Рабочая программа по внеурочной деятельности Умелые ручки


МУНИЦИПАЛЬНОЕБЮДЖЕТНОЕОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕУЧРЕЖДЕНИЕ
ВОРОБЕЙНСКАЯСРЕДНЯЯОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯШКОЛА
Факт.адрес 242033 БрянскаяобластьЖирятинскийрайонс.Воробейняул.Школьнаяд.11 тел.(48344)3-27-60 e-mailWorobeynja-shkola.ruСОГЛАСОВАНО
Зам.директора по ВР
_______Сахарова В. В.
«____»_________2014г. УТВЕРЖДАЮ
Директор школы
_____________Сахарова Г.Л.
Приказ № 164
« 08 »ноября 2014г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«УМЕЛЫЕ РУЧКИ»
НАПРАВЛЕНИЕ: ОБЩЕКУЛЬТУРНОЕ
Учитель начальных классов
Поленок О. М.
с.Воробейня2014 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Декоративное творчество является составной частью художественно-эстетического образования федеральных образовательных стандартов.
Курс «Умелые ручки» реализует общекультурное  направление во внеурочной деятельности в 1-4 классах в рамках федерального государственного образовательного стандарта начального  общего образования второго поколения.
Содержание программы «Умелые ручки» является продолжением изучения смежных предметных областей (изобразительного искусства, технологии, истории) в освоении различных видов и техник искусства. Программа учит детей работать с различным материалом (природный материал, бумага, тесто, пластилин, нитки, ткань и т.д.). Дети знакомятся с различными техниками выполнения работ (аппликация, лепка, бисероплетение, вязание и т.д.). Все виды искусства готовят обучающихся к пониманию художественных образов, знакомят их с различными средствами выражения. На основе эстетических знаний и художественного опыта у учащихся складывается отношение к собственной художественной деятельности. Оно способствует изменению отношения ребенка к процессу познания, развивает широту интересов и любознательность, что «является базовыми ориентирами предметных областях. Большое внимание уделяется творческим заданиям, в ходе выполнения которых у детей формируется творческая и познавательная активность. Освоение множества технологических приёмов при работе с разнообразными материалами в условиях простора для свободного творчества помогает детям познать и развить собственные способности и возможности, создаёт условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления.
Программа способствует:
развитию разносторонней личности ребенка, воспитание воли и характера;
помощи в его самоопределении, самовоспитании и самоутверждению в жизни - формированию понятия о роли и месте декоративно - прикладного искусства в жизни;
освоению современных видов декоративно - прикладного искусства;
обучению практическим навыкам художественно - творческой деятельности, пониманию связи художественно - образных задач с идеей и замыслами, умению обобщать свои жизненные представления с учетом возможных художественных средств;
созданию творческой атмосферы в группе воспитанников на основе взаимопонимания коллективной работы;
знакомству с историей пластилина, бисероплетения, бумагопластики, народными традициями и праздниками в России;
проведению внеаудиторных занятий (экскурсии, походы в театр, на выставки).
Цель программы:
развитие  творческих  способностей, мелкой моторики рук, пространственного воображения, логического мышления, глазомера; способностей ориентироваться в информации;
овладение начальными технологическими знаниями, трудовыми умениями и навыками, опытом практической деятельности; способами планирования и организации трудовой деятельности, объективной оценки своей работы; 
воспитание трудолюбия, уважительного отношения к людям и результатам их труда; практическое применение правил сотрудничества в коллективной деятельности.
Цель может быть достигнута при решении ряда задач:
Расширить представления о многообразии видов декоративно - прикладного искусства.
Познакомить обучающихся с разными  видами  искусства, с различными техниками выполнения работ.
Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности на основе с декоративно - прикладным искусством.
Вооружить детей знаниями в изучаемой области, выработать необходимые практические умения и навыки;
Реализовать духовные, эстетические и творческие способности воспитанников, развивать фантазию, воображение, самостоятельное мышление;
Воспитывать художественно - эстетический вкус, трудолюбие, аккуратность.
