Материаловедение. Химические волокна. Технология их производства.


Технологическая карта урока технологии в 7 классе _____._____. 20____г.

Тема урока: Материаловедение.
Химические волокна. Технология их производства. Тип урока:
Урок усвоения новых знанийЦель урока Дополнить и систематизировать знания учащихся по теме «Классификация волокон». Понимать технологию производства химического волокна
Задачи урока: Образовательные: Сформировать знания по производству искусственных и синтетических волокон.
Развивающие: развивать способности к анализу и сопоставлению, наблюдательности и вниманию; развивать понимание того, что выбор ткани зависит во многом от назначения изделия; способствовать формированию и развитию познавательного интереса учащихся к предмету; способствовать формированию и развитию интеллектуальных качеств личности.
Воспитательные: Воспитывать бережное отношение к одежде из натуральных и химических волокон. Воспитывать уважительное отношение к труду людей.. Планируемые
результаты Предметные Учащиеся должны научиться определять направление нитей основы и утка, познакомиться с классификацией текстильных волокон, усвоить новые понятия; навыки работы с текстом
Личностные проявление познавательных интересов и активности в данной области предметной технологической деятельности; развития трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности.
Метапредметные Коммуникативные Социальная компетентность, учёт позиции других людей, умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблемы.
Регулятивные Организация учащимися учебной деятельности на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно; определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, контроль за результатом, саморегуляция.
Познавательные Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; анализ объектов; выбор оснований и критериев для сравнения.
Межпредметные связи История, химия
Ресурсы урока Презентация «Мифы и факты из мира одежды», маршрутная карта урока, сайт сетевого урока sites.google.com›site/himiatehnologiasetevojurok/, опорная схема «Классификация текстильных волокон», раствор основного карбоната меди, раствора аммиака, хлопковой ваты, одномолярный рас-твор серной кислоты, посуда для проведения опыта, ссылка на видео опыта получения вискозы https://www.youtube.com/watch?v=cJTXJAf_eBA ;Презентация «Получение химических волокон», видео «Одежда будущего», «Рубашка из нано-частиц», «Платье из баллончика», «Новые технологии производства ткани», тест по теме «Химические волокна».
Формы урока Фронтальная, индивидуальная, групповая.
УМК Учебник: Кожина О.А., Кудакова Е.Н., Маркуцкая С.Э. Технология. Обслуживающий труд. 7 кл.- М.: ДРОФА, 2014.
Ход урока
Дидактическаяструктура урока, с указанием времени Деятельностьучителя Деятельностьучеников Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов Планируемые результаты
Предметные УУД Метапредметные УУД
1 Организационный этап, 2 мин. Организовывает актуализацию требований к учащимся со стороны учебной деятельности.
Создает условия для возникновения внутренней потребности, включения в учебную деятельность. Организовывает рабочее место в соответствии с требованиями ТБ и С-Г требований. Полная готовность класса и оборудования, быстрое включение учащихся в деловой ритм самоорганизация, способность регулировать свои действия, прогнозировать деятельность на уроке; саморегуляция.
3 Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся, 2 мин. Красивая, удобная, модная, практичная одежда. Все любят красиво одеваться! Но редко кто из нас задумываемся над тем, а из какого материала она изготовлена. Некоторые еще смогут отличить изделия из таких популярных волокон как лён, хлопок, шерсть… Но наши знания о химических волокнах весьма ограничены, чаще можно услышать самое ёмкое определение вида ткани - "синтетика".
Как вы думаете, что мы будем изучать на сегодняшнем уроке?
Посмотрите презентацию
«Мифы и факты из мира одежды».
В известном фильме "Назад в будущее" главный герой переместился на много лет вперед и заполучил себе такую куртку, которая способна была сама себя просушить, почистить и подогнать по размеру хозяина. "Ну, так это же фантастика!" - скажете вы. А ведь уже сегодня в мире существуют прототипы одежды, которая обладает куда более широкими функциями.
Практичность, перспективность, постоянно растущий спрос, интерес модельеров к тканям из химических волокон, имитирующие натуральные (хлопок, шёлк, шерсть), стимулируют ученых на разработку новых волокон, тканей и новых технологий в различных странах мира.
