Методическая разработка внеклассного мероприятия Путешествие по просторам России (5-11 классы)


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Андреевская средняя общеобразовательная школа»
Владимирской области Судогодского района
Детское школьное объединение «БЭМС»
Методическая разработка
в рамках конкурса сценариев детских общественных объединений
«В копилку «Созвездия льва»»
«Путешествие по просторам России»
(номинация: «Сценарий информационно-просветительского дела»)
Авторы: Пых Наталья Васильевна,
Макарова Светлана Владимировна

Андреево
Оглавление
1. Пояснительная записка ……………………………… стр. 3-4
2. Содержание …………………………………………… стр. 5-7
3. Список литературы…………………………………… стр.8
4. Приложения…………………………………………… стр. 9-16

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Россия – многонациональное государство, занимающее огромную территорию от Ледовитого и Тихого океанов до Черного и Каспийского морей. Она представляет удивительный образец единства наций. Россия является единственным государством, имеющим столь разнообразный культурный и этнический состав. По результатам последней переписи населения Российской Федерации на территории государства проживает 195 народностей. Современная Россия включает в себя и другие малые народы, известные только ученым-этнографам.
Рассматривая культуру народов России, как синтез национальных культур, то есть сочетание знаний, верований, ценностей и норм поведения, обрядов и обычаев, различных форм народного творчества и ремесел, в который раз приходится удивляться тому, какое богатство она в себе содержит. Для нашей многонациональной страны - это не только бесценное наследие, но и мощное объединяющее начало, способствующее сближению и взаимопониманию между народами и людьми, утверждению принципов согласия и толерантности.
Важнейшей составной частью воспитательного процесса в современной российской школе является формирование культуры межнациональных отношений, которые имеют огромное значение в социально-гражданском и духовном развитии личности ученика. Именно на данной основе укрепляется любовь к Родине, появляется чувство ответственности за ее могущество, честь и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей общества, развивается достоинство личности.
Данная разработка направлена на формирование у учащихся культуры межнационального общения, воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их чувствам, убеждениям, а также способствует развитию духовного и патриотического воспитания учащихся.
Мероприятие разработано для учащихся 5 – 8 классов. Оно может быть использовано на уроках истории, литературы, на внеклассных мероприятиях, посвященных нравственно-патриотическому воспитанию, на классных часах.
Цель проведения мероприятия: популяризация национальной культуры, формирование и распространение идеи дружбы народов, духовного единства, согласия и сотрудничества людей разных национальностей, республик Российской Федерации.
Задачи:
воспитание чувства патриотизма и гордости за свой народ,
включение участников детских объединений в процесс самообразования и саморазвития,
расширение кругозора учащихся в области национальной культуры, географии, этнографии,
развитие творческого потенциала личности.
Оборудование: интерактивная доска, ноутбук.
Средства: интерактивная компьютерная программа «Юная Россия» (разделы: программа игр и развлечений «С нами всегда весело», мульти-экспедиция «Вместе мы – одна семья», «Песни Содружества»)
Содержание мероприятия
Предварительная подготовка: каждый классный коллектив в качестве домашнего задания должен приготовить материал по одной из 22-ух республик, входящих в состав РФ: газету, национальное блюдо, национальный костюм, номер художественной самодеятельности.
Этапы мероприятия:
Общее построение.
Открытие марафона: выступление творческой группы, выдача маршрутных листов.
Прохождение станций.
Подведение итогов, награждение.
Ход мероприятия
- Школа, Внимание! Марафон «Путешествие по просторам России» разрешите считать открытым!
Звучит гимн России
Ведущий: Российский край, моя земля,
 Родимые просторы!
 У нас и реки, и поля,
 Моря, леса и горы.
 Ведущая: И север есть у нас, и юг.
 Сады цветут на юге.
 На севере снега вокруг –
 Там холода и вьюги.
 Ведущий: В Москве ложатся спать сейчас,
 Луна глядит в оконце.
 Дальневосточник в тот же час
 Встаёт, встречая солнце.
  Ведущая: Российский край, как ты велик!
 С границы до границы
 И скорый поезд напрямик
 В неделю не домчится.
 Ведущий: Народы – как одна семья,
 Хотя язык их разный.
 Все – дочери и сыновья
 Своей страны прекрасной.
 Ведущая: И Родина у всех одна.
 Привет тебе и слава,
 Непобедимая страна,
 Российская держава!
Ведущий: Мы рады приветствовать вас на открытии фестиваля народов России «Хоровод дружбы».
 Ведущая: Нет на земле ни одного государства, где жило бы столько разных народов, как в России.
Ведущий: На многих десятках языков говорит население нашей великой Родины.
 Ведущая: На многих десятках языков учатся дети в школах, поются песни, печатаются книги.
Ведущий: Звонкими голосами перекликаются Север и Юг, Восток и Запад: так много общих дум и переживаний, столько общих трудов, забот и творческих радостей у народов нашей обширной страны.
 Ведущая: И каждому народу хочется рассказать обо всем этом в песнях, сказках, героических преданиях и легендах.
