Психологические особенности детей младшего школьного возраста при обучении английскому языку.


Психологические особенности детей младшего школьного возраста при обучении английскому языку.
Одним из самых важных жизненных периодов человека, несомненно, можно назвать младший школьный возраст. Учащиеся, которые находятся на этой стадии своего личностного развития, активно копят знания об окружающем их мире. Этот этап весьма благоприятен для восприятия любой информации. Ученики в этом возрасте стремятся приобрести новые знания, учиться. И очень важно поддерживать это стремление на протяжении всего учебного процесса.
Важной задачей обучения иностранному языку на начальном этапе является развитие у учащихся навыков и умений самостоятельного решения элементарных коммуникативно-познавательных задач в устной и письменной речи, чтении. Иначе говоря, ученики младшего школьного возраста готовы к овладению иностранной речью, а именно пониманию и применению множества грамматических правил.
Умственные возможности детей 7-10 лет довольно широки. Они способны рассуждать, делать выводы и умозаключения, приводить аргументированные ответы, производить анализ предметов и явлений, не обращаясь к практическим действиям, что говорит о достаточно высоком уровне развития словесно-логического мышления. Данные способности можно применять при обучении иностранному языку и совершенствовать при помощью упражнений на доказательство суждений учителя и учащихся, на моделирование проблемных ситуации, абстрактных схем для наполнения их конкретным содержанием и т. д.
Стоит учитывать то, что с 7 до 11 лет происходит совершенствование нервной системы ребенка, интенсивное развитие функций больших полушарий мозга, аналитическая и синтетическая функции коры усиливаются. Этот сензитивный период характеризуется усилением процесса торможения, однако основным остается процесс возбуждения. Точность работы органов чувств повышается. Познавательная деятельность возникает в основном в процессе обучения. Ребенок постепенно начинает осознавать свою деятельность и управлять ею под руководством взрослого.
Преобладающие ранее ролевые игры отходят на второй план (необходимость в играх не исчезает, дети не прекращают играть до 9-10 лет.) и на место основной деятельности приходит непосредственно учеба. В ходе учебного процесса происходит формирование памяти, ребенок получает все больше знаний о различных предметах, явлениях, отношениях между людьми.
Одной из важнейших характеристик деятельности можно считать мотивацию. Личностное развитие ребенка младшего школьного возраста предполагает развитие мотивации к обучению. В полной мере развить учебную деятельность удается при помощи игровых и познавательных мотивов.
Младший возраст отличается тем, что в этот период возможно совместить процесс обучения и игру, для того чтобы возбудить интерес к изучению иностранного языка. Это важно, поскольку у маленьких учащихся отсутствует необходимость в общении на том языке, который они изучают. Благодаря игровым мотивам становится возможной реализация принципа коммуникативности при изучении иностранных языков.
На уроках иностранного языка требуется также частая смена видов речевой деятельности. Для того чтобы поддержать заинтересованность учащихся в предмете, необходимо прибегать к различным упражнениям на речемыслительную деятельность.
Следует отметить, что непроизвольность – это основная характеристика восприятия, внимания и памяти. Яркое, эмоциональное преподнесение материала, занимательные игры под музыку, достижение концентрации внимания с помощью интересной детям деятельности с четкими переключениями с одного вида работы на другой – залог успешного образовательного процесса.
Самые первые стадии обучения требуют от педагога умения качественно управлять непроизвольным вниманием учеников, физиологической основой которого является реакция на красочную, новую, оригинальную, неожиданную подачу материала. От того, насколько ученики собраны, зависит правильное восприятие предмета, его усвоение и понимание.
Соответственно, для того, чтобы управлять вниманием школьников, необходимо:
использовать интересный по содержанию материал;
убедиться, что каждый ученик осознает смысл представленных заданий, а также каким способом их требуется выполнить;
создать условия, способствующие сосредоточению на работе и непринужденному общению.
Деятельность запоминания нельзя назвать совершенной. У малышей младшего возраста плохо развито произвольное запоминание. Способы рационального запоминания еще не доступны ученикам в таком возрасте, поэтому они пользуются механическим запоминанием и, как следствие, усваивают информацию дольше. Также у детей слабо развита воля, поэтому им сложно заставлять себя запоминать что-либо. Младший школьный возраст – это время преобладания непроизвольного запоминания, то есть быстро усваивается информации, оказывающей эмоциональный отклик.
Непроизвольности запоминания будет способствовать интересное взаимодействие учеников друг с другом в процессе обучения. Необходимо также использовать картинки и игрушки, которые помогут развить образную и ассоциативную память. Четкая же постановка задач коммуникации и поиск путей их решения создадут условия для развития словестно-логической памяти. Воображение ученика в возрасте 7-и лет довольно развито и уже носит творческий характер.
Мышление развивается от наглядно - образного к абстрактно - логическому. Используя речь, ребенок плавно переходит на более высокую ступень отражения действительности – на ступень речевого мышления. Развитие мышления неразрывно связано с развитием речи. Принимая участие в образовательном процессе, младший школьник учится слушать других длительное время. Школьник начальных классов развивает навыки произношения слов, а у ребят дошкольного возраста развивается речь "про себя". Для детей в младшем школьном возрасте речь – это способ выражения идей, желаний, мыслей.
