Рабочая программа элективного курса Русская словесность


МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №17» ГОРОДА ГУБКИНА БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
«Рассмотрено и рекомендовано к утверждению»
Руководитель МО
___________Легенькая А.Н.
 
Протокол № ______
от «____»_________2015 г.
  «Согласовано»
Заместитель директора по УВР МАОУ «СОШ № 17»
_______________Шевцова Л.В.
 
«____»_____________________ 2015 г.
  «Утверждаю»
Директор МАОУ «СОШ №17»
_____________ЖуравлеваН.Е.
 
Приказ № _________
от «___»_________2015 г 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по элективному курсу
«Русская словесность. От слова к словесности»
для 5-9 классов
учителя русского языка и литературы
БОБРОВСКОЙ АНТОНИНЫ АЛЕКСЕЕВНЫ
Рабочая программа разработана на основе ФГОС НОО 2010 г, программы «Русская словесность. От слова к словесности» под редакцией Р. И. Альбетковой (М. «Дрофа». В сб. «Программы для общеобразовательных учреждений. Русский язык. 5-9 классы.10-11 классы. Составитель Харитонова Е.И, - М. «Дрофа», 2011), рекомендованного Минобрнауки РФ

Срок реализации данной программы -5 лет
Год составления программы-2015.
I. Пояснительная записка.Рабочая программа элективного курса «Русская словесность» разработана на основе программы «Русская словесность. От слова к словесности» под редакцией Р. И. Альбетковой (М. «Дрофа». В сб. «Программы для общеобразовательных учреждений. Русский язык. 5-9 классы.10-11 классы. Составитель Харитонова Е.И, - М. «Дрофа», 2010).Рабочая программа по русской словесности представляет собой целостный документ, включающий в себя следующие разделы:
1. Пояснительная записка (на уровень обучения).
2. Общая характеристика учебного предмета, курса (на уровень обучения).
3. Описание места учебного предмета, курса в учебном плане (на уровень обучения).
4. Требования к уровню подготовки учащихся (на класс и на уровень обучения).
5. Учебно-тематический план (на класс и на уровень обучения).
6. Содержание учебного курса (на класс и на уровень обучения).
7. Перечень учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса (на класс, уровень обучения).
8.Приложение к рабочей программе (на класс): календарно-тематическое планирование
(составляется на учебный год.)
Преподавание элективного курса ведётся по учебнику: Альбеткова Р. И. Русская словесность. От слова к словесности: Учебник для 5, 6, 7, 8, 9 классов общеобразовательных учреждений. – М, Дрофа, 2008-2013.
Программа курса «Русская словесность» на этапе основной школы решает потребности углублённой подготовки учащихся, включённых в процесс гуманитарного образования, в сфере функционирования языка. Предметом изучения является рассмотрение языка как материала словесности и произведения как явления искусства слова.

Основная цель преподавания русской словесности:
помочь ученику, творчески овладевая родным языком, осваивать духовный опыт человечества.
Эта цель обуславливает следующие задачи:
На уроках словесности ученик должен изучить законы употребления языка, его лексические, фонетические, словообразовательные, грамматические средства, формы словесного выражения содержания, своеобразие словесного выражения содержания в произведениях различных родов и видов — все, что выработано народом — творцом словесности — на протяжении веков его развития.
На уроках словесности, читая художественное произведение и рассматривая его в жанрово-родовой специфике, ученик должен овладеть умением самостоятельно постигать идейно-художественный смысл прочитанного через языковую ткань, идя от словесной организации к образу, сюжету, композиции, идее, учится осмысливать все компоненты содержания и формы во взаимосвязи и воспринимать произведение как целостное явление искусства слова.
3. На уроках словесности школьник должен научиться использовать опыт изучения языка как материала словесности и различных видов произведений словесности для выражения собственных мыслей и чувств, учиться творческому употреблению родного языка.
Формы организации учебного процесса:
- дифференцированная и индивидуальная, самостоятельная, парная и групповая работа,
- индивидуальный, фронтальный, комбинированный опросы,
- элементы программированного обучения (алгоритмы, перфокарты),
- зачеты
II. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО КУРСА

Гуманизация современного образования потребовала не только сближения школьного преподавания русского языка и литературы и усиления их практической направленности, но и появления новых учебных предметов: словесности, стилистики, риторики. Разными путями все они ведут к одной цели: помочь ученику, творчески овладевая родным языком, осваивать духовный опыт человечества. В ряду этих предметов словесность занимает особое место и решает собственные задачи.
Словесность, в широком смысле слова, — это словесное творчество, способность описывать с помощью языка людей, предметы, картины, повествовать о человеческих поступках и событиях, выражать мысли и чувства в разговоре и письменно.
В узком смысле слова, собственно словесностью называется искусство слова, совокупность произведений устной народной словесности и произведений, созданных писателями. Словесностью мы называем также все науки о языке и литературе.
Говоря русская словесность, мы имеем в виду все произведения устного народного творчества и письменные произведения, созданные на русском языке, при этом мы рассматриваем язык как материал словесности, а все произведения — как явления словесного искусства. Рассмотрение я з ы к а как материала словесности и произведения как явления искусства с лова и есть специфический предмет изучения на уроках словесности. Иными словами, предмет словесности — рассмотрение богатейших фонетических, лексических, фразеологических, словообразовательных, грамматических ресурсов языка, различных форм словесного выражения содержания, специальных изобразительных средств языка — всего того, что позволяет языку служить материалом словесности, и рассмотрение произведения словесности как органического единства идейно- художественного содержания и словесной формы выражения содержания как явления искусства слова.
В 5-м классе учащиеся получают первоначальное представление о произведениях устной народной словесности и о литературных произведениях - лирических, эпических и драматических, созданных отдельными писателями.
Предлагаемая программа представляет основы русской словесности, т.е. главные, исходные сведения о словесности, основные приемы словесного выражения содержания. Теоретические сведения рассматриваются в определенной системе. Естественно, что в программу по словесности вошел ряд понятий, которые изучаются в школе в соответствии с действующими программами по литературе и русскому языку. Но это не повторение и не механическое соединение сведений, изученных на уроках русского языка и литературы, на уроках словесности осуществляется особый подход к явлениям языка и литературы, рассмотрение их в новой системе.
В программе предлагается и создание учащимися собственного произведения — сказки, рассказа, сценки и др. Цель такого практического освоения словесности двоякая. Во-первых, совершенствуются читательские умения: пробуя свои силы в творчестве, стараясь найти самые яркие языковые средства выражения мысли, школьники учатся ценить художественные качества произведений, созданных писателями. Замечательный словесник-методист М. А. Рыбникова так называла этот путь: «от маленького писателя к большому читателю». Во-вторых, школьники учатся наиболее точно и ярко выражать средствами языка собственные мысли и чувства.
Программа «Основы русской словесности. От слова к словесности» предлагает последовательное освоение материала от класса к классу в соответствии с возрастными возможностями школьников, с уровнем их языкового и литературного развития. При этом выделяются два концентра: первый — начальный этап, первоначальные сведения о словесности5—6 классы, второй — более глубокий, основы словесности, важнейшие, базовые категории искусства слова — 7-9 классы.
