Воспитательная система детского коллектива 7Б класса «Найдем себя сами»

Воспитательная система детского коллектива 7Б класса
«Найдем себя сами»

Выступление на демонстрационной площадке
в рамках городской выставки-презентации
моделей воспитательных систем ОУ
Сизовой О.Н.,
классного руководителя 7Б класса

Совсем недавно наша школа
Была обычной рядовой,
Но год за годом понемногу
Стремилась стать совсем другой.
Мы все старались не на шутку
И укрепляли имидж наш.
Вот школа названа лицеем,
А мы теперь 7Б класс!
Это стихи Татьяны Богомоловой, написанные ко Дню рождения нашего класса, открывают презентацию воспитательной системы «Найдем себя сами».
Воспитательная система класса – это комплекс взаимодействующих компонентов, взаимосвязь и интеграция которых обусловливает формирование благоприятных условий для жизнедеятельности и развития членов классного сообщества.
Опираясь на теорию воспитательных систем Л.И. Новиковой, В.А. Караковского, Н.Л. Селивановой, мы выявили 5 наиболее важных составляющих воспитательной системы класса.
В конце прошлого учебного года, проанализировав нашу воспитательную деятельность, мы поняли, что настало время моделирования и построения воспитательной системы класса. Для этого некоторые компоненты, наиболее важные у нас существуют.
Индивидуально-групповой компонент представляет сообщество детей и взрослых, объединенных совместной жизнедеятельностью в рамках учебного класса, необходимо только изменить индивидные и групповые характеристики и элементы этого компонента.
Этот компонент состоит из классного руководителя, мне определена главная роль в построении и функционировании воспитательной системы. Надеюсь, что моя активная жизненна позиция, интересы и увлечения станут одним из системообразующих факторов.
Учащиеся класса – полноправные субъекты своего развития, это с одной стороны, а с другой – объекты влияния совместной деятельности, общения и отношений.
В 7Б классе учится 19 человек, из них 12 мальчиков и 7 девочек.
Рост - 2543 метра, вес – 703 кг 500 граммов, мы с 80 ушами, ртами и носами, нам вместе 192 года и 3 месяца. У нас глаза цвета радуги, прически а, ля Школа, а любимых занятий хоть отбавляй! 8 сестер и братьев помогают нам весело жить и ухаживать за 21 животным.
Чтобы понять специфические черты ученического сообщества, мною были изучены межличностные отношения, которые выявили статусные группы детей. Это позволило мне скорректировать свою деятельность по отношению к не принятым детям. (Не принятый по эмоциональному выбору ребенок был назначен на главную роль одного из мероприятий, и прекрасно с нею справился, а один из «непринятых» по деловым качествам, доказал свою состоятельность в роли командира отряда в смотре строя и песни, где стал лучшим).
Учащиеся 7Б отличаются сплоченностью, активностью, любознательностью, широким кругом интересов в биологии, экологии, исследовательской деятельности, спорте, компьютерной технике, изобразительном искусстве. Более успешному процессу социализации способствует наличие сплоченного коллектива социальной направленности. Доминирующим фактором сплочения являются общие интересы и наличие социальных норм принимаемых всеми членами группы.
Определяя уровень зрелости классного коллектива (исходя из концепции Л.И.Уманского-А.И.Лутошкина), мы использовали методику «Рейтинг» (Наш класс – автор А.Н.Лутошкин). Из анализа графика видно, что все показатели имеют положительную динамику. Класс находится на стадии формирования группы автономии (на пути к «Алому парусу»). Такая группа отличается установившейся структурой, высоким уровнем подготовленности к решению необходимых задач, сотрудничеством, более четко выраженной общей целью и единством деятельности по ее достижению. Сотрудничество, активное взаимодействие членов группы друг с другом создают достаточный групповой опыт общения. Здесь проявляется взаимопонимание, существует четкая система ответственной зависимости, стремление к совместным действиям. В нашей группе инициативный, признанный и авторитетный актив, способный напряженно работать и вести за собой всю группу. Однако межличностные отношения и внутригрупповое общение носят в основном деловой характер. Они подчинены решению конкретных задач.
