Выступление на тему: «Здоровьесберегающие технологии в обучении детей младшего школьного возраста»

МБОУ «Торбеевская средняя общеобразовательная школа №3»





Выступление на тему:
«Здоровьесберегающие технологии в обучении детей младшего школьного возраста»



Подготовила: учитель начальных классов
Шебардина Л.Д.









Ноябрь 2013 год
Всё начинается со школы, а в школе все начинается с учителя. И какие бы методики не применялись, какое бы оборудование ни привозили в класс – интерактивную доску, телевизор или компьютер, - главным, вечным и неизменным в школе остается УЧИТЕЛЬ.
Школа является особым образовательным пространством, в рамках которого происходит формирование не только социально адаптированной личности, её профессиональное и гражданское самоопределение, но и формируется самая важная, базовая характеристика, обеспечивающая реализацию всех остальных – здоровье.
Здоровье - бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества.
Проблема здоровья детей сегодня как никогда актуальна. В настоящее время можно с уверенностью утверждать, что именно учитель в состоянии сделать для здоровья современного ученика больше, чем врач.
Академик, хирург Н.М. Амосов сказал: «Если нельзя вырастить ребёнка, чтобы он совсем не болел, то, во всяком случае, поддерживать его высокий уровень здоровья вполне возможно».

Многочисленные исследования последних лет показывают:

Физиологически зрелыми рождаются не более 14% детей.
25-35% детей, пришедших в 1 класс школы, имеют физические недостатки или хронические заболевания.
90-92% выпускников средних школ находятся в «третьем состоянии», т.е. они еще не знают, что больны.
Только 8-10% выпускников школ можно считать действительно здоровыми.
5% взрослого населения страны хронически больны, а 95% - находятся в «третьем состоянии».

За период обучения в школе число здоровых детей уменьшается в 4 раза, число близоруких детей увеличивается с 1 класса к выпускным с 3,9 до 12,3%, с нервно-психическими расстройствами – с 5,6 до 16,4%, с нарушениями осанки – с 1,9 до 16,8%. Одна из самых частых патологий у школьников – нарушение остроты зрения, составляющая в ряде регионов России до 30-40%. Охрана зрения школьника должна быть направлена не только на предупреждение близорукости, но и на сдерживание ее прогрессивности
Почему так происходит? Видимо, дело в том, что мы, взрослые, ошибочно считаем: для детей самое важное - это хорошо учиться. А можно ли хорошо учиться, если у тебя кружится голова, если организм ослаблен болезнями, если он не умеет бороться с недугом?
Еще одна из причин снижения здоровья - дети стали вести малоподвижный образ жизни. Больше их интересуют компьютер, телевизор, игры в телефоне. Для того чтобы жить в современном мире, им необходимо быть постоянно готовыми к изменениям в обществе, но сохраняя при этом своё здоровье и индивидуальность.
Работая в школе более 20 лет, проанализировав причины заболевания школьников, я пришла к выводу о необходимости решить эту проблему с помощью внедрения здоровьесберегающей технологии. Наблюдения показывают, что использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве.На данный период у меня сложилась определенная система использования этой технологии в работе.
В её основу положены основные задачи, которые я ставлю на первое место:
- обеспечение школьнику возможности сохранения здоровья на период обучения в школе;
- снижение уровня заболеваемости учащихся;
- сохранение работоспособности на уроках;
- формирование у учащихся знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни;
- формирование системы спортивно-оздоровительной работы.
Обобщая сказанное выше я, как учитель начальных классов поставила перед собой задачу: создать здоровьесберегающую среду на все 4 года обучения детей на первой ступени.
(обратите внимание на слайд, который отражает направления этой деятельности). Остановимся на каждом из направлений.
1 направление
Создание здоровьесберегающей среды:
В классной комнате я создала все условия для обучения и развития детей согласно СанПиНов.
Свой учебный день я начинаю с проветривания помещения. Дети сидят за партами с учетом рекомендаций врача. Практикуется пересадка детей по триместрам, так как необходимо менять детям угол зрения на доску. Созданы все благоприятные условия в классе: доска зеленого цвета, проведено дополнительное освещение, много комнатных растений.
Классная комната оборудована техническими средствами обучения.
В учебном кабинете имеется уголок эмоциональной и психологической разгрузки – аквариум.
Но хочется обратить внимание на то, что очень большое внимание имеет микроклимат в классе. Ведь ребёнок только тогда будет с удовольствием ходить в школу, если в чистом уютном классе его встречает добрый взгляд учителя и его друзья-одноклассники.
Нельзя говорить о здоровом образе жизни, не имея представления о правильном питании.
Моя задача - убедить родителей, что необходимо соблюдать простые правила режима питания. Хорошо, что в школе организованы горячие завтраки, и родители с удовольствием используют эту возможность, так как перед уходом в школу не каждому ребенку хочется кушать. И все ученики первого класса посещают столовую.

