Статья из опыта работы по патриотическому воспитанию в школе


Растим патриотов
Директор Донецкой ОШ № 78
О.В.Авдеенко Нет родительского счастья светлее хорошей воспитанности своих детей, и нет благополучнее общества, чье молодое поколение готово защитить свою Родину – землю своих отцов и тех, кто в ней живет, от патриотизма зависит настоящее и будущее страны.
Вместе с тем патриотизм чувство не врожденное, оно воспитывается и приобретается в процессе многогранной деятельности человека. Исторический опыт показывает. что обречено на беды то общество, которое не способно воспитать патриотическую себе смену. Воспитание любви у молодого поколения к Родине и всему связанному с ней требует ясного понимания того. каким содержанием наполняется сегодня патриотизм.
Слово патриотизм употребляется с 1613 года и наиболее точное определение дал в 1802 году Карамзин в своей статье «О любви к Отечеству» - «патриотизм» - писал он, - есть любовь к величию и славе отечества и желание способствовать им во всех отношениях».
Любовь к своей Родине начинается с малого, любви к своему дому, к родителям, ко всему, что нас окружает. Но ребенок не будет это осознавать, если перед ним не будет конкретного примера. А это проявляется и развивается при помощи общения со старшим поколением.
События последнего времени подтвердили постепенную утрату нашим обществом традиционного патриотического сознания. Объективные и субъективные процессы существенно обострили национальный вопрос. Патриотизм кое -где стал перерождаться в национализм. Во многом утрачено истинное значение и понимание интернационализма. В общественном сознании получили распространение индивидуализм, цинизм, агрессивность, неуважительное отношение к государственным институтам.
Вместе с тем, проблема патриотического воспитания обретает новые характеристики и, соответственно, новые подходы к ее решению как составной части целостного процесса социальной адаптации, жизненного самоопределения и становления личности. Сегодня жизненно важно возродить в нашем обществе чувство истинного патриотизма как духовно нравственную и социальную ценность, сформировать в молодом человеке гражданско активные, социально значимые качества, которые он сможет проявить в созидательном процессе и в тех видах деятельности, которые связаны с защитой и строительством нашего молодого независимого государства.
В настоящее время нашим государством предпринимаются меры по возрождению системы патриотического воспитания. Организация патриотического воспитания в школе – сложный управленческий и технологический процесс. При чем, все содержательные компоненты этого процесса взаимопереплетены, дополняют друг друга, что позволяет целенаправленно, комплексно строить его.
В управлении системой патриотического воспитания задействованы все категории работников образования.
Распределение функциональных обязанностей:
Должность Функциональные обязанности
Директор школы - общее руководство патриотическим воспитанием, подбор, воспитание и расстановка кадров;
- анализ состояния патриотической работы, ее планирование, - согласование планов с общественными внешкольными организациями;
- выдвижение инициативных решений по совершенствованию патриотической деятельности, педагогического мастерства;
- внутришкольный контроль выполнения патриотической работы;
- создание необходимых материальных, социальных и морально-психологических условий для организации патриотического воспитания;
Заместитель
директора по воспитательной работе - выявляет возможности учебных программ для решения задач патриотического воспитания, реализует их в учебно-воспитательном процессе;
- обеспечивает единство и взаимосвязь урочной и внеурочной работы по патриотическому воспитанию;
- организует внеурочную работу патриотической направленности;
- координирует деятельность школьного самоуправления;
- руководит подготовкой и проведением общешкольных внеклассных мероприятий патриотической направленности, информирует и обеспечивает участие подростков в мероприятиях разных уровней;
- осуществляет методическую помощь классным руководителем по организации патриотической работы в классе;
- поддерживает постоянные контакты с социальными партнерами, СМИ;
- планирует и координирует соответствующую работу учителей. родителей по формированию у учащихся гражданско-патриотических компетентностей;
- ведет систематические психолого-педагогические наблюдения за развитием патриотического сознания воспитанников;
- привлекает специалистов дополнительного образования
Педагоги - обеспечивает патриотическую направленность учебно-воспитательного процесса средствами своего предмета;
- систематически вносят патриотические аспекты в воспитательные цели урока, подбирают соответствующий фактический материал, а также активные формы проведения, методы изложения
Библиотекарь - организует выставки, беседы в рамках темы;
- оказывает помощь в подборе литературы педагогам и детям
В школе действует система патриотического воспитания, в основе которой лежит школьный проект «Я родился в Донецке».
Проект определяет содержание, основные пути развития гражданско-патриотического воспитания в ОШ № 78 города Донецка и направлен на формирование гражданственности и воспитание патриотизма. Реализация проекта рассчитана на 3 года и призвана скорректировать все перепады несоответствий между требованиями общества, государства и свойствами личности.
