Особенности поэтического текста. Д. Хармс Я проснусь…, К. Чуковский Да здравствует мыло душистое

Урок 4. Тема: Особенности поэтического текста. Стихотворения Даниила Хармса «Я проснусь», Корнея Чуковского «Да здравствует мыло душистое»
Педагогическая цель: формировать представления о рифме, поэзии, персонаже.
Планируемые результаты:
Предметные: научатся называть авторов и заглавия произведений, прочитанных в классе; представлять отличительные особенности стихотворения; эмоционально реагировать на события произведения, воспринимать эмоциональное содержание художественных текстов; осознанно выбирать интонацию, темп чтения в соответствии с особенностями текста; строить высказывание по образцу.
Метапредметные:
Регулятивные: осуществлять действия по образцу и заданному правилу.
Познавательные: работать с текстом и внетекстовыми компонентами (поиск ответов на вопросы), выполнять простые логические действия (сравнение, сопоставление), ориентироваться в речевом потоке, находить начало и конец высказывания.
Коммуникативные: строить монологические высказывания, формулировать собственное мнение, использовать доступные речевые средства для передачи своего впечатления.
Личностные: имеют установку на здоровый образ жизни.

Сценарий урока
1. Мотивационный этап (Слайд 1)
- У вас на партах лежат листочки. Что на них? (Бессмысленный набор букв)
- Как вы думаете для чего? (Слайд 2)
- Ребята, это игра на внимание, если вы прочитаете только строчные буквы, опустив заглавные, то получите слова, определяющие тему урока.





2. Определение темы урока (Слайд 3)
- Прочитайте хором название темы урока.
- Попробуйте объяснить слово «поэтического». Какое родственное слово можно подобрать? (Поэт) (Слайд 4)
- С какими текстами мы сегодня поработаем? (Стихотворениями)
- Как вы понимаете слово «особенности»? (Отличительные черты)
3. Открытие новых знаний
Работа с учебником
- Когда я открыла учебник на стр.8-9, меня очень заинтересовали странички.
- Откройте учебники, а что вы заметили? (Страница в рамочке и с заголовками)
- Занимательно то, что таких страниц в учебнике несколько.
- Полистайте книгу, найдите эти интересные страницы. (Дети находят страницы, читают заголовки к страницам) (Слайд 5)







- Прочитайте их еще раз. Что вы заметили?
- Эти темы будто следуют режиму дня ученика.
- Какие этапы режима можно выделить? (Сон, умывание, завтрак, дорога в школу, из школы, сон).
- Для чего надо выполнять режим дня?
- Прочитайте два предложения на второй строке стр.8. (Утро. Все проснулись)
- А как вы думаете, все ли проснулись? (Ответить помогут иллюстрации)
- Не будем будить наших героев и почитаем задания.
Подготовка к чтению
Задание 1. Читаем сверху вниз. (Слайд 6)
Варенье
Соленье
Копченье
Печенье
- Что заметили?
- Могли бы эти слова войти в стихотворное произведение? (Да). Почему? (Созвучны)
- Верно, а как называется это созвучие, может кто-то знает? (Рифма)(Слово выставляется на доске). На доске:


Задание 2. Прочитайте с выражением. (Слайд 7)
В один миг,
В одно мгновенье
Сладкоежки
Съели варенье
- Найдите спрятавшиеся рифмы.
- Почему нужно читать с выражением? (Для красоты звучания, для поэтичности). На доске:

