Семинар: Организация проектной деятельности с дошкольниками в детском саду


Семинар
«Организация проектной деятельности с дошкольниками в детском саду»
Целью дошкольного образования сегодня является, если не социальная зрелость, то максимальная социализация выпускников ДО. Речь идет об отходе от «классического» формирования знаний, умений и навыков и переходе к идеологии развития на основе личностно - ориетированной модели образования.
Проекты в младшей группе – это трудно? Это проблематично, т.к. дети еще слишком малы для проектирования. Но все-таки это возможно. Одна оговорка – речь скорее всего не будет идти о полноценных самостоятельных проектах. Возможно, это будут элементы в ее классическом понимании. Но для малыша это будет его проект. На сегодня можно сказать, что метод проектов в дошкольном звене полностью разработан, но тем не менее, опыт имеется.
Давайте вспомним одно из определений качеств личности: «Личность имеет способность делать по-своему». Попробуем привести некоторые идеи и подходы, судить вам, в какой мере вы готовы этот опыт применить.
Сначала поговорим о требованиях, а затем – об идеях.
Требования в общем, самые простые, и главное из них – исходи из ребенка – старое, но иногда забываемое правило!!! Все темы, предлагаемые в качестве проектных, должны быть посильны пониманию ребенка. Чем меньше ребенок – тем проще проект. Маленькие дети способны выполнять незамысловатые проекты и рассчитывать свою работу на день, неделю, месяц, и даже на несколько часов. Дошкольник должен отчетливо представлять не только задачу, стоящую перед ним, но в основном пути решения. Он также должен составлять план работы по проекту при помощи воспитателя. Например, как можно построить проект, поработаем в группах (подгрупповая работа воспитателей).
Предложить педагогам составить модели социально - значимых проектов детского сада (10 минут):
«Огород на подоконнике»
«Войди в природу другом или первоцветы»
«Птичьи кормушки»
«Вторая жизнь бумаги».
А теперь задумаемся, что такое исследование для маленького ребенка? Это, прежде всего, наблюдение за жизнью, открытие многих явлений. Явлений, известных взрослым, но не известных малышу. Здесь важно не пропустить ни одной активности ребенка, ни одного нового для него навыка, чтобы не превратить проект в план!
Проект малыша начинается с одного простого действия. Вокруг первого шага наматывается клубок исследовательских ситуаций.
Какое простое действие? Ну, например, для дошкольников может быть следующее. Походи по песочку – по мокрому, сухому, горячему, потом походи по травке, по камушкам. Сравни свои ощущения, опиши их, расскажи, что ты почувствовал. Это маленькое исследование поверхности Земли, микронаблюдения. Его наблюдения начинают жить, двигаться, взаимодействовать. Возникают вопросы. Находятся ответы.
Целый пласт проектов – наблюдений для самых маленьких. Наблюдение за жизнью кошки, птицами. Ведение дневника наблюдений, это не новый прием, но результат наблюдений, рассказы, рисунки – впечатляющий.
Конструктивные проекты, в том числе проекты игр. Ведущей идеей такого проектирования является самообслуживание. Изготовление игрушек, закладок, открыток. Их можно использовать на первых этапах, чтобы воспитать вкус к деятельности, потом они становятся стимулом, вдохновляющим ребенка или родителя на выполнение более сложных самостоятельных проектов.
Понимая античный афоризм о том, что примеры полезнее наставлений, рассмотрим несколько простейших, но социально значимых проектов из опыта работы воспитателей и специалистов нашего детского сада. Выступления – презентации воспитателей.
Например, проект на тему «Черви - нелюбимые животные».
Вредные советы
Обсудить пример (5 минут) – педагогическую ситуацию открытого занятия по конструированию. (Метод проектов в образовательном процессе Методическое пособие/М.Центр «Педагогический поиск», 2006.).
Пример. Однажды, будучи участником одной из конференций, присутствовала на занятии. Гостям было обещано продемонстрировать работу по методу проектов (мастер-класс). Перед гостями волновались и дети и воспитатель. «Все смешалось в доме Облонских»… Вот что увидели гости.
Действие первое. Обоснование, Анализ 1 части занятия командой.
