть два типа одаренности, в отношении которых ситуация в ряде случаев оказывается весьма напряженной, когда безусловно и ярко одаренного ребенка педагоги считают слабым, бесперспективным. В наибольшей мере это относится к так называемой креативности, или творческой одаренности.
4. Креативный тип. Главная особенность этого типа выражается в нестандартности мышления, в особом, часто не похожем на других взгляде на мир. Этот тип одаренности с большим трудом обнаруживается на практике, т.к. стандартные программы не дают возможности этим детям выразить себя. Тот факт, что практически у всех творческих детей отмечаются заметные поведенческие проблемы, не случаен – именно так называемая не комфортность, то есть их нежелание, а подчас просто неумение идти “в ногу” со всеми остальными, и является личностной основой их одаренности, той базой, на которой и строится их нестандартное видение мира. У творческой одаренности много различных вариантов: есть дети, проявляющие незаурядные творческие возможности буквально в любой деятельности, за которую они берутся, но бывают такие, у которых такое нестандартное видение проявляется достаточно ярко лишь в одной сфере.
5. Еще один тип одаренности, который сравнительно легко увидеть, но очень и очень нелегко принять именно как вид одаренности, - это так называемая лидерская, или социальная одаренность. Такая одаренность характеризуется способностью понимать других людей, строить с ними конструктивные отношения, руководить ими. Лидерская одаренность, по мнению многих исследователей предлагает достаточно высокий уровень интеллекта, однако наряду с этим, необходима и хорошо развитая интуиция, понимание чувств и потребностей других людей, способность к сопереживанию, во многих случаях решающим. Есть лидеры действия – они умеют принимать решения, которые важны для многих людей, определяют цели и направления движения, ведут за собой.
6. Психомоторная или спортивная одаренность. Бытующее мнение о пониженных умственных способностях у спортсменов не соответствует действительности. Многочисленные исследования показали, что у выдающихся спортсменов значительно выше среднего оказываются и интеллектуальные возможности.
Диагностика одаренности является актуальной и сложной проблемой для большинства специалистов, как педагогов, так и психологов. Это обусловлено множеством причин, таких как многообразие видов одаренности, психологические особенности самого ребенка (застенчивость, тревожность, низкая самооценка, стресс, недоверие к тестирующему), некомпетентность специалиста. Существует множество психологических методик, направленных на выявление одаренности. К ним относятся такие методы как наблюдение, беседа, тесты интеллекта, креативности, способностей, мотивации, личностных особенностей. Зачастую это многообразие также усложняет процесс выявления одаренности. Российский психолог А.И. Савенков, занимающийся проблемой детской одарённости в сфере исследовательской деятельности, предлагает диагностическую модель одарённости, опирающуюся на принципы комплексного оценивания; долговременности; использования тренинговых методов; учёта потенциальных возможностей ребенка; принцип опоры на экологически валидные методы диагностики; участия разных специалистов; участия детей в оценке собственной одарённости. В выявлении способностей, которые находятся в основе одаренности, должны участвовать не только педагоги и психологи, но и родители ребенка.
Е.И. Щебланова выделяет следующие этапы диагностики одарённости:
1)Номинация (называние): имена кандидатов в одаренные;
2)Выявление проявлений одаренности в поведении и разных видах деятельности учащегося на основании данных наблюдений, рейтинговых шкал, ответов на анкеты и т.п.;
3)Изучение условий и истории развития учащегося в семье, его интересов, увлечений сведения о семье, о раннем развитии ребенка, о его интересах и необычных способностях с помощью опросников и интервью;
4)Оценка учащегося его сверстниками сведения о способностях, не проявляющихся в успеваемости и достижениях с помощью опросников;
5)Самооценка способностей, мотивации, интересов, успехов с помощью опросников, самоотчетов, собеседования;
6)Оценка работ (экзаменационных в т.ч.), достижений, школьной успеваемости;
7)Психологическое тестирование: показатели интеллектуального (особенности абстрактного и логического мышления, математические способности, технические способности, лингвистические способности, память и т.д.) творческого и личностного развития учащегося с помощью психодиагностических тестов.
Педагогу в тандеме с психологом образовательного учреждения важно выявить у ребенка соответствующий ему вид одаренности, то есть наличие определенных способностей (исследовательские, академические, художественные, спортивные).
