Работа в ДОУ по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.


Работа в ДОУ по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма
Все мы живем в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения в дорожно-транспортной обстановке. Зачастую виновниками дорожно-транспортных происшествий являются сами дети, которые играют вблизи дорог, переходят улицу в неположенных местах, неправильно входят в транспортные средства и выходят из них. Однако дети дошкольного возраста – это особая категория пешеходов и пассажиров. К ним нельзя подходить с той же меркой, как и к взрослым, ведь для них дословная трактовка Правил дорожного движения неприемлема, а нормативное изложение обязанностей пешеходов и пассажиров на недоступной для них дорожной лексике, требует от дошкольников абстрактного мышления, затрудняет процесс обучение и воспитание.
Вот почему с самого раннего возраста необходимо учить детей безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте и правилам дорожного движения. В этом должны принимать участие и родители, и дошкольные учреждения, а в дальнейшем, конечно же, школа и другие образовательные учреждения.
Учитывая особую значимость работы в данном направлении, и то обстоятельство, что детский сад является самой первой ступенью в системе непрерывного образования, раскрывается актуальность данного материала.
Целью работы является формирование и развитие у детей умений и навыков безопасного поведения в окружающей дорожно-транспортной среде. Этот учебно-воспитательный процесс достаточно сложный и длительный, требующий специальных упражнений и применения ряда дидактических методов и приемов.
Цель: Формировать у детей устойчивый навык переключения на самоконтроль (умение пользоваться знаниями и следить за своим поведением) в окружающей дорожно-транспортной среде.
Задачи:
Обучать детей безопасному поведению в дорожной среде.
Познакомить детей со значением дорожных знаков, научить понимать их схематическое изображение для правильной ориентации на улицах и дорогах.
Формировать и развивать у детей целостное восприятие окружающей дорожной среды.
Формировать у детей навыки и умения наблюдения за дорожной обстановкой и предвидеть опасные ситуации, умения обходить их, а в случае попадания в такие ситуации выходить из них с меньшим вредом для себя и окружающих.
Расширять словарный запас детей по дорожной лексике.
Воспитывать дисциплинированность и сознательное выполнение правил дорожного движения, культуру поведения в дорожно-транспортном процессе.
Активизировать работу по пропаганде правил дорожного движения и безопасного образа жизни среди родителей.
Принципы:
Принцип индивидуального и дифференцированного подхода, т.е. учет личностных, возрастных особенностей детей и уровня их психического и физического развития.
Принцип взаимодействия дети – дорожная среда. Чем меньше возраст ребенка, тем легче формировать у него социальные чувства и устойчивые привычки безопасного поведения. Пластичность нервной системы ребенка позволяет успешно решать многие воспитательные задачи.
Принцип взаимосвязи причин опасного поведения и его последствия: дорожно-транспортного происшествия. Дошкольники должны знать, какие последствия могут подстерегать их в дорожной среде. Однако нельзя чрезмерно акцентировать их внимание только на этом, т.к. внушая страх перед улицей и дорогой можно вызвать обратную реакцию (искушение рискнуть, перебегая дорогу или неуверенность, беспомощность и обычная ситуация на дороге покажется ребенку опасной).
Принцип возрастной безопасности. С раннего детства следует постоянно разъяснять детям суть явлений в дорожной среде, опасность движущихся объектов. Необходимо формировать, развивать и совершенствовать восприятия опасной дорожной среды, показывать конкретные безопасные действия выхода из опасной ситуации.
Принцип социальной безопасности. Дошкольники должны понимать, что они живут в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения. Соблюдение этих правил на дорогах контролирует Госавтоинспекция.
Принцип самоорганизации, саморегуляции и самовоспитания. Этот принцип реализуется при осознании детьми правил безопасного поведения. Для подкрепления самовоспитания нужен положительный пример взрослых, следовательно, необходимо воспитывать и родителей детей.
Повышение активности родителей и детей к обеспечению безопасности дорожного движения.
Этапы реализации:
I этап – 2 младшая группа (дети 3-4 лет);II этап – средняя группа (дети 4-5 лет);III этап – старшая группа (дети 5-6 лет);IV этап – подготовительная группа (дети 6-7 лет).Ресурсное обеспечение:
Уголок дорожного движения, площадка с дорожной разметкой в музыкальном зале,
Наглядный материал: транспорт различного функционального назначения, настольно – печатные игры, дидактические игры по ПДД; плакаты, иллюстрации, сюжетные картинки, отражающие дорожные ситуации; видеокассеты по ПДД, атрибуты для сюжетно-ролевой игры « Транспорт», дорожные знаки.
Методический инструментарий.
Результаты работы:
Расширение представлений детей об окружающей дорожной среде и правилах дорожного движения.
Сформированность навыков спокойного, уверенного, культурного и безопасного поведения в дорожно-транспортной среде.
Умения детей предвидеть опасные ситуации и обходить их.
Повышение активности родителей, воспитателей и детей к обеспечению безопасности дорожного движения.
Организация работы с дошкольниками
Обучение правилам дорожного движения даст желаемый результат, если оно прочно связано со всеми разделами программы ( развитие речи, физическая культура, музыкальные занятия и др.), внедрено во все виды деятельности ребенка ( занятия, игра, самостоятельная деятельность). Организация такой работы не должна быть одноразовой акцией. Ее нужно проводить регулярно, планово, систематически.
Формы работы с дошкольниками: Наблюдения, экскурсии, чтение художественной литературы, заучивание стихов, рассматривание картин и иллюстраций, занятия, развлечения, конкурсы, соревнования, игры ( подвижные, дидактические, сюжетно-ролевые), просмотр видео-диафильмов, беседы, обсуждение ситуаций, самостоятельная деятельность.
Перспективное планирование работы
с дошкольниками по ознакомлению
с правилами дорожного движения
Месяц Форма работы Возрастная группа детей