2 направление
Здоровьесберегающее направление в образовательном процессе
Режим дня имеет особое значение в жизни младшего школьника, правильно составленный распорядок и его соблюдение играют основную роль в сохранении здоровья ребенка, который утвержден на заседании методического совета школы и согласован с родителями.

(Слайд «Режим дня»)

Для того, чтобы дети не перегружались, в начале учебного года я составила расписание уроков, которое соответствует шкале трудности.

Слайд (Расписание уроков в 1 классе )

Правильная организация урока оказывает большое влияние на состояние организма детей и, как следствие, на работоспособность.
При подготовке любого урока оцениваю его качество и эффективность с точки зрения сохранения здоровья. Для этого использую памятку «Анализ урока с позиции здоровьесбережения». Анализ полученной информации показывает проблемные области в применении здоровьесберегающих технологий и позволяет находить решение выявленных проблем.
На уроках часто применяю игровую технологию. Ведь игра – это самый эффективный вид деятельности. Через игру ребенок познает мир, учится анализировать, обобщать, сравнивать. В играх дети вступают в различные отношения: сотрудничество, соподчинение, взаимного контроля. Широко использую нестандартные уроки: уроки – соревнования, уроки-конкурсы, уроки-путешествия, дидактические игры.
Часто на уроках организую групповую и парную работу, в ходе которой уровень осмысления и освоения материала заметно возрастает, детям значительно легче учиться вместе. В процессе работы дети размещаются так, чтобы ученики могли видеть лица друг друга, часто работают стоя. При проведении такой работы формируются коммуникативные универсальные учебные действия младших школьников, а также решаются задачи здоровьесбережения.
Так же использую:
- фронтальный опрос с использованием мяча, шарика или какой-либо игрушки.
Элементы игры использую также в качестве обратной связи и оценки ответов одноклассников:
- хлопанье в ладоши;
- поднятие руки;
- сигнальные карточки различного цвета.
Для повышения умственной работоспособности детей я провожу физкультминутки. Физкультминутки – естественный элемент урока в начальных классах. Они помогают снять утомление различных мышц, ослабить умственное напряжение, снять зрительное утомление.
В состав физкультминуток я включаю:
- упражнение по формированию осанки,
-укреплению зрения, мышц рук,
- отдых позвоночника и другие.
Широко использую весёлые физкультминутки в стихотворной форме, сопровождающиеся музыкальным и хоровым произношением.
Мною создан комплекс физкультминуток, которыми пользуются коллеги моей школы.
Наглядность, применяемая на уроке, способствует лучшему усвоению нового материала, повышает интерес учащихся. В качестве наглядности активно использую компьютерные технологии. Применение компьютера на уроке, подготовка презентаций - эффективный способ заинтересовать ученика. Приходится, конечно, много изучать, готовиться. Но, видя результат, не жалко, ни времени, ни сил. А благодарные, восторженные взгляды учеников – настоящая награда за труд.
Продолжительность непрерывных занятий с использованием компьютера для учащихся в возрасте 7-10 лет не должна превышать 10 минут. Я не только на занятиях строго соблюдаю это правило, но и требую от родителей.
Мечта каждого учителя – воспитать ученика знающего, умеющего самостоятельно мыслить, задавать себе вопросы и находить на них ответы. Ставить перед собой проблемы и искать способы их решения. Образовательная программа «Школа 2100» соответствует основным принципам государственной политики российского образования. И работая по этой программе, я поняла, что именно она поможет мне сделать обучение современным, повысить качество обучения, свой профессиональный рост.
Большое внимание в своей работе уделяю учебно-исследовательским работам по теме «Сохранение здоровья». Мои ученики подготовили исследовательские работы по теме «Вредна или полезна жевательная резинка», «Тайны шипучей воды», где выступали на районных и республиканских конференциях. Бывали частыми гостями в гимназии № 19 города Саранска и являлись призерами. Считаю, такие исследовательские работы ориентируют учащихся на проблемы сохранения здоровья.

