Технологическая карта к уроку технологии 2 класс на тему: ЗЕМЛЕДЕЛИЕ. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА «ВЫРАЩИВАНИЕ ЛУКА»


Урок 2. Земледелие. практическая работа «Выращивание лука»
Цели деятельности педагога Познакомить учащихся с технологией выращивания лука; показать, как можно самостоятельно вырастить овощи; формировать знания о значении, применении и пользе лука в жизни человека, о профессиях, связанных с земледелием; на практическом уровне научить проводить наблюдение, воспитывать бережное отношение к результатам своего труда
Тип урока Постановка и решение учебной задачи
Методы и формы обучения Объяснительно-иллюстративный; индивидуальная, фронтальная
Основные понятия и термины Садовод, овощевод, витамины
Образовательные ресурсы Интернет-ресурсы:
 http://www.bylba.ru/history.html
 http://lojechka.ru/novosti/nemnogo_o_polze_luka.html
Наглядно-демонстрационный материал Рисунки или иллюстрации разных видов лука; баночка, луковица, ножницы; материалы для игры «Овощи и фрукты» (картинки с изображениями овощей и фруктов, магнитики), кусочки овощей и фруктов
Оборудование Учебник, рабочая тетрадь; баночка, луковица; ножницы, цветные карандаши
Планируемые образовательные результаты Личностные: понимают значимость профессиональной деятельности садовода и овощевода, сориентированы на уважительное отношение к их труду.
Предметные: получат опыт самостоятельной посадки луковицы, проведения наблюдения; научатся оформлять дневник наблюдений, проводить анализ выполненной работы (с занесением в дневник наблюдений).
Метапредметные:
 регулятивные – овладеют способностью планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
Окончание табл.
 коммуникативные – научатся составлять рассказ о профессиях садовода и овощевода;
 познавательные – научатся извлекать необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя
Организационная структура урока
Этапы урока Обучающие
и развивающие компоненты, задания и упражнения Деятельность учителя Деятельность учащихся Формы органи-
зации совзаимодействия на уроке Универсальные учебные действия Промежуточный контроль
1 2 3 4 5 6 7
I. Подведение
к цели урока Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала Проверяет готовность обучающихся к уроку.
Сообщает тему урока.
– Откройте учебник (с. 7) и прочитайте название раздела учебника, к изучению которого мы приступаем сегодня. И первая наша работа будет непосредственно связана с землей. Сегодня мы приступим к выращиванию лука Слушают учителя Фронтальная Личностные: имеют мотивацию к учебной и творческой деятельности, положительно относятся к занятиям предметно-практической деятельностью; понимают личную ответственность за будущий результат.
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу Уст-
ные ответы
II. Повторение изученного материала Проверка домашнего задания Заслушивает сообщения учащихся о поделках, украшающих дома, материалах и инструментах, из которых они изготовлены Рассказывают о поделках Фронтальная Познавательные: умеют строить осознанное и произвольное речевое высказывание; осуществляют поиск информации из разных источников.
Коммуникативные: умеют составлять рассказ Уст-
ные ответы
Продолжение табл.
1 2 3 4 5 6 7
III. От-
крытиенового знания Работа с учебником (с. 8–9) Прочитайте в учебнике (с. 8–9), о чем нам рассказывают Аня и Ваня.
– Какие овощи выращивали наши предки? Читают текст в учебнике, анализируют информацию, отвечают на вопрос Фронтальная Познавательные: умеют понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме, под руководством учителя осуществлять поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях; осознанно читать тексты с целью освоения и использования информации.
Регулятивные: умеют принимать и сохранять учебную задачу.
Коммуникативные: умеют формулировать ответы на вопросы, вступать в учебное сотрудничество, слушать одноклассников, учителя Уст-
ные ответы
Игра «Знаете
ли вы овощи?» На доске магнитиками прикреплены картинки овощей и фруктов. Предлагает учащимся убрать картинки с изображением фруктов Участвуют
в игре Индивидуальная Выполнение задания
Практические задания Предлагает кусочки продуктов (лук, яблоко, капуста, морковь, редис, груша) и просит назвать их.
– Найдите среди картинок рисунки с изображением овощей.
– С завязанными глазами определите овощи среди предложенных продуктов (по вкусу) Выполняют практическое задание Индивидуальная Выполнение задания
Словесно-иллюстративный рассказ «История возделывания овощей». – Разводить полезные растения человек стал очень давно, еще в каменном веке. Сначала люди собирали то, что давала природа и что можно было употребить в пищу, – плоды, листья, семена. Затем стали сохранять отдельные виды дере-
вьев, кустарников, трав, которые им давали пищу. Слушают учителя, смотрят презентацию Фронтальная Продолжение табл.
1 2 3 4 5 6 7
Просмотр рисунков или мультимедийной презентации по теме Потом возникло примитивное земледелие, когда люди стали разбрасывать семена полезных растений и собирать урожай. Древние земледельцы отбирали растения с вкусными плодами, с высокой урожайностью и другими полезными свойствами. Все овощные растения имеют свои многовековые истории. Мы совершим небольшую экскурсию, чтобы узнать об истории овощей. Родина капусты – Средиземноморье. Здесь люди стали выращивать листовые формы капусты, а позднее от нее появились другие формы растения. Сведения о выращивании листовой капусты можно отыскать в девятитомной «Истории растений» известного ботаника древности Теофраста. Они относятся к III веку до нашей эры. Одной из самых любимых у наших народов стала капуста белокочанная, ей по праву принадлежит первое место среди всех капуст. Ведь не случайно, когда говорят о капусте, то в первую очередь вспоминают именно ее, потом уже цветную капусту. Лук известен человеку также давно. Родиной его считаются Средняя Азия и Афганистан. Репчатый лук выращивали в Древней Греции, Египте, Индии. Гиппократ, знаменитый врач древности, использовал лук для лечения больных. Лук обязательно должны были есть римские легионеры. Считалось, что пища с большим Продолжение табл.