Ведущий: На наш фестиваль собрались представители разных народов нашей необъятной страны. Давайте поприветствуем их.
Выход учащихся в национальных костюмах, в руках таблички с названием республик.
Русская: Здравствуйте, гости дорогие!
Русский: Позвольте нам, представителям русского народа, на правах хозяев фестиваля приветствовать всех гостей, прибывших к нам из разных уголков могучей, великой, необъятной страны – России!
Русская: Хлебом солью вас встречаем! Желаем мира, добра и согласия!
«Представители» республик, подходят, берут кусочек каравая.
Русский: Я люблю тебя, Россия!Я хочу, чтоб ты цвела!
Русская: Словно птица в небе синем,Распахнувши два крыла,Ты согрела полпланеты –Сто народов! Сто племен!
Русский: Мы – твои родные дети
Русская:  Пусть синеет небосклон!
Русский: Ненцы, русские, башкиры,и казахи, и мордва,Проживаем в добром мире,Как на дереве листва.
Русская: И еще десятки разныхНаций, сел и городов!
Русский: Этот день – наш общий праздник!
Русская: Этот край – наш общий дом!
Танцевальная группа исполняет русский народный танец.
- К нашему фестивалю дружбы народов мы готовились в течение трех недель. За это время познакомились с национальной культурой народов, проживающих в Российской Федерации. Итогом является наш сегодняшний марафон «Путешествие по просторам России».Учащиеся берут маршрутные листы, уходят на станции, по прохождении которых подводятся итоги марафона, почетными грамотами награждаются победители.
Список использованной и рекомендуемой литературы:
Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 N 996-р<Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года>
Евладова Е.Б., Логинова Л.Г., Михайлова Н.Н., Дополнительное образование детей: Учебное пособие для студ. Учреждений сред. проф. образования. – М.: Гуманитарный изд. Центр ВЛАДОС, 2002. – 352 с.
Программа педагога дополнительного образования: От разработки до реализации / Сост. Н.К. Беспятова. – М.: Айрис-пресс, 2003. – 176 с.
Энциклопедия культур народов Юга России. В 9 томах /гл. ред. Ю.А. Жданов.-Ростов-на-Дону: Издательство СКНЦ ВШ, 2005
Приложение № 1
Маршрутный лист
Класс: ___________
№ Название станция Количество баллов Подпись ответственного по станции
1 «Караоке по-русски» 2 «Приезжайте в гости к нам!» 3 «Кулинарная» 4 «Народная мудрость» 5 «Географическая» 6 «Почтовый ящик» 7 «Люди разные, а страна одна» 8 «Вместе – дружная семья» 9 «Мода из комода» 10 «Творческая мастерская» Общее количество баллов: ________
Место: _________________________
Председатель счетной комиссии: __________________ (_______________)
Члены счетной комиссии: ________________________ ( _______________)
________________________ (________________)
Приложение № 2
СОДЕРЖАНИЕ ЗАДАНИЙ, КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ
№ НАИМЕНОВАНИЕ СТАНЦИИ СОДЕРЖАНИЕ ЗАДАНИЙ ОЦЕНИВАЕТСЯ
1 «КАРАОКЕ ПО-РУССКИ» Исполнить всем классом в караоке выбранную песню. (Интерактивная компьютерная программа «Юная Россия»: раздел «Песни Содружества») Качество исполнения песни хором – 1-5 баллов
2 «ПРИЕЗЖАЙТЕ В ГОСТИ
К НАМ!» Защитить выпущенную классом газету (формат А-3 вертикаль, содержание: название, герб, географическое положение, история, достопримечательности и т.д.): создать социальную рекламу, рассказав о достопримечательностях выбранной республики. Соответствие содержания газеты указанным требованиям, оформление –1-5 баллов
*По итогам мероприятия выпущенные газеты будут помещены на стенде, а затем оформлены как рукописный журнал.
3 «КУЛИНАРНАЯ» Продемонстрировать и защитить приготовленное блюдо национальной кухни. Самостоятельность приготовления, эстетическое оформление, презентация блюда – 1- 5 баллов
4 «НАРОДНАЯ МУДРОСТЬ» Подобрать к национальной поговорке или пословице народов РФ аналогичный русский вариант. Правильность ответов (количество баллов по количеству правильных ответов)
5 «ГЕОГРАФИ-ЧЕСКАЯ» Найти и обвести на контурной карте России выбранную республику, обозначить столицу. Правильность выполнения
1-5 баллов
6 «ПОЧТОВЫЙ ЯЩИК» Написать письмо своим ровесникам, в котором рассказать о впечатлениях от знакомства с их республикой. Работа не оценивается.
*Иметь с собой фломастеры, карандаши.