«Здравствуйте, дети! Сегодня у нас присутствуют гости, и мы с вами должны выполнить для них проект. Вы знаете, что такое проект? Детки дружно подняли руку.
Катя, скажи, что такое проект?
- Проект- это то, что можно сделать своими руками из бросового материала.
Кто может дополнить? Алеша!
- На улицах много мусора, поэтому, чтобы не засорять город, надо использовать бросовый материал для различных поделок. Не надо ничего выбрасывать - все может пригодиться в хозяйстве.
Например, у нас копилось много пластмассовых крышечек. Выбрасывать их не надо. Из них можно сделать подарки гостям. Так мы сэкономим деньги, не будем тратить деньги на подарок, а сделаем сами из бросового материла. А гостям будет приятно получить подарок.
Гости конференции (чтобы детей не обидеть), прыснули. Просто вредные советы какие-то. Сюжет достоин пера Григория Остера - НЕ ЗАСОРЯЙТЕ КВАРТИРУ - ДАРИТЕ ГОСТЯМ ПОДАРКИ ИЗ БРОСОВОГО МАТЕРИАЛА».
Действие второе. Свободный выбор. Анализ 2 части занятия командой № 2.
«Дети, сейчас физминутка. Мы должны подвигать ручками, ножками. И в ходе разминки выберите себе для работы материалы. Вроде бы выбор осуществляется из предложенного набора воспитателя. Но было похоже на формальный выбор». Какие ошибки в организации деятельности?
Действие третье. Изготовление поделок. Анализ 3 части занятия командой № 3.
«Гостей попросили пройти на экскурсию, где были выставлены работы детей и педагога. Потом гостям принесли подарки, выполненные руками детей. Конечно, они умиляли своей безупречностью. Но осталось другое. Это было чувство искусственности того, что предшествовало этапу изготовления – дурное объяснение сути проектной работы. Размышляйте. Смотрите и слушайте себя и детей со стороны. Оттачивайте мастерство».
Хотелось бы обратить на другое. На словах «Мы восхищаемся!». Именно на этом зафиксируем внимание слушателей. В этих словах заложен главный акцент мотивации к проектной деятельности дошкольников – чтобы ребенок захотел чем-то заняться, он должен сначала удивиться. А если у него есть возможность еще и восхититься, что уж точно произойдет та самая «вспышка интереса», о которой говориться в методику проектной деятельности. «Вспышка интереса» – есть главное событие, побуждающее дошкольника или взрослого к действию. Это и определяет успех проекта.
Вспомните лесенку успеха. Это важно знать методисту на первой ступеньке проектной деятельности – педагог так «вкусно» рассказывает о деятельности, участники проекта (дети, взрослые) - активные заинтересованные слушатели. Затем на второй ступеньке педагог организует совместную деятельность. На третьем этапе дети становятся активными организаторами деятельности, а руководитель проекта – активный слушатель.
Вывод: должно возникнуть настроение МЫ ВОСХИЩАЕМСЯ – чтобы ребенок захотел чем-то заняться, он должен сначала удивиться. А если есть еще возможность восхититься, то произойдет та самая «вспышка интереса». Это главное событие, побуждающее человека к действию!!!
Выполнить проект: «Я восхищаюсь своей семьей». 3-4 минуты (составить воспитателям и презентовать свой проект).
Проекты родителей в дошкольной организации (дизайнерские, оформительские). Например: «Напишите письмо своему ребенку», «Что значат наши имена». Как сделать родителей своими помощниками и союзниками, они ведь хотят дать своему ребенку хорошее образование - все без исключения, использовать весь арсенал технологий для вовлечения в педагогический процесс. Перестать декларировать родителям на собраниях, а вовлечь их в активное обсуждение проблем и поиск средств и проектов их решения. У нас в основном все собрания, семинары проводятся в активных формах. Тогда они с удовольствием ходят на собрания и наши мероприятия, потому, что мы вместе формулируем проблемы, ищем пути, договариваемся. И тогда совсем другие отношения, и детский сад перестает быть «камерой хранения» для их детей.
Что получается и почему получается не всегда. Восемь ответов на наболевшие вопросы:
Сколько времени должно отводиться на проект?
Что такое «Обучение через проектную деятельность»? Многие педагоги искусственно отделяют идею обучения, сначала надо выполнить программу, годовой план, а потом проектную деятельность внедрять. Но такого времени нет.