Содержание  программы определяется возрастными особенностями младших школьников. Каждое занятие  имеет тематическое наполнение, связанное с изготовлением новой  поделки. Учащиеся имеют возможность расширить свой кругозор по  изготовлению  поделок. Проявить фантазию, а также развить творческие способности. Курс занятий построен таким образом, что представляет возможность учащимся тренировать различные виды своих способностей.
Программа «Умелые ручки» разработана на четыре года занятий с детьми младшего школьного возраста и рассчитана на поэтапное освоение материала на занятиях во внеурочной деятельности.
Основной формой работы являются аудиторные и внеаудиторные занятия. На занятиях предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная, коллективное творчество, экскурсии.
Занятия включают в себя теоретическую часть и практическую деятельность обучающихся. Теоретическая часть дается в форме бесед с просмотром иллюстративного материала.
Дети учатся аккуратности, экономии материалов, точности исполнения работ, качественной обработке изделия. Особое внимание уделяется технике безопасности при работе с техническими средствами, которые разнообразят деятельность и повышают интерес детей.
На реализацию курса «Умелые ручки» в  1-4  классах  отводится  17 ч  в год  (1  ч. в неделю 1 полугодие)
Основное содержание
Работа с природными материалами
История аппликации. Материалы и инструменты для работы. Определение слова «аппликация». Аппликация предметная, сюжетная, декоративная. Выполнение аппликаций из осенних листьев, а так же из косточек и ореховой скорлупы.
Техника изготовление игрушек из природного материала. Подготовка лесного материала (шишек, орехов, желудей). Изготовление поделок из лесного материала для украшения новогодних ёлок.
Работа с пластилином
Техника работы с пластилином. Изготовление аппликации на тарелке «Кот»
Техника моделирования «маленьких миров». Изготовление лепных миниатюр
Работа с бумагой
Бумага как универсальный материал, применяемый для различных целей. Виды бумаги и техника работы с ней. Оригами - искусство передачи предметов окружающего мира только посредством бумаги. Изготовление в технике оригами птицы, крокодила и лодочки-кораблика
Определение аппликаций из бумаги. Материалы для изготовления аппликации из бумаги. Изготовление сюжетной аппликации «Зима»
Техника выполнения объёмной аппликации. Объёмная аппликация из бумаги «Натюрморт с розами». Аппликация из конфетных обёрток «Коврик».
Роль комнатных цветов в оформлении интерьера дома. Изготовление из бумаги горшочка с кактусом. Назначение праздников. Изготовление изделий из бумаги к праздникам: открытка – приглашение; снежинки и салфетки – к Новому году; цветы для Мамы – к празднику «8 марта»; пасхальные оконные картинки.
Работа с тканью
Подготовка материала для салфетки. Подготовка ткани и выполнение рисунка. Варианты узоров для вышивания салфетки. Вышивание на салфетке швом «вперёд иголка» и «тамбурным» швом. Отделка изделия
Материал и приспособления для плетения. Способы плетения из волокнистых материалов.Изготовление закладок из тесьмы и лент плетением в четыре пряди.
Назначение изделий из ниток. Классификация ниток и техника работы при изготовлении объёмных изделий. Изготовление куклы из пряжи
Классификация тканей. Остатки драповых тканей – прекрасный материал для работы. Изготовление панно из лоскутов ткани «Букет».
Искусство изготовления игрушек как один из древнейших и интереснейших видов народного творчества. Традиции швейной игрушки. История сувенира. Плоские и объёмные игрушки. Инструменты и материалы для изготовления мягкой игрушки: игольница «Мышка».
Ожидаемые результаты
Освоение детьми программы «Умелые руки» направлено на достижение комплекса  результатов в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта.
В сфере личностных универсальных учебных действий у учащихся будут сформированы:
-   учебно - познавательного интерес к декоративно - прикладному творчеству, как одному из видов изобразительного искусства;
- чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мультикультурной картиной современного мира;
-  навык самостоятельной работы  и работы в группе при выполнении практических творческих работ;
-  ориентации на понимание причин успеха в творческой деятельности;
- способность к самооценке на основе критерия успешности деятельности;
- заложены основы социально ценных личностных и нравственных качеств: трудолюбие, организованность, добросовестное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда, культурному наследию.
