«Эффективные формы организации совместной деятельности семьи и школы в рамках изучения модуля «Основы светской этики» курса ОРКСЭ»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Спас – Конинская средняя общеобразовательная школа № 24»
ДОКЛАД НА ТЕМУ:
«Эффективные формы организации совместной деятельности семьи и школы
в рамках изучения модуля
«Основы светской этики» курса ОРКСЭ»
Подготовила: Прокофьева Татьяна Николаевна,
учитель начальных классов
МБОУ «Спас-Конинская СОШ № 24»
2014 год
На Руси на протяжении многих веков семья была незыблемой силой. Забота о детях была первостепенной задачей. Семья была носителем духовных и культурных образцов. За последние годы институт семьи утерян. На смену нравственным понятиям пришли алчность, жестокость, насилие, алкоголизм, наркомания. Нередко на замечания учителя в адрес ученика мы слышим такие слова от родителей: «Мой ребёнок большую часть времени проводит в школе, вот вы его и воспитывайте...» Однако давно известно, что эффективность воспитания сильно зависит от того, насколько тесно взаимодействуют школа и семья.
(слайд 2) Когда ребёнок поступает в образовательное учреждение, возникает педагогический треугольник учитель – ученик – родитель. Если хоть одно из звеньев этого треугольника работает неправильно, гармоничное развитие личности невозможно.
Решение о введении предмета «Основы религиозных культур и светской этики» продиктовано потребностью усилить нравственное воспитание детей в школах. В то же время, новый предмет может иметь большое педагогическое значение и для семейного воспитания.
(Слайд 3) Сотрудничество семьи и школы – необходимое условие для создания оптимальных условий для духовного, нравственного и интеллектуального развития ребенка.
Без взаимодействия с семьёй, общности с родителями, без эмоциональной и этической поддержки со стороны семьи изучение предмета «Основы религиозных культур и светской этики» будет неполноценным и недостаточно эффективным. Включение родителей в школьную жизнь становится для ребёнка подтверждением значимости его учебной деятельности, что позитивно отражается на желании ребёнка учиться, преодолевать трудности и стремиться к успеху.
(слайд 4) В рамках курса ОРКСЭ, который ведётся в нашей школе уже несколько лет, помимо всего прочего рассматриваются и семейные ценности, которые закладывают основу для формирования нравственных идеалов принятых в обществе. Одним из положительных моментов введения этого курса является то, что его изучение привело к усилению интереса школьников к прошлому своей страны, ее культуре, традициям своей семьи.
(слайд 5) Введение в школе курса «Основы религиозных культур и светской этики» вызывало множество опасений и вопросов со стороны родителей обучающихся нашей школы. Поэтому введению курса должна предшествовать подготовительная работа с родителями, которую можно провести в форме родительского собрания, собеседования или анкетирования. Главная задача этих мероприятий - создание установки на сотрудничество, предполагаемый результат - мотивация и стимулирование заинтересованности родителей в позитивных результатах усвоения содержания курса их детьми.(слайд 6)
Новый нравственно-ориентированный предмет открывает перед родителями дополнительные возможности для укрепления и развития отношений с ребёнком. В младшем подростковом возрасте, когда ребёнок впервые по-взрослому начинает понимать окружающий мир и себя в нём, он особенно нуждается в духовной связи со взрослым, родным для него человеком. (слайд 7)
Значение родительского участия в изучении курса «Основы религиозных культур и светской этики» велико. На уроках школьники будут получать домашние задания в виде вопросов, обсуждение которых будет происходить на следующем уроке. Одна часть этих вопросов непосредственно связана с содержанием урока, и ответы на них позволят учителю определить, как усвоен пройденный материал. Другая - имеет нравственно-развивающий, творческий характер. Для ответа школьнику уже недостаточно знать материал учебника. Система творческих вопросов-заданий построена так, что для их подготовки школьник обращается к опыту своих родителей, бабушек и дедушек, узнает их точку зрения по тому или иному вопросу, знакомится с традициями семейной жизни. Например, урок 1 «Россия – наша Родина» предусматривает следующие вопросы–задания: 1) Посоветуйся с родителями и назови несколько традиций, которые существуют в вашей семье; 2) Узнай, какие ценности лежат в основе этих традиций. Урок 14 «Дружба»: напиши небольшой рассказ о своём друге, обсуди его с родителями. Урок 18 «Род и семья – исток нравственных отношений» - 1) Узнай у родителей кто были ваши предки в мамином роду и в роду отца; 2) Нарисуй своё родословное древо. Урок по теме «Нравственный поступок» предусматривает такое задание - вместе с родителями обсудите утверждение «Цель оправдывает средства» и т.д.
В дополнение к вопросам-заданиям, которые будут формулироваться учителем на каждом уроке, в конце четвертой четверти 4 класса, на последних уроках, предусмотрены несложные итоговые творческие работы, обобщающие пройденный материал и также предусматривающие посильное педагогическое сотрудничество родителей и детей. Такие виды деятельности, например как исследовательские работы учащихся по темам «Семейные традиции», «Семейные праздники», рассказ о своих предках и другие. Такую работу ученик не сможет выполнить без поддержки и помощи со стороны семьи.
В целом, по учебному предмету не предусмотрены большие домашние задания, требующие поиска дополнительной информации в книгах или Интернете. Гораздо важнее с воспитательной точки зрения организовать живое общение, заинтересованное обсуждение тех или иных жизненных, общественных, нравственных, исторических проблем школьников с учителем на уроке и детей с родителями дома.