Сентябрь
Тема «Улица»
- что такое улица
-дорога до детского сада
Младшая-
средняя
группа
- основные части улицы
- улица, на которой расположен д/сад Старшая
Группа
- улицы нашего города Подготовительная группа
Целевая прогулка
«Знакомство с улицей» Младшая-
подготовительная группа
Изготовление макетов «Наша улица»,
«Улицы нашего города»
Младшая-
подготовительная группа
Октябрь
Тема «Транспорт»
- для чего нужны машины
- кто управляет автомобилем
- рассматривание грузового автомобиля
- «берегись машины»
2 младшая-
средняя группа
- какие бывают машины
- кто такой пассажир Средняя группа
- виды транспорта
- правила для пассажиров
- безопасное поведение на улице и в транспорте Старшая - подготовительная
группа
Целевая прогулка
«наблюдение за транспортом» 2 Младшая-
подготовительная группа
Подбор атрибутов к с/р игре «Шоферы»
2 Младшая-
подготовительная
группа

Ноябрь

Тема «светофор»
- что такое светофор
- три сигнала светофора
- для чего нужен светофор
2 Младшая-
средняя группа
Школа светофорных наук
Старшая-
подготовительная группа
Целевая прогулка
«наблюдение за светофором» 2 Младшая-
подготовительная группа
Конкурс - чтецов
«Три сигнала - светофора» Старшая-
подготовительная группа
Развитие «Бабушка - загадушка о правилах дорожного движения»
Средняя группа
Декабрь
Тема «Пешеход»
- кто такой пешеход
- правила пешехода 2 младшая-
средняя группа
- школа пешеходных наук
- правила движения по улице и ее перехода
- пешеход и его поведение на улице Старшая-
подготовительная
группа
Целевая прогулка
«Пешеходы на улице»
Средняя-
подготовительная группа
Игра «Лучший пешеход» Старшая- подготовительная группа
Январь
Тема «Осторожно, скользкая дорога»
- правила поведения на скользком тротуаре, дороге
- правила катания на санках, лыжах «Помни нельзя выезжать на проезжую часть!» Средняя- подготовительная группа
Целевая прогулка
«К остановке пассажирского транспорта»
Подготовительная группа
Февраль
Тема «Пешеходный переход и дорожные знаки»
- что такое пешеходный переход
- как нужно переходить дорогу Младшая-
средняя группа
- школа дорожных наук
- какие дорожные знаки нужно знать Старшая-
подготовительная группа
Целевая прогулка
«Пешеходный переход» Младшая-
подготовительная группа
Изготовления знаков дорожного движения Младшая-
подготовительная группа
Игровая программа «В стране дорожных знаков»
Старшая группа
Март
Тема «Перекресток, сигналы регулировщика»
- что такое перекресток
- сигналы регулировщика Подготовительная группа
Целевая прогулка
«Перекресток» Подготовительная группа
На участке организация игры «Улица» Старшая- подготовительная группа
Тематическая выставка
«Дети и их родители о правилах дорожного движения»
Старшая-подготовительная группа
Апрель
Тема «Внимание - велосипед, самокат, ролики»
- правила безопасного движения на велосипеде, самокате, роликах
Младшая- подготовительная группа
-театрализовано - музыкальное представления «Азбука правил дорожного движения» Подготовительная группа
Игра «Что, где, когда»
Старшая группа
Открытые занятия для родителей Старшая-
подготовительная группа
Май
Тема «Знатоки правил дорожного движения»
Обобщение пройденного материала Младшая-
подготовительная группа
Викторина «Пешеход на улице»
Старшая группа
Обыгрывание проблемных ситуаций в игре « А что если» Подготовительная группа
Проверка знаний правил дорожных движений Младшая-
подготовительная группа
Организация работы с педагогами
Чтобы уберечь ребенка от несчастных случаев на дороге, необходимо научить его безопасному поведению. Первым учителем, который может помочь решить эту задачу, должен стать воспитатель детского сада. Однако, чтобы педагог смог доступно и правильно донести до ребенка необходимые знания, требуется специальная подготовка воспитателя. Для ее реализации заведующий МБДОУ организует следующие формы работы с сотрудниками:
Инструктаж по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма; тематические семинары, семинары-практикумы, консультации, конференции; обучение на проблемных тематических курсах; изучение методического инструментария; организация деловых игр, конкурсов, выставок, мастер-классов; показ открытых занятий; тематический контроль.Планирование работы с воспитателем
Формы работы Содержание Отчетный период Ответственный
Инструктаж