В 5 классе учащиеся
- знакомятся с некоторыми свойствами языка, позволяющими ему выражать содержание, в частности с понятиями литературный язык и разговорный язык, учатся различать разговорную и книжную окраску слов и выражений, а также употреблять слова в соответствии с их окраской;
- получают первоначальное представление о произведениях устной народной словесности и о литературных произведениях — эпических, лирических и драматических, созданных отдельными писателями, рассматривают особенности словесного выражения содержания в этих разновидностях словесности;
в 6 классе
- осваивают такое важнейшее понятие, как стилистическая окраска слов и выражений, учатся видеть стилистические возможности лексики и грамматики в произведении, также применять это свойство языка в собственных высказываниях;
- учатся различать роды и жанры как устной народной словесности, так и литературных произведений, видеть словесные средства изображения героев в произведениях разных родов и жанров, исходить из особенностей языка в понимании и оценке произведения в соответствии с его жанрово-родовой природой;
в 7 классе
- изучают разновидности употребления языка, его функциональные стили, формы словесного выражения, понятия о стиле и о стилистических возможностях лексики, фразеологии и морфологии, учатся не только понимать значение этих явлений в произведении, но и создавать собственные тексты, используя для выражения мысли средства стилистической окраски;
- продолжают учиться различать роды и жанры как устной народной словесности, так и литературных произведений, не только видеть словесные средства изображения героев в произведениях разных родов и жанров, но и исходить из особенностей языка в понимании и оценке произведения в соответствии с его жанрово-родовой природой;
в 8 классе
- осваивают понятие о семантике средств языка во всех его сферах: фонетике, лексике, словообразовании, морфологии, синтаксисе; учатся оценивать качества текста;
- осваивают такие важнейшие для словесности понятия, как автор, рассказчик, разновидности авторского повествования, учатся различать автора, рассказчика и героя в эпическом произведении, видеть авторское отношение к изображаемому, выраженное средствами языка, понимать значение средств языкового выражения содержания в произведениях всех родов;
в 9 классе
- получают представление уже о системе средств художественной изобразительности языка, о специфике поэтического слова в его историческом развитии и таким образом приобретают умение воспринимать произведения, созданные в разные эпохи;
- рассматривают произведение как единство художественного содержания и его словесного выражения, осваивают понятие художественный образ, созданный средствами языка, учатся понимать художественное содержание произведения, выраженное в словесной форме.
Данная программа представляет основы русской словесности, т. е. главные, исходные сведения о словесности, основные приемы словесного выражения содержания. Теоретические сведения рассматриваются в определенной системе; сущность этой системы составляет единство языка, выражающего определенное содержание, и произведения, содержание которого выражено посредством языка. Естественно, что в программу по словесности вошел ряд понятия, которые изучаются в школе в соответствии с действующими программами по литературе и русскому языку. Но это не повторение и не механическое соединение сведений, изученных на уроках русского языка и литературы, на уроках словесности осуществляется особый подход к явлениям языка и литературы, рассмотрение их в новой системе.
III. ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В соответствии с Федеральным базисным учебным планом и примерными программами среднего общего образования предмет «Русская словесность» изучается с 5 по 9 класс по одному часу в неделю. Общий объём учебного времени составляет 170 часов.
5 класс – 34 часа (1 час в неделю)
6 класс – 34 часа (1 час в неделю)
7 класс – 34 часа (1 час в неделю)
8 класс – 34 часа (1 час в неделю)
9 класс- 34 часа (1 час в неделю)
IV. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО КУРСУ «РУССКАЯ СЛОВЕСНОСТЬ. ОТ СЛОВА К СЛОВЕСНОСТИ».
В результате изучения русской словесности ученик 5 класса должен
знать/понимать
- богатство лексики русского языка;
- особенности употребления лексики русского языка;
- средства художественной изобразительности и их роль;
- эпические жанры народной словесности и особенности их языка;
- особенности языка эпических, лирических и драматических произведений;
уметь
- определять лексическое значение слова;
- определять виды лексических единиц;
- находить в текстах и определять роль изобразительных средств;
- различать жанры народной словесности;
- различать эпические, лирические и драматические произведения;
аудирование и чтение
- выразительно читать тексты различной эмоциональной окраски и различных жанров;
- пересказывать прозу;
- работать со словарями;
- находить в текстах лексические единицы;
говорение и письмо
- строить диалог;
- создание собственных текстов различных типов речи;
- создание собственных текстов различных жанров;
- употреблять лексические ресурсы языка в собственных высказываниях;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
осознания значения произведений словесности в жизни человека и общества;
творческого овладения богатствами родного языка в освоении духовного опыта человечества.

В результате изучения русской словесности ученик 6 класса должен
знать/понимать
- богатство лексики русского языка;
- особенности употребления лексики русского языка;
- средства художественной изобразительности и их роль;
- эпические жанры народной словесности и особенности их языка;
- особенности языка эпических, лирических и драматических произведений;
уметь
- определять лексическое значение слова;
- определять виды лексических единиц;
- находить в текстах и определять роль изобразительных средств;
- различать жанры народной словесности;
- различать эпические, лирические и драматические произведения;
аудирование и чтение
- выразительно читать тексты различной эмоциональной окраски и жанров;
- пересказывать прозу;
- работать со словарями;
- находить в текстах лексические единицы;
говорение и письмо
- строить диалог;
- создание собственных текстов различных типов речи;
- создание собственных текстов различных жанров;
- употреблять лексические ресурсы языка в собственных высказываниях;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
осознания значения произведений словесности в жизни человека и общества;
творческого овладения богатствами родного языка в освоении духовного опыта человечества.

В результате изучения русской словесности ученик 7 класса должен
знать/понимать
-выраженный в словесной форме идейно-художественный смысл произведений и применять в собственных высказываниях изученные приёмы словесного выражения содержания;
- видеть особенности словесного выражения содержания в разных родах и видах народной словесности, своеобразие стиля в различных библейских текстах;
- понимать характер литературного героя с учётом всех средств его изображения;
уметь
-различать разговорный язык и разновидности литературного языка, их употребление;
-различать роды словесности, определять вид и жанр произведения;
-определять тему и основную мысль произведения;
чтение и аудирование
-излагать своих мысли ясно, точно, и грамотно в устной и письменной речи;
- употреблять стилистически окрашенные слова в речи
выразительно читать эпические , лирические и драматические произведения.
говорение и письмо
- использовать мотивы народной словесности в собственном литературном творчестве;
-создавать собственный устный монолог в научном стиле
-создавать тексты официально-делового, научного и публицистического стилей
-создавать сказ, стилизацию и пародии;
-писать сочинение-эссе по лирическому произведению
-создавать режиссёрский план эпизода, сценки с использованием языковых средств драматического рода словесности;
-писать сочинение- анализ эпизода пьесы
- в ходе освоения содержания образования по русскому языку учащиеся овладевают разнообразными способами деятельности, приобретают и совершенствуют опыт:
выполнение различных заданий исследовательского характера;
умение работать самостоятельно, в группе, вместе с классом;
изложение своих мыслей ясно, точно, и грамотно в устной и письменной речи;
поиск, систематизация, анализ и классификация информации, использование разнообразных источников, включая учебную и справочную литературу, современные информационные технологии.

В результате изучения русской словесности ученик 8 класса должен
знать (понимать):
- единство содержания текста и способы языкового выражения этого содержания;
- связь языка и истории, культуры русского народа;
- взаимосвязь основных единиц и уровней языка;
уметь:
- проводить лингвистический анализ текстов различных стилей;
- создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
- осознавать русский язык как духовную, нравственную и культурную ценность народа;
- развивать интеллектуальные и творческие способности, навыки самостоятельной деятельности, самовыражения;
- увеличивать словарный запас, расширять круг используемых языковых и речевых средств;
совершенствовать способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.


