Конспект урока русского языка Имя прилагательное как часть речи.Роль имен прилагательных в речи,4 класс

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
" Кальчировская ООШ" муниципального района Аургазинский район РБ
4 класс,

Урок русского языка
по теме
«Имя прилагательное как часть речи.
Роль имен прилагательных в речи»
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Учитель первой категории Исламгулова Э.Г.
Тема: Имя прилагательное как часть речи. Роль имен прилагательных в речи.
Цель: систематизация знаний об имени прилагательном как части речи
Задачи:
обучающие:
 (пополнить практический опыт учащихся в употреблении имен прилагательных в словосочетаниях, предложениях и связном тексте;
 (обратить внимание на роль прилагательных в речи;
 (закрепить навыки правильного написания окончаний имен прилагательных
развивающие:
 (развивать каллиграфические навыки;
 (прививать основы орфографической грамотности;
 (развитие умения распознавать имена прилагательные в тексте, определять их род и число;
 (развитие умения формулировать вопросы к заданию;
 (развитие умения анализировать, развивать устную речь учащихся при объяснении (толковании) значений слов, при составлении устного ответа по предложенному плану, развивать навыки самооценки;
воспитательные:
 (воспитывать чувство красоты, гармонии, любви к родной природе;
 (воспитание сознательного отношения к учёбе и интереса к изучению русского языка, доброжелательности;
 (воспитывать уважение к одноклассникам;
 (воспитывать волевые качества (терпение, умение выполнить работу до конца).
Структура урока:
I. Организация внимания учащихся. Психологический настрой
II. Минутка чистописания.
III. Словарно- орфографическая работа «Угадай слово».
IV. Формулирование темы и целей урока.
V. Обобщение и систематизация изученного.
1. Наблюдение над словами- именами прилагательными.
2. Обобщающая беседа «Что мы знаем о прилагательном».
3.  Работа с текстом . Отредактируй текст. Работа в парах.
4. Физминутка.
5. Игра «Подари предмету признак». Работа в группах.
6. Выборочное списывание. Разноуровневая самостоятельная работа
7. Зарядка для глаз «Снежинка»
8. Тестирование. Взаимопроверка.
VI. Итог урока.
VII. Рефлексия.
VIII. Домашнее задание.
Ход урока
I. Организация внимания учащихся. Психологический настрой
Урок начинается с психологической разминки:
Прозвенел звонок.
Начался урок.
Тихо мы за парты встали
И друг другу покивали.
Всем гостям сказали «Здравствуйте».
Улыбнулись, поклонились
И на место мы вернулись.
-Дети, посмотрите на меня. Я желаю вам сегодня, чтобы день принёс вам радость общения друг с другом.
II. Минутка чистописания. (слайд 2)
Открыли тетради. Записали число. Классная работа.
На доске запись. Спишите эти строчки в тетрадь.
 о а е и ы
ая яя ий ый ой ое ее ые ие
Прочитайте хором последнюю строчку чистописания.
-  Что она напоминает? (Окончания имен прилагательных.)
-  Простым карандашом с помощью замкнутой линии разделите эти соединения на группы
Дети делят так:
Один ученик у доски
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
-  Объясните свои действия.  (Первые три группы – это окончания прилагательных женского рода, мужского рода, среднего, и четвертая группа – это окончания прилагательных множественного числа.)
III. Словарно-орфографическая работа (слайд 3,4)
Игра «Угадай слово».
-Ребята, внимательно послушайте загадки и по прилагательным, узнайте о ком идёт речь. Запишите эти слова в тетради, подчеркните орфограммы.
( слова отгадки появляются по щелчку (слайд)). Один ученик у доски.
1. Красногрудый, чернокрылый,
Любит зернышки клевать.
С первым снегом на рябине
Он появится опять. (снегирь)
2. Кто в беретке ярко красной, в черной курточке атласной?
На меня он не глядит, все стучит, стучит, стучит. (дятел)
3. Маленький мальчишка
В сером армячишке.
По дворам шныряет, крохи собирает. (воробей)
4. Непоседа пестрая, птица длиннохвостая
Птица говорливая, самая болтливая.
Вещунья- белобока, зовут её  (сорока)
5. Спинка зелёненькая, животик жёлтенький.
Черненькая шапочка и полоска шарфика. (синица)
-Какие орфограммы подчеркнули? (тот, кто у доски -объясняет)
-А какие это птицы? (зимующие)
-Встречаются ли они в Башкортостане? (Да)
Воспитательный момент.