7 «ЛЮДИ РАЗНЫЕ,
А СТРАНА ОДНА» Просмотреть видеоролик об одном из субъектов РФ и ответить на предложенные вопросы по его содержанию. (Интерактивная компьютерная программа «Юная Россия»: раздел «Мульти-экспедиция «Вместе мы – одна семья») Правильность ответов (количество баллов - по кол-ву правильных ответов)
8 «ВМЕСТЕ – ДРУЖНАЯ СЕМЬЯ!» Принять участие в предложенных играх, направленных на сплочение классных коллективов. (Интерактивная компьютерная программа «Юная Россия»: программа игр и развлечений «С нами всегда весело» Сплоченность команды –
1-5 баллов
9 «МОДА ИЗ КОМОДА» Продемонстрировать и презентовать национальный костюм выбранной республики, выполненный в натуральную величину, уменьшенном размере или нарисованный на формате А-4 Костюм в натуральную величину – 5 баллов;
в уменьшенном виде – 4 балла;
нарисованный – 3 балла.
*Дополнительные баллы за оригинальное комментирование
10 «ТВОРЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ» Продемонстрировать приготовленный номер художественной самодеятельности (национальный танец, песня, инсценировка сказки, декламация стихотворений национальных поэтов и т.п.) Креативность, артистичность
1-5 баллов
*2-3 лучших выступления будут представлены в спортзале во время подведения итогов
Приложение № 3
ЗАДАНИЯ ДЛЯ СТАНЦИИ «НАРОДНАЯ МУДРОСТЬ»
Республика Национальная пословица Русский вариант
Дагестан Грамотный человек – солнце, неграмотный – черная ночь. Ученье – свет, неученье – тьма
Калмыкия Рядом бодаются, вдали мычат. Вместе тесно, а врось хоть брось.
Бурятия Бестолковая голова мучит руки За дурной головой ногам работа.
Алтай Конь вывернется - догонишь, слова сказанного не воротишь. Слово не воробей, вылетит – не поймаешь.
Якутия Задравши голову, не плюй, а то в глаза попадешь. Не плюй в колодец: пригодится воды напиться.
Осетия Бежал от медведей - угодил к волкам  Попал из огня да в полымя.
Марий Эл В тихом озере нечисти больше. В тихом омуте черти водятся.
Удмуртия Всякую работу хорошо делать в свое время. Делу – время, потехе – час.
Карачаево-Черкесская Укушенный змеей веревки пугается.
Обжегшийся на молоке, дует на воду.
Адыгея Где нет кошки, там и мышам раздолье. Кот - из дома, мыши – мыши в пляс.
Башкирия Письмена на камне не сотрешь.
Что написано пером, не вырубишь топором.
Ингушетия Не было овец у того, кто боялся волка. Волков бояться – в лес не ходить.
Кабардино-Балкария Всякое дело имеет конец.
Конец – делу венец.
Карелия В каком ольшанике гриб вырос, в том и сгниёт. Где родился, там и пригодился.
Коми В омут, не подумав, не лезь. Не зная броду, не суйся в воду.
Чечня Глаз боязлив, рука храбра. Глаза боятся, а руки делают.
Мордовия Весной волк шерсть меняет, а повадки – никогда. Сколько волка ни корми, он всё в лес смотрит.
Татарстан Чужое горе - после обеда. Своя рубашка ближе к телу.
Тыва Половодье крепкий берег размывает. Вода камень точит.
Хакасия Без труда и шапки не снимешь. Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
Чувашия Два раза молодым не будешь. В одну реку нельзя войти дважды.
Крым Каково дерево, таков и плод Яблоко от яблони не далеко падает.
Приложение № 4
Задания для станции «Вместе – дружная семья!»
(игры, направленные на сплочение классного коллектива)
«ПОСТРОЕНИЕ»
Ребятам задается признак, по которому они должны построиться в шеренгу. Например: от самого высокого к самому низкому, от самого темноволосого к самому светлому, по дате рождения, по алфавиту.
«АТОМЫ»
Все играющие хаотично движутся по площадке, по команде ведущего они должны объединиться в молекулы с заданным числом атомов (например, по два, по пять). Ведущий произносит: «Атомы!» Все участники хаотично движутся по площадке. Ведущий говорит: «Молекулы - 2!» Участники должны встать в пары. Далее снова команда «Атомы», а затем - «Молекулы - (любое другое число)». Желательно, чтобы последним прозвучало число молекул, равное числу участников игры, тогда все окажутся в одном круге. А круг – это символ объединения.
«ГУСЕНИЦА»
Участники становятся друг за другом в колонну, держа соседа впереди за талию. После этого сообщается, что команда – это гусеница, и разорваться она не может. Далее гусеница должна показать, например, как она спит, передвигается, прыгает, приседает, делает зарядку и т.д.
«КОРАБЛЕКРУШЕНИЕ»
Участники команды становятся на стулья, причем количество стульев заведомо меньше, чем количество участников. Например, если игроков восемь, то нужно так поставить четыре стула, чтобы уместилась вся команда. После того, как все участники уместились на стульях, ведущий рассказывает историю о том, что корабль, на котором они вышли в «открытый океан», попал в шторм и разбился о скалы. Для спасения необходимо, перемещая стулья вперед, не спускаясь на пол, всей командой перебраться к противоположной стене, конечно же, не уронив никого в «пучину волн».