В результате изучения русской словесности ученик 9 класса должен
знать/понимать
- идейно-художественное значение средств художественной изобразительности;
- поэтическое значение словесного выражения в произведениях древнерусской литературы и произведениях литературы XVIII и XIX вв.;
- способы выражения авторской позиции в произведениях разных эпох и литературных направлений, разных родов и жанров словесности;
- произведения словесности как целостное явление, как формы эстетического освоения действительности;
- художественное содержание, выраженное в словесной форме произведения;
- значение художественного образа, героя произведения, художественного пространства и художественного времени;
уметь
- выражать понимание идеи произведения, в котором употреблены средства художественной изобразительности, в чтении произведения и в рассуждении о нем;
- использовать средства художественной изобразительности языка в собственных устных и письменных высказываниях; определять тему и идею произведения, исходя из внимания к поэтическому слову;
- сопоставлять документальные сведения о реальных событиях и лицах с их изображением в художественном произведении с целью понимания специфики искусства слова;
- сопоставлять изображение реального факта в произведениях разных родов и жанров, разных авторов с целью понимания точки зрения автора;
- воспринимать художественную правду в произведениях, написанных как в правдоподобной, так и в условной манере;
- создавать произведения, основанные на жизненных впечатлениях;
аудирование и чтение
- выразительно читать тексты различной эмоциональной окраски;
- передавать при чтении лирического произведения своеобразие образа-переживания;
- понимать идею драматического произведения и передавать её в чтении по ролям.
говорение и письмо
- применять различные языковые способы выражения мысли и чувства в собственных устных и письменных высказываниях;
- редактировать и совершенствовать текст;
- использовать средства комического изображения в собственных сочинениях;
- создавать собственные высказывания, отвечающие требованиям текста;
- создавать собственное произведение, употребляя различные средства выражения идеи; создавать прозу, стихи и драматические произведения, используя различные способы выражения идеи;
- анализировать прозу, стихи, драматическое произведение;
- создавать собственное произведение с использованием традиций;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
осознания значения произведений словесности в жизни человека и общества;
творческого овладения богатствами родного языка в освоении духовного опыта человечества.
V. УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА
5 класс
№ п/п Наименование раздела и тем Часы учебного времени Плановые сроки прохождения Примечание
1 Что такое слово 1 2 Словесность 4 3 Богатство лексики русского языка 6 4 Прямое и переносное значение слова 2 5 Текст 5 6 Стихи и проза 2 7 Устная народная словесность 2 8 Литературное эпическое произведение 4 9 Литературное лирическое произведение 4
4
10 Литературное драматическое
произведение 4 Всего часов 34 6 класс.
№ п/п Наименование раздела и тем Часы учебного времени Плановые сроки прохождения Примечание
1 Употребление языковых средств 4 сентябрь 2 Средства художественной изобразительности 5 октябрь-ноябрь 3 Юмор в жизни и произведениях словесности 5 декабрь 4 Произведения устной народной словесности 5 январь 5 Эпическое произведение, его особенности 4 февраль 6 Лирическое произведение, его особенности 4 март-апрель 7 Драматическое произведение, его особенности 4 апрель -май 8 Итоговое повторение 3 май Всего часов 34 7 класс
№ п/п Наименование раздела и тем Часы учебного времени Плановые сроки прохождения Примечание
1 Слово и словесность 2 2 Разновидности употребления языка 5 3 Формы словесного выражения 5 4 Стилистическая окраска слова. Стиль. 2 5 Роды, виды и жанры произведений словесности. 2 6 Устная народная словесность, её виды и жанры. 2 7 Духовная литература, её жанры 2 8 Эпические произведения, их виды 3 9 Лирические произведения, их виды 3 10 Драматические произведения, их виды 3 11 Лиро-эпические произведения, их виды 2 12 Взаимовлияние произведений словесности 3 Всего часов 34 8 класс
№ п/п Наименование раздела и тем Часы учебного времени Плановые сроки прохождения Примечание
1 Средства языка художественной словесности 7часов 2 Словесные средства выражения комического 5 часов 3 Качества текста и художественность произведения 4 часа 4 Языковые средства изображения жизни и
выражения точки зрения автора в лирическом произведении 7 часов
5 Языковые средства изображения жизни
и выражения точки зрения автора в драматическом произведении 4 часа 6 Языковые средства изображения жизни
и выражения точки зрения автора в драматическом произведении 4 часа 7 Взаимосвязи произведений словесности 2 часа 8 Повторение изученного 1час Всего часов 34 9 класс
№ п/п Наименование раздела и тем Часы учебного времени Плановые сроки прохождения Количество часов
1 Средства художественной изобразительности 11 2 Жизненный факт и поэтическое слово 4 3 Историческая жизнь поэтического слова 6 4 Произведение искусства слова как единство художественного содержания и его словесного выражения 5 5 Произведение словесности в истории культуры 6 6 Что вы узнали на уроках словесности в 7 – 9 классах. 2 Всего часов 34 VI. СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА
5 КЛАСС
(34 часа)
Введение
Слово как единица языка и как словесное высказывание. Начальные сведения о происхождении слов. Назначение языка: средство общения и взаимопонимания людей, средство сообщения информации и средство побуждения к чему-либо.// Выразительное прочтение текстов, различных по теме высказывания и эмоциональной окраске. Знакомство с этимологическим словарем. Размышление о значении языка. 1ч.
Словесность. Разновидности употребления языка 1ч.
Словесность как словесное творчество, словесное искусство. Письменная и устная формы словесности. Разговорный язык и литературный язык, их свойства. Диалог и монолог. Просторечие. Язык художественной словесности. Отличие значения языка в жизни от значения языка в произведении. /// Различение разговорного и литературного языка, выработка умения употреблять их в соответствующих условиях. Умение различать разговорную и книжную окраску выражений. Обогащение разговорного языка школьника. Умение построить диалог. Уместное употребление просторечия.
Богатство лексики русского языка 1 ч.
Лексическое значение слова. Способы определения значения слова. Слова однозначные и многозначные. Употребление многозначных слов. Слова-термины. Омонимы, их отличие от многозначных слов. Роль омонимов в художественных произведениях. Синонимы, их роль в художественных произведениях. Антонимы, их роль в художественных произведениях. Неологизмы, их роль в художественных произведениях. Устаревшие слова: архаизмы и историзмы. Фразеологизмы./// Работа с толковыми словарями. Умение читать словарную статью. Выработка умения определять лексическое значение слова, давать определение понятия. Умение находить в тексте художественного произведения многозначные слова, омонимы, синонимы, антонимы, неологизмы, архаизмы, историзмы, фразеологизмы.Прямое и переносное значение слова 2ч.
Прямое значение слова. Употребление слова в переносном значении. Эпитет. Сравнение. Аллегория./// Понимание прямого и переносного значения слова. Нахождение в произведении эпитетов и сравнений. Употребление в собственных высказываниях эпитетов, сравнений, аллегорий.
Текст 5 ч.
Текст как результат употребления языка, связанное законченное письменное или устное высказывание. Тема и основная мысль текста. Способы связи предложений в тексте. Формы словесного выражении: повествование, описание, рассуждение, диалог, монолог./// Определение темы и основной мысли текста. Устное и письменное изложение повествовательного текста. Создание собственного повествовательного текста на предложенную тему. Создание словесного описания предмета. Выразительное чтение диалога. Создание собственного рассуждения, диалога, монолога.
Стихотворная и прозаическая формы словесного выражения 2 ч.
Понятие стихотворной и прозаической формах словесного выражения. Повествовательные, вопросительные и побудительные предложения в прозаическом тексте, интонация в них. Восклицательные предложения и их интонация. Ритм и рифма в стихах. Строфа. /// Различение стихотворной и прозаической речи. Чтение предложений с восклицательной интонацией. Чтение стихов с соблюдением стиховой паузы. Выразительное чтение. Подбор рифм к предложенным словам.
Устная народная словесность 2 ч.
Понятия: произведение, устная народная словесность. Знакомство со сказками. Виды сказок. Правдивость сказки. Другие виды народной словесности: небылицы, загадки, пословицы, поговорки, считалки, скороговорки. /// Различение видов русской народной словесности. Рассказывание сказки, небылицы. Произнесение скороговорки и считалки. Отгадывание загадок. Сочинение собственных загадок, употребление пословиц и поговорок, понимание их аллегорического значения.
Литературное эпическое произведение 4 ч.