Семинар Предупреждение детского дорожного травматизма.
Общие положения правил дорожного движения. Сентябрь
Сентябрь
Заведующий,
Заведующий,
Сотрудники ГАИ
Семинар- практикум
Консультация Обучение педагогов по оказанию первой медицинской помощи.
Оснащения уголка по ПДД. Октябрь
Октябрь Медсестра
Заведующий
Консультация Методические указания по обучению детей дошкольного возраста ПДД. Ноябрь Заведующий
Деловая игра Проверка знаний ПДД воспитателя МБДОУ Декабрь Заведующий
Смотр- конкурс Уголки по ПДД Январь Заведующий,
Мастер- класс
Открытые просмотры Занятия с дошкольниками по обучению правилами дорожного. движения. Февраль Заведующий
Тематический контроль Организация работы по профилактики детского дорожно- транспортного травматизма Март Заведующий
Выставка Пособия, дидактические игры, методические пособие по ПДД Апрель
Заведующий
Конференция Итоги работы по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма Май Заведующий
Организация работы с родителями
Вся работа с детьми по воспитанию у них навыков безопасного поведения на улицах города должна происходить в тесном взаимодействии с родителями, поскольку семья является важнейшей сферой, определяющей развитие личности ребенка в дошкольном возрасте.
Формы работы с родителями:  Индивидуальная педагогическая помощь (беседы, консультации), встречи с сотрудниками ГИБДД, врачами -травматологами; просмотр открытых занятий, инсценировок по теме; изготовление атрибутов для сюжетно-ролевых игр, моделей светофора, дорожных знаков; участие родителей в тематических соревнованиях, конкурсах; общие и групповые собрания; анкетирование, диспуты; тематические выставки (рисунки, художественная и методическая литература, дидактические игры), оформление стендов в родительском уголке
(«Взрослые, вам подражают!», «О значении обучения детей ПДД» и др).
Планирование работы с родителями
Форма работы Содержание Отчетный период Ответственный
Общее собрание
Групповые собрания
Оформление стендов
Анкетирование
Участие в конкурсах
Просмотр открытых занятий, утренников
Тематические выставки
Просмотр открытых занятий, утренников
Помощь в оснащении уголка по ПДД Типичные случаи детского травматизма и меры его предупреждения. Встреча с сотрудниками ГАИ, врачом-травматологом
«Безопасность детей на дорогах города»
«Взрослые, вам подражают!»,
«Внимание - наступила зима!»,
« Каждый взрослый и ребенок должен знать это с пеленок»
Отношение родителей к соблюдению правил дорожного движения
Конкурс рисунков и поделок
«Светофор – мой друг!»
Игра « Лучший пешеход»
Открытые занятия, игровая программа « В стране дорожных знаков»
« Дети и их родители о правилах дорожного движения»
Открытые занятия, музыкально-театрализованное представление
« Азбука дорожного движения»
Изготовление макетов улиц, дорожных знаков, моделей светофора, атрибутов для сюжетно-ролевых игр и прочее Сентябрь
В течение года
В течение года
Декабрь
Декабрь
Февраль
Март
Апрель
В течение года Заведующий
Воспитатель
Воспитатель
Воспитатель
Воспитатель
Заведующий,
воспитатель