3 направление
Здоровьесберегающая организация воспитательной работы

Реализуя свою технологию провожу классные часы по следующим темам «Учимся не болеть», «Мой паспорт здоровья», «Я и мои способности», «Дерево здоровья»
Уже несколько лет в нашей школе ежемесячно проходят Дни здоровья, где наш класс тоже принимает активное участие. Вместе с родителями организовываем весёлые старты, игры, конкурсы, походы. Среди них особенно можно выделить спортивные соревнования «Мама, папа, я – спортивная семья», где родители с детьми моего класса принимают участие в районных и республиканских соревнованиях.
Думаю, что такие успехи достигнуты моими учениками и их родителями, благодаря своему личному примеру. Со школьной скамьи я занимаюсь спортом, защищала честь района и республики на соревнованиях по лыжам и легкой атлетике. И в настоящее время я веду активную спортивную жизнь, бегаю на лыжах, увлекаюсь туризмом, участвую вместе со своим учащимися в спортивных играх и соревнованиях.
Видимо, поэтому администрация школы предложила в 2006 году с моими учениками организовать спортивный класс. Сейчас это учащиеся 9 класса, в этом году они стали чемпионами Мордовии по КЭС - баскету.
А следующий выпуск, сегодняшние пятиклашки, стали кадетским классом. Сейчас у меня первоклашки, и я постараюсь, чтобы из них выросли здоровые люди, увлеченные спортом.

4 напрвление
Здоровьесберегающая организация внеурочной деятельности.

Сегодня в начальной школе происходят большие изменения. Российское образование перешло на новые ФГОСы. Одним из компонентов новых стандартов является внеурочная деятельность. Уже третий год я веду в 1- 3 классах занятия по внеурочной деятельности - секцию «Крепыши», на которых мы играем, проводим соревнования, выявляем самого сильного, быстрого, ловкого. Эти занятия способствуют укреплению здоровья детей. Но есть в классе одаренные в спортивном плане дети, им такой нагрузки маловато, и я стараюсь таким детям рекомендовать посещение спортивных секций. В предыдущем выпуске, многие дети посещали секции по легкой атлетике, футболу, дзюдо. Ребята участвовали в районных, республиканских и всероссийских соревнованиях и добивались высоких результатов.
По начальным классам спортивные секции посещают - 30% учащихся. Нам учителям нужно как больше находить одаренных детей и направлять в спортивные секции. Может быть, среди них будущие Олимпийские чемпионы.

5 направление
Мониторинг состояние здоровья учащихся и эффективности здоровьесбережение.

Ежегодно дети проходят плановый медосмотр врачами ЦРБ, рост и вес соответствует возрасту. Учитывая в работе показания медсестры школы в листе здоровья школьников, веду разъяснительную работу с родителями по поводу профилактических прививок, приглашаю на родительские собрания медиков.
Внедрение в учебный процесс здорвьесберегающих технологий на протяжении 4 лет позволило мне добиться положительных изменений в состоянии здоровья моих учеников. 1 класс – за учебный год переболело простудными заболеваниями около 80%, то к концу 4 класса процент заболевания снизился до 16%.
Здоровый образ жизни не занимает пока первое место среди ценностей человека в нашей стране. И если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье. И если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущее поколение будут в больше степени здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически.
В заключение, вслед за великим гуманистом и педагогом Ж.Ж. Руссо, хочется сказать: «Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым»








13PAGE 15


13PAGE 14115




15