Работа с текстом Д. Хармса «Я проснусь» (Слайд 8)
- Прочитайте название произведения. Вам оно о чем-нибудь говорит?
- Обратите внимание на знак препинания. (Многоточие)
-Для чего? (Чтобы продолжить).
- Давайте продолжим.
- Прочитайте стихотворение. Встретились ли вам уже знакомые рифмы? Какие?
- Вы согласны с иллюстрацией к этому стихотворению?
- Кто мог быть на этом месте? (Карлсон)
- Как можно назвать всех героев, которых вы назвали? (Сладкоежки)
- Прочитайте текст с выражением героя-сладкоежки.
- А кто же написал это замечательное стихотворение? (Д. Хармс)
Знакомство с автором (Слайд 9)
Даниил Иванович Хармс в детстве был одаренным ребенком, хорошо рисовал, пел, играл на музыкальных инструментах, был большим выдумщиком и сочинителем.
это не настоящая его фамилия, а псевдоним. Что такое псевдоним вам расскажут дети, которые работали со словарем и объяснят нам значение этого слова. Настоящая фамилия его была Ювачев. В детстве он очень любил цирк. Артистов он считал волшебниками, и у этих волшебников были звонкие странные имена. И эти имена ему очень нравились. Когда он вырос, решил стать писателем – волшебником слова, чтобы управлять вниманием и настроением людей. А решив так, он задумал изменить и фамилию на Даниил Хармс.
Работа над отрывком из сказки К. Чуковского «Мойдодыр»
- Ну, теперь мы действительно проснулись, а что делают, когда просыпаются? (Встают и умываются)
- Прочитайте на стр.9. (Проснулись - надо умываться) (Слайд 10)
- Ребята, а как записано это предложение, почему оно так аккуратно разместилось между рисунками? (Записано в столбик) На доске:


- Верно, а чем похожи между собой строки? (Начинаются с большой буквы). На доске:


Знакомство с автором (Слайд 11)
- Автор этого текста - Корней Иванович Чуковский знаком вам с детского сада. Прожил он долгую и интересную жизнь. Корней Иванович очень любил детей. Многие свои произведения он придумал для своих детей. Но Корней Чуковский – это не настоящее его имя. Это имя он себе придумал. Как это называется? (псевдоним). Настоящее имя - Никола
·й Васильевич Корнейчуко
·в.
Корней Иванович умер 43 года назад, когда ему было 87 лет. Но благодаря современным способам хранения информации, мы можем услышать его голос.
- Послушайте, этот текст прочитает для вас сам Корней Чуковский.
(Дети слушают чтение автора) (Слайд 12)
-Что испытывали при прослушивании? Кем вы были? (Слушателями)
- Давайте ответим на вопрос автора учебника Виктории Юрьевны Свиридовой. (Дети читают первый вопрос, отвечают)
-Значение каких слов вы не поняли? Как называются такие слова? Почему они уже не употребляются в речи? (Зубной порошок, гребешок, ушат, корыто, лохань). (Слайд 13)
- Где мы сможем найти значение этих слов? (В словаре учебника)
- Давайте поработаем со словарем.
- Я предлагаю прочитать этот текст хором. (Дети читают хором)
- Давайте поразмышляем, какое настроение текст вызывает у нас при чтении? (Бодрое, веселое, задорное)
- Какие слова, на ваш взгляд, при чтении мы должны выделить голосом? («Да здравствует», «давайте же», «всегда и везде», «вечная слава») (Слайд 14)
- Сколько предложений в стихотворении? (Два)
- Какие они по интонации? (Восклицательные)
- Поработайте в парах, определите, какое предложение вы будете читать. (Слайд 15)
(Каждая пара готовит чтение стихотворения)
-Договоритесь, кто какое предложение будет читать. Проверка.
- Кто из вас догадается, что обозначают звездочки над стихотворением? (Придумать заголовок.)
- Какой же заголовок мы можем придумать? («Слава воде!», «Гимн воде») (Слайд 16)
-Для чего же написал К. Чуковский эти строки? (Чтобы возникло желание дружить с водой)
4. Итог урока. Рефлексия (Слайд 17)
- Ответьте, пожалуйста, на вопрос – эти 2 текста относится к поэзии или прозе?
- Докажите свою точку зрения опираясь на выделенные на доске слова.
- Вернитесь к теме урока. Как Она называется?
- Теперь перечислите мне особенности поэтического текста.
Работа в карте читателя (Слайд 18)
- Сегодня объем работы увеличился вдвое. Почему? (Знакомились с двумя произведениями)
- Выделите, пожалуйста, для каждого произведения свою страницу и отразите на них ваше настроение и ступени успеха.


ОАосУоТбенЮДЖноСстиР
поЖХэтиЦУчесЕкоМго
ЯФтЭеВкстБа

Утро. Все проснулись на земле?
Проснулись – надо умыться.
Очень вкусная страница, не пора ли подкрепиться?! (стр.24)
Я по улице иду, удивляюсь на ходу (стр.84)
Тянется дорожка от школьного порожка. (стр. 104)
На сон грядущий (стр.136)


Рифма

Читать с выражением

Запись в столбик

Каждая строка с большой буквы