Произведение, созданное писателем. Эпическое, лирическое и драматическое произведения. Эпическое произведение: произведение, в котором рассказчик повествует о героях и событиях. Литературная сказка. Ее сходство с народной сказкой и отличие от нее. Басня. Басенные герои и сюжеты. Повествование и диалог в басне. Басенная «мораль». Рассказ и повесть. Понятие о сюжете и эпизоде эпического произведения. Особенности языка эпического произведения./// Понимание того, что эпическое произведение – результат творчества писателя. Пересказ литературной сказки. Выразительное чтение. Создание устного рассказа по собственным впечатлениям.
Литературное лирическое произведение 4 ч.
Лирическое произведение: произведение, в котором главное - выражение мыслей и чувств поэта, вызванных различными явлениями жизни. Стихи о родине и о природе. Стихи о животных. Стихи, рассказывающие о событии./// Понимание главного свойства лирических произведений – выражение мыслей и чувств автора. Выразительное чтение стихов.
Литературное драматическое произведение 4ч.
Драматическое произведение: произведение, предназначенное для постановки на сцене театра. Пьеса-сказка. Особенности языкового выражения содержания в драматическом произведении. Использование разговорного языка в диалоге. Авторские ремарки. /// Умение отличать драматическое произведение от произведений других родов словесности. Понимание роли авторских ремарок. Чтение пьесы по ролям. Сочинение собственной сценки.
6 КЛАСС
(34 часа)
Употребление языковых средств 4 ч.
Стилистическая окраска слов и предложений. Употребление языковых средств в зависимости от условий и цели высказывания.
Стилистические возможности лексики. Общеупотребительная лексика, диалектизмы, профессионализмы, заимствованные слова.
Стилистические возможности имени существительного, имени прилагательного и глагола.
Употребление стилистических средств лексики и грамматики в разговорном языке и в художественных произведениях.
/// Обогащение словарного запаса: работа со словарями. Различение слов по их стилистической окраске. Понимание роли общеупотребительных слов, областных, специальных и заимствованных слов в произведениях словесности. Понимание роли грамматической формы существительного, прилагательного и глагола в произведениях словесности. Выразительное чтение текстов с различной стилистической и эмоциональной окраской. Выбор стилистических средств языка в собственных высказываниях в соответствии с условиями и поставленной целью.
Средства художественной изобразительности 5 ч.
Понятие о средствах художественной изобразительности.
Метафора, олицетворение, метонимия, синекдоха.
Порядок слов в предложении, инверсия, повтор, риторический вопрос и риторическое восклицание, антитеза.
Употребление средств художественной изобразительности в произведениях словесности.
/// Нахождение в тексте средств художественной изобразительности и понимание их значения. Выразительное чтение произведений, в которых имеются средства художественной изобразительности. Применение средств художественной изобразительности в собственных высказываниях.Юмор в произведениях словесности 5ч.
Юмор в жизни и в произведениях словесности.
Средства создания юмора: комическая неожиданность в развитии сюжета, в поступках и высказываниях героев; нарушение смысловой сочетаемости слов; соединение несоединимых явлений, предметов, признаков; употребление в одном тексте слов с разной стилистической окраской; юмористические неологизмы и др.
Значение употребления средств создания юмора в произведении. Развитие чувства юмора. Выразительное чтение юмористического произведения. Устное и письменное изложение юмористического произведения. Создание собственного юмористического рассказа или сценки, употребление в нем средств создания комического.
Произведения устной народной словесности 5 ч.
Былина как героический эпос русского народа. Былинные герои и сюжеты.
Особенности словесного выражения содержания в былине. Былинный стих.
Легенда как создание народной фантазии.
Предание о реальных событиях.
/// Выразительное чтение былины. Рассказывание предания, легенды.
Эпическое произведение, его особенности 4 ч.
Что такое эпическое произведение.
Литературный герой. Изображение средствами языка характера литературного героя. Раскрытие характера героя в сюжете произведения.
Герой произведения и автор произведения.
Особенности языкового выражения содержания в эпическом произведении. Повествование, описание, рассуждение, диалог и монолог в эпическом произведении.
/// Умение отличить эпическое произведение от лирического и драматического. Понимание значения повествования, описания, рассуждения, диалога и монолога в эпическом произведении для изображения характера героя и передачи авторского отношения к герою. Различение героя, автора и рассказчика. Выразительное чтение и пересказ эпических произведений. Сочинение рассказа по собственным впечатлениям, использование в нем повествования, описания, рассуждения, диалога и монолога.
Лирическое произведение, его особенности 4ч.
Что такое лирическое произведение.
Особенности языка лирического произведения. Ритм и стих как средство выражения мысли и чувства в лирическом произведении.
Двусложные и трехсложные размеры стиха.
Рифма: ее смысловое (выделяет главное слово), эстетическое (красота звучания), ритмообразующее (сигнал завершения строки), композиционное (связывание строк в строфу) значения. Мужские, женские и дактилические рифмы.
Роль аллитерации в стихотворном тексте.
Стиховая пауза.
/// Умение отличить лирическое произведение от эпического и драматического. Различение размеров стихов. Понимание выразительного значения ритма, рифмы и аллитерации. Выразительное чтение лирического произведения.
Драматическое произведение, его особенности 4 ч.
Что такое драматическое произведение.
Языковые средства изображения характеров в драматическом произведении. Роль диалога и монолога. Реплика. Авторская ремарка. Способы повествования и описания в пьесе.
Сюжет драматического произведения.
/// Умение отличить драматическое произведение от эпического и лирического. Понимание роли авторской ремарки, реплик героев в диалоге, монологов героев. Выразительное чтение по ролям драматического произведения. Сочинение сценки по собственным впечатлениям, употребление в ней ремарки, диалога и монолога.
Повторение 3ч.
7 КЛАСС
(34 часа)
1.Язык и слово 2ч.
Значение языка в жизни человечества. Работа со словарями различного типа; обогащение словарного запаса; определение темы и основной мысли произведения.
2. Разновидности употребления языка 5 ч.
Разговорный язык, его особенности. Разновидности разговорного языка: «общий» разговорный язык, просторечие, территориальные и профессиональные диалекты, жаргоны, арго. Использование разговорного языка в общении людей и в литературе.
Литературный язык. Нормы употребления языка, их обязательность для всех, кто говорит и пишет на данном языке. Употребление литературного языка в разных сферах жизни. Разновидности литературного языка: официально-деловой, научный и публицистический стили.
Язык художественной литературы как особая разновидность употребления языка.
Работа со словарями. Различение разговорного языка и разновидностей литературного языка, их употребление. Создание текстов официально-делового, научного и публицистического стилей.

3.Формы словесного выражения 5ч.
Устная и письменная формы словесного выражения. Диалог и монолог в нехудожественной словесности. Диалог и монолог в художественной словесности. Сказ. Стихи и проза, их различие. Слово и ритм в стихах и прозе. Интонация. Стих и смысл.
Выразительное чтение повествования, описания, рассуждения, диалога в художественном произведении. Рассказывание о событии с использованием диалога. Выразительное чтение сказа. Создание собственного сказа (рассказ о событии от лица героя с сохранением особенностей его речи). Выразительное чтение стихов и прозы. Создание устного монолога в научном стиле.
4..Стилистическая окраска слова. Стиль. 2 ч.
Стиль – стилистическая и эмоционально- экспрессивная окраска слова. Синонимы. Стилистическая окраска слова в художественном произведении. Стилистические возможности фразеологии. Стилистические возможности существительного, прилагательного и глагола. Стилистические возможности синтаксиса. Стиль писателя и стиль произведения.
Работа со словарями. Употребление стилистически окрашенных слов. Понимание стилистической выразительности различных средств языка и умение передать свое понимание в выразительном чтении произведения. Создание стилизации и пародии.
