Конспект урока чтения 2 кл Стихи о дружбе и обидах Школа России


Конспект урока чтения по теме «Стихотворения В.Берестова «За игрой» и
Э. Мошковской «Я ушёл в свою обиду»».
Цели: 1. Познакомить учащихся со стихами о дружбе, друзьях;
Учить читать стихи выразительно, передавая настроение с помощью интонации; продолжить формировать навыков беглого чтения и правильной речи.
2.Развивать умение выполнять задания по аналогии, мыслительные операции: обобщение, анализ; восприятие внимание слуховое и зрительное;
3.Воспитывать чувство товарищества, взаимопомощи, положительные качества личности, умение работать в паре и группе.
Формирование УУД:
-самостоятельно организовывать рабочее место; учитывать правило в планировании способа решения;
-определять эмоциональный характер текста; отвечать на вопросы по содержанию литературного текста;
-участвовать в диалоге: слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения
-ориентация на понимание причин успеха; ориентация в нравственном содержании и смысле поступков
-соотносить основную мысль рассказа, стихотворения с пословицей;
- учить оценивать себя и товарищей на уроке
Формы работы: в паре, группе
Оборудование: мультимедиа, дидактический материал, аудиозаписи, презентация.
Ход урока.
I этап. Организационный момент.
(звучит песня о дружбе)
Учитель:
Звонок звенит, и мы готовы!
Бодры, спокойны и здоровы.
Стихотворенья дружно разберём
И вместе с вами почитаем.
Сегодня наша классная радуга засветилась ещё ярче, ведь к нам пришли гости. Поприветствуйте гостей.
Улыбнитесь друг другу, ведь улыбка располагает к приятному общению.
ll Речевая разминка
Был вежлив
Этот мальчик
И, прямо очень мил;
Отняв у младших мячик,
Он их благодарил.
- Спасибо! – говорил.
Прочитайте стихотворение медленно
- Как относитесь к мальчику?
-Что вы пожелаете мальчику?
Действительно, ли он вежлив?
ll Проверка д/.зДома вы разбирали пословицы.
Игра «Собери пословицы» (работа в парах)
Слайд 1
-Какие слова повторяются? Являются ли они однокоренными? ( Друг, дружба)
Проверка Учитель. Какое прекрасное слово – “дружба”! Когда я произношу его, то сразу вспоминаю своего друга, с которым мне всегда интересно, тепло и уютно, с ним я могу посекретничать о своем или просто помечтать…
А какие у вас ощущения возникают при слове - “дружба
Игра “ Мир моих ощущений”
– Как “пахнет” дружба? (душистый хлеб, теплом, запах душистых цветов, весенними ароматами)– Какая она на ощупь?(гладкая, мягкая, пушистая, тёплая)
– На вкус?( сладкая, сочная)
– С какой погодой вы бы сравнили “дружбу”?( ясной, солнечной, безветренной,
– С какими животными можно связывать слово дружба? ( собака, кошка, кролик, белка,)– Какая музыка вам слышится, когда вы думаете, говорите о дружбе? (весёлая, озорная, задумчивая, радостная, мажорная)– Какие краски вы возьмете, чтобы “нарисовать” дружбу?(светлые, яркие,)
Рассказы детей о своих ощущениях.
Продолжите «Друг – это тот, кто…»
Слайд 2
Друг- это мама, которая поможет в трудную минуту
Друг- это одноклассник, который поделится вкусной конфетой.
Друг- это школьный учитель, который поможет разобраться в тайнах знаний.
Друг- это любимое животное, котрое всегда будет рядом с тобой
Друг- это любимая книга, которую читаешь и тебе интересно.
На доске: друг товарищ дружба
В словаре Ожегова звучит так : «Друг - тот, кто связан с кем-нибудь дружбой.»А товарищ – человек, близкий кому-нибудь по общности взглядов, деятельности, по условиям жизни.
Дружба – близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов
Дружба- высшая степень товарищества.
lll этап Целеполагание.
Проблема: - Как сделать так, чтобы было много друзей?
- нужно уметь дружить
- уважать, приходить на помощь в трудную минуту
И помогут разобраться в этом стихи замечательных детских поэтов В. Берестова и Э. Мошковской.
Слайд 3 В.Берестов и его книги
Стих «За игрой» - ваши предположения, о чём оно?
lV Прослушивание стихотворения « За игрой» в исполнении артистов.
- Какое чувство вызвало это стихотворение?
- С каким настроением будете читать? ( с бодрым, радостным настроением)
- Стр 74 учебника, прочитайте.
- О чём надо помнить, читая стихотворение?
-о темпе, интонации, выразительности
- С чего может начаться дружба?
- Как удалось подружиться?