Ниже представлен набор методик, позволяющих выявить определенные способности у ребенка, на основе которых можно построить профиль одаренности и спланировать дальнейшую развивающую или коррекционную работу.
Изучаемый
показатель Методики
Интеллектуальная одаренность - Тест прогрессивных матриц Дж. Равенна.
- Тест Д. Векслера.
- Тест Р. Амтхауэра.
-Универсальный интеллектуальный тест (УИТ СПЧ, 8-11 кл.)
-Подростковый интеллектуальный тест (ПИТ СПЧ, 5-7 кл.),
- Методика «Школьный тест умственного развития»
Когнитивные психические процессы - Изучение кратковременной и долговременной вербальной памяти (А.Р. Лурия).
- Изучение кратковременной образной и вербально - логической памяти.
- Оценка устойчивости внимания.
- Оценка переключения внимания.
- Оценка вербально – логического мышления.
- Оценка образного мышления.
- Тест «Куб Линка».
- Механической понятливости тест (Беннета).- Тест интеллекта «Нарисуй человека» (Ф. Гудинаф).
- Диагностика восприятия: «Эталоны»; «Исследование уровня сенсорного восприятия»; Тест Мюнстерберга на восприятие + Ключи; «Восприятие времени»; Тест «Компас»; Тест «Ведущая репрезентативная система»
Математическая одаренность: Тест на математические способности Г. Айзенк.
Лингвистическая одаренность: - Батарея тестов для изучения языковых способностей (И.Н. Лукашенко, И.А. Зимняя). - Тест на вербальные способности. Г. Айзенк.  - Методика диагностики вербальной креативности (адаптированный вариант методики С. Медника).
Творческий потенциал - Психодиагностика творческого мышления. Креативные тесты. (Е. Туник).
- Диагностика вербальной креативности (адаптация теста С. Медника).
- Диагностика невербальной креативности (вариант теста Торренса)- Модифицированные креативные тесты Вильямса (САР).
- Методика «Предложения».
- Методика «Классификация».
- Методика «Две линии».
- Методика Вартега «Круги».
- Опросник для определения творческих наклонностей у школьников.
-   Творческого мышления вербальный тест «Необычное использование» (К. А.Хеллер)Мотивация - Изучение мотивационной сферы учащихся (М.В.Матюхина)
- Диагностика мотивационной структуры личности (В.Э.Мильман)
- Диагностика структуры учебной мотивации школьника
- Диагностика мотивационной сферы учащихся младших классов Лускановой- Типология мотивов учения «Лесенка побуждений» (А.И.Божович, И.К.Маркова )Личность - Тест 16-PF (Р.Кеттела).
- Тест «Шкала социально-психологической адаптированности.» (Т.В.Снегиревой).
- Тест «Акцентуации характера».
- Характерологический тест Айзенка.
- Опросник САН
- Тест «Исследование самооценки» (Дембо-Рубинштейна).
- Методика «Несуществующее животное».
- «Тест школьной тревожности Филлипса».
Социальная одаренность - Тест «Умеете ли Вы говорить и слушать?» (В. Маклени).
- Методика изучения коммуникативных и организаторских умений.
- Метод исследования уровня субъективного контроля психической стабильности (УСК).
- Методика «Q-сортировка».
- Тест интерперсональной диагностики Т. Лири.
- Оценка отношений полростка с классом.
- Методика «Незаконченные предложения».
Комплексные методики для педагогов и родителей - Опросник для выявления одаренных школьников (по А.А. Лосевой);
- Методика оценки общей одаренности (А.И. Савенков);
- Методика «Карта одаренности» (по А.И. Савенкову)
Этап 2. Определение цели и постановка задач, которые должны быть достигнуты ребенком по окончании прохождения индивидуального образовательного маршрута
Исходя из результатов диагностики, педагог совместно с ребенком и его родителями определяет цели и задачи маршрута.
Цель предлагаемой программы - создание условий для построения воспитательно–образовательного процесса, направленного на продуктивное психическое, интеллектуальное и творческое развитие одаренных детей, на реализацию и совершенствование их способностей.
Задачи:
1. Создать постоянно действующую систему выявления и развития предпосылок одаренности у детей старшего дошкольного возраста.
2. Составить план работы учреждения по сопровождению детей, имеющих ярко выраженные способности.
3. Собрать кейс диагностических методик для выявления способностей и одаренности у детей.