Младшие школьники получат возможность для формирования:
- устойчивого познавательного интереса к творческой деятельности;
 - осознанных устойчивых эстетических предпочтений  ориентаций на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
- возможности реализовывать творческий потенциал в собственной художественно-творческой деятельности, осуществлять самореализацию и самоопределение личности на эстетическом уровне;
  - эмоционально - ценностное отношения к искусству и к жизни, осознавать систему общечеловеческих ценностей.
В сфере регулятивных  универсальных учебных действий  учащиеся научатся:
- выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания творческих работ. Решать художественные задачи с опорой на знания о цвете, правил композиций, усвоенных способах действий;
- учитывать выделенные ориентиры действий в новых техниках, планировать свои действия;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль в своей творческой деятельности;
- адекватно воспринимать оценку своих работ окружающих;
- навыкам работы с разнообразными материалами и навыкам создания образов посредством различных технологий;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и характере сделанных ошибок.
Младшие школьники получат возможность научиться:
-осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить коррективы в исполнение действия как по ходу его реализации, так и в конце действия.
 - пользоваться средствами выразительности языка  декоративно - прикладного искусства, художественного конструирования в собственной художественно - творческой;
 - моделировать новые формы, различные ситуации, путем трансформации известного создавать новые образы средствами декоративно - прикладного творчества.
-осуществлять поиск информации с использованием литературы и средств массовой информации;
-отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации собственного или предложенного замысла;
В сфере познавательных   универсальных учебных действий  учащиеся научатся:
- различать изученные виды декоративно - прикладного искусства, представлять их место и роль в жизни человека и общества;
- приобретать и осуществлять практические навыки и умения в художественном творчестве;
- осваивать особенности художественно - выразительных средств,  материалов и техник, применяемых в декоративно - прикладном творчестве.
- развивать художественный вкус как способность чувствовать и воспринимать многообразие видов и жанров искусства;
- художественно - образному, эстетическому типу мышления, формированию целостного восприятия мира;
-  развивать  фантазию, воображения, художественную интуицию, память;
- развивать критическое мышление, в способности аргументировать свою точку зрения по отношению к различным произведениям изобразительного декоративно - прикладного искусства;
             Младшие школьники получат возможность научиться:
-создавать и преобразовывать схемы и модели для решения творческих задач;
- понимать культурно - историческую ценность традиций, отраженных в предметном мире, и уважать их;
- более углубленному освоению понравившегося ремесла, и в изобразительно - творческой деятельности в целом.
В сфере коммуникативных  универсальных учебных действий  учащиеся научатся:
-первоначальному опыту осуществления совместной продуктивной деятельности;
 - сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно строить свое общение со сверстниками и взрослыми
 - формировать собственное мнение и позицию;
Младшие школьники получат возможность научиться:
- учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей;
- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
-задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
-адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
В результате занятий декоративным творчеством у обучающихся  должны быть развиты такие качества личности, как умение замечать красивое, аккуратность, трудолюбие, целеустремленность.
 
Оценка  планируемых результатов освоения программы
Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей  проходит через участие их в выставках,  конкурсах, фестивалях, массовых мероприятиях, создании портофолио.
Выставочная деятельность является важным итоговым этапом занятий
Выставки могут быть:
 однодневные - проводится в конце каждого задания с целью обсуждения;
 постоянные  - проводятся в помещении, где работают дети;
 тематические - по итогом изучения разделов, тем;
 итоговые - в конце года организуется выставка практических работ учащихся, организуется обсуждение выставки с участием педагогов, родителей, гостей.
Создание портфолио является эффективной формой оценивания и подведения итогов деятельности обучающихся.
Портфолио - это  сборник работ и результатов учащихся, которые демонстрирует его усилия, прогресс и достижения в различных областях.
В портфолио ученика включаются фото и видеоизображения продуктов исполнительской деятельности, продукты собственного творчества, материала самоанализа, схемы, иллюстрации, эскизы и т.п.
К концу  обучения учащиеся должны знать:
название и назначение материалов – бумага, ткань, пластилин;
название и назначение ручных инструментов и приспособлений- ножницы, кисточка для клея, игла;
правила безопасности труда и личной гигиены при работе указанными инструментами.