5 Роды, виды и жанры произведений словесности. 2ч
Три рода словесности: эпос, лирика и драма. Предмет изображения и способ изображения жизни в эпических, лирических и драматических произведениях. Понятия рода, вида и жанра.
Различение родов словесности. Определение вида и жанра произведения.
6.Устная народная словесность, её виды и жанры 2 ч.
Эпические виды и жанры народной словесности (Загадка. Пословицы и поговорки. Сказка, небылица, легенда, предание). Былина. Анекдот.). Лирические виды и жанры народной словесности (песни, частушки.). Драматические виды и жанры народной словесности (кукольный театр, народная драма. Раёк.) Выразительное чтение произведений разных видов народной словесности.
7.Духовная литература. Её виды и жанры 2 ч.
Значение Библии для русской культуры. Содержание и стиль Библии. Состав Библии. Жанры библии: повесть, притча, проповедь, молитва, послания, псалмы. Темы и жанры Библии в произведениях русских поэтов.
Чтение Библии. Понимание библейских текстов в соответствии с их жанровой спецификой. Понимание обобщенного смысла библейского повествования.
8.Эпические произведения, их своеобразие и виды 3 ч.
Литературные сказки, небылицы, загадки, скороговорки. Басня. Рассказ, повесть, роман. Жанры эпических произведений. Герой эпического произведения Сюжет и композиция эпического произведения. Художественная деталь: повествовательная и описательная.
Понимание характера литературного героя с учетом всех средств его изображения. Выразительное чтение и пересказ эпизода с употреблением различных средств изображения характера. Сочинение: характеристика героя и сравнительная характеристика нескольких героев. Использование в нем различных средств словесного выражения содержания.
9.Лирические произведения, их своеобразие и виды 3 ч.
Ода. Элегия. Описание картины в лирическом стихотворении. Выражение мысли чувства поэта. Композиция стихотворения. Герой лирического произведения. «Ролевая» лирика. Своеобразие художественного образа в лирике.
Сочинение-эссе, раскрывающее личное впечатление о стихотворении, об использовании специфических средств изображения и выражения, присущих лирическому произведению.
10.Драматические произведения, их своеобразие и виды 3 ч.
Трагедия. Комедия и драма. Своеобразие драматического произведения. Способы изображения героев в драматическом произведении. Сюжет, конфликт и композиция драматического произведения.
Выразительное чтение драматического произведения. Сочинение: анализ эпизода пьесы.
11.Лиро – эпические произведения, их своеобразие и виды 2ч.
Баллада. Поэма. Повести, романы, очерки в стихах. Стихотворения в прозе. Черты эпического рода словесности в балладе и поэме: объективное изображение характеров, наличие сюжета.
Выразительное чтение лиро-эпических произведений. Сочинение-рассуждение о героях баллады и поэмы.
12.Взаимовлияние произведений словесности 3 ч.
Эпиграф. Цитата. Реминисценция. Использование фольклорных жанров.
Понимание смысла использования чужого слова в произведениях словесности. Умение передать это понимание в выразительном чтении произведений. Использование мотивов народной словесности в собственном литературном творчестве.
8 КЛАСС
(34 часа)
Средства языка художественной словесности 7Ч.
Многообразие языковых средств и их значение.
Лексическое значение слова, определяемое в словаре, и семантика слова, словосочетания, оборота речи, которая возникает при употреблении языка. Способность языка изобразить предмет и выразить авторскую точку зрения.
Семантика фонетических средств языка. Значение интонации: роль лексики и синтаксиса, логического и эмоционального ударения, паузы, мелодики (повышения и понижения голоса). Значение звуковых повторов: аллитерации и ассонанса.
Семантика словообразования. Значение сопоставления морфем, создания новых сложных слов.
Значение средств лексики. Роль синонимов, антонимов, паронимов, омонимов. Роль архаизмов, историзмов, славянизмов. Роль неологизмов и заимствованных слов. Употребление переносного значения слов — тропов. Художественное значение метафоры, олицетворения, метонимии.
Значение изобразительных средств синтаксиса. Употребление различных типов предложений. Употребление поэтических фигур: антитезы, оксюморона, инверсии, анафоры, эпифоры, рефрена, повтора, умолчания, эллипсиса./// Умение видеть в тексте языковые способы изображения явления и выражения отношения автора к предмету изображения. Понимание значения лексических, фонетических, словообразовательных, грамматических средств языка в произведениях словесности. Выразительное чтение текстов различной эмоциональной окраски. Применение различных языковых способов выражения мысли и чувства в собственных устных и письменных высказываниях.
Словесные средства выражения комического5Ч.
Возможность выразить в слове авторскую оценку явления. Комическое как вид авторской оценки изображаемого.
Юмор и сатира, их сходство и различие. Роль смеха.
Языковые средства создания комического эффекта. Своеобразие речи героев в юмористическом и сатирическом произведении, использование «говорящих» имен и фамилий, парадокса, каламбура, остроумия.
Малые жанры комического: афоризм и эпиграмма.
/// Понимание сущности комического, развитие чувства юмора. Умение видеть авторский идеал в сатирическом и юмористическом произведениях. Выразительное чтение и рассказывание сатирических и юмористических произведений. Использование языковых средств комического изображения в собственных сочинениях.
Качество текста и художественность произведения 4 Ч.
Текст и его признаки. Тема и идея текста. Основные требования к художественному и нехудожественному тексту: правильность, точность, последовательность, соответствие стиля цели высказывания. Высказывание как выражение мысли.
Художественность произведения. Особая роль языка в художественном произведении.
Выбор необходимых языковых средств, соответствие стилистической окраски высказывания его цели.
Богатство лексики и емкость слова в художественном произведении.
Стройность композиции, последовательность изложения, соразмерность частей.
Выражение авторской индивидуальности, оригинального взгляда на мир. Открытие нового.
Великие художественные произведения.
/// Развитие «чувства стиля». Умение оценить качество текста: его правильность, точность, стройность композиции, соответствие стиля цели высказывания. Различение удачных и неудачных выражений. Редактирование и совершенствование текста. Умение увидеть своеобразие художественного текста, его достоинства и недостатки. Создание собственного высказывания, отвечающего требованиям к тексту.
Языковые средства изображения жизни и выражения точки зрения автора в эпическом произведении 7Ч.
Своеобразие языка эпического произведения. Значение и особенности употребления повествования, описания, рассуждения, диалога и монолога в эпическом произведении. Прямая речь в диалоге, включенном в повествование, и несобственно-прямая речь в монологе.
Понятия: образ героя, литературный герой, характер, типический герой. Литературный герой, изображенный средствами языка, как способ воплощения мыслей автора о человеке и мире.
Сюжет и композиция эпического произведения, созданные средствами языка, как способ выражения авторской идеи.
Автор и рассказчик. Разновидности авторского повествования: повествование от лица «всеведущего автора», от лица рассказчика — участника или свидетеля событий. Сказ.
/// Умение понять авторскую мысль, учитывая все средства ее выражения в эпическом произведении. Умение различать героя, рассказчика и автора, видеть разные виды авторского повествования и способы передачи речи героя. Создание собственного произведения, употребление в нем различных средств словесного выражения идеи. Сочинение- рассуждение об идейно-художественном своеобразии эпического произведения.
Языковые средства изображения жизни и выражения точки зрения автора в лирическом произведении 4 Ч.
Своеобразие языка лирического произведения. Средства языкового выражения мысли и чувства автора в лирическом произведении.
Семантика слова в лирике. Сверхзначение слова. Ритм как способ сопоставления и противопоставления слов, словосочетаний, предложений для выражения мысли и чувства автора. Значение соотношения ритма и синтаксиса. Перенос как выразительное средство в стихах.
Значение звуковой организации стихотворной речи для выражения мысли автора. Рифма в лирическом произведении. Звукопись.
Стихотворные забавы: палиндром, акростих, фигурные стихи, монорим.
