Классный час Уважай старость!


Классный час 3класс
Тема: «Уважай старость!»
Цели и задачи:
воспитание чуткости, внимательного отношения к пожилым людям;
воспитание уважения к пожилым людям;
усвоение этических норм поведения с людьми старшего возраста
Оборудование: на классной доске записана поговорка «Семья стариками держится», стенд «Бабушка и внуки» (фотографии учащихся и их бабушек и дедушек)
Ход классного часа:
- Ребята, прочитайте поговорку, записанную на доске.
- Как вы ее понимаете?
- Кто может сказать, о чем мы поведем сегодня наш разговор?
- Какова тема нашего классного часа7
- Но прежде чем поговорить о старших членах ваших семей, хотелось бы вспомнить вместе с вами, а какова, же вообще роль семьи в жизни каждого человека?
- Вот послушайте несколько пословиц и поговорок о семье и объясните, как вы их понимаете.
Вся семья вместе, так и душа на месте.
На что и клад, коли в семье лад.
Дружная семья гору свернет.
Самое лучшее наследство- воспитанность.
Добрые детки дому венец, а плохие- дому конец.
Учитель выслушивает рассуждения детей.
- Вы в основном правильно поняли эти пословицы и поговорки. Семья- это опора любого человека в жизни, это настоящие друзья, которые придут всегда тебе на помощь, это уют и тепло, это то место, куда мы всегда спешим, потому, что здесь нас любят и ждут.
Самыми близкими людьми для вас являются папа и мама. Но признайтесь честно, кто больше всего проводит с вами времени в детстве. Скорее всего, это дедушка и бабушка.
Вот и сегодня на классном часе мы поговорим о пожилых людях.
- А вы всегда вежливы со старшими людьми?
- в Японии даже существует пословица: «Те, кто не слушаются старших, умирают молодыми- зачем им старость, которую они так не уважают».
Я предлагаю вам послушать песенку «Я с бабушкой своею»
Бабушкины руки
1 к.Я с бабушкой своеюДружу давным-давно.Она во всех затеяхСо мною заодно.
Припев:
Без бабушки, без бабушки
Не испечь оладушки,
Котлеты пережарятся,
Свернется молоко.
А с бабушкой, бабусенькойВсе сразу станет вкусненько,
Живется в доме весело
И дышится легко.2к.Я с ней не знаю скуки,Мне всё мне любо в ней.Но бабушкины рукиЛюблю всего сильней.
Припев (тот же)3 к.Ах, сколько руки этиЧудесного творят!Латают, вяжут, метят,Всё что-то мастерят.
На Руси в давние времена в любой семье слово старших членов семьи являлось законом для остальных. Тогда , как правило, дедушки и бабушки жили в семье, а не отдельно, поэтому к их жизненной мудрости и опыту прислушивались все. К их советам надо внимательно прислушиваться. У некоторых бабушек неважное здоровье, поэтому не мешает им почаще помогать. И стараться делать так каждый день, без напоминаний и просьб. Но при этом будьте внимательны, чтобы у вас не получилось, как в шуточном стихотворении Агнии Барто «Было у бабушки сорок внучат»
В огороде, в огороде Вот беда —
Появилась, поселилась 
Лебеда.
 Бабка ахнула:
— Поди-ка, И не видно, Где клубника!
Я повыдергаю траву, 
Уничтожу лебеду, 
На неё найду управу — 
Сорок внуков приведу!
Сорок внуков, ровно сорок, 
Засучили рукава:
— С ней расправишься не скоро 
Ох и цепкая трава!
Но повыдергали Траву,
Поработали На славу.
 Бабка ахнула:— Поди-ка!
Ишь какая благодать!
Только где Моя клубника?
Что-то ягод Не видать!
- А теперь обратный пример. Послушайте стихотворение той же А.БартоКАК ВОВКА БАБУШЕК ВЫРУЧИЛ
На бульваре бабушки
Баюкают внучат,
Поют внучатам ладушки,
А малыши кричат.
Расплакались две Оленьки,
Им жарко в летний зной,
Андрей, в коляске голенький,
Вопит как заводной.
— Ладушки, ладушки...—
Ох, устали бабушки,
Ох, крикунью Ирочку
Нелегко унять.
Что ж, опять на выручку
Вовку нужно звать.
— Вовка — добрая душа,
Позабавь-ка малыша!
Подошел он к бабушкам,
Встал он с ними рядышком,
Вдруг запрыгал и запел:
— Ладушки, ладушки!
Замолчали крикуны,
Так они удивлены:
Распевает ладушки
Мальчик вместо бабушки!
Засмеялись сразу обе
Маленькие Оленьки,
И Андрей не хмурит лобик,
А хохочет, голенький.
Вовка пляшет на дорожке:
— Ладушки, ладушки!
— Вот какой у нас помощник!
Радуются бабушки.
Говорят ему:—
Спасибо!
Так плясать
Мы не смогли бы!