Этот этап занимает важное место в процессе образования коллектива. Единство целей и организованное взаимодействие при выполнении различных дел ускоряют развитие интеллектуального, эмоционального и волевого единства в группе.
Классный руководитель и родители стараются объединить два института воспитания – социального и родительского. Был сделан вывод, что отметки, дисциплина, поведение – это лишь внешняя сторона развивающейся личности, испытывающей на данном этапе потребность в уважении, признании, обретении смысла жизни, развитии творческой индивидуальности, защите и безопасности.
Почти все родители учащихся одного возраста, что облегчает их взаимопонимание. Все они со средне-специальным и высшим образованием. У восьми учащихся класса мамы с педагогическим образованием.
Семьи являются обеспеченными, условия жизни детей в семьях хорошие. Все проживают в отдельных квартирах или собственных домах, у ребят имеются свои комнаты или места для занятий. Родители заинтересованы в образовании детей, проявляют активную заинтересованность к обучению, выступают помощниками своих детей в обучении.
Возникающие проблемы в воспитании родители стремятся обязательно решить и ищут помощи у учителей и классного руководителя. Индивидуальные беседы, консультации, специально разработанная тематика родительских собраний позволяет мне сотрудничать с родителями учащихся в направлении психолого-педагогического их просвещения. Кстати, тематику родительских собраний мы разрабатываем совместно, делая проблемный анализ, на первом в учебном году родительском собрании. Большинство родителей помогают классному сообществу разрабатывать и реализовывать творческие проекты, спонсируют их реализацию. Родительский комитет – самостоятельный орган, работающий без давления классного руководителя, но в творческом союзе с ним. Неизменным председателем родительского комитета на протяжении четырех лет является Москвина Любовь Анатольевна.
Отношение к лицею со стороны родителей положительное и доброжелательное. В лицее существует система выявления общественного мнения. Ежегодно проводятся социологический опрос учащихся, выпускников, родителей, выявляя их отношение к школе и оценку качества образования.
На протяжении трех лет степень удовлетворенности родителей работой лицея, классного руководителя, педагогов остается на высоком уровне.
Родители класса способствуют активной жизненной позиции детей. Они также являются активными участниками воспитательного процесса. Этому свидетельствует и посещение родительских собраний (всегда от 56% до 97%), совместное планирование работы, участие в мероприятиях. В дальнейшей работе мы обязательно продолжим формирование системы совместных мероприятий.
«Родными» для нас являются и педагоги, работающие в нашем классе. Мы пытаемся максимально согласовать и интегрировать педагогические воздействия на ученический коллектив и его членов.
Ценностно-ориентационный компонент - ядро системы. Особым значением для нас стало определение ключевой идеи замысла системы. Мы выбрали для себя - самоопределение, с этим внутренним стержнем связано и название системы «Найдем себя сами».
Скажи себе: «Кто ты на самом деле?»
УзнАй себя,
ПойМи и осознай,
ЧтО мир прекрасен, если
В этОм теле живет душа,
Поет душа,
ПРоснись, открой глаза
И сЕрдце распахни
Для любящих
ТЕбя и для тобой любимых, и подари
УЛыбку им
НЕзримо
Не жди похвал, а верь в себя
И помни об одном: чем больше мы другим даем,
ТЕм больше мы приобретаем.
Целевым ориентиром воспитательной деятельности стало - создание максимально благоприятных условий для раскрытия и развития способностей каждой отдельной личности.
Решение следующих задач будет гарантировать достижение поставленной цели:
Оказание помощи подросткам в расширении круга интересов и ответственности за конечные результаты любой деятельности.
Создание условий для поддержания здоровья учащихся.
Создание условий для развития творческих и интеллектуальных способностей детей.
Развитие национального самосознания, формирование нравственных и гражданских качеств на основе разнообразной творческой деятельности.
Создание условий для участия семей в воспитательном процессе, привлечения родителей к участию в самоуправлении класса, лицеем.
