Занятие по внеурочной деятельности Лес — наше богатство!


Занятие по внеурочной деятельности
духовно – нравственного направления
«Мое Отечество»
«Лес – наше богатство!»

Автор:
Смоленцева Светлана Ивановна
учитель начальных классов
МКОУ СОШ с.Кичма
Советского района
Кировской области
2015
Занятие по внеурочной деятельности
духовно – нравственного направления «Мое Отечество»
Тема «Мой край
Тема занятия -«Лес – наше богатство!»
Цель: Природа и человек – едины, поэтому мы должны беречь и охранять ее.
Задачи:
Развивающие: расширять кругозор о лесе, развивать логическое мышление и познавательный интерес.
Воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе; формировать гражданскую позицию: «Лес – наше богатство. Его нужно беречь и защищать».
Образовательные: формировать представление о лесе, его роли в жизни людей; познакомить с профессией «лесник»; популяризировать книги о природе.
Вид внеклассного мероприятия: Устная«Лесная газета».
Методы и методические приёмы обучения: беседа, рассказ, сообщения.
Средства обучения (оборудование): компьютер, презентация к мероприятию, видеофильм, фонограммы, карточки с текстами.
Подготовка к внеклассному мероприятию: поиск материала по теме, изготовление карточек на экологическую тему, подбор стихотворений.
План внеклассного мероприятия:
Вводная часть. (5 мин.)
Основная часть. (25 мин.)
Заключительная часть. (10 мин)
Рефлексия. (5 мин)
Ход занятия:
Учитель: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы продолжим изучение темы «По родному краю». А тему нашего занятия вы узнаете из загадки:
Дом со всех сторон открыт,
Он резною крышей крыт.
Заходи в зеленый дом –
Чудеса увидишь в нем. (лес)
Правильно. Тема занятия «Лес – наше богатство».21 марта проводится Международный день Леса. И мы с вами тоже примем участие в этом международном празднике (слайд № 1).
Здравствуй, лес!
Дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чем шумишь листвою
Ночью темной, грозовою,
Что нам шепчешь на заре
Весь в росе, как в серебре?

Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Все открой, не утаи:
Ты же видишь, мы свои.
(С.Погореловский)
(Звучит музыка. Под музыку появляется робот. )
Робот: Здравствуйте, ребята. Ребята, меня зовут робот Ферум. Я прилетел к вам из далекой галактики, с планеты Железяка. Мои датчики передали, что сегодня на занятии вы будете изучать то, чего уже давно нет на нашей планете.
Учитель:Здравствуй, Ферум. Мы сегодня отправимся читать великую книгу леса, и тебя приглашаем с нами.
1 страницаРассказ«Лес»И.Соколова–Микитова (слайд № 2.)(Текст читают дети.Фоном звучит народная музыка «Былинные наигрыши»).(Еслидети медленно читают просмотр видеозарисовки «Лес.Времена года»)
Осенью и весною, зимою и летом хорошо дышится в лесу. В голубое небо возносятся бронзовые стволы сосен. Высокими колокольнями стоят стройные ели.
Точно белые красавицы, смотрятся в воду кудрявые березы. На освещенных солнцем душистых полянах высятся богатыри дубы. Каждым листочком трепещет робкая осинка, и ярким осенним убранством красуется красавец клен.(слайд № 3 )
Множество грибов – крепких боровиков, пахучих груздей, красноголовых подосиновиков – растет в лесу. Малиной и земляникой пахнут лесные поляны. В тенистых дубравах селятся певчие птицы. Множество рек, тихих речушек, сокрытых лесных ручейков протекает в зеленой глуши.(слайд № 4 )
Чудесен, сказочен русский лес зимою. Белый, пушистый повис на ветвях снег. По осыпанным смолистыми шишками вершинам перелетают красногрудые клесты – еловики. Тихо попискивая, возятся в сучьях хлопотливые, шустрые синицы. На пухлых сугробах хитрым узором написаны заячьи и лисьи следы (слайд № 5 ).
Великую пользу приносит лес человеку. Живые леса украшают природу нашей страны, своею красотою радуют взор человека. Там, где сохранились леса, люди не знают гибельных засух и неурожаев. Леса смягчают климат, сохраняют влагу, из года в год удобряют опавшейлиствой почву. Из тенистых лесов вытекают судоходные реки нашей страны. Лесными ручьями питаются многоводные озера(слайд № 5 ).
Робот: Спасибо, ребята. Теперь я знаю, что такое лес. А какие деревья растут в лесу?
Учитель: А это мы узнаем на следующей странице
Страница «Загадки на лесной опушке»
(Слайды № )
С моего цветка берет
Пчелка самый вкусный мед.
А меня все обижают:
Шкуру тонкую сдирают.