У родителей, бабушек и дедушек есть немалый жизненный опыт, сложившийся взгляд на мир, знание добра и зла, нравственные приоритеты и религиозные предпочтения. Именно это богатое содержание должно быть задействовано в учебно-воспитательном процессе. Такое слаженное, педагогически организованное взаимодействие учителя, ученика и родителей позволит, с одной стороны, существенно расширить содержание нового предмета, придать ему личностные (родительские) смыслы. С другой стороны, сделает общение детей с родителями на нравственные, жизненные темы более интенсивным, систематическим, глубоким и, в конечном счете, продуктивным. Активное включение родителей в учебно-воспитательный процесс, согласованная педагогическая деятельность учителей и родителей реально содействует содержательному наполнению внутрисемейных программ нравственного воспитания детей, укреплению доверительных отношений между детьми и родителями, смягчению негативных последствий кризиса младшего подросткового возраста.
При изучении тем, связанных с бытовым укладом, члены семей учеников могут выступить с рассказом о семейных традициях: как отмечаются в семье традиционные праздники, какие готовятся любимые блюда, какие подарки преподносятся друг другу, и других интересных и глубоко индивидуальных чертах семейного уклада.  Рассказы о семье, прозвучавшие в классе, могут стать еще одним объединяющим фактором в ученическом взаимодействии. Традиции, праздники, знание основных религиозных понятий и фактов могут стать темами семейных конкурсов и викторин. Задания могут готовить дети для родителей, родители для детей или сборные команды взрослых и учеников.
Желательно привлечение родителей и к внеурочным мероприятиям - организации и проведению экскурсий, возможно даже и заочных, проведении внеклассных мероприятий, праздников . Главная задача этих мероприятий: создание установки на сотрудничество, предполагаемый результат – мотивация и стимулирование заинтересованности родителей в позитивных результатах усвоения курса.
В нашей школе традиционными стали школьно-семейные праздники, на которых дети представляют:
презентации творческих работ, выполненные ими при поддержке родителей по результатам изучения модуля «Основы светской этики»;
номера детской художественной самодеятельности;
выставка детских художественных работ представляющих особенности традиционного искусства народов нашей страны, объединенные общей духовно-нравственной проблематикой;
дегустация блюд национальной кухни народов России.
(слайд 8) Родителям необходимо дать практические советы о том, как помочь своему ребёнку в изучении предмета «Основы религиозных культур и светской этики».
(слайд 9) Совет 1. Настройтесь на воспитание, отнеситесь к новому школьному предмету как к дополнительному средству нравственного развития Вашего ребёнка; Вы и есть для ребёнка главный воспитатель.
Самоустранение родителей из процесса нравственного воспитания обучающихся, который сегодня впервые за много лет начинается в школе, сделает этот процесс малопродуктивным. Курс «ОРКСЭ» открывает перед родителями дополнительные возможности для укрепления и развития отношений с ребенком.
(слайд 10) Совет 2. Разговаривайте с детьми о том, что они изучали на уроках00.
Современные родители мало говорят со своими детьми. В среднем мать разговаривает с ребенком 11 минут в сутки, отец – еще меньше. Родители обеспечивают семью, решают производственные и домашние проблемы, устают после работы. Все так. Но есть еще одна причина, затрудняющая речевое общение детей и родителей, - недостаточно между ними общих тем, мало содержания для прямого личностного общения. Новый предмет позволяет заметно расширить содержание речевого общения родителей и детей, благодаря своему нравственно-ориентированному характеру.
(слайд 10) Совет 3. Хорошее средство воспитания ребёнка – диалог между родителями и детьми о духовности и нравственности.Диалог – это доброжелательное, содержательно-наполненное общение знающих людей, направленное на достижение важного для них результата. Намеренно обостряйте диалогическое общение, всегда сохраняя доброжелательность к каждому детскому слову. Задавайте ребенку дополнительные вопросы. Иногда не соглашайтесь с ним. Высказывайте иную точку зрения. Диалог – это игра двух умных, благожелательно настроенных друг к другу людей. Играйте с Вашим умным ребенком.
(слайд 10) Совет 4. Внимательно следите за моральным равновесием Вашего ребёнка; воспитывайте у него доброжелательное отношение к людям другого мировоззрения.
Не допускайте резких оценок, категоричных высказываний в адрес представителей различных конфессий или людей, не ориентированных ни на какую религию. Насторожитесь, если это делает ребенок. Недоброжелательное высказывание человека в чей-либо адрес всегда свидетельствует о недостатке любви, доброты, сердечности в нем самом. Если это происходит с Вашим ребенком, поговорите с ним. Вместе выясните причину и устраните ее.
(слайд 11) Совет 5. Не забывайте, что никакой учебный предмет сам по себе не воспитает Вашего ребёнка; главное, что он может приобрести, изучая предмет «Основы религиозных культур и светской этики», – понимание важности нравственности для полноценной человеческой жизни. Всячески поддерживайте это в ребёнке.
Зачем нужны моральные нормы? Это очень сложный вопрос. Чтобы найти на него ответ, часто не хватает целой жизни. Но если человек спрашивает о нравственности, значит, она уже имеет для него значение, присутствует в его жизни, влияет на его поведение. Ребенок, спрашивающий о нравственности, есть личность, приобретающая нравственность.
(слайд 12)
Преподавание знаний об основах светской этики призвано сыграть важную роль не только в расширении образовательного кругозора учащихся, но и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина России, уважающего ее культурные традиции, готового к межкультурному и межконфессиональному диалогу.
Таким образом, учебный курс « Основы светской этики» предоставляет школе и учителю большие возможности для вовлечения родителей в воспитательный процесс, в учебную и внеурочную деятельность класса, оказания помощи семьям в вопросах воспитания и обучения детей, содействует сохранению и упрочению семьи.