На пути к достижению цели установлены нормы и правила, регламентирующие поведение, деятельность, общение. Они являются принципами построения жизнедеятельности и воспитательной системы класса.
Функционально-деятельностный компонент.
Коллективно-творческая и проектная деятельность является для нашего класса системообразующим видом деятельности. Данный элемент функционально-деятельностного компонента обеспечивает упорядоченность и целостность системы, т.к. основа его – совместная деятельность членов классного сообщества.
Индивидуальная и коллективная разработка и реализация творческих проектов стало одним из ведущих методов организации жизнедеятельности класса и инновационной формой воспитательной работы. Наличие в каждом проекте многочисленных творческих ниш позволяют ученику избрать наиболее интересное для него дело, в котором он может ярко проявить свои способности.
Необходимо будет продолжить и работу по формированию традиций и обычаев класса, связанных с имиджем лицеиста.
18 учащихся (95%) класса вовлечены во внешкольную деятельность, посещают кружки и секции, элективные курсы, являются членами научного общества учащихся лицеявнимании учителей. Александр заняв 6 место. Один человек только не получает дополнительного образования из-за частых и длительных болезней.
Но во внеурочной жизни класса все ребята активные участники общешкольных мероприятий, многие являются активными организаторами классных дел.
Интересы ребят разносторонние.
Свои интеллектуальные способности они неоднократно проявляли, участвуя в предметных олимпиадах, сетевых олимпиадах, интеллектуальных играх.
Для одаренного ребенка Кутюмова Владимира разработан индивидуальный образовательный маршрут, где он удовлетворяет свои потребности в приобретении знаний по экологии. Он индивидуально занимается с кандидатом биологических наук Анатолием Леонидовичем Анциферовым, ежемесячно посещая его в г. Костроме. Володя разработал собственный проект по экологии «Динамика изменения численности и видового состава почвенных беспозвоночных по мере удаления от речного русла», во время XIII экологической экспедиции по Вологодской области и удачно защитил его на областной олимпиаде по экологии, заняв 6 место. На Х научно-практической конференции юных исследователей «Шаг в будущее» проект получил Диплом участника, на городской научно-практической конференции проектно-исследовательской деятельности учащихся ОУ г. Галича – I место и на Всероссийском конкурсе молодых исследователей, проходившем в г. Москве – 1 место.
Многие увлекаются спортом, посещают спортивные секции, участвуют в различных спортивных соревнованиях.
Увлечение компьютером (все ученики класса имеют дома компьютеры), экологией позволяют ребятам участвовать в проектной деятельности. Стариков Александр создал собственный сайт в Интернете: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Наши ребята, занимающиеся в кружке «Эколог» были участниками проекта «Помоги реке», а теперь они члены научного общества учащихся лицея.
Многие ребята любят рисовать, посещают художественную школу.
Высокая активность учащихся, созданная в классе, лицее ситуация успеха, позволяет ребятам участвовать и становиться победителями и призерами различных творческих конкурсов, Интернет-акций, предметных и сетевых олимпиад.
В классе действует самоуправление. Наличие традиционных поручений – один из приемов организации жизни в классном коллективе.
Смысл ученического самоуправления в современной школе заключается не в управлении одних детей другими, а в обучении всех детей основам демократических отношений в обществе, в обучении их управлять собой, своей жизнью в коллективе.
Участие в самоуправлении поможет учащимся сформировать у себя навыки демократизма, умение самостоятельно действовать, нестандартно мыслить, принимать решения и осуществлять их.
Работа органов самоуправления формирует в коллективе атмосферу защищенности каждого ученика, предоставляет ему возможность участвовать в социально значимых делах.
В дальнейшей работе нам необходимо развивать и пространственно-временной компонент и его элементы: связи и отношения с другими общностями, место и роль класса в пространстве лицея, этапы развития воспитательной системы.
Условно мы выделили 4 этапа в развитии воспитательной системы класса.