Учитель:Правильно, это липа. А почему ее обижают? В старину из липы плели лапти. Кто знает, что такое лапти? Вот и сдирали с липы кору. А кто знает, как называлась липовая кора? Правильно, лыко. Вот с той поры и пошло выражение «Ободрать, как липку». Что оно обозначает? (это значит оставить человека без всего). Липа – ценный медонос. Липовый мед самый вкусный и полезный. Цветы липы собирают, сушат и используют в медицине, заваривая как чай от простуды. (Показ засушенных цветов) Понюхайте, они до сих пор пахнут летом, солнцем.
В сенокос горька,
А в мороз сладка.
Что за ягодка?

К дереву рябине всегда относились с почитанием, зря не ломали, знали о ееобережных свойствах.Перед расставанием невеста дарила жениху рябиновый браслет, чтобы не забыл ее в дальнем краю.Именины дерева рябины праздновались четыре раза в год.Осенью, на четвертые именины, когда созревали плоды, в знак почитания ее, как оберега, делали большую праздничную куклу Рябинку.Рябиновые чаи, варенье и настои используются и в настоящее время, как лечебное средство.
Не заботясь о погоде,
В сарафане белом ходит,
А в один из теплых дней
Так идут сережки ей!
(береза)
У пермичей (древних коми) береза в течение тысячелетий считалась символом чистоты и совершенства. После крещения коми народа культ березы исчез, однако почтительное отношение осталось. Особо почиталась береза и у русских. Много песен и стихов посвящено этому дереву.
Страница «Чудо - дерево»(слайд № )
Учитель: Трудно представить себе Землю без рек, лесов. Лес – чудное творение природы. Он прекрасен во все времена года. Леса украшают землю. Почему же люди не могут обойтись без леса?
Ученик: Без леса уже давно прекратилась бы жизнь на Земле. Ведь листья деревьев поглощают углекислый газ, который мы выдыхаем и выделяют кислород, которым мы дышим. Если человек может прожить без пищи больше месяца, без воды – 5 дней, то без кислорода не более 3 минут. Лес – это легкие нашей планеты. Около трети земной поверхности покрыто деревьями. Это большие живые организмы и живут они дольше всех остальных
Кого же может приютить дерево? (Дети читают сообщения на карточках)
1. Серые белки живут в гнезде, устланном листьями, где вырастает их потомство.
2. Большой пестрый дятел долбит кору и поедает насекомых.
3. На дереве прячется бабочка. Её крылья очень похожи на лишайник, обвивший ствол дерева.
4. Летучая мышь – ушан висит в дупле и спит весь день.
5. Растения вроде плюща взбираются по стволу дерева вверх к свету.
6. Земляные черви поедают опавшие листья.
7. Кроты роют подземные ходы в поисках червей.
Много живых существ живет внутри дерева и вокруг него. И все они вполне уживаются друг с другом. У каждого свое место, так что им не приходится соперничать ради пищи или крова, что даёт им дерево.
Страница «Лес – наш дом»(слайд № )
Учитель:А лес-это много деревьев. Посмотрите видеозарисовку и скажите, для кого лес родной дом?
Просмотр видеофильма «Лес – наш дом».
Учитель:Кого из жителей лесного дома вы узнали?
Лес – это не только дом для животных, но и лесная аптека для животных и людей.
Страница «Зеленая аптека»(слайды №)
Учитель:
Здесь в зарослях лесных,
Где всё для сердца мило,
Где чистым воздухом
Так сладостно дышать,
Есть в травах и цветах
Целительная сила
Для всех умеющих
Их тайну разгадать.
М. Рязанов
Учитель:Я показываю растение, а вы расскажите, при каких заболеваниях используют эти растения.
Он шипы свои выставил колко.
Шипы у него, как иголки.
Но мы не шипы у него соберем,
Полезных плодов для аптеки нарвем.
Дети: Шиповник. Витаминное средство. Содержит много витамина С.
Бусы красные висят,
Из куста на нас глядят.
Очень любят бусы эти
Дети, птицы и медведи.
Дети:Малина. От простуды.
В сенокос горька,
А в мороз сладка.
Что за ягодка?
Дети:Рябина, калина - витаминное средство, используется при простуде, кашле.
Учитель:
Жгусь, а не огонь,
С листочками, а не дерево.
Дети: Крапива. Для укрепления волос.
Учитель:
Я из крошки-бочки вылез,
Корешки пустил и вырос.
Стал высок я и могуч,
He боюсь ни града, ни туч.
Я кормлю свиней и белок –
Ничего, что плод мой мелок.
Дети:Дуб. Корой дубаполезно полоскать горло при ангине, заболеваниях десен.
Учитель: Какое дерево цветет в начале лета?
Дети:Липа. Отвар из цветов помогает при простуде.
Учитель: Еще не успел сойти снег, а нa пригретых солнцем местах появляются жёлтые цветки с чешуйчатыми стебельками. И только когда растение отцветет и ветер унесет лёгкие плотики с летучками из волосков, начинают разворачиваться крупные листья.