Для решения поставленных задач используется сложившееся социально-педагогическое пространство ДОШ № 78 в сотрудничестве с библиотекой поселка им. Семашко, общественными организациями «Донецкая Республика» и «Молодая Республика».
Направления проекта реализуются в проведении общешкольных мероприятий, которые, в свою очередь, могут стать традиционными.
«Связь поколений». В рамках «Года Победы» педагогический, ученический и родительский коллективы присоединились к ряду акций, проводимых в России. Например: «Песня Победы» - мероприятие на котором было много гостей: представитель Всероссийской политической партии Родина, представители российской организации «Наследие Руси»( г.Москва); Международного фонда Мира; первого армейского корпуса Армии ДНР бригады «Восток», жители поселка Семашко, родители и дети - все в едином порыве, вспомнив песни военных лет, спели главную песню победы – «День Победы». Когда с учеником 1 класса рядом стоят его молодые родители и ветеран ВОВ, которому в годы войны было едва 17 лет, и участник войны современной, который только с передовой, и все в унисон поют о Победе, которая «одна на всех»– вот и основа и мотивация патриотического воспитания.
«Растим патриота и гражданина ДНР». К международному Дню против фашизма, расизма и антисемитизма в школе был организован читательский марафон «Донбасс против фашизма!». Было предложено детям прочитать стихи о мире, войне, победе и т.д. В акции «Изба читальня» на тему «За человечность против фашизма», приняло участие 95 чтецов с 1 по 11 классы, которое длилось в течение пяти часов. Но в условиях войны, когда окна и стены дрожали и звенели от взрывов снарядов, по особенному звучали стихи, в которых дети призывали к миру, добру, согласию против фашизма и насилия. Акция имела продолжение в этом учебном году. Снова звучат стихи о мире, о сильном и любимом городе Донецке, родной земле, которую «ни кто не ставил на колени…».
«Мой любимый город – Донецк». Различные творческие конкурсы: рисунков, декоративно-прикладного искусства, литературные и другие, в которых учащиеся принимают участие на различных уровнях, посвящены родному городу. Ребенок или юноша должны с гордостью произносить фразу «Я – дончанин!», и наша задача вселить в души детей зерно этой гордости за свою малую родину. В школе организована фотоэкспозиция «Черно-белое настроение», в которой кроме красивых видов городских улиц, есть фото под названием «Это был мой дом» или «Осторожно, мины!»…
«Я и семья». Родители должны не только активно интересоваться учебными достижениями своего ребенка, но и принимать участие в различного рода мероприятиях. Значимым событием поселка Семашко стала закладка аллеи «Сирень Победы». Дети, внуки и правнуки высаживали кусты сирени в память о дедах и прадедах, принесших великую победу на нашу землю. Всем понравился легкоатлетический пробег «Победа одна на всех». Бежали все и стар и млад, директор, дворник, учитель, повар и присоединившиеся жители поселка Семашко. И чем чаще и активнее мы будем проводить такие мероприятия, тем качественнее будет результат воспитания подрастающего поколения.
Все направления проекта взаимосвязаны и дополняют друг друга.
Давно и хорошо известно: никакие программы не будут осуществлены, а самые конструктивные идеи останутся благими пожеланиями, если основные исполнители – директор школы, учителя, общественность, роди ели – не воспримут их как дело необходимое жизненноважное.
Реализация концепции патриотического воспитания началась с работы с педагогическими кадрами:
- просвещение педагогов по проблемам формирования патриотизма. изучения нормативных документов;
- разъяснения педагогам необходимости учета интереса учащихся в понимании проблем гражданской позиции общества, терпеливого разъяснения учащимся позиции государства в вопросах формирования патриотизма; избегание ситуаций навязывания взрослым своего мнения ученику;
- использование конкретного материала, способствующего формированию положительных эмоций, интереса к проблемам патриотизма, ответственного отношения к материалам сомнительной ценности, националистической и шовинистической направленности;
- учета возрастных особенностей и уровня осведомленности учащихся в подборе и использовании материалов воспитательного характера;
- поощрение педагогов, уделяющих большое внимание в воспитательной работе этому направлению;
- привлечение родителей к обсуждению вопросов воспитания патриотизма;
- вовлечение педагогов в Общественное движение «Донецкая Республика» и «Молодая Республика»
Реализация программы патриотического воспитания будет наиболее результативным при соблюдении следующих педагогических требований:
Наполнение всех аспектов школьного образования
патриотическим содержанием;
Ориентация всей педагогической деятельности на создание условий для самореализации личности школьников и учителей;
Совершенствование сотрудничества родителей, школьников. педагогов и администрации;
Обеспечение единства всех структур, принимающих участие в воспитании подрастающего поколения.