4. Составить индивидуальные планы, программы развития для детей с предпосылками одаренности.
5. Скоординировать и интегрировать деятельность специалистов и родителей в этом направлении.
6. Разработать перечень мероприятий для решения в семьях одаренных детей.
7. Направить развитие детей в соответствии с типом одаренности через кружковую сеть.
8. Активизировать участие детей в конкурсах и фестивалях разного уровня.
9. Создать единый банк данных по выявлению и развитию одаренных воспитанников.
Третий этап «Определение времени»
Срок действия программы определяется в соответствии с поставленными целями и задачами (от одного года до трёх лет). Предлагаемая программа рассчитана на один год.
Этап 4. Определение роли родителей в реализации маршрута
На основании специфики сопровождения одаренных детей выстраиваются основные направления работы с родителями:
- подлинное сотрудничество на основе реальных дел;
- просветительская работа (встречи с психологами, библиотечка для родителей на сайте);
- доминантный проект как основа для работы с Родительским проектом. Школа должна расширять и развивать воспитательные возможности семьи, осуществляя педагогическое просвещение, контролируя и направляя семейное воспитание через следующие формы работы:

Этап 5. Определение форм занятий, методов и приемов,
технологий и т.д.
На данном этапе определяется методика работы с ребенком. Педагог может подобрать методы и формы работы с одаренным ребенком по индивидуальному образовательному маршруту и добавить их к традиционным методам из базовой программы. Основными требованиями к выбору форм являются:
1) комплексный характер оценивания разных сторон поведения и деятельности ребенка, что позволит использовать различные источники информации и охватить как можно более широкий спектр его способностей;
2) длительность процесса идентификации (развернутое во времени наблюдение за поведением данного ребенка в разных ситуациях);
3) анализ поведения ребенка в тех сферах деятельности, которые в максимальной мере соответствуют его склонностям и интересам (включение ребенка в специально организованные предметно-игровые занятия, вовлечение его в различные формы соответствующей предметной деятельности и т. д.);
4) экспертная оценка продуктов деятельности детей (рисунков, стихотворений, технических моделей, способов решения математических задач и пр.) с привлечением экспертов: специалистов высшей квалификации в соответствующей предметной области деятельности (математиков, филологов, шахматистов, инженеров и т. д.);
5) выявление признаков одаренности ребенка не только по отношению к актуальному уровню его психического развития, но и с учетом зоны ближайшего развития (в частности, в условиях обогащенной предметной и образовательной среды при разработке индивидуализированной стратегии обучения данного ребенка). Целесообразно проведение проблемных уроков по особой программе; использование тренинговых методов, в рамках которых можно организовывать определенные развивающие влияния и снимать типичные для данного ребенка психологические «преграды», и т. п.;
6) многократность и многоэтапность обследования с использованием множества психодиагностических процедур, отбираемых в соответствии с предполагаемым видом одаренности и индивидуальностью данного ребенка;
7) диагностическое обследование желательно проводить в ситуации реальной жизнедеятельности, приближая его по форме организации к естественному эксперименту (метод проектов, предметных и профессиональных проб и т. д.);
8) использование таких предметных ситуаций, которые моделируют исследовательскую деятельность и позволяют ребенку проявить максимум самостоятельности в овладении и развитии деятельности;
9) анализ реальных достижений детей и подростков в различных предметных олимпиадах, конференциях, спортивных соревнованиях, творческих конкурсах, фестивалях, смотрах и т. п.;
10) преимущественная опора на экологически валидные методы психодиагностики, имеющие дело с оценкой реального поведения ребенка в реальной ситуации, — анализ продуктов деятельности, наблюдение, беседа, экспертные оценки учителей и родителей.
Организация работы с одаренными детьми в рамках учебного процесса предполагает:
- выбор педагогов для работы с одаренными детьми;
- формирование учебных групп из одаренных детей (с разной целевой направленностью);
- выбор стратегии обучения для каждого из одаренных детей (обогащение, ускорение, экстернат, др.);
- разработка программ индивидуальной работы с одаренными детьми;
- разработка индивидуальных образовательных маршрутов по учебным предметам;
- предоставление одаренным детям свободы в выборе форм итогового контроля с предпочтением защит творческих работ.