- Какие чувства испытывает автор? ( радость, восторг)
Что надо уметь? Ответьте антонимами- ссориться- мириться
Вывод: Надо уметь мириться, прощать и не обижаться.Игра «Кто с кем дружит?» на карточках в группе1. Зелёный крокодил Гена и … (Чебурашка)2. Доверчивый Буратино и … (Мальвина,Пьеро)3. Смешной мишка Винни-Пух и … (Пятачок)4. Мальчик по имени Малыш и … (Карлсон)5. Забавные Бурундуки Чип и …(Дейл).6. Добрая Белоснежка и…(семь гномов).– А с кем вы дружите? 7-й слайд слайдVФизминутка «Мы идём гулять» Слайд из мультфильмов
Встаньте, дети, встаньте в круг
Я – твой друг и ты - мой друг.
Влево, вправо повернитесь.
И друг другу улыбнитесь.
Руки к солнцу протянули,
Лучики поймали и к груди своей прижали.
С этим лучиком в груди
Ты на мир ясней гляди.
Vl Следующее стихотворение Э Мошковской, «Играть-это здорово!» Её считают своеобразной детской поэтессой. А в 1961г её заметил С.Я.Маршак «У неё не наигранная весёлость, интонации в стихах детские и кажется, что произведения написаны не взрослым человеком, а ребёнком.»«Я ушёл в свою обиду…» следующее стихотворение. Стр 74
- Как вы думаете, о чём оно?
Как это уйти в обиду, жить в обиде? Можно жить в доме, в квартире, уйти в комнату…
Может, что-то перепутано?
- Давайте, послушаем.
Vll Прослушивание в грамзаписи стихотворения.- Понравилось вам оно?
- Было ли с вами такое?
Прочитайте, приготовьтесь читать наизусть, вдвоём или втроём.
-Чего лишил себя герой?
- Что плохого совершил?
- Получил удовольствие от съеденного пирога?
- Что помогло исправить ситуацию?
- Почему не захотел искать обиду?
Vlll Сейчас ребята прочитают притчу, а вы следите за чтением
Притча- а) Иносказательное повествование с нравоучительным выводом.
б) Иносказательное выражение. 2) устар. То же, что: басня.
lX Чтение детьми притчи ( подготовленные), остальные следят за чтением. У детей тексты притчи.
Учитель: Говорят, что дружба – это любовь без крыльев, что как бы ни была редкой истинная любовь, истинная дружба встречается еще реже. Дружба – это дар, данный человеку. Поэтому каждый из нас не только должен ценить истинных друзей, но и сам должен быть хорошим другом. Послушайте притчу о дружбе: 
Чтение детей Как-то два друга, много дней шли в пустыне. Однажды они поспорили, и один из них сгоряча дал пощёчину другому. Его друг, почувствовал боль, но ничего не сказал. Молча, он написал на песке: «Сегодня мой самый лучший друг дал мне пощёчину». Друзья продолжали идти, и через много дней нашли оазис с озером, в котором они решили искупаться. Тот, который получил пощёчину, едва не утонул и его друг спас. Когда он пришёл в себя, то высек на камне: «Сегодня мой самый лучший друг спас мне жизнь». Первый спросил его: – Когда я тебя обидел, ты написал на песке, а теперь ты пишешь на камне. Почему? И друг ответил: – Когда кто-либо нас обижает, мы должны написать это на песке, чтобы ветры могли стереть это. Но когда кто-либо делает что-либо хорошее, мы должны высечь это на камне, чтобы никакой ветер не смог бы стереть это. Научись писать обиды на песке и высекать радости на камне.– О чем эта притча, чему она учит нас?
В какой фразе заключена главная мысль притчи?– Действительно, ребята, нужно уметь прощать обиды, помня все хорошее, что сделал для вас ваш друг.Народная мудрость гласит: настоящий друг с тобой, когда ты не прав. Когда ты прав, всякий будет с тобой.- Каждому из нас иногда бывает радостно или, наоборот, нас что- то огорчает. Нам хочется этим хорошим или грустным поделиться с человеком, который поймет, посмеётся вместе с вами или погрустит.
(Дети работают в группах и обмениваются мнениями, высказывают свою точку зрения)
Учитель. Я рада, что вы понимаете, как тяжело держать в себе обиду, лучше быстрее о ней забыть и снова выстраивать хорошие отношения с ребятами.
- А сейчас давайте немного отдохнем.
- Вспомните, когда вы ссоритесь, вам приходиться мириться. Как вы это делаете? Покажите!
X Физминутка “Мирилка”.
Дети берутся мизинцами в парах и произносят слова:
Мирись, мирись,И больше не дерись.Если будешь драться,Я буду кусаться.