/// Понимание значения средств языкового выражения содержания при чтении лирического произведения. Умение почувствовать и передать в чтении своеобразие образа-переживания в лирическом произведении. Создание стихов, использование в них различных способов выражения идеи. Сочинение — анализ отдельного стихотворения.
Языковые средства изображения жизни и выражения точки зрения автора в драматическом произведении 4Ч.
Своеобразие языка драматического произведения. Значение диалога и монолога как главных средств изображения жизни и выражения авторской точки зрения в драматическом произведении. Отличие этих форм словесного выражения содержания в драматическом произведении от их употребления в эпическом и лирическом произведениях.Выражение отношения автора к изображаемому в выборе жанра.
Характеры героев, изображенные посредством языка, как способ выражения авторской позиции.
Значение сюжета и конфликта для выражения авторской позиции.
Значение композиции драматического произведения, роль диалога и авторских ремарок, художественной детали, подтекста для выражения идеи произведения.
/// Понимание значения средств словесного выражения содержания драматического произведения. Умение понять идею драматического произведения и передать ее в чтении по ролям и в режиссерском решении сцены. Создание собственного драматического произведения с использованием различных способов выражения идеи. Сочинение- рассуждение об идейно-художественном своеобразии драматического произведения.
Взаимосвязи произведений словесности 2 Ч
Взаимовлияние произведений словесности — закон ее развития. Взаимосвязи произведений словесности в качестве реминисценций или на уровне языка, образа, сюжета, композиции, темы, идеи, рода, вида, жанра, стиля.Воздействие Библии на русскую литературу. Черты влияния Библии в летописи, произведениях древней русской литературы, словесности нового времени.
Мифологические образы в русской литературе. Значение использования мифологических образов.
Влияние народной словесности на литературу. Использование жанров народной словесности, тем, мотивов. Переосмысление сюжетов и образов фольклора с целью решения современных автору проблем. Использование стиля народной поэзии.
/// Понимание идейно-художественного смысла использования традиций духовной литературы, мифологии, фольклора. Умение видеть авторскую позицию в произведениях, в которых используются идеи, образы, стиль произведений прошлого. Создание собственных произведений с использованием традиций.
Повторение 1Ч.
9 КЛАСС
(34часа)
Значение и многообразие средств художественной изобразительности языка. 11ч. Семантика различных средств языка. Употребление их в разговорном языке и в художественном произведении. Индивидуально-авторские особенности применения средств художественной изобразительности.
Понятие об эпитете. Эпитет и стиль писателя.
Сравнение и параллелизм, развернутое сравнение, их роль в произведении.
Олицетворение. Олицетворение и стиль писателя.
Аллегория и символ. Употребление в произведении этих средств художественной изобразительности.
Гипербола. Гипербола в разговорном языке, в диалогах пьесы, в эпическом и лирическом произведениях. Значение гиперболы.
Парадокс и алогизм, их роль в произведении.
Гротеск и его значение в произведении. Различная эмоциональная окраска гротеска.
Бурлеск как жанр и как изобразительное средство языка.
«Макароническая» речь. Значение употребления этого средства в произведении словесности.
Этимологизация и внутренняя форма слова. Ложная этимология. Игра слов.
Ассоциативность. Явные и скрытые ассоциации.
Квипрокво как изобразительное средство языка и как способ построения сюжета.
/// Понимание идейно-художественного значения средств художественной изобразительности. Умение выразить понимание идеи произведения, в котором употреблены средства художественной изобразительности, в чтении произведения и в рассуждении о нем. Использование средств художественной изобразительности языка в собственных устных и письменных высказываниях.
Жизненный факт и поэтическое слово 4 ч.
Прямое и поэтическое значение словесного выражения. Направленность высказывания на объект и субъект.
Предмет изображения, тема и идея произведения.
Претворение жизненных впечатлений в явление искусства слова. Прототип и литературный герой.
Способы выражения точки зрения автора в эпическом и лирическом произведении.
Художественная правда. Правдоподобное и условное изображение.
/// Понимание поэтического значения словесного выражения. Умение определить тему и идею произведения, исходя из внимания к поэтическому слову. Сопоставление документальных сведений о реальных событиях и лицах с их изображением в художественном произведении с целью понимания специфики искусства слова. Сопоставление изображения реального факта в произведениях разных родов и жанров, разных авторов с целью понимания точки зрения автора. Развитие умения воспринимать художественную правду в произведениях, написанных как в правдоподобной, так и в условной манере. Создание произведения, основанного на личных произведениях.
Историческая жизнь поэтического слова 6ч.
Принципы изображения действительности и поэтическое слово.
Изображение действительности и поэтическое слово в древнерусской литературе. Принципы отбора явлений жизни, их изображения и оценки. Значение этикета и канона. Старославянский, древнерусский и церковнославянский языки. Своеобразие средств художественной изобразительности.
Изображение действительности и поэтическое слово в литературе XVIII века. Повести петровского времени. Теория трех штилей М. В. Ломоносова и ее
применение в произведениях поэта. Новое отношение к поэтическому слову в творчестве Г. Р. Державина.
Изображение действительности и поэтическое слово в произведениях сентиментализма и романтизма. Поэтические открытия В. А. Жуковского. Ро-мантический стиль А. С. Пушкина.
Изображение действительности в искусстве реализма. Поэтическое слово в реалистическом произведении: эпическом, лирическом, лиро-эпическом. Субъект речи. Полифония.
Авторская индивидуальность. Проявление художественной одаренности, мировоззрения, жизненного опыта, личности писателя в произведении. Стиль писателя как единство всех элементов художественной формы произведений, своеобразие творчества писателя.
/// Чтение произведений древнерусской литературы и произведений литературы XVIII и XIX вв. Умение видеть и передать в выразительном чтении художественные достоинства произведений прошлого, исходя из понимания своеобразия языка этих произведений. Сочинение-рассуждение, посвященное раскрытию своеобразия стиля произведения, а также сопоставлению произведений. Определение авторской позиции в произведении. Понимание способов выражения авторской позиции в произведениях разных эпох и литературных направлений, разных родов и жанров словесности.
Произведение словесности. Произведение искусства слова как единство художественного содержания и его словесного выражения 5ч.
Эстетическое освоение действительности в искусстве слова. Эстетический идеал.
Художественный образ. Различные виды художественного образа. Свойства художественного образа: наличие «внутренней формы» и авторской эстетической оценки, результат творчества.
Художественная действительность: объективное и субъективное начала в ней. Художественное содержание.
Словесная форма выражения художественного содержания. «Приращение смысла» слова. Отбор и организация словесного материала. Общая образность языка в произведении. Эстетическая функция языка.
Художественное время и художественное пространство (хронотоп) как один из видов художественного образа. Хронотоп в произведениях разных родов словесности как средство выражения художественного содержания.
Герой произведения словесности как средство выражения художественного содержания. Своеобразие изображения человека в эпическом, лирическом и драматическом произведениях.
/// Восприятие произведения словесности как целостного явления, как формы эстетического освоения действительности. Понимание художественного содержания, выраженного в словесной форме произведения. Понимание значения художественного образа: героя произведения, художественного пространства и художественного времени. Умение при чтении произведения идти от слова к идее, воспринять личностный смысл произведения и передать его в выразительном чтении, пересказе, в сочинении о произведении. Создание собственного произведе-ния по жизненным впечатлениям. Сочинение, посвященное целостному анализу произведения.
Произведение словесности в истории культуры 6 ч.
Взаимосвязь разных национальных культур. Значение перевода произведения словесности на другой язык. Индивидуальность переводчика.
Развитие словесности. Традиции и новаторство, использование традиций в произведениях словесности. Пародия как средство литературной борьбы. Обращение
к «вечным» образам и мотивам, новая жизнь типических героев, созданных в прошедшую эпоху.