Дети:Мать-и-мачеха.Отвар из цветов помогает при кашле.
Учитель: Почему так названо растение?
Дети:У этого растения листочки с одной стороны мягкие, а с другой - жесткие.
Какие лесные растения останавливают кровь? (калина, мох, крапива, зверобой.)
Ягоды этого растения понижают сахар в крови (черника)
Какие растения применяют при простуде и кашле? (малина, липа, мята, зверобой, крапива).
Это растение содержит ментол (мята).
Это растение лечит нервы, успокаивает (валериана)
Учитель: Молодцы, вы хорошо знаете растения и научили нашего гостя из космоса, как можно лечиться при помощи растений.
Страница «Лесное путешествие» - физкультминутка
А сейчас мы и наш гость совершим лесное путешествие.
Выросли деревья в лесу, а не в поле.
Хорошо им расти на воле! (Потягивания, руки в стороны)
Каждое старается,
К ветру, солнцу тянется. (Потягивания, руки вверх)
Вот подул веселый ветер,
Закачались тут же ветки. (Дети машут руками)
Даже толстые стволы
Наклонились до земли. (Наклоны вперед)
Вправо-влево-взад-вперед-
Так деревья ветер гнет. (Наклоны вправо-влево-назад-вперед)
Он их вертит, он их крутит.
Но когда же отдых будет? (Вращение туловищем)
Молодцы, все хорошо выполнили упражнения.
Мы с вами и нашим гостем пришли в лес.
И оказались на Странице «Ягодной».(слайды № )
Покажем нашему гостю, какие ягоды растут в наших лесах, а вы их должны назвать. (Учитель показывает ягоды, дети называют.) Все эти ягоды очень полезны для здоровья. В них содержится очень много витаминов и микроэлементов, полезных для нашего здоровья.
Все ягоды - это лекарственные растения.
Но не все ягоды полезны (слайд № ).
Волчье лыко, вороний глаз, крушина, ландыш. Это ядовитые ягоды. Их ни в коем случае нельзя есть.
Страница«Грибная».
Учитель:Отгадайте загадку: Стоит Антошка на одной ножке.
Кто ни пойдет, всяк поклон отдает. (гриб)
Грибы - это еще один подарок, который нам делает щедрый лес. Покажем нашему гостю, какие грибы растут в наших лесах, а выих должны назвать.
(Учитель показывает грибы, дети называют).(слайды № )
Но среди грибов много ядовитых (слайд № ).
Запомните их и никогда не рвите.
Если сомневаетесь,
Съедобный ли гриб,
Лучше его не берите.