название, назначение, правила пользования ручным инструментом для обработки бумаги, картона, ткани и других материалов;
правила безопасности труда и личной гигиены при обработке различных материалов;
приемы разметки (шаблон, линейка, угольник, циркуль); приемы складывания бумаги.
способы контроля размеров деталей (шаблон, угольник, линейка),
 К концу  обучения учащиеся должны уметь:
правильно называть ручные инструменты и использовать их по назначению;
организовать рабочее место и соблюдать порядок во время работы;
понимать рисунки, эскизы (определять название детали, материал, из которого она должна быть изготовлена, форму, размеры);
выполнять работывыполнять работу самостоятельно без напоминаний;
самостоятельно изготовлять изделия (по образцу, рисунку, эскизу);
  анализировать под руководством учителя изделие (определять его назначение, материал из которого оно изготовлено, способы соединения деталей, последовательность изготовления);
  правильно организовать свое рабочее место, поддерживать порядок во время работы;
  соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены;
экономно размечать материалы с помощью шаблонов, сгибать листы бумаги вдвое, вчетверо, резать бумагу и ткань ножницами по линиям разметки, соединять детали из бумаги с помощью клея, вышивать стежками “вперед иголка”.
Условия реализации программы:
Инструменты и приспособления:
простой карандаш
линейка
фломастеры
цветные карандаши
ножницы канцелярские с закругленными концами
кисточка для клея и красок
иголки швейные
доски для работы с пластилином
Материалы:
пластилин
бумага цветная для аппликаций
двухсторонняя цветная бумага для оригами, квилингакартон белый и цветной
ткань: ситец однотонный и цветной
мех
вата
нитки швейные – белые, черные и цветные
мулине
шерстяная пряжа
клей ПВА
ватные диски
Учебно-тематический план
№ Тема 1 класс 2 класс 3 класс 4 класс
всего часов теоретпрактВсего час Теор. практВсего часов теоретпрактВсего час теорпрактВводное занятие 1 1 1 1 1 1 1 1 Работа с природным материалом 3 1 2 3 1 2 3 1 2 3 - 3
Работа с пластилином 3 1 2 3 3 3 3 3 3
Работа с бумагой и картоном. 5 1 4 5 1 4 5 1 4 5 - 5
Работа с тканью 5 1 4 5 1 4 5 1 4 5 1 4
Всего 17 часов 17 часов 17 часов 17 часов
Список литературы
Н.С.Ворончихин “Сделай сам из бумаги”
Интернет-ресурс: http://stranamasterov.ruТ.М. Геронимус “150 уроков труда в 1-4 классах: Методические рекомендации к планированию занятий”. 1997 г.
М.А.Гусакова “Аппликация”, Просвещение, 1987 г.
М.А.Гусакова “Подарки и игрушки своими руками”, ТЦ "Сфера", 1999 г.
Н.В. Волкова, Е.Г. Жадько «100 замечательных поделок из всякой всячины», Росто-на-Дону, 2009 г.
В.А. Хоменко «Солёное тесто: шаг за шагом», Харьков, 2007 г.
Т.Б. Сержантова «366 моделей из оригами», Айрис-пресс, 2006 г.
В.В. Выгонов «Трехмерное оригами», Издательский Дом МСП, 2004 г.
 
Тематическое планирование 1 класс.
№ Тема Количество часов Дата Примечание
1 Вводное занятие 1 час.
Требования к поведению учащихся во время занятия.
Соблюдение порядка на рабочем месте. 1 2
3
4
Работа с природным материалом 3 часа.
Сбор природного материала.
Аппликация из листьев «Жар- птица».
Изготовление поделок из шишек « Лесные жители».
1
1
1 5
6
7  Работа с пластилином 3 часа
История про пластилин. Техника безопасности. Приемы работы. Лепка героев сказки «Колобок».
Лепка овощей, фруктов.
Пластилиновая аппликация на картоне с использованием природного материала. 1
 
1
1
8
9
10
11
12  Работа с бумагой и картоном 5 часов
Свойства бумаги и картона. Виды бумаги. Техника безопасности.
Закладка.