Формы и методы занятий с одарёнными детьми: игра, эвристическая беседа, экскурсия, бенефис, наблюдение, практическое занятие, размышление, тренинг, творческая мастерская, творческий отчет, эксперимент, мозговой штурм, синектика, исследование.Организация работы с одаренными детьми во внеурочной деятельности предполагает разработку предметно-внеклассных комплексов. Каждый комплекс соответствует конкретной предметной области. Он может включать:
- организацию кружковой работы;
- организацию спецкурсов по выбору;
- создание научного общества, ученических научных конференций;
- организацию олимпиад по учебным предметам;
- организацию проектной деятельности;
- организацию погружения в предметы по профилям (в каникулярное время);
- организацию группы «Ассистент учителя»;
- создание клубов по интересам;
- организацию предметных выставок;
- организацию вечеров и праздников;
- организацию лекционных обществ;
- создание школьного театра;
- создание спортивного центра;
- организацию конкурсов, викторин, интеллектуальных игр;
- образовательные туристические поездки;
- организацию предметных декад, дней профиля;
- проведение летних профильных практик.
Технологии:
- технологии РИЛ – обучения В.В. Полякова;
- технологии саморазвития личности Г.К. Селевко;
- технологии развития критического мышления через чтение и письмо;
- проектная технология;
- исследовательская технология;
- Интернет-технологии;
- технология портфолио и др.
Этап 6. Определение содержания плана работы с одарёнными детьми
№ п/п Основные мероприятия     Сроки  
проведения  Ответственные
Диагностика. Формирование списка одаренных детей. Сентябрь учителя-предметники и классные руководители
Изучение интересов и склонностей обучающихся: уточнение критериев всех видов одаренности: интеллектуальной, творческой, художественной и т.д. Диагностика родителей и индивидуальные беседы. Сентябрь Кл. руководители, учителя –предметники, руководители МО
Разработка индивидуальных программ развития одаренных учащихся. Сентябрь учителя-предметники и классные руководители
Организация и проведение школьного этапа Всероссийской предметной олимпиады школьников Октябрь Зам. директора по УВР
Проведение предметных недель Октябрь-февраль Кл. руководители, учителя –предметники, руководители МО
Участие  в окружном этапе Всероссийской предметной олимпиады школьников Ноябрь Зам. директора по УВР, руководители МО.
Участие в региональном этапе Всероссийской предметной олимпиады школьников Январь-февраль Зам. директора по УВР, руководители МО.
Анализ итогов олимпиады школьников Февраль Зам. директора по УВР, руководители МО.
Участие в международном конкурсе-игре «Кенгуру», и российском конкурсе «Русский медвежонок – языкознание для всех». В течение года Руководители МО.
Начало оформления творческих работ Февраль Зам. директора по УВР
Руководители проектов.
Индивидуальные консультации и завершение работы по оформлению исследований и методике защиты исследовательских работ Февраль-март Руководители проектов
Творческие мастерские В течение года Руководители МО.
Оформление портфолио школьников В течение  года
  Кл.руководители.
Пополнение информационного банка данных по программе «Одаренные дети» В течение года  Зам. директора по УВР, руководители МО.
Предметные недели В течение года по графику Руководители МО.
Участие в конкурсах, проектах различных направлений и уровней В течение года Зам. директора по УВР ,директор школы
Работа спортивных секций В течение года Зам. директора по УВР ,директор школы
Работа кружков В течение года Зам.директора по УВР
Подбор заданий повышенного уровня сложности для одаренных детей В течение года Учителя - предметники.
Создание в учебных кабинетах банка дидактических материалов повышенного уровня сложности В течение года Учителя – предметники.
Сбор и систематизация материалов периодической печати по работе с одаренными детьми В течение года Библиотекарь
Итоги работы с одаренными детьми в учебном году. Задачи на следующий год Май Зам. директора по УВР
Бал отличников и хорошистов Май Зам. директора по УВР
Этап 7. Интеграция с другими специалистами
Разработчик маршрута, проанализировав результаты диагностики и исходя из содержания учебно-тематического плана, привлекает при необходимости к работе с данным ребенком других специалистов, содержание работы которых представлено в виде схемы:

Этап 8. Определение способов оценки и самооценки успехов обучающегосяСпособ оценки и самооценки успехов выбирает педагог совместно с ребенком. Лучше проводить оценку успехов на каждом этапе освоения маршрута по карте одаренности, которую уже использовали на этапе диагностики.