Страница «Лесные стражи»(слайд № )
Учитель:Как вы думаете, почему эта страница так называется? Кто такие «Лесные стражи»? (Ответы детей)
Правильный ответ вы узнаете, прочитав отрывок из рассказа Г.Юмина«Страж зеленой стражи» (дети читают текст на карточках):
Несколько часов я шагал по лесу и удивлялся: какая красотища!
…А воздух! Густой, замешанный на аромате цветов, трав, листвы. Кажется не дышишь, а пьешь его.
…На исходе дня повстречался мне в березняке хозяин и страж лесного царства – лесничий. Шел он по своим лесным владениям в высоких сапогах, в грубом брезентовом плаще с капюшоном, на голове форменная фуражка с зеленым околышем и с кокардой – два перекрещивающихся зеленых листка.
Я говорю: «Здравствуйте, уважаемый, фуражка – то у вас капитанская». А он отвечает: «Добрый день! А я и есть капитан зеленого лесного моря». Слово за слово и рассказал мне лесничий о своей беспокойной профессии. Раньше я думал: дело лесничего - беречь лес от недозволенных порубок, охранять зверье, птиц от двуногих хищников – браконьеров, и только. В общем, сторож. А у него оказывается и кроме этого забот полон рот: для своих зеленых питомцев он и врач, и нянька и телохранитель. Где молодняк на вырубке посадить, как овраг укрепить, как зыбучие пески задержать… Одно слово – хозяин леса.
Но и сам лес, оказывается тоже страж – земли, урожая…
- Потому-то я и берегу лес как зеницу ока, о новых посадках беспокоюсь, - сказал этот страж зеленой стражи.
Учитель:Вот вы и узнали, кого лесными стражами называют. Это…(лесники).(слайд № )
В 2014 году профессии лесничего исполняется 188 лет. Лесная стража, выполнявшая в казенных и корабельных лесах функции по их охране, защите и воспроизводству, появилась в 1722 году указом Петра I. Для руководства лесной стражей были введены должности вальдмейстера (лесничего) и унтер-вальдмейстера (подлесничего). Так образовалось понятие лесничий, означающее лесной чин.
Лесничества в их современном понятии появились с 1826 года.
С этого времени все лесохозяйственные работы в них планомерно проводили лесничие, на которых возлагалась и вся ответственность за уход за лесом. Этот год принято считать датой создания профессии, которая остается актуальной и востребованной и в наши дни.
(слайд № )
В городе Советске, в Кировском областном государственном образовательном бюджетном учреждении среднего профессионального образования «СУВОДСКИЙ ЛЕСХОЗ-ТЕХНИКУМ»выпускники школ могут приобрести лесные специальности.
Многие ученики нашей школы закончили это учебное заведение.