1 2 3 4 5 6 7
количеством лука придает храбрость, энергию и силу. Простые люди Франции, Испании, Португалии в X–XII веках лук ели каждый день – это была их пища. На Руси лук появился в XII–XIII веках, в основном его ели бедные люди. (См. продолжение в дополнительном материале к уроку.) Беседа о пользе лука – Чем же полезен лук? Что вы об этом знаете?
О пользе лука известно с давних времен. Лук мы добавляем практически во все блюда: в супы, салаты, гарниры. Делаем мы это автоматически, следуя рецептам, и часто не задумываемся о пользе лука в блюдах нашего стола. А между тем этот продукт очень полезен по своим свойствам. По подсчетам специалистов питания, каждый человек в год должен съедать около 8 кг лука, тогда польза лука будет максимальна и здоровье человека будет в наилучшем состоянии. Лук содержит целый комплекс витаминов: серу, фтор, железо, магний и кальций. Лук идеален при авитаминозе, простудных заболеваниях. Он прекрасно улучшает иммунитет, обладает противомикробным действием. Используйте в блюдах всю пользу лука – и вы будете всегда здоровы Участвуют
в коллективном обсуждении, слушают учителя Фронтальная Личностные: имеют познавательный интерес, выражают удивление.
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.
Познавательные: умеют анализировать информацию с выделением их существенных признаков.
Коммуникативные: умеют формулировать ответы на вопросы, вступать в учебное сотрудничество, слушать одноклассников, учителя, строить понятные для партнера высказывания Уст-
ные ответы
Словарная работа по учебнику (с. 9) – Как называются профессии людей, занимающихся выращиванием фруктов и овощей?
Заслушивает ответы.
– Сравните ответы учащихся с объяснением тер- Участвуют
в коллективной беседе, читают Фронтальная Коммуникативные: умеют излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения, участвовать в общей бе- Уст-
ные ответы
Продолжение табл.
1 2 3 4 5 6 7
минов «садовод» и «овощевод» текст в учебнике седе, соблюдая правила речевого поведения; высказывать и обосновывать свою точку зрения.
Познавательные: умеют осознанно читать тексты с целью освоения и использования информации Физкультминутка Проводит физкультминутку Выполняют упражнения Фронтальная Личностные: положительно относятся к занятиям двигательной деятельностью IV. Твор-
ческая практическая деятельность Организация рабочего места Проверяет организацию рабочего места Организуют свое рабочее место в зависимости от вида работы Фронтальная Познавательные: умеют подготовить рабочее место к работе; знают о гигиене учебного труда и организации рабочего места.
Личностные: имеют знания
о гигиене труда Организация рабочего места
Беседа «Что
и как мы будем делать?».
Работа с учебником (с. 8–9) – Как вы думаете, можно ли выращивать овощи осенью, зимой? Вот и мы попробуем вырастить лук. Откройте учебник (с. 8) и прочитайте последовательность наших действий. А теперь расскажите план работы, а я в это время буду показывать приемы посадки лука.
Демонстрирует приемы работы. Повторяют правила безопасной работы с ножницами Слушают учителя, анализируют информацию в учебнике, проговаривают вслух последова- Фронтальная Познавательные: под руководством учителя и в сотрудничестве с одноклассниками умеют обобщать, делать выводы, на основе полученной информации принимать несложные практические решения.
Регулятивные: умеют ориентироваться в учебнике, прогова- Уст-
ные ответы
Продолжение табл.
1 2 3 4 5 6 7
тельность производимых действий, вспоминают правила безопасной работы с ножницами ривать последовательность действий.
Коммуникативные: умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы Практическое задание Наблюдает, советует, руководит деятельностью, отвечает на вопросы учащихся, помогает затрудняющимся в выполнении задания.
Контролирует соблюдение правил безопасной работы.
– Выполните посадку лука, заполните дневник наблюдений, зарисуйте луковицу в день посадки Отбирают
необходимые инструменты; соблюдают гигиенические нормы пользования инструментами и материалами Индивидуальная Регулятивные: умеют ориентироваться в учебнике, при выполнении практической работы следуют ранее оговоренному плану.
Личностные: имеют желание работать, понимают значимость правильной организации рабочего места, знают правила поведения на уроке Выращивание
лука
V. Итоги урока. Рефлексия деятель- Выставка работ учащихся. Обобщение
полученных
на уроке сведений, оценива- Организует обсуждение качества изготовления изделий в процессе просмотра работ.
Организует беседу по вопросам.
– Что нового вы узнали на уроке?
– Все ли вам удалось в этом задании?
– Что не удалось? Почему? Рассматривают выполненные поделки, оценивают их. Слуша- Фронтальная Личностные: обладают первичными умениями оценки работ и ответов одноклассников на основе заданных критериев.
Регулятивные: оценивают свою работу; умеют адекватно Оценивание учащихся за работу на уро-

1 2 3 4 5 6 7
ностиние результатов работы – Как вы думаете, нужно ли будет ухаживать за нашими посадками? Что нужно будет делать?
– Где можно использовать выращенный таким способом лук? ют учителя, отвечают на вопросы воспринимать информацию учителя или товарища, содержащую оценочный характер отзыва о работе на уроке.
Коммуникативные: умеют излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения ке.
Уст-
ные ответы
Домашнее
задание Объясняет домашнее задание.
– На с. 9 учебника найдите вопросы под рубрикой «Проверим себя», а также информацию для ответов на эти вопросы, запишите их и вложите в папку достижений Слушают учителя Индивидуальная