Роль словесности в развитии общества и в жизни личности. Значение художественной словесности для развития языка. Значение произведения словес-ности для его времени. Познание мира средствами искусства слова. Нравственные проблемы в произведениях словесности. Очеловечивание мира. Главное назначение искусства — помочь совершенствованию мира и человека.
/// Понимание эстетической природы искусства слова. Выявление личностного смысла произведений словесности, умение передать его в выразительном чтении произведения, в устных и письменных рассуждениях о нем. Умение видеть главное значение произведений русской словесности. Использование «вечных» образов, жанров и стилей произведений прошлого в собственном творчестве.
Повторение и обобщение. 2ч
VII.ФОРМЫ И СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ
Преобладающие формы текущего контроля знаний, умений и навыков:
- тесты,
- контрольные, самостоятельные работы,
- словарные, объяснительные, комментированные диктанты, диктанты «Проверь себя»,
- задания творческого характера.
На уроках используются элементы следующих технологий:
личностно ориентированное обучение,
технологии уровневой дифференциации обучения,
игровые технологии,
обучение с применением опорных конспектов и ИКТ.
VIII. ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОГО И МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
УМК для 5 класса:
Альбеткова Р.И. Русская словесность. От слова к словесности. Учебник для 5класс.общеобразовательных учреждений – М.: Дрофа, 2008-2011.
Альбеткова Р.И. Методические рекомендации к учебнику «Русская словесность. 5класс». – М., 2010.
Альбеткова Р.И. Русская словесность. От слова к словесности.5класс: рабочая тетрадь – М.: Дрофа, 2010.
УМК для 6 класса:
1.Альбеткова Р.И. Русская словесность. От слова к словесности Учебник для 6класс.общеобразовательных учреждений.– М.: Дрофа, , 2008-2011.
2.Альбеткова Р.И. Методические рекомендации к учебнику «Русская словесность. 6 класс». – М., 2010.
3.Альбеткова Р.И. Русская словесность. От слова к словесности.6 класс: рабочая тетрадь – М.: Дрофа, 2010.
УМК для 7 класса:
1.Альбеткова Р. И. Русская словесность. От слова к словесности: Учебник для 7класс.общеобразовательных учреждений..- М., Дрофа, 2008-2011
2.Альбеткова Р. И. Русская словесность. От слова к словесности: Рабочая тетрадь. М.,2009
3.Альбеткова Р. И. Методические рекомендации к учебнику «Русская словесность: От слова к словесности. 7 класс». — М., 2008.
УМК для 8 класса:
1.Альбеткова Р. И. Русская словесность. От слова к словесности: Учебник для 8класс.общеобразовательных учреждений..- М., Дрофа, 2008-2011
2.Альбеткова Р. И. Русская словесность. От слова к словесности: Рабочая тетрадь. М.,2009
3.Альбеткова Р. И. Методические рекомендации к учебнику «Русская словесность: От слова к словесности. 8 класс». — М.,
УМК для 9 класса:
1.Альбеткова Р. И. Русская словесность. От слова к словесности: Учебник для 9класс.общеобразовательных учреждений..- М., Дрофа, 2008-2011
2.Альбеткова Р. И. Русская словесность. От слова к словесности: Рабочая тетрадь. М.,2009
3.Альбеткова Р. И. Методические рекомендации к учебнику «Русская словесность: От слова к словесности. 9 класс». — М.,

Литература для учителя
1.Бельчиков Ю. А. Лексическая стилистика: Проблемы изучения и обучения. — М.,1998.
2.Виноградов В. В. Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика. — М., 1963.
3.Виноградов В. В. Избранные труды: О языке художественной прозы. — М., 1980.
4.Виноградов В. В. Проблемы русской стилистики. - М., 1981.
5.Винокур Г.О. О языке художественной литературы / Сост. Т. Г. Винокур; Предисл. В. П. Григорьева. — М., 1991.
6.Львова С. И. Уроки словесности. 5—9 кл.: Пособие для учителя. — М., 1996.
7.Власенков А. И. Русская словесность. Интегрированное обучение русскому языку и литературе: Программы, содержание работы по классам. V — VIII классы. — М, 1998.
8.Горшков А. И. Теория и история русского литературного языка. — М., 1984.
9.Горшков А. И. Композиция художественного текста как объект лингвистического исследования // Русский язык: Проблемы художественной речи. Лексикология и лексикография. — М., 1981.
10.Граник Г. Г., Бондаренко С. М., Концевая Л. А. Как учить работать с книгой. — М., 1995.
11.Граник Г. Г., Бондаренко С. М., Концевая Л. А. Дорога к книге: Психологи — учителям литературы / Научн. ред. Г. Г. Граник. – М., 1996.
12.Гуковский Г. А. Пушкин и проблемы реалистического стиля. — М., 1957.
13.Гуковский Г. А. Пушкин и русские романтики. — М., 1965.
14.Гуковский Г. А. Изучение литературного произведения в школе. — М.; Л., 1966.
15.Ковалевская Е. Г. Анализ текстов художественных произведений. — Л., 1976.
16.Колесов В. В. Русская речь. Вчера. Сегодня. Завтра. - СПб., 1998.
17.Ларин Б. А. Эстетика слова и язык писателя. — Л., 1974.
18.Лихачев Д. С. Поэтика древнерусской литературы. – Л., 1967.
19.Лотман Ю. М. Структура художественного текста. – М., 1970.
20.Лотман Ю. М. Анализ поэтического текста. — Л., 1972.
21.Львова С. И. Уроки словесности. 5—9 кл.: Пособие для учителя. — М., 1997.
22.Максимов Л. Ю. О языке и композиции художественного текста // Язык и композиция художественного текста / Отв. ред. Л. Ю. Максимов. — М., 1983.
23.Новиков Л.А. Художественный текст и его анализ. – М., 1988.
24.Одинцов В. В. Стилистика текста, — М., 1980.
25.Одинцов В. В. О языке художественной прозы: Повествование и диалог. — М., 1983.
26.Пешковский А. М. Избранные труды. — М., 1959.
27.Потебня А. А. Теоретическая поэтика / Сост. А. Б. Муратова, — М., 1990.
28.Пустовойт П. Г. Слово. Стиль. Образ. — М.. 1965.
29.Скворцов Л. И. Теоретические основы культуры речи. — М., 1980.
30.Скворцов Л. И. Художественная литература и нормы языка // Русский язык: Проблема художественной речи. Лексикология и лексикография. — М., 1981.
31.Слово и образ: Сб. статей. — М., 1964.
32.Томашевский Б. В. Стилистика и стихосложение. — Л., 1959.
33.Тынянов Ю. Н. Проблемы стихотворного языка: Статьи. - М., 1965.
34.Тынянов Ю. Н. Поэтика. История литературы. Кино. - М., 1977.
35.Шанский Н. М. О курсе «Русская словесность» на продвинутом этапе обучения (X—XI классы) //. Русский язык в школе. — 1994. — №5.
36Шмелев Д. Н. Слово и образ. — М., 1964.
37.Шмелев Д. Н. Русский язык в его функциональных разновидностях. — М., 1977.
38.Щерба Л. В. Опыт лингвистического толкования стихотворений: I. «Воспоминание» Пушкина. II. «Сосна» Лермонтова в сравнении с ее немецким прототипом // Щерба Л. Б. Избранные работы по русскому языку. — М., 1957.
Литература для учащихся
1.Арсирий А. Т. Занимательные материалы по русскому языку. — М., 1995.
2.Вартаньян Э. Д. Из жизни слов. — М., 1960.
3.Горшков А. И. Все богатство, сила и гибкость языка: А. С. Пушкин в истории русского языка. — М., 1993.
4.Кодухов В. И. Рассказы о синонимах. — М., 1984.
5.Максимов В. И. Точность и выразительность слова. - Л., 1968.