Давайте же вместе попытаемся пополнить наши знания о химических волокнах, процессах их получения, свойствах и характеристиках, способах определения. Пройдя все этапы нашего занятия и выполнив предложенные задания, вы сможете стать грамотными покупателями и потребителями изделий из искусственных и синтетических тканей. Дети отвечают на вопрос, формулируют цель и задачи урока. Сайт сетевого урока sites.google.com›site/himiatehnologiasetevojurok/Презентация
«Мифы и факты из мира одежды»
Готовность учащихся к активной учебно-познавательной деятельности планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
4 Актуализация знаний,
3 мин. Мы с вами уже изучали материаловедение в 5-6 классах, давайте вспомним классификацию текстильных волокон.
Изучение темы нашего занятия разбито на четыре условных этапа:
1. ИЗ ЧЕГО ДЕЛАЮТ ТКАНИ На этом этапе вы можете систематизировать ранее полученные  знания о текстильных волокнах различного происхождения.
2. ЦАРСТВО ХИМИЧЕСКИХ ВОЛОКОНВ этом разделе собраны всевозможные сведения о получении сырья и производстве химических волокон, описание свойств самых популярных тканей искусственного и синтетического происхождения, перспективах  научных изысканий современных исследовательских лабораторий и производителей химических волокон. 
3. ГРАМОТНОМУ ПОКУПАТЕЛЮКакую информацию можно получить изучая этикетку? Как при покупке швейного изделия по внешним признакам определить природу происхождения ткани? Как бережно ухаживать за своей одеждой? И ещё много полезной информации можно узнать
на страницах этого раздела.
4. ЗНАНИЙ МНОГО НЕ БЫВАЕТХотите более подробно изучить и просмотреть процессы производства искусственных и синтетических волокон и тканей - отправляйтесь в наш Кинозал. А все справочные материалы нашего занятия собраны на странице "Шпаргалки".
Нельзя обойти стороной экологические проблемы производства и использования текстильной продукции (и не только химического, но и природного происхождения). 
Отвечают на вопросы, в ходе разрешения проблемной ситуации, выводят понятие «материаловедение», которое является названием раздела, который они будут изучать на протяжении нескольких уроков. На экране опорная схема «Классификация текстильных волокон».
Маршрутная карта урока
Тема нашего занятия: «Химические волокна. Технология их производства».
Наш урок связан с учебными темами из школьного курса:
"Химические волокна" в учебном предмете "Технология", рассчитанные на 2 классных урока в 7 классе;"Волокна" в учебном предмете "Химия", рассчитанные на 1 классный урок в 11 классе.
Основная цель нашего занятия:
Расширить ваше представление о происхождении и способах получения химических волокон, их свойствах и определительных признаках.
Вам это может пригодиться:
При подготовке к участию в предметных олимпиадах по химии и технологии;
При подготовке исследовательских работ и проектов для участия в учебно-практических конференциях и конкурсах;
При восполнение пробелов знаний из-за уважительных пропусков уроков по указанным учебным темам;
Для получения дополнительной положительной отметки по химии или технологии за выполнение заданий на нашем сайте;
Для решения обычных бытовых жизненных проблем. Усвоение новых знаний и способов действий на уровне восприятия Познавательные:
-осуществлять расширенный поиск информации;
-определять значение и смысл термина;
-переводить информацию в разные формы предъявления;
-создавать творческий продукт.
5 Первичное усвоение новых знаний, 20 мин. Разбивает класс на подгруппы, раздает тексты «Получение химических волокон», «Достоинства и недостатки самых популярных тканей», «Грамотному покупателю», «Одежда должна быть комфортной», «История появления тканей из химических волокон», «Мнение экологов о синтетических и искусственных тканях», «Одежда будущего». Дети делятся на подгруппы, изучают тексты, отвечают на вопросы, рассказывают остальным учащимся о производстве, истории, недостатках и достоинствах химических волокон.
Презентация «Получение химических волокон»
(на сайте сетевого урока)
Видео «Одежда будущего», «Рубашка из нано-частиц», «Платье из баллончика» Усвоение новых знаний и способов действий на уровне восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий Регулятивные:
-принимать и сохранять учебное задание;
-соотносить известное в рамках изучаемой темы с неизвестным;
-определять личнозначимую цель в рамках учебной темы;
-умение самостоятельно контролировать своё время и управлять им.