А кусаться не при чем,Буду драться кирпичом,А кирпич ломается,Дружба начинается.
Учитель: Как вы считаете, чтобы сохранить дружбу, хорошие отношения, надо ли соблюдать правила?
(Нужно уметь дружить, уважать друзей, помогать, приходить на помощь в трудную минуту и т.д.)
Учитель. Да, нужны правила дружбы, как в любой игре, деле, поведении. Соблюдая правила, вы будете думать, что недопустимо по отношению товарищу, другу..Xl. Составление правил дружбы.
Выделяют из разных фраз. ( одна группа находит законы дружбы в классных заповедях)
( сильные группы составляют синквейны по алгоритму)
Синквейны - стихотворения из 5 строк от фран слова «пять»
Алгоритм
1строка – 1 слово. Это существительное.(Кто? Что?)2 строка – 2 слова. Это прилагательные. (Какой? Какая? Какое? Какие?)3 строка – 3 слова. Это глаголы. (Что делает7 Что делают?)
4 строка – 4 слова. Это фраза, в которой выражается личное мнение к предмету разговора.
5 строка – 1 слово. Вывод, итог. (Кто?Что?)
Дружба
Весёлая, интересная
Помогает, заботится, согревает
Дружба – тёплые, добрые руки
Добрая душа
Друг
Добрый, внимательный
Играет, интересуется, защищает
Друг разделит боль и радость
Дорогой друг Дружба
Крепкая, верная
Озаряет, вдохновляет, окрыляет
Дружба как солнце на рассвете
Тёплые отношения
Друг
Вежливый, умный
Уступит, помирится, простит
С другом интересно жить, дружить
Это радость Коллектив
Сплочённый, дружный
Побеждает, помогает, защищает
Ведь с друзьями радость ярче
Мой класс Дружба
Бескорыстная, надёжная
Хранит, делится, уважает
Дружба-дар, данный человеку
Истинная дружба
(Учащиеся выполняют творческое задание “Мой рецепт дружбы”)
Золотые правила дружбы (на слайде).
1. Помогай другу в беде, поддержи друга, если у него неприятности.
2. Умей разделить с другом радость, не завидуй другу!
3. Не смейся над недостатками друга.
4. Останови друга, если он делает что-то плохое.
5. Умей принять помощь, совет.
6. Не обманывай друга.
7. Не предавай друга, старайся замечать , прежде всего хорошее в человеке.
8. Умей признавать свои ошибки, извинись, если не прав, предложи помириться
9. Относись к другу как к себе.
10 Если друг рассказал тебе что-то по секрету, нужно этот секрет хранить.
Слайд ( проверка)
Учитель. Существует много законов о дружбе. Но это – основные. Если вы будете соблюдать их, то станете настоящими друзьями.
Xll Закрепление изученного материала.
Xlll Моделирование. Строительство Дома Дружбы.
Учитель. Ребята, в мультфильме, который очень любят дети крокодил Гена и Чебурашка построили дом Дружбы. Я предлагаю вам построить такой дом из кирпичиков. Но у вас разные кирпичики и вам надо подумать, какие из них подойдут для нашего дома. Для каждого дома очень важен фундамент, это то на чем держится весь дом. Подумайте, что же будет лежать в основе вашего дома.
Из кирпичиков дети составляют Дом Дружбы:

Учитель. А какие кирпичики нам не пригодились? Почему?
Горе Злость
Жадность Зависть
Учитель. Наш дом дружбы построен. Вы хотели бы поселиться в нем? Почему?
(Дети высказывают свои мнения)
- Ребята, в каких ситуациях очень помогает дружба, сплочённость, взаимовыручка? ( Во время войны. Во время олимпиады. Мы желаем нашим спортсменам больше побед. Пусть дружба сплотит все континенты. Прекратятся ссоры, войны. Пусть вся наша маленькая хрупкая планета будет большим уютным тёплым домом для всех людей, где царят:Добро, Понимание, Любовь, Мир , Радость, Согласие, Счастье, Доверие.
XlV ЧТЕНИЕ СТИХОВ ПО КАРТОЧКАМ О ДРУЖБЕ
XV Мои помощники заполняют учебные карты в группах, оценивают,
своих товарищей по критериям :1.Правильное, беглое, выразительное чтение.
2. Активность на уроке.
3.Правильность суждений.
4. Быстрота выполнения заданий.
5. Выполнение правил работы в группе.
XVl Домашнее задание стихи на карточках выучить наизусть .
XVll – Оцените свои достижения на уроке.- Кого из одноклассников можно поблагодарить за работу на уроке?
- Кому понравился урок, поднимут картинки с радугой и подарят гостям символ нашего класса.
Спасибо за урок!
Звучит песня о дружбе из м/ф «Маша и Медведь»