Развитие памяти, внимания, мышления у младших школьников имеют неразрывную связь с развитием их иноязычных способностей. Можно проследить такую закономерность: насколько развиты данные процессы у ребёнка, настолько успешно формируются навыки и умения иноязычного общения. А.А. Леонтьева утверждал, что за этим понятием стоит:
комплекс особенностей типа высшей нервной деятельности и другие индивидуальные особенности (общий тип нервной системы, темперамент, характер);
индивидуальные различия в протекании процессов памяти, внимания, восприятия, мышления;
различия в особенностях личности, связанных непосредственно с процессом общения (толерантность, раскованность и пр.). (Леонтьев, 1983: 162).
Малоспособный ученик – это, по сути, ребенок, обладающий в недостаточной степени развитой памятью, мышлением и вниманием, волевыми качествами. Мастерство преподавателя заключается в том, чтобы определить характер необходимой в конкретной ситуации помощи, а также методы, которыми она лучше оказывается. В ходе исследований большинства психологов было выявлено, что путь к развитию иноязычных способностей лежит через обучение школьника рациональным приемам учебной деятельности, формирование универсальных учебных действий, тренировку его психических функций и использование принципа индивидуального подхода.
Следующим фактором, оказывающим влияние на специфику процесса овладения иностранным языком, является их речевой и коммуникативный опыт в родном языке, что может служить учителю опорой при формировании у них способности к общению на иностранном языке. Младшие школьники относительно свободно владеют родным языком: могут понимать в полном объеме услышанную информацию, связно излагать свои мысли и пр.
Зимняя И.А. указывала в своих исследованиях на тот факт, что младшие школьники довольно таки чутко относятся к языковым явлениям. Они с интересом анализируют свой речевой опыт, с легкостью и надолго запоминают небольшой по объему материал и неплохо его воспроизводят (Зимняя, 1991: 59).
Нельзя не отметить, что к концу младшего школьного возраста среди детей наблюдаются индивидуальные отличия. Психологи делят детей на три группы: "теоретики", с легкостью решающие задачи в словесном плане, "практики", опирающиеся на наглядные материалы и практические действия, и "художники", обладающие ярким образным мышлением. Большинству детей присуще равновесие между разными видами мышления.
Отличается и поведение каждого ребенка на уроке. Одни ведут себя уверенно, общительны и стремятся находиться в кругу сверстников, другие, присутствуя в коллективе, испытывают дискомфорт. Такие дети обычно робки и пассивны, и им стоит уделить особое внимание с самого начала обучения. Их нужно занимать работой, а именно: давать определенные грамматические упражнения, задействовать в групповой или парной работе. Здесь имеется в виду принцип индивидуального подхода в обучении.
Итак, умственное развитие ребенка, посещающего школу, качественно меняется благодаря требованиям, предъявляемым учебной деятельностью. Перечислим основные задачи, которые решаются в младшем школьном возрасте:
знакомство с тайнами лингвистического, синтаксического и др. строения языка;
усвоение значений и смыслов словесных знаков и самостоятельное установление их тонких интегративных связей;
решение умственных задач, связанных с преобразованием предметного мира;
развитие произвольных сторон внимания, памяти и воображения;
развитие воображения.
Физиологи говорят о таком понятии, как «биологические часы головного мозга». Дети до 9-и лет – это эксперты владения речью. Далее выучить иностранный язык сложнее, поскольку механизмы речи теряют гибкость и с трудом подстраиваются под новые условия. У маленького школьника возникает необходимость преодолевать множество преград. То есть, речь идет о том, что с возрастом способность усваивать язык ослабевает. (Давыдов 1979: 70-100).
Данный возрастной период наилучшим образом подходит для овладения иностранным языком, благодаря таким психическим особенностям ребенка, как пластичность природного механизма усвоения речи, быстрое запоминание информации, интенсивное формирование познавательных процессов, способность анализировать и синтезировать речевые потоки на разных языках, особая способность к имитации, отсутствие языкового барьера.
Экспериментальным путем было доказано, что при изучении иностранных языков у детей развивается логика и повышаются их культурная и образовательная «планки». Такие занятия благотворно влияют на общее психическое развитие ребенка, его познавательные и речевые способности, на расширение общего кругозора. Кроме того, он лучше осознает явления языка и речи в целом, прежде всего, более внимательно относится к родному языку и родной культуре, сравнивает «свое» с «чужим», становится коммуникативно — образованным.
Подводя итоги, можно сказать, что глубокий, грамотный анализ психологии детей младшего школьного возраста является важным фактором грамотности построения и успешности процесса обучения ИЯ в начальной школе. Он позволяет выявить возможности преодоления многих трудностей, помогает построить педагогу учебный процесс таким образом, чтобы дети получили от него максимальную пользу, а также применить различные подходы к обучению иностранным языкам. Но не менее важным является также знание учителем методики развития у учащихся способности понимать и самостоятельно строить высказывания в устной и письменной речи.