Программа рассчитана на 2006-2009 годы
I этап – 2006 год – Проектирование
Преобладает деятельность по изучению интересов, потребностей и других личностных характеристик членов классного сообщества, проектированию его желаемого образа, определение перспектив его жизнедеятельности. Такая деятельность в этот период является главным системообразующим фактором.
2 этап – 2007 год – Становление
Особое внимание уделяется укреплению межличностных отношений, формированию чувства «мы», апробированию форм и способов совместной деятельности, выращиванию традиций классного коллектива. Призыв «Делай, как я!» становится в этот период основным девизом жизнедеятельности классного коллектива.
3 этап – 2008 год – Стабильное функционирование
Активно развиваются самоуправленческие начала, поэтому появляются вскоре друг за другом лозунги «Делай, как лучшие из нас!» и «Делай, как большинство из нас!». Воспитательная система начинает соответствовать проектному замыслу. Доминирующий вид совместной деятельности формирует индивидуальность («лицо») классного сообщества. Его жизнь строится на основе традиций, сохраняемых и поддерживаемых большинством членов коллектива.
4 этап – 2009 год – Завершение функционирования. Анализ реализации программы
Характерны тенденции:
- анализ реализации программы воспитания;
- постараться сделать так, чтобы лучшее в жизни класса стало достоянием всего коллектива лицея (оставить «добрый след»);
- искать новые идеи, формы, способы обновления жизнедеятельности класса.
Частью деятельности классного руководителя является изучение личности воспитанника, педагогическая фиксация его стремления к саморазвитию, самовоспитанию. Без педагогической диагностики невозможно контролировать воспитательный процесс, грамотно формулировать педагогические задачи; одним словом, без педагогической диагностики невозможно организовать целенаправленный, обоснованный процесс развития личности учащегося.
Поэтому одним из компонентов воспитательной системы является диагностико-результативный компонент.
В результате анализа уровня обученности, качества и успеваемости за 3 года получена положительная динамика по этим показателям.
Проводимая диагностика уровня воспитанности учащихся показала, что в среднем класс имеет хороший уровень воспитанности, положительную динамику имеет высокий уровень воспитанности, за счет снижения хорошего и среднего уровней. Низкий уровень воспитанности не имеет никто в классе.
При этом необходимо помнить, что результаты, полученные в ходе педагогической диагностики, только выявляют развивающиеся тенденции, служат средством формирования ценностных ориентаций, материалом для самосознания и способом воспитания самооценки, а также исходным моментом для планирования скорректированной жизнедеятельности, для выдвижения новых жизненных целей.
К методам педагогический диагностики относятся наблюдение, беседа, социометрия, рейтинг, тест, анкета, сочинение, педагогический консилиум, недописанный тезис, альтернативный тезис, рассказ с ошибками, ранжирование, шкалирование, ролевая игра, поведенческий срез, тест-рисунок, фантастический выбор, цветограмма, тренинг и др.
Предлагаемые наборы диагностик являются примерными; они будут совершенствоваться и пополняться по мере работы над программой.
Достигнутые результаты (стабильный хороший уровень обученности, воспитанности, активности учащихся, наличие сплоченного коллектива, системы взаимодействия с родителями учащихся, творческое использование всего лучшего из теории, позволяющее совершенствовать качество и результаты образовательно-воспитательной деятельности, использование ресурсов и оптимальная организация педагогического процесса) позволили мне обобщить и продемонстрировать свой опыт классного руководителя, участвуя в муниципальном (I место) и региональном конкурсе «Мой классный самый классный».
Главный воспитатель – жизнь, основной воспитатель – семья, мне остается связать первое со вторым и что-нибудь добавить от себя. Я хочу пробудить у своих воспитанников любовь к знаниям, преклонение перед творчеством и неистовое желание творить самим, веселое и радостное ощущение жизни, готовность и желание помочь себе и другим. Я не хочу подменять их трудные решения своими, пусть идут по дороге испытаний и получают истинное удовольствие от маленьких своих побед.










13PAGE 15


13PAGE 14215