-Ребята, сейчас зима и птицам очень тяжело. Как мы должны им помочь? (Делать кормушки, кормить птци ) (слайд 5)
- Правильно! Чтобы птицам было легче пережить морозы, мы с вами будем насыпать в кормушки зёрна.
Ребята, акция «Тепло твоих рук» продолжается всю зиму, поэтому не забывайте о наших певчих друзьях.
IV. Формулирование темы и целей урока.
- Какие слова помогли узнать о ком идет речь, когда вы отгадывали загадки о птицах?(имена прилагательные – красногрудый, чернокрылый, яркокрасный, атласной, маленький, в сером, пёстрая, длиннохвостая, говорливая, болтливая, зелёненькая, жёлтенький, чёрненькая.)
- Кто может мне определить тему нашего урока. (дети отвечают: имя прилагательное)
Тема урока. Имя прилагательное как часть речи. (слайд 6)
Учитель читает:
Я – часть речи интересная,
Миру широко известная:
Опишу любой предмет –
В этом равных со мной нет.
Речь со мною выразительна,
И точна, и удивительна.
Чтоб красиво говорить,
Мною нужно дорожить!
Определение целей урока.
А какова цель нашего урока?
(дети отвечают: вспомним всё, что мы знаем об имени прилагательном;
имена прилагательные изменяются по числам и по родам;
в предложении являются второстепенными членами предложения)
-Да, ребята, мы с вами повторим всё, что знаем об имени прилагательном как о части речи, поговорим о роде и числе, родовых окончаниях имен прилагательных).
- И, одновременно с этим, мы поговорим о зимушке-зиме, о зимней природе и даже отправимся в лес. А о красоте природы нам помогут рассказать наши друзья – имена прилагательные. (Выходит ученик - рассказывает стихотворение:
V. Обобщение и систематизация изученного.
1. Наблюдение над словами именами прилагательными.
Поэтическая пятиминутка. Работа над стихотворением (слайд 7)
Чтение стихотворения сопровождается показом зимних пейзажей, которые сменяются автоматически с интервалом 4 секунды. По окончании чтения появляется сам текст стихотворения.
Фёдор Тютчев «Чародейкою зимою»
Чародейкою Зимою Околдован, лес стоит, И под снежной бахромою, Неподвижною, немою, Чудной жизнью он блестит. И стоит он, околдован, – Не мертвец и не живой – Сном волшебным очарован, Весь опутан, весь окован Легкой цепью пуховой Солнце зимнее ли мечет На него свой луч косой – В нем ничто не затрепещет, Он весь вспыхнет и заблещет  Ослепительной красой.
- Какое время года описывает автор в своем стихотворении?
- С помощью, каких слов передает автор красоту зимней природы? (Снежная, ослепительная, пуховая)
2. Обобщающая беседа.
Что мы знаем о прилагательном.
-  Какие это части речи? (Это имена прилагательные.)
- А что же такое прилагательное? (Ответы детей, проверка – слайды).
-На какие вопросы отвечает. Что обозначает? (слайд 8)
-С какой частью речи согласуется? (слайд 9)
- Как изменяются имена прилагательные? (слайд 10)
(по числам, в единственном числе по родам)
- Зачем используются прилагательные в речи?
(Они делают нашу речь яркой, выразительной, конкретной. Они необходимы для описания предмета).
3. Работа с текстом . Отредактируй текст. (слайд 11)
- Прочитайте текст.
- Какой это текст: описание или повествование?
-  Чего не хватает в тексте-описании? (дети: имён прилагательных)
- Что надо сделать, чтобы текст более образно описывал картину?
( подобрать имена прилагательные).
Вставьте подходящие имена прилагательные.
(Текст написан без прилагательных)
Хорошо в (зимний) лесу. Деревья стоят в (серебристый) инее. Все засыпано (пушистый) снегом. Особенно хороши ели в (роскошный, зимний) уборе.
Выслушиваются тексты, составленные детьми. (слайд 11)
– А теперь придумайте название тексту.( Зимний лес; Утро в лесу; Лесная поляна)
-Зимой в лесу.
- С какой частью речи согласуется прилагательное? (ответы детей- с именами существительными)
- А согласуются ли в нашем тексте имена прилагательные с именами существительными (нет)
- Что для этого нужно сделать? ( изменить окончание)
Учитель читает:
Существительное с прилагательным живет на редкость дружно.