Формы подведения итогов образовательного маршрута: концерт, открытое занятие, демонстрация достижений, зачетная работа, тесты, персональная выставка и другие.
Критерии оценивания:
- победы на олимпиадах, конкурсах;
- активная жизненная позиция;
- желание участвовать в гуманитарных проектах и побеждать;
- ведение дневника и портфолио;
- успешная реализация индивидуальной программы развития;
- высокая мотивация на достижение поставленной цели сформирована (проверить с помощью тестов, мониторингов, бесед).
Самооценку воспитанник может провести по одному из опросников самоанализа:
Анкета самоанализа ребенка, обучающегося по индивидуальному образовательному маршруту
1. Какие цели я ставил перед собой в начале учебного года? (чего я хотелдобиться)
2. Какие действия я спланировал для достижения поставленной цели? (чтоя должен сделать)
3. Удалось ли мне реализовать задуманное? (что я сделал для достиженияцели)
4. Какова эффективность моих действий? (чему научился и что еще необходимо сделать).
Показателями эффективности реализации программы работы с одаренными детьми могут быть:
1.Удовлетворенность детей своей деятельностью и увеличение числа таких детей.
2.Повышение уровня индивидуальных достижений детей в образовательных областях, к которым у них есть способности.
3.Адаптация детей к социуму в настоящем времени и в будущем.
4.Повышения уровня владения детьми общепредметными и социальными компетенциями, увеличение числа таких детей.
Список литературы
1. Абанкина, Т.В. Развитие сети общеобразовательных учреждений в ре- гионах: результаты реализации приоритетного национального проекта «Образование» в 2007-2008 гг./ Т.В. Абанкина //Вопросы образования. - 2009. - №2. - С.5-17.
2. Александрова, Е. Еще раз об индивидуализации старшеклассников / Е. Александрова //Воспитательная работа в школе. - 2008. - №6. - С.27-46.
3. Александрова, Е. Индивидуализация образования: учиться для себя / Е. Александрова /Народное образование. - 2008. - №7. - С.243-250.
4. Зоткин, А. Индивидуализированное обучение в Англии и России / А. Зоткин, Н. Муха //Школьные технологии. - 2008. - №2. - С.42-47.
5. Логинова, Ю.Н. Понятия индивидуального образовательного маршрута и индивидуальной образовательной траектории и проблема их проекти- рования // Биб-ка журнала «Методист».-2006.-№9.-С.4-7.
6. Крылова, Н.Б. Индивидуализация ребенка в образовании: проблемы и решения / Н.Б. Крылова // Школьные технологии.-2008. - №2. - С.34-41.
7. Лернер, П.С. Субъектные поиски смысла содержания образования как новая задача педагогики сотрудничества / П.С. Лернер //Известия Академии педагогических и социальных наук.- М.,2008. - Вып.12.
8. Селиванова, О.Г. Теория и практика управления качеством образования старшеклассников в личностно-ориентированном образовании / О.Г. Селиванова // Профильная школа. - 2008. - №5. - С.4-8.
Индивидуальный маршрут
1. Анцупов, С.В. Индивидуальные учебные планы в профильном обуче- нии: практика, успехи, проблемы / С.В. Анцупов, Т.Н. Богданова, Е.В. Иваненко// Школьные технологии. - 2009. - №1. - С.116-121.
2. Артемова, Л.К. Образовательно-профессиональный маршрут старше- классников: проблемы, пути реализации/ Л.К. Артемова //Профильная школа. - 2008. - №6. - С. 47-54.
3. Башмаков, М. Индивидуальная программа: [Об индивидуальном мар- шруте обучения и попытке составить нормативный документ, отражающий этот метод, пишет академик РАО, профессор Марк Башма- ков]. - (Электронный ресурс). - http://zdd.1september.ru/2005/04/10.htm
4. Бессолицына, Р. Индивидуальный учебный план: проектирование, вы- бор, организация обучения/ Р. Бессолицына, А.Ходырев //Директор школы. - 2009. - №4. - С.58-63.
5. Будинкова, В.С. Индивидуальные учебные планы профильного обучения учащихся общеобразовательных учреждений/ В.С. Будинкова // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2008. - №4. - С.63-68.
6. Гавриленко, С.С. Индивидуально-образовательный маршрут: [алгебра и начала анализа]/ С.С. Гавриленко// Математика в школе. - 2007. - №3. - С.51-56.