6 Первичное закрепление, 5 мин. Учитель предлагает просмотреть видео
«Новые технологии производства ткани» и ответить на вопрос: «Какие же новые технологии производства тканей появились в 21 веке?» Учащиеся смотрят видео, отвечают на вопросы учителя. Видео «Новые технологии производства тка-ни». Усвоение знаний и способов действий на уровне воспроизведения.
Познавательные: умение анализировать, выделять и формулировать задачу; умение осознанно строить речевое высказывание..
7 Первичная проверка понимания, 5 мин. Учитель предлагает выполнить тест по вариантам Дети выполняют тест, закрепляют полученные знания. Тест по теме «Химические волокна». Исправление учащимися типичных ошибок и неверных представлений анализ, синтез, обобщение классификация,
-постановка и формулирование,
- структурирование знаний (алгоритм)
-выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью
12 Практическая деятельность учащихся, 45 мин Лабораторная работа «Демонстрационный опыт получения вискозы».
Учитель показывает, как из основного карбоната меди, раствора аммиака, хлопковой ваты, одномолярного раствора серной кислоты можно получить волокна искусственного шелка. Дети смотрят, как учитель опытным путем получает волокна искусственного шелка. Раствор основного карбоната меди, раствора аммиака, хлопковой ваты, одномолярного раствора серной кислоты, посуда для проведения опыта.
Ссылка на видео опыта получения вискозы https://www.youtube.com/watch?v=cJTXJAf_eBA Самостоятельное выполнение учащимися заданий, требующих применения знаний в знакомой и измененной ситуации. Личностные: формирование бережливости при выполнении трудовых приемов.
Регулятивные: вносят необходимые дополнения и коррективы в план и способ действий в случае расхождения эталона, реального действия и результата.
Познавательные: выявляют и осознают особенности выполняемых трудовых операций.
Коммуникативные: строят рабочие отношения, работая к коллективе.
13 Итоги диагностики (контроля) знаний, умений и навыков. Определение типичных ошибок и пробелов в знаниях и умениях, путей их устранения и совершенствования знаний и умений,
3 мин. Создает условия для самооценивания результатов деятельности учащихся, помогает формулировать затруднения, осуществляет коррекцию. Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей),
формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно. Исправление учащимися типичных ошибок и неверных представлений анализ, синтез, обобщение классификация,
-постановка и формулирование,
- структурирование знаний (алгоритм)
-выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью
14 Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению, 2 мин. Предлагает разноуровневое д/з, проводит инструктаж по его выполнению.
1. Выполнить тест.
2. Сообщения «Одежда будущего».
3. Посмотреть видео на ютубе «Одежда будущего», «Рубашка из наночастиц», «Платье из баллончика». Учащиеся выбирают задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей. Выполнить дома работу по собственному выбору:
•Составить и оформить коллекцию тканей из химических волокон
•Подобрать или нарисовать иллюстрации к теме: Хлопчатобумажные и льняные ткани».
•Подготовить интересные сообщения по данной теме.
•Подобрать загадки, пословицы, поговорки о тканях.
Мотивация на выполнение домашнего задания, определенного педагогом.
Самоопределение в содержании, способах и сроках выполнения домашнего задания на основе информации, полученной в результате самоконтроля и самооценки Личностные: умение про-вести само-оценку и ор-ганизовать взаимооценку.
Познавательные: умение сформулировать алгоритм действия; выявлять допущенные ошибки и обосновывать способы их исправления обосновывать показатели качества конечных результатов.
15 Рефлексия, подведение итогов занятия, 3 мин. Табличка – фиксация знания и незнания о каком-либо понятии (может быть расположена как горизонтально, так и вертикально).
Заполняют таблицу в тетради
Понятие Знала Узнала Хочу узнать Табличка – фиксация знания и незнания. Получение учащимися достоверной информации о достижении ими результатов учебно-познавательной деятельности. Личностные: умение провести самооценку и организовать взаимооценку. Регулятивные: построение логической цепочки рассуждений и доказательств