- Ребята, ваши бабушки и дедушки прожили долгую жизнь, много испытаний выдержали они на своем пути. Многие достигли высоких вершин в жизни. У многих пожилых людей неважное здоровье, поэтому не мешает почаще им помогать: не забывать поблагодарить за обед, помочь вынести мусор, помыть обувь, полить цветы, сходить в магазин и просто налить им чая.
-Послушайте стихотворение «ДЕДУШКИНА ВНУЧКА»
Шагает утром в школы
Вся юная Москва,
Народ твердит глаголы
И сложные слова.
А Клава-ученица
С утра в машине мчится
По Садовому кольцу
Прямо к школьному крыльцу.
Учитель седовласый
Пешком приходит в классы,
А Клавочка — в машине.
А по какой причине
И по какому праву
Везет машина Клаву?
— Я дедушкина внучка,
Мой дед — Герой Труда...—
Но внучка—белоручка,
И в этом вся беда!
Сидит она, скучая
И отложив тетрадь,
Но деду чашки чая
Не вздумает подать.
Зато попросит деда:
— Ты мне машину дашь?
Я на каток поеду!—
И позвонит в гараж.
Случается порою —
Дивится весь народ:
У дедушки-героя
Бездельница растет.
- Что вы можете сказать о девочке?
- Можно ли так поступать со своими близкими?
- Что бы вы ей посоветовали?
- Относиться внимательно и помогать надо не только своим бабушке и дедушке. Не забывайте проявлять милосердие к чужим и одиноким, больным, престарелым людям. И опять помните: ваша помощь престарелым людям должна быть искренней и бескорыстной.
- как вы понимаете слова «искренней и бескорыстной»?
Я предлагаю вам посмотреть сценку по мотивам А.Барто «Шефы»
1 ученик.
Пришли к пенсионерке
Три юных пионерки.
Явились утром ранним,
Чтоб окружить вниманьем,
Окружить любовью
Бабушку Прасковью.
Спокойно спит старуха,
Не ведает печали,
И вдруг ей прямо в ухо
Подружки закричали:
Три ученицы (хором)
— Как ваше здоровье,
Бабушка Прасковья?
1 ученик.
Тут всполошилась бабка:
Бабушка Прасковья
— Где фартук мой? Где тряпка
Как я гостей встречаю? —
2 ученица.
И стол накрыла к чаю.
Хлопочет у печурки,
Подкладывает щепки:
Бабушка
— Скажите мне, девчурки,
Какой вы пьете, крепкий?
1 ученик
Выпили подружки
Чайку по полной кружке,
А бабушка Прасковья
Сказала:
Бабушка
— На здоровье!
Я чаю пить не буду,—
2 ученица
И вымыла посуду.
И так она устала —
Ей даже плохо стало!
Достаточно к старушке
Проявлено вниманья!
Ушли домой подружки,
Сказавши: — До свиданья.
Им галочку в тетради
Поставили в отряде:
«Окружена любовью
Бабушка Прасковья».
- Ребята, а теперь представьте некоторые жизненные ситуации. Какой вы найдете выход в каждой из них:
А) Четвероклассники сидят в автобусе (трамвае). Входит старушка
Б) Идет дедушка с тяжелой сумкой. Его нужно превести через дорогу.
(группа ребят выбирает себе роли и обыгрывают ситуации)
- итог занятия.
- Мы все с вами любим наших бабушек и дедушек.
- Давайте сделаем вывод, как же нужно относиться к пожилым людям?
- А закончить наш классный час мне хотелось бы стихотворением, которое называется
«ОБРАЩЕНИЕ К МОЛОДЫМ»Не жалейте добрых слов приветаДля больных, усталых стариков.Что бы их душа была согрета,Им не надо слишком много слов.Иногда достаточно улыбки,Или просто взгляда добрых глаз,Что бы мир их сумрачный и зыбкийОзарился радостью тот час.Вы не допускайте им в печалиОпускаться горестно в постель,Эти руки некогда качалиБезотказно вашу колыбель.Будьте им надежным, верным другом.Пусть их ваша не страшит беда,Жутко ведь, когда глядят с испугомВам в лицо любимые глаза.Те глаза, которые с с тревогойВглядывались в детское лицо,Или, провожая вас в дорогу,Вслед глядели, выйдя на крыльцо.Те глаза, которые украдкойПрятали надежду, как в бредуПлакали над детскою кроваткой,Отведя нависшую беду.Самое нелепое на свете,Самая ужасная беда -Когда старость обижают дети,Позабыв о прошлом навсегда!Но о прошлом этом забывая,Вспоминайте все же каждый раз:Старость - беспощадная, лихая,Впереди у каждого из нас!
Список используемой литературы.
1.А.Барто .Сборник стихотворений.
2. Внеклассные мероприятия. Москва: Вако, 2007
3. Праздники 20 века в школе. Волгоград: Учитель, 2008
4. Развивающие классные часы и праздники. Ростов-на-Дону: Феникс, 2006