Разработка урока: тема: Саванны Африки


География7 классУрок № 17
Тема: Саванны Африки.
Цели и задачи: формировать представления обучающихся о саванне.
проверить теоретические знания и практические умения и навыки, продолжить формирование у учащихся представлений и знаний о природе материка, закрепить и углубить знания об основном законе географии – широтной зональности на примере природной зоны саванны Африки.
пробудить познавательный интерес, развивать коммуникативные умения, творческие способности.
повышать географическую культуру учащихся, воспитывать чувства ответственности за сохранение природы, бережного отношения к окружающей среде.
Оборудование: физическая карта Африки, карта природных зон, атласы, рисунки или фотографии представителей флоры и фауны, мультимедиа.
Тип урока: урок формирования и усовершенствования умений и навыков.
Ход урока.
Организационный момент.
Актуализация опорных знаний и их корректирование.
Проверка домашнего задания.
- Где расположена зона гилей?
- Под влиянием каких факторов сформировались почвы экваториальных лесов?
- Почему влажные экваториальные леса вечнозелёные?
- Как животные и растения приспособились к жизни в гилее?
Проверка творческих заданий.
- Взаимопроверка чайнворда «Гилея»,
- Выставка открыток «Гилея».
Сообщение темы, целей и задач урока.
Мотивация учебной деятельности.
Ребята, мы продолжаем с вами изучать во всём своём величии и красоте, волшебный, а зачастую и экзотический мир Африки. И сегодня на уроке вы встретитесь лицом к лицу с этим необычным континентом. Говорят: «Кто хоть раз вдохнул пыль его красной земли, услышал бой тамтамов, увидел в отблеске ночных костров мускулистые тела танцоров в завораживающих масках, тому трудно будет возвращаться из этого таинственного мира».
Сегодня мы совершим удивительное путешествие в саванну.
Видеофрагмент «Саванна».
Вступительные упражнения.
Картографический практикум.
Какой климатический пояс расположен между экваториальным и тропическим поясом? (Субэкваториальный) Как охарактеризовать климат переходного пояса? (В северном субэкваториальном поясе летом воздушные массы идут из экваториального пояса (они влажные и теплые), а зимой из тропического (они сухие и очень теплые). Следовательно, в субэкваториальном поясе два времени года: лето (теплое и влажное) и зима (сухая и теплая)). На карте природных зон найдите, какая природная зона расположена в субэкваториальном поясе (зона саванн).
Работа с учебником. Работа в парах.
Первый вариант отрабатывает материал параграфа о климатических условиях саванн в сухой период.
Второй вариант отрабатывает материал о климатических условиях саванн во влажный период.
Взаимообучение.
Представитель первого и второго вариантов оглашают информацию всему классу.
Вопрос. Как вы думаете, где почвы более плодородные в гилеях или в саванне? Ответ аргументируйте.
Выступления учащихся с опережающими заданиями.
Сообщения учащихся «Диковинки растительного и животного мира саванн».
Презентация «Растительный мир саванн», «Животный мир саванн».
Релаксация. Физкультминутка. Видеофрагмент.
Тренировочные упражнения.
Работа в парах.
Каждой паре даётся набор фотографий с животными и растениями.
Задание: выбрать тех животных и растения, которые характерны только для африканских саванн. Одно животное показать мимикой, жестами.
Творческие упражнения.
Работа по вариантам.
Первый вариант пишет письмо из саванны в сезон дождей.
Второй вариант пишет письмо из саванны в сухой период.
Зачитывают вслух несколько писем.
Проблемный вопрос.
Африка - родина сафари (на языке суахили оно означает «путешествие»).  В настоящее время, сафари не только путешествие, но и проведение охоты – неотъемлемой части туристического бизнеса. Наиболее престижными трофеями считаются представители большой африканской пятёрки – буйвол, слон, лев, леопард и носорог - звери, охота на которых сопряжена с наибольшей опасностью. Про охотника, добывшего хотя бы по одному представителю всех видов «пятёрки», говорят, что он собрал «большой шлем». 
Согласны ли вы со словами Бауржана Тойшибекова «Если звери- это наши меньшие братья, то охоту следует признать ничем иным как актом братоубийства» ?
Упражнение «Ступеньки».
Используя материал учебника, составьте «Ступеньки», вписывая представителей растительного и животного мира саванн.
сл о нж и ра фб а о б а б но со ро г
фл а м и нг о
се кре т а рьИтоги урока.
Рефлексия.
1.На уроке я работал…2.Своей работой на уроке я…3.Урок для меня показался…4.За урок я…5.Мое настроение…6.Материал урока мне был…
Домашнее задание.
Проработать соответствующий материал учебника.
Творческие задания:
- разработать памятку туристу, который отправляется в саванну.