7. Горбачева, Г.Г. Индивидуальный образовательный маршрут как усло- вие осуществления психолого-педагогической коррекции дошкольников с проблемами в развитии / Г.Г. Горбачева // Дошкольная педагоги- ка. - 2008. - №4. - С.37-38.
8. Декина, Н.П. Карта выбора индивидуального маршрута обучения / Н.П. Декина // Завуч. - 2004. - №6. - С.46-47.
9. Журавлева, К. Обучение по индивидуальным учебным планам: повы- шение мотивации и возможность учащегося выбирать желаемую нагрузку/ К. Журавлева, Е.Зубарева, И. Нистратова, Е. Секачева // Дирек- тор школы. - 2008. - №3. - С.53-58.
10. Зубарева, Е. Обучение по индивидуальным планам / Е.Зубарева, Т. Кузнецова, О. Аникеева// Народное образование. - 2006. - №5. - С.91-98.
11. Зубарева, Е. Школьное расписание…для каждого ученика / Е. Зубарева // Народное образование. - 2009. - №4. - С.205-208.
12. Князева, Т.Н. Индивидуальный образовательный маршрут ребенка как условие осуществления психолого-педагогической коррекции младших школьников с ЗПР/ Т.Н. Князева // Коррекционная педагогика. - 2005. - №1. - С.62-66.
13. Маничкина, З.И. Индивидуальные познавательные маршруты как спо- соб развития личности ребенка в условиях УДОД / З.И. Маничкина, Н.П. Садомова //Дополнительное образование и воспитание. - 2006. - №11. - С.23-27.
14. Макотрова, Г.В. Индивидуальная программа развития старшеклассни- ков в условиях профильного обучения / Г.В. Макотрова //Школьные технологии. - 2008. - №6. - С.104-108.
15. Макотрова, Г.В. Индивидуальные образовательные программы при уг- лубленном изучении химии / Г.В. Макотрова // Химия в школе. - 2008. - №1. - С.13-18.
16. Рейндольф, Т.А. Построение предметного образовательного маршрута ученика на основе индивидуально-ориентированных средств обучения/ Т.А. Рейндольф //Директор сельской школы. - 2007. - №3. - С.35-39.
17. Рыжкова, И. Роль тьютора в составлении индивидуальной образова- тельной программы учащегося / И. Рыжкова // Справочник руководителя ОУ. - 2009. - №1. - С.58-61.
18. Сергеева, Н.Н. Индивидуальный образовательный маршрут ученика в рамках профильного обучения / Н.Н. Сергеева//Администратор образо- вания. – 2009. - №2. - С.66-69.
19. Харченкова, И. Индивидуально-ориентированные учебные планы как средство для разработки индивидуально-образовательных программ / И. Харченко//Школьное планирование. – 2006. - №1. - С.106-111.
20. Целищева, Н. Инновация без кавычек: обучение по индивидуальному плану: Творческое пространство московской сетевой экспериментальной площадки по этой теме – 150 школ / Н.Целищева // Народное обра- зование. - 2009. - №4. - С.199-204.
21. Цыбенов, Б.В. Рабочие материалы педагога и обучающегося по инди- видуальному образовательному маршруту / Б.В. Цыбенко //Практика административной работы в школе. - 2009. - №4. - С.48-52.
22. Шапошникова, Т.В. Реализация лингвистического профиля обучения в форме индивидуального учебного плана / Т.В.Шапошникова, Л.А. Байдурова //Управление качеством образования. - 2007. - №4. - С.82-90.
23. Ярулов, А.А. Организация выполнения индивидуально-ориентированных учебных планов / А.А. Ярулов // Школьные техноло- гии. - 2004. - №3. - С.86-108.
24. Ярулов, А.А. Индивидуально-ориентированный учебный план / А.А. Ярулов//Школьные технологии. - 2004. - №6. - С.136-154.
Индивидуальная траектория обучения
1. Глушенкова, А.В. Диагностика учебных умений и навыков (из опыта работы школы по формированию индивидуальной траектории воспитания и развития старшеклассников) / А.В. Глушенкова // Директор шко- лы. - 2008. - №4. - С.73-77.
2. Гормин, А. Модели индивидуальных траекторий обучения / А. Гормин //Директор школы. - 2007. - №1. - С.69-74.
