Выступление на МО учителей нач.классов Что такое толерантность и почему её надо воспитывать


Что такое толерантность и почему её надо воспитывать
В современной социальной ситуации проблема воспитания толерантности у каждого члена общества приобрела особую важность.
Толерантность в переводе с английского языка – возможность услышать другого, понять иного. Иногда толерантность переводится как терпимость по отношению к другому.
Толерантность ( по определению ЮНЕСКО ) – это ценность и социальная норма гражданского общества, проявляющаяся в праве всех индивидов гражданского общества быть различными, в обеспечении устойчивой гармонии между различными конфессиями, политическими, этническими и другими социальными группами, уважение к разнообразию различных мировых культур, цивилизаций и народов, готовности к пониманию людей, отличающихся по внешности, языку, убеждениям, обычаям и верованиям, к сотрудничеству с ними.
Толерантность – искусство жить рядом с непохожими, способ решения конфликтов, искусство цивилизованного компромисса. Особая потребность в толерантности в современную эпоху обуславливается теми глобальными процессами, которые «сжали» мир в единый социально-политический организм и поставили его существование в прямую зависимость от того, насколько успешно сумеют наладить взаимодействие и совместную жизнь люди, придерживающиеся различных, часто противоположных норм и ценностей.
В российскую школу приходят дети разных национальностей, из семей с разным социальным статусом, с разными материальными возможностями. Нужно учить младших школьников уважать не только себя, но и тех, кто находится рядом с ними. Необходимо показать им, что главное – это личность, права человека, его самоуважение.
В процессе проведения соответствующей воспитательной работы учителем должны решаться следующие задачи:
- воспитание личности, осознающей достоинство человека;
- воспитание терпимости;
- воспитание гуманного человека;
- формирование умения разрешать конфликты ненасильственным путём.
В ходе внеклассной работы младшие школьники могут в игровой форме, доступной для их возраста, получить информацию о своих правах, о людях других национальностей, об их культуре.
Воспитание в духе толерантности начинается с обсуждения вопросов, в чём заключаются права и свободы детей, что, с одной стороны, способствует осуществлению этих прав, а с другой – укрепляет у младших школьников стремление к защите прав других детей.
Существующее сегодня экономическое неравенство является серьёзным фактором разъединения людей, причиной опасной поляризации в человеческих отношениях. Следовательно, необходимо говорить с учениками начальной школы и о толерантном отношении, обращаясь к таким нравственным категориям как справедливость, совесть, милосердие и др.
Подчеркнём, что сам по себе принцип толерантности нуждается в правильном понимании. Он связан с терпимостью к злу и преступностью. Границы толерантности совпадают с границами свободы. Нельзя быть толерантным к тем, кто своими суждениями и действиями отказывает человеку в праве на жизнь, подрывает основы общественного порядка, разжигает религиозную и национальную вражду.
Ученики должны понять, что мы живём в многонациональной стране. Значит, уважение к традициям, обычаям, ценностям и истории каждого народа – обязательное условие нормального общества.
Формирование толерантного отношения к окружающим людям в начальной школе также должно быть направлено на воспитание у младшего школьника чувства уверенности в себе, уважения себе и др. Эти качества составляют основу всей культуры прав человека и толерантного отношения к другим людям. Существенную помощь в реализации этой цели могут оказать учителю литературные произведения. Ведь ученики могут извлекать из них уроки нравственного поведения, делать соответствующие выводы, которые хорошо запоминаются, так как они ассоциируются детьми с любимыми персонажами. Желательно анализировать такие произведения, в которых участвуют герои разных национальностей. Учитель должен обращать внимание школьников на их добрые дела и поступки.
Воспитанию доброго отношения к одноклассникам способствует и участие в совместных делах класса: конкурсах, соревнованиях, играх.
Обратим внимание, что в ходе организации коллективных дел между учениками могут возникнуть конфликты. Важно, чтобы классный руководитель всегда был готов обсудить их, подводя учеников к мысли, что любая проблема разрешима. Вместе с тем необходимо, чтобы учащиеся и сами пытались найти способы решения возникшей проблемы.
К сожалению, в современной начальной школе учителя могут встретиться с дискриминационным поведением учащихся. В этом случае педагогу следует решительно осудить такое поведение и дать ясно понять, что оно совершенно неприемлемо. Он может также выразить явную поддержку школьнику, который стал объектом оскорблений, не критикуя его при этом за гнев, страх или замешательство, но проявляя твёрдость по отношению к ученику, совершившему дискриминационный поступок. Классный руководитель должен помочь понять учащимся, оказавшимся в роли жертвы, что негативная реакция на их пол, