Урок по ОЗОЖ на тему Права человека, соблюдение которых способствует уверенности в себе (6 класс)


Урок по ОЗОЖ в 6 классе «Права человека, соблюдение которых способствует уверенности в себе»
Цель: подвести школьников к понятию прав человека, соблюдение которых способствует его уверенности в себе.
Ход урока.
Свобода заключается вправе делать все, что не вредит другим. М. Клаудиус нем. писатель
Повторение:
Давайте с вами повторим темы прошлых уроков, где мы с вами говорили об уверенном, неуверенном и грубом поведение, разыгрывали сценки.
Скажите - а с чем связано уверенное, неуверенное и грубое поведение человека? (с нарушением ваших прав).
Тема нашего сегодняшнего урока: Права человека, соблюдение которых способствует уверенности в себе (запись в тетрадях).
Нет такого народа, который в своей истории не сражался бы за свободу – свободу от любого вида угнетения.
Каждый из вас наверняка поскорее мечтает стать взрослым. Иметь все права и полную свободу.
II. Основная часть.
А что, по-вашему, мнению, свобода?
Есть разные мнения, что такое свобода. Я приведу лишь некоторые из них.
Свобода – это возможность делать всё, что хочешь.
Свобода – это независимость от кого-то.
Свобода – это отсутствие стеснений, ограничений.
Свобода – это не вседозволенность.
Свобода – это возможность выбора.
Какое мнение вы поддерживаете? (Высказывания учащихся).
Приобретая жизненный опыт, вы будете все больше и больше убеждаться в том, что полной, абсолютной свободы не бывает. Что касается поведения людей, наших действий и поступков, то всегда имеются пределы.
Что же ограничивает нашу свободу? (Высказывания учащихся).
Человек свободен только в тех границах, которые позволяют сохранить такую же свободу другому человеку.
В истории человечества есть очень важный документ «Декларация прав человека и гражданина». Он был принят во Франции в 1789 году. Он формулирует понятие «свобода» так:
«Свобода состоит в возможности делать все, что не приносит вреда другому» (на доске).
Таким образом, права человека ограничиваются границами.
Кто ограничивает эти права? (полицейские)
Люди, каких профессий, следят за соблюдением закона? (юристы)
Какие профессии призваны защищать людей? (адвокаты)
Нормы и правила создаются во благо каждого человека, они удерживают нас от поступков, наносящих кому-то вред.
Работа в группах по карточкам.
Задание: Уравновесь права и ограничения.
Чью свободу ограничивают и чью свободу защищают?
Запрет курить в общественных местах.
Запрет пропускать школу без уважительных причин.
Запрет купаться в неположенном месте.
Ограничение скорости движения автомобиля.
Запрет играть на проезжей части.
Запрет детям находиться после 10 часов вечера на улице без сопровождения взрослых.
Наше государство, как и ещё более 200 государств входит во всемирную Организацию Объединенных Нации, которая была создана 24 октября 1945 года (на доске).
Её работа заключается в следующем:
Укреплять мир и дружбу между народами;
Предотвращать войны и вооруженные конфликты;
Защищать права и свободы человека;
Делать все для того, чтобы людям на Земле жилось лучше;
20 ноября 1989 года Генеральная Ассамблея ООН (Ассамблея – это общее собрание представителей государств, входящих в ООН) приняла Конвенцию о правах ребенка.
Конвенция – это международный договор, соглашение по определенному вопросу с взаимными обязательствами.
В этом документе 54 статьи, и они касаются не только прав и свобод детей, но и обязательств государств по защите прав детей.
Конвенция стоит на страже тех детей, которые нарушили закон и заслуживают наказания.
В Конвенции говорится, что ребенок имеет право знать свои права, поэтому мы с вами начинаем изучать права ребенка, то есть ваши права.
Упражнение «Мои права»
Затем школьникам предлагается, разделившись на 3-4 группы, написать «Декларацию о правах шестиклассника».
На выполнение этого задания даётся 10-12 минут.
После этого начинает работать «Конституционная комиссия» по выработке общей Декларации.
«Группа разработчиков», которые придумывают права и отстаивают свои предложения. Принятые предложения вам нужно занести в специальный документа «Декларация прав шестиклассника».
Существуют критерии, на основании которых «Конституционная комиссия» утверждает эти права. Но нам нужно выработать эти критерии самим.
К таким критериям относятся:
1.     Твои права не должны ущемлять прав других людей.
2.     Осуществление этих прав должно зависеть не от людей, а от тебя самого.
Вы имеете право:
иногда ставить себя на первое место;
просить о помощи и эмоциональной поддержке;
протестовать против несправедливого обращения или критики;
на своё собственное мнение и убеждения;
совершать ошибки, пока не найдёте правильный путь;
предоставлять людям возможность решать свои собственные проблемы;
говорить «нет, спасибо», «извините, нет»;
не обращать внимания на советы других и следовать своим собственным убеждениям;
побыть одному(ой), даже, если другим хочется вашего общества;
на свои собственные чувства – независимо от того, понимают ли их окружающие;
менять свои решения или избрать другой образ действий;
добиваться перемены договорённости, которая вас не устраивает.
Вы никогда не обязаны:
быть безупречным(ой) на все 100%;
следовать за толпой;
любить людей, приносящих вам вред;
делать приятное неприятным людям;
просить прощения за то, что были самим(ой) собой;
выбиваться из сил ради других;
чувствовать себя виноватым за свои желания;
мириться с неприятной ситуацией;
жертвовать своим внутренним миром ради кого бы то ни было;
сохранять отношения, ставшие оскорбительными;
делать больше, чем позволяет время;
делать что-то, что на самом деле не можете сделать;
выполнять неразумные требования;
отдавать что-то, что на самом деле не хочется отдавать;
нести на себе тяжесть чьего-то неправильного поведения;
отказываться от своего «Я» ради кого бы то или чего бы то ни было.
Заявляя о своих личных правах, надо помнить: они есть и у всех остальных людей. Учитесь уважать личные права других так же, как вы хотите, чтобы уважали ваши».
Проводится обсуждение. Особое внимание уделяется соотношению собственных прав и прав других людей.
III. Заключительная часть.
Но все, же каждый из нас должен помнить, что заботясь о своих правах, важно помнить о правах других людей, а также об обязанностях, которые также есть у каждого гражданина: школьника, учителя, родителя.
Помните об этом!