Молодые специалисты трудоустраиваются в лесных и лесоустроительных предприятиях, авиалесоохране Кировской, Пермской, Свердловской, Челябинской, Архангельской, Смоленской, Вологодской, Костромской областей и в республиках: Коми, Марий Эл, Удмуртии.
Во многих школах области работают «Зеленые патрули», которые помогают лесничим в их нелегком труде.
Дети: Бесценна Российского леса краса,
Зеленое золото наши леса.
Богатство лесов охраняй, карауль,
Внимательный, зоркий «зеленый патруль»!
Песня «Лесной марш»(исполняется под пионерский барабан)
Нам птицы просигналили: «Подъем!»
Привычными тропинками проходим мы.
Мы каждую березку сбережем
В лесах любимой Родины!
Припев: Мы сами написали
В лесной зеленой книжке
О том, что есть у леса надежные друзья:
Такие же девчонки,
Такие же мальчишки,
Такие же счастливые, как ты и я!
Мелькают наших песен огоньки,
Шагаем мы лесами, перелесками.
Под кедрами красавицы тайги,
Под соснами полесскими.
Припев:
И добрые волшебники-леса
Похожи на поэтов и художников.
Природа дарит людям чудеса,
А мы – ее помощники!
Учитель:Все дети и взрослые должны знать правила поведения в природе. Давайте их вспомним и расскажем гостю из космоса.
Страница «Правила поведения в природе»(слайды №)
- Леса – богатства нашего края. Их нужно беречь. Находясь в лесу, не забывайте правила поведения, чтобы не нанести вред природе. Давайте решим экологическую задачу: «В путешествие отправились 10 человек. Сколько погибнет цветков, если каждый сорвёт по три цветка?» Ландыши люди рвут не задумываясь. А чтобы ландыш зацвёл с того дня, как семечко упадёт в землю, должно пройти десять лет. Мальчик и девочка, поступившие в 1 класс, успеют за это время окончить школу. Подумайте об этом! Не рвите цветы. Их осталось так немного.
Не рвать цветы, не собирать букеты в дикой природе, не плести венки.
Красивыми растениями надо любоваться в лесу, на лугу, в парке, а не губить их.
Главное правило – не охотиться на редких животных, не ловить, не пугать их, не кричать в лесу, не трогать птичьих гнёзд.
Не трогать, не обижать никого, даже самых маленьких жучков, паучков и червячков.
He ломай зеленые ветки и деревья, не качайся на них.
He повреждай кору деревьев.
He разоряй муравейники.
He рви паутину и He уничтожай пауков, они полезны.
He сбивай ногами несъедобные грибы, они нужны лесу.
He рви цветов в природе для букетов.
Берегите лес от пожара. В огне гибнет все живое!(слайд № )
Страница «Берегите лес!»(слайд № )
Учитель:Почему мы, с лесом дружим,Для чего он людям нужен?
Дети:-Лес - это наше богатство!
- Лес - это наряд нашей Земли.
- Там - где лес, всегда чистый воздух.
- Лес - это дом для зверей и птиц.
- Лес - это наш друг, задерживая влагу,
он помогает человеку выращивать хороший урожай.
- Лес - это кладовая, щедро отдающая свои дары.
Дети выходят и читают стихи;
Если вырубить леса,
Пыль пойдет под небеса,
Высохнут озера,
Обмелеют реки,
И не станут птицы
В пустыне гнездиться.
Это очень грустно,
Если в мире пусто.
Сберегите птичье пенье! И травы лесной цветенье! Лес, животных охраняй! Все:ЭТО НАШ РОДИМЫЙ КРАЙ! Дети поют песню«Пусть всегда светит солнце»на мотив «Пусть бегутнеуклюже пешеходы по лужам…» Под аккомпонемент баяна).1 .Пусть всегда светит солнце,Зеленеют поляны,Пусть всегда будет чистой река,Пусть цветы расцветают,Распускаются листья,А по небу плывут облака
Припев.Этот мир былНам подаренМиллионы лет назадСохранить природу нашу 2 разаПросим всех ребят
2. На красивой планетеБудет радостно детямЛюбоваться на лес и поля.Сбережем для себя мы,Для друзей и для мамыДом, что мы называем Земля.Робот: Спасибо, ребята. Теперь я знаю и всем жителям нашей планеты расскажу, что лес – это богатство. Мы посадим на нашей планете Железяка леса, и она снова станет зеленой и цветущей! До свидания!
Дети:До свидания, прилетайте еще!
(Звучит музыка, робот уходит).
Учитель:Ребята, вы можете узнать еще много нового и интересного о лесе, еслибудете читать книги Е.Чарушина, Е.Пришвина, В.Бианки, Н.Сладкова. (Показ книг). Все эти книги есть в школьной, детской и взрослой библиотеках.
(слайд 23)
Лес – это сказка, лес – это дом,
Лес – это друг, с которым вдвоем
Всегда интересно и радостно быть,
Забыв про невзгоды, обиды забыв.
Лес – это книга, лес – это мир.
Лес словно счастье увидеть хотим.
Все тайны свои лес откроет тебе,
И радостней станет от них тебе.
Давайте беречь лес!

Литература и электронные ресурсы:
В.В.Петров. Растительный мир нашей Родины: Книга для учителя. – 2-е изд., доп. – М.: Просвещение, 1991. – 207с.
Домашкина Н.В. Школьная страна. Калейдоскоп школьных праздников.Панарама, Волгоград, 2009г.
Елкина Н.В. Учим детей наблюдать и рассказывать. Ярославль: Академияразвития, 1997.
Касаткина Н.А.В помощь преподавателю. Издательство «Учитель» Волгоград, 2001 год.
www.globus-kniga.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/les-nash-drug
/sites/d/load/nachalnye_klassy/okruzhajushhij_mir/pochemu_my_s_lesom_druzhim_dlja_chego_on_ljudjam_nuzhen/48-1-0-289
/logos3-5.html
efault/files/2013/5/eko-proekt_griby.doc‎
/mod/resource/view.php?id=207827
фотоматериалы:
/problems/road/Him_les/
/nature/357-forest.html
/Stati/Lesa.htm/raznoe/priroda/prirodnaya-zona-tayga-harakteristika-geograficheskoe-polozhenie-prirodnye-usloviya-i-klimat-pochvy-taygi.html
/post/709600
/image/14182056/
/blog/kak_pravilno_ezdit_na_zagorodnij_otdykh_22_tezisa/2010-07-28-160
/2012/04/blog-post_29.html
/foto/cvetuschii-topol.html