Выступление на тему использования логопедического тренажёра Дельфа — 142 в работе с детьми с ЗПР

КОУ ВО
«Бобровская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VII-VIII вида, для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья»













Логопедический тренажёр
в работе учителя – логопеда
при сопровождении детей с неустойчивым вниманием





























Учитель - логопед
1КК Гребенщикова О.А.
Внимание является одним из феноменов ориентировочно-исследовательской деятельности. Оно представляет собой психическое действие, направленное на содержание образа, мысли или другого явления. Внимание играет существенную роль в регуляции интеллектуальной активности. По мнению П.Я. Гальперина, «внимание нигде не выступает как самостоятельный процесс, оно открывается как направленность, настроенность и сосредоточенность любой психической деятельности на своем объекте, лишь как сторона или свойство этой деятельности».
В школьном возрасте наступает перелом в развитии, который характеризуется тем, что первоначально внешне опосредствованное внимание постепенно превращается во внутренне опосредствованное, и со временем эта последняя форма внимания занимает, вероятно, основное место среди всех его видов.
Обучение требует, чтобы дети были внимательны. Ушинский назвал внимание “воротами”, в которые входят все впечатления окружающего. Приучить детей быть внимательными всегда было важной задачей педагогического процесса. Это привело к тому, что воспитание внимания иногда неправомерно выделялось в самостоятельную задачу, изолированную от усвоения знаний и умений.
Организованность внимания детей находится в зависимости от тех умственных задач, которые им даются при пояснении и показе. Именно здесь лежит начало произвольного внимания, на которое способны дети уже в дошкольном возрасте. И здесь сразу же обнаруживается зависимость качеств внимания детей от деятельности учителя.
На логопедическом занятии достаточно 2–3 минут, чтобы дети включались в занятие и были в дальнейшем внимательны. Установка на то, что в пояснениях логопеда, в его показе заключается все для того, чтобы в дальнейшем действовать на занятии, и составляет ведущий мотив поведения детей, их внимательного отношения.
Вся практика обучения показывает, что состояние внимания детей обусловлено характером их умственной деятельности и зависит от нее. При обучении на основе пояснения и показа детям даются умственные задачи и путь их решения. Именно это организует и держит детское внимание, направляет его в определенное русло. И в положительном решении этой задачи помогает использование логопедического тренажёра «Дельфа – 142.1».
Основной целью создания компьютерного тренажера является дидактическое обеспечение процесса коррекции речи на логопедических занятиях. Тренажер успешно используется в системе упражнений по формированию устной и письменной речи учащихся школы V вида (для детей с тяжелыми нарушениями речи), в школах II вида (для слабослышащих детей), в детских садах и школах для детей с задержкой психического развития, в специализированных логопедических детских садах и в логопедических группах общеобразовательных детских садов, в школах VIII вида (для умственно отсталых детей). Тренажер также может быть использован при обучении грамоте нормально развивающихся детей в дошкольных и школьных общеобразовательных учреждениях.
С помощью логопедического тренажера «Дэльфа-142.1» можно решать следующие задачи логопедической работы:
- коррекция речевого дыхания;
- коррекция силы голоса;
- работа над устранением назального оттенка голоса;
- коррекция произношения гласных и согласных звуков;
- отработка дифференциации парных глухих и звонких согласных;
- отработка дифференциации согласных по твердости-мягкости;
- работа над звукобуквенным составом слова;
- работа над слоговой структурой слова;
- формирование обобщенного лексического значения слова;
- коррекция лексико-грамматической стороны речи;
- работа над морфологическим значением слова;
- формирование и развитие навыка чтения;
- расширение словарного запаса;
- работа над построением плана речевого высказывания;
- развитие связной монологической речи и т.д. Тренажер позволяет:
- внести игровые моменты в процесс коррекции речевых нарушений;
- многократно дублировать необходимый тип упражнений и речевой материал;
- использовать различный стимульный материал картинки, буквы, слоги, слова, предложения, звучащую речь;
- работать на разных уровнях сложности в зависимости от возможностей ученика;
- одновременно с логопедической работой осуществлять коррекцию восприятия, внимания, памяти ученика.
Использование компьютерных программ тренажёра в значительной мере способно облегчить жизнь педагогу. Однако их использование предполагает наличие высокого профессионализма логопеда, поскольку каждая из программ, с одной стороны, имеет «узкие» цели и задачи и может быть использована для коррекции отдельных параметров речевого недоразвития, а с другой может быть использована как составляющая часть системы коррекционной работы по различным направлениям.
Занятия, которые проводятся с использованием тренажера, должны быть тщательно спланированы. На определенном этапе коррекционной работы доля времени, приходящаяся на работу с компьютером, может увеличиваться или уменьшаться. Сначала при знакомстве с новым материалом, когда львиная доля времени отводится на объяснение и на формирование операциональной основы навыка, тренажер может выступать как элемент первичного закрепления языкового материала на специально отобранном материале и способ поощрения за хорошую работу. Постепенно, упражнениям с компьютером отводится все больше времени, вплоть до полномасштабного занятия (15-20 минут). В последующем при отработке коммуникативных навыков компьютерный тренажер может быть использован как элемент разминки, способ включения ребенка в задание или для активизации и повторения изученного материала.
Программой компьютерного тренажера предусмотрена организация работы в нескольких режимах: тренировочном, контрольном, повтора. Каждый из них должен использоваться в соответствии с этапом отработки определенного умения, степенью автоматизации этого умения, целями и задачами проводимого занятия и всей системы коррекционных упражнений в целом. Поэтому дать жесткие рекомендации по использованию количества упражнений, уровня контроля, частоты смены режима не представляется возможным. Педагог должен регулировать данные параметры, исходя из личностных особенностей детей, включающих глубину речевого недоразвития, уровень сформированности учебных мотивов и произвольной деятельности школьника, а также из методических требований к коррекционно-учебному процессу.
При планировании коррекционного занятия с использованием тренажера логопеду необходимо учитывать и отразить наличие следующих компонентов:
четкая постановка учебных целей и задач;
способ и качество оценки выполненной ребенком работы;
включение в занятие элементов игры в соответствии с личностными особенностями ученика и его психоэмоциональным уровнем развития;
приемы обеспечения положительного эмоционального настроя ученика.
Для облегчения работы с тренажером в обучающей программе заложена максимально возможная унификация операций, набор звуковых и визуальных сигналов, а также несколько уровней помощи и подсказок. При этом звуковые и визуальные сигналы, как правило, дублируют друг друга, что позволяет работать с тренажером без звукового сопровождения и ещё больше активизирует внимание ребёнка.
Систематическая, поэтапная, специально организованная коррекционно-логопедическая работа по развитию произвольного внимания у детей с использованием логопедического тренажёра «Дельфа– 142 .1» позволяет качественно и количественно изменить уровень развития психических процессов, а средства, способствующие этим изменениям, находятся в руках логопеда.



15