3. Евстифеева, О. На пути к школе индивидуального образования / О. Ев- стифеева // Директор школы. - 2004. - №4. - С.60-63.
4. Мелешко, В. Организация индивидуального обучения детей с особен- ностями в развитии / В.Мелешко // Социальная педагогика. - 2004. - №3. - С.86-87.
5. Селиванова, О.Г. Развитие субъектности педагогов и школьников в ус- ловиях профильного обучения: [внутришк. модель, разраб. и апроб. в гимназии №2 г. Кирово-Чепецка Кировск. обл.]/ О.Г.Селиванова // Профильная школа. - 2008. - №2. - С.8-13.
6. Строкова, Т. Индивидуальные стратегии обучения: проектирование и реализация //Директор школы. - 2006. - №1. - С.42-47.
7. Тоболкин, А.А. Индивидуальный образовательный проект «Математи- ческая биржа»/ А.А. Тоболкин //Одаренный ребенок. - 2009. -№3. - С.60-64.
8. Туринова, Н.П. Алгоритм построения личностной траектории обучения / Н.П. Туринова //Образование в современной школе. - 2006. -№4. - С.48-54.
9. Турчанинова, Ю. Индивидуальная образовательная траектория по- техасски / Ю.Турчанинова //Директор школы. - 2005. - №8. - С.55-59.
Ключевые понятия
Академическая мобильность - перемещение учащихся в другие образовательные учреждения, города, региона, страны или за рубеж с целью участия в конкурсах, олимпиадах, фестивалях.
Индивидуальный образовательный маршрут - целенаправленно проектируемая дифференцированная образовательная программа, обеспечивающая обучающемуся позиции субъекта выбора, разработки и реализации образовательной программы при осуществлении преподавателями педагогической поддержки его самоопределения и самореализации.
Индивидуальная образовательная траектория - содержательный (вариативные учебные планы и образовательные программы, определяющие индивидуальный образовательный маршрут); деятельностный (специальные педагогические технологии); процессуальный (организационный аспект).
Индивидуальный образовательный маршрут поможет одаренному ребенку раскрыть все свои таланты и определиться в мире профессий. Использование индивидуальных образовательных маршрутов в системе дополнительного образования является одной из форм педагогической поддержки личностного, жизненного и профессионального самоопределения воспитанников.
Одаренность – 1. Качественно своеобразное сочетание способностей, обеспечивающее успешность выполнения деятельности. Совместное действие способностей, представляющих определенную структуру, позволяет компенсировать недостаточность отдельных способностей за счет преимущественного развития других.
2. Общие способности или общие моменты способностей, обусловливающие широту возможностей человека, уровень и своеобразие его деятельности.
3. Умственный потенциал, или интеллект; целостная индивидуальная характеристика познавательных возможностей и способностей к учению.
4. Совокупность задатков, природных данных, характеристика степени выраженности и своеобразия природных предпосылок способностей.
Одаренный ребенок — 1.Обозначение любого ребенка, чьи интеллектуальные способности и достижения значительно превышают нормы, характерные для его возраста. 2.Более широкое значение: ребенок, обладающий специальными способностями в любой области человеческой деятельности, представляющими ценность для общества. Это значение основано на представлении о том, что одаренность может распространяться за пределы тех характеристик и способностей, которые оцениваются стандартизированным инструментарием для тестирования.
Способность – индивидуально-психологические особенности личности, выражающие его готовность к овладению определенными видами деятельности и к их успешному выполнению, являющиеся условием их успешного выполнения.
Специальные способности – психологические особенности индивида, обеспечивающие возможности успешного выполнения определенного вида деятельности: музыкальной, сценической, литературной и пр. Развитие специальных способностей опирается на соответствующие задатки.
Талант – высокий уровень развития способностей, прежде всего способностей специальных. О наличии таланта следует судить по результатам деятельности, которые должны отличаться принципиальной новизной оригинальностью подхода.
Методика построения индивидуального образовательного маршрута строится по логарифмической спирали, благодаря такой структуре один и тот же вид деятельности отрабатывается на занятиях периодически, многократно, причем содержание постепенно усложняется и расширяется за счет обогащения компонентами углубленной проработки каждого действия. При этом способе структурирования материала открываются большие возможности для исследовательской деятельности обучающихся, которая, как раз, направлена на развитие их одаренности.