Изменит окончание, когда ему так нужно.
Оно его не бросит в воде и на земле.
Стоит в одном с ним роде, числе и падеже.
Запишите этот текст, изменив окончания имён прилагательных
Взаимопроверка работ. Работа в парах.
_ Обменяйтесь тетрадями и проверьте работы друг у друга, простым карандашом исправьте ошибки и поставьте оценки.
(слайд 12)
4.Физминутка. (слайд 13)
- Ребята, вы хорошо поработали, а теперь мы отдохнём. (все встали, один ученик у доски показывает движения и говорит).
Учащиеся совершают действия, описанные в физминутке. Объекты (птенчик, дупло, лиса появляются со строчкой, в которой о них говорится)
Мы пришли сегодня в лес. Сколько тут чудес!
Мы шагаем, мы шагаем.
Руки выше поднимаем,
Голову не опускаем,
Дышим ровно, глубоко.
Вдруг мы видим у куста
Выпал птенчик из гнезда.
Тихо птенчика берем
И назад в дупло кладем.
Впереди из-за куста
Смотрит хитрая лиса.
Мы лисицу обхитрим,
На носочках побежим.
Игра «Подари предмету признак». Работа в группах. (слайд 14)
Задание выполняется по группам. За две минуты необходимо записать как можно больше прилагательных к предложенным существительным. Листок с изображением данных предметов у каждой группы.
Пока учащиеся работают, звучит музыка: Чайковский «Времена года»
1 группа – заяц
2 группа – снегирь
3 группа – ель
4группа – сосулька
Каждый представитель группы зачитывает слова. (Оцениваю работы групп, где больше слов придумано)
- Молодцы, ребята! Все группы справились с заданием.
6. Выборочное списывание. Разноуровневая самостоятельная работа
А теперь переходим к работе с учебником. (стр.56 упр.153)
Прочитайте стихотворение в упражнении 150 - Сейчас вы выберите себе одно из заданий, с которым бы вы справились.
(слайд 15)
1 уровень.
Выпишите из текста сочетания сущ.+прил.
2 уровень.
Выпишите из текста сочетания сущ.+прил., указать род, число
3 уровень.
Выпишите из текста сочетания сущ.+прил., указать род, число, падеж
(Дети выбирают себе задание по уровню, записывают в тетрадь.)
Я проверю ваши работы к следующему уроку.
7. Зарядка для глаз . (слайд 16)
- Чтобы наши глазки отдохнули, сделаем зарядку. Проследите за снежинкой.
8. Тестирование.
- Ребята, проверим свои знания. Приготовьтесь к тестированию..
1 Выберите верное утверждение: (слайд 17)
а) Имя прилагательное- это часть речи, которая обозначает действие предмета
б) Имя прилагательное- это часть речи, которая обозначает предмет
в) Имя прилагательное- это часть речи, которая обозначает признак предмета
2. Имя прилагательное отвечает на вопросы (слайд 18)
а) Кто? Что?
б) Какие? Какая? Какое? Какой?
в) Что делать? Что сделать?
3.Имя прилагательное согласутся с
а) существительным
б) глаголом
в) не согласуется
4. В какой строке даны только прилагательные: (слайд 19)
а) синий, синь, синеть
б) надежда, белый, синий
в) надежный, синенький, синий
5. У прилагательного нет следующего признака:
а) числа б) рода в) времени
Проверка. Ответы на слайде
1в 2б 3а 4в 5в
VI. Итог урока.
Чем мы занимались на уроке? (Ответы детей)
Урок подходит уж к концу и требует оценки.
Каким он был?.. Отличным, скучным,
Хорошим, может быть, плохим,
Совсем ненужным, бесполезным
Иль поучительным? Каким?
Опишите его 2-3 словами-именами прилагательными.
Дети записывают 2-3прилагательных (Это задание – дополнительное, если останется время)
VII. Рефлексия. (слайд 22)
- Что вам больше всего понравилось в уроке?
- Все ли у вас получилось на уроке?
- Что вам хочется сказать самому себе?
Зеленые - «все на уроке удалось»
Желтые кружочки - «старался, но не все удалось»
Красные –«Затруднялся выполнять большинство заданий»
Молодцы, ребята!
IX. Домашнее задание. (слайд 21)
- Мы с вами сегодня говорили о зиме, побывали в зимнем лесу, поэтому и домашнее задание будет связано с темой «Зима»
Написать мини - сочинение на тему «Зимний день»