Аппликация из рваной бумаги. «Фруктовая корзина».
Панно «Аквариум»
Знакомство с оригами. Приемы сгибания. 1
1
1
1
1 13
14
15
16
17 Работа с тканью и нитками 8 часов.
Введение в тему. Кукла из ниток.
Знакомство со швом вперед иголка. Салфетка.
Панно «Снеговик» (из ватных дисков)
Изготовление куклы- оберега.
Знакомство и шитье мягкой игрушки «Смешарики».
1
1
1
1
1 Работа в группах
Всего 17 часов Тематическое планирование 2 класс.
№ Тема
Количество часов Дата Примечание
1 Вводное занятие 1 час
Требования к поведению учащихся во время занятия.
Соблюдение порядка на рабочем месте. 1 2
3
4 Работа с природным материалом 3 часа.
Аппликация «Пальма» (листья)
«Домовенок» (шишки)
«Божья коровка» (роспись морского камня) 1
1
1 5
6 Работа с пластилином 3 часа.
Сказочные герои.
Открытка «Аленький цветок» (пластилином на картоне).
1
2 Работа в парах
7
8
9
10
11 Работа с бумагой и картоном 5 часов.
Аппликация «Грибы на поляне».
Снежинка (вырезывание из салфеток).
Оригами (тюльпан).
Оригами (кораблик).
Объёмная аппликация из полос «Букет». 1
1
1
1
1 12
13
14 Работа с тканью 5 часов.
Игольница «Сердце».
Мышка.
Панно «Цветы» (ленты, пуговицы).
2
1
2
Всего. 17 часов Тематическое планирование 3 класс.
№ Тема
Содержание Количество часов Дата Примечание
1 Вводное занятие 1 час
Требования к поведению учащихся во время занятия.
Соблюдение порядка на рабочем месте. 1 2
3 Работа с природным материалом 3 часа.
Аппликация «Подсолнух» (горох).
Контрастная аппликация «Одуванчик» (манка). 1
2 Работа в парах
4 Работа с пластилином 3 часа.
Композиция «Аквариум в банке».
Рыбка (полосная техника) 2
1 5
6
7
8 Работа с бумагой и картоном 5 часов.
Контрастная аппликация «Зимний лес».
Квиллинг «Снежинка».
Торцевание «Бабочка».
Оригами «Журавль».
1
2
1
1
Работа в группах
9
10
11
13 Работа с тканью 5 часов.
Кукла (обметочный шов).
Аппликация «Медведь».
Веревочная фантазия «Улитка».
Игольница «Кувшинка». 1
1
1
2 Всего 17 часов Тематическое планирование 4 класс
№ Тема
Содержание Количество часов Дата Примечание
1
Вводное занятие 1 час
Требования к поведению учащихся во время занятия.
Соблюдение порядка на рабочем месте. 1 2
3 Работа с природным материалом 3 часа.
Аппликация из листьев «Заяц».
Кофейное дерево. 1
2 4
5 Работа с пластилином 3 часа.
Пластилиновый мультфильм.
«Заяц» (зернистая техника) 1
2 Коллективная работа.
6
7
8
9 Работа с бумагой и картоном 5 часов.
Торцевание «Звезда».
Торцевание .Композиция «На пруду»
Квиллинг «Пасхальное яйцо».
Объемная аппликация «Плетеная корзина с цветами». 1
2
1
1 Работа в парах
10
11
12 Работа с тканью 5 часов.
Объемная аппликация с подложкой «Мухомор».
Игольница «Башмачок Золушки».
Салфетка «Шов цепочка». 1
2
2 Всего 17 часов ПЛАН РАБОТЫ
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Умелые ручки»
№ п-п Мероприятие Сроки проведения
1 Экскурсия «Очарование осеннего пейзажа». Сбор листьев для засушивания. Сентябрь
2 «Бабушки –рукодельницы».
Встреча с бабушками обучающихся, выставка их работ Октябрь
3 Заочное путешествие на бумажную фабрику Октябрь
4 Беседа «Красота народных промыслов» Ноябрь
5 Экскурсия «Наблюдение за природой, зимним пейзажем» Декабрь
6 Выставка творческих работ учащихся Декабрь