Проект и самостоятельная творческая работа – это не одно и то же. Проект - это творческая работа, но не всякая творческая работа является проектом. Не упускать обязательный первый шаг – обозначение проблемного поля, выявление некой ПОТРЕБНОСТИ, которая должна быть удовлетворена в результате работы. «Найди потребности и удовлетвори ее» - девиз проектной деятельности. Если в формулировке проекта не обозначена проблема, а просто дано задание изготовить некий объект, то последующий процесс нельзя считать проектной деятельностью.
Письменное (рисуночное) оформление проекта – зло или благо? (эскизы, черновики, портфолио),
Как педагогически грамотно заканчивать проект? Рефлексия. Защита проекта. Схема защиты выглядит так: постановка проблемы, высказывание гипотезы, основная часть, краткий анализ этапов. Выводы. Ответы на вопросы.
На какие вопросы отвечает докладчик в процессе защиты: Успешно решена проблема, насколько я был успешен в процессе проектирования.
Как оценить проект. Как верно отмечает П.С.Лернер «Оценивание творчества всегда драматично и противоречиво, не стоит абсолютизировать правильность оценивания» - Об этом помнить воспитателям!!! В общем, любой проект достоин уважения и поддержки! И не надо набирать опыт в течение 5-10 лет, чтобы считать себя достойным в написании собственного проекта.
Каковы критерии успешности педагогических усилий по реализации проектной деятельности.
Показатели оценивания публичной защиты выполненного проекта:
Качество доклада: композиция, полнота представления работы, подходов, результатов, аргументированность, убедительность и убежденность.
Объем и глубина знаний по теме, эрудиция, интеграция.
Педагогическая ориентация: культура речи, манера, использование наглядных средств, чувство времени, импровизационное начало, удержание внимания аудитории.
Ответы на вопросы: полнота, аргументированность, убедительность и убежденность, дружелюбность, стремление использовать ответы для успешного открытия темы и сильных сторон проекта.
Деловые и волевые качества докладчика: ответственное отношение, стремление к достижению высоких результатов, готовность к дискуссии, способность работать с перегрузкой, доброжелательность, контактность
Оценка. Всего баллов за защиту проекта.
Суммарная оценка проекта и его защиты.
Обязательно должны быть обнародованы рейтинговые оценки первой десятки лучших, так узнаются лидеры, «золотой фонд».
Какими же могут быть конкретные цели проектно - исследовательской деятельности? Ряд исследователей под этими целями понимают следующее:
Способствовать повышению личной уверенности у каждого участника проектного обучения, его самореализации и рефлексии. Это становится возможным:
А) через проживание «ситуации успеха» не на словах, а в деле почувствовать себя значимым, нужным, успешным, способным преодолевать различные проблемные ситуации;
Б) через осознание себя, своих возможностей, своего вклада, а также личностного роста в процессе выполнения проектного задания.
2. Развивать у воспитателей осознание значимости коллективной работы для получения результата, роли сотрудничества, совместной деятельности в процессе выполняя творческих заданий; вдохновлять педагогов на развитие коммуникабельности.
Как известно из практики, в любой сфере жизнедеятельности социально важным является умение не только высказать свою точку зрения, свой подход к решению проблемы, но и выслушать и понять другую, и, в случае несогласия, уметь конструктивно критиковать альтернативный подход для того, чтобы в итоге найти решение синтезирующее, удерживающее позитивы каждого предложения.
Развивать исследовательские умения. Анализировать проблемную ситуацию, выявлять проблемы, осуществлять отбор необходимой информации из литературы, проводить наблюдения практических ситуаций, фиксировать и анализировать их результаты, строить гипотезы, осуществлять их проверку, обобщать и делать выводы.
Литература
Романовская М.Б. Метод проектов в образовательном процессе Методическое пособие /М.Центр «Педагогический поиск», 2006.
С.Г.Щербакова Организация проектной деятельности в образовательном учреждении, В. «Корифей», 2007.
Муравьева Е.М. Общие основы преподавания технологии. Брянск. «Технология», 2005
Павлова М.Б. Технология. Метод проектов в технологическом образовании. Пособие для учителя. М.: Вентана-Граф, 2007.