6.Наровчатов С. С. Необычное литературоведение. — М.. 1970.
7.Одинцов В. В. Лингвистические парадоксы. — М., 1976.
8.Паустовский К. Г. Золотая роза. (Любое издание.)
9.Солганик Г. Я. От слова к тексту. — М., 1993.
10.Успенский Л. Слово о словах. (Любое издание.)
11.Чуковский К. И. Живой как жизнь. (Любое издание.)
12.Шанский Н. М. Занимательный русский язык. — М., 1996. - Ч. 1, 2.
Словари и справочники
1.Александрова 3. Е. Словарь синонимов русского языка: Практический справочник: Около 11 000 синонимических рядов. — 9-е изд. — М., 1998.
2.Ахманова О. С. Словарь омонимов русского языка. - М., 1986.
3.Ашукин Н. С., Ашукин М. Г. Крылатые слова: Литературные цитаты, образные выражений: — М., 1998.
4.Бельчиков Ю. А., Панюшева М. С. Словарь паронимов современного русского языка. — М., 1994.
5.Большой путеводитель по Библии: Пер. с нем. — М., 1993.
6.Большой толковый словарь русского языка / Гл. ред. С. А. Кузнецов. — СПб., 1998.
7.Васюкова И. А. Словарь иностранных слов: С грамматическими формами, синонимами, примерами употребления/Под ред. И. К. Сазоновой. — М, 1998.
8.Горбачевич К. С, Хабло Е. П. Словарь эпитетов русского литературного языка. — М., 1979.
9.Горбачевич К. С. Русский синонимический словарь. — СПб.. 1996.
10.Даль В. И. Пословицы русского народа. — М., 1994. - Т. 1-3.
11.Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. (Любое издание.)
12.Детская энциклопедия в 12 томах. Том 11: Язык и литература. — Ц., 1976.
13.Жуков В. П., Жуков А. В. Школьный фразеологический словарь русского языка. — 3-е изд., перераб. — М., 1994.
14.Жуков В. П. Словарь русских пословиц и поговорок. (Любое издание.)
15.Зимин В. И., Спирин А. С. Пословицы и поговорки русского народа: Объяснительный словарь. — М., 1996.
16.Изобразительное искусство. Музыка / Ред.-сост. М. М. Подзорова, Т. Н. Марусяк. — М., 1997. (Словари школьника).
17.Квятковский А. П. Школьный поэтический словарь. — М., 1998.
18.Краткий словарь литературоведческих терминов / Сост. Л. И. Тимофеев и С. В. Тураев: Кн. для учащихся. — М., 1985.
19.Крысин Л. П. Школьный словарь иностранных слов. - М.. 1997.
20.Крысин Л. П. Толковый словарь иноязычных слов. — М., 1998.
21.Лапатухин М. С., Скорлуповская Е. В., Снетова Г. П. Школьный толковый словарь русского языка. — 2-е изд., перераб. и доп. — М., 1999.
22.Лингвистический энциклопедический словарь / Гл. ред. В. Н. Ярцева. - М., 1990.
23.Литературный энциклопедический словарь / Под ред. В. М. Кожевникова и П. А. Николаева. — М., 1987.
24.Львов М. Р. Школьный словарь антонимов русского языка. — 3-е изд., испр. и доп. — М., 1998.
25.Николюк Н. Библейское слово в нашей речи: Словарь-справочник. — СПб., 1998.
26.Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. — М., 1992. (Любое последующее издание.)
27.Павловский А. Популярный библейский словарь: Кн. для чтения. — М., 1994.
28.Рогожникова Р. П., Карская Т. С. Школьный словарь устаревших слов русского языка: По произведениям русских писателей XVIII—XX вв. — М., 1996.
29.Русский язык: Энциклопедия / Гл. ред. Ю. Н. Караулов. — 2-е изд., перераб. и доп. — М., 1997.
30.Словарь образных выражений русского языка / Под ред. В. Н. Телия. - М., 1995.
31.Сомов В. П. Словарь редких и забытых слов. — М., 1996.
32.Успенский Л. В. Почему не иначе? Этимологический словарик школьника. — М., 1967.
33.Учебный словарь синонимов русского языка / Сост. Л. П. Алекторова, Л. А. Введенская, В. Ю. Зимин и др. — Ростов-на-Дону; М., 1997.
34.Шанский Н. М., Боброва Т. А. Школьный этимологический словарь русского языка: Значение и происхождение слов. — 2-е изд. — М., 1997.
35.Шанский Н. М., Зимин В. И., Филиппов А. В. Школьный фразеологический словарь русского языка: Значение и происхождение словосочетаний. — 2-е изд. — М., 1997.
36.Шипов Я. Православный словарь. — М., 1998. (Словари школьника).
37.Школьный словарь иностранных слов / Под ред. В. В. Иванова. — 3-е изд., доп. — М., 1994.
38.Фразеологический словарь русского языка / Сост. А. И. Фёдоров: Более 12000 фразеологических единиц. – Новосибирск, 1995. – Т. 1, 2. ( любое последующее издание.)
39.Шанский Н. М., Зимин В. И., Филиппов А. В. Школьный фразеологический словарь русского языка: 5 – 11 кл. – М., 1995.
40.Школьный словарь иностранных слов / Под ред. В. В. Иванова. – 3-е изд., перераб. и доп. – М., 1994.
Электронные образовательные ресурсы.
1.CD – ROM . Русский язык (Справочник школьника).
2.Фраза. Программа – тренажёр по русской словесности для 5 – 9 классов.
3.Страна Лингвиния. Сборники тренингов, электронных словарей. Версия 2.0
4.Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки русского языка 8 – 9
Календарно- тематическое планирование 8класс
№ Тема урока Плановая
дата Фактическая
дата
Примечание
1 Что такое семантика Семантика фонетических средств. Семантика словообразования 2 Лексические возможности языка. Синонимы, омонимы, паронимы, антонимы 3 Архаизмы и историзмы. Неологизмы и заимствованные слова 4 Тропы. Метафора, сравнение, олицетворение 5 Метонимия, синекдоха 6 Семантика средств синтаксиса. Поэтические фигуры 7 Практическое занятие по теме «Средства языка художественной словесности» 8 Комическое как средство выражения оценки явления 9 Языковые средства создания комического. Неожиданность, остроумие, каламбур 10 Гипербола, фантастика, ирония 11 Пословицы и афоризмы 12 Практическое занятие по теме «Словесные средства выражения комического»
13 Текст и его признаки. Тема и идея 14 Основные требования к тексту 15 Художественность произведения. Композиция словесного выражения 16 Практическое занятие по теме «Качество текста и художественность произведений словесности»
17 (7ч.)
18 Слово в эпическом произведении. Описание, повествование. 19 Монолог, диалог 20 Литературный герой, характер, образ 21 Сюжет и композиция как средство выражения идеи 22 Рассказчик и автор в эпическом повествовании 23 Практическое занятие по теме «Языковые средства изображения жизни и выражения точки зрения автора в эпическом произведении»
24 Слово в лирическом произведении 25 Ритм как способ выражения мысли и чувства автора 26 Звуковая организация стихотворной речи Стихотворные забавы. 27 Практическое занятие по теме «Языковые средства изображения жизни и выражения точки зрения автора в лирическом произведении»
28 Языковые средства изображения жизни и выражения точки зрения автора в драматическом произведении (4ч.)
Слово в драматическом произведении 29 Выбор вида и жанра как средство выражения авторской точки зрения 30 Сюжет, конфликт и композиция в драматическом произведении 31 Практическое занятие по теме «Языковые средства изображения жизни и выражения точки зрения автора в драматическом произведении»
32 Воздействие Библии на русскую литературу 33 Мифологические образы и народная словесность в русской литературе 34 Практическое занятие по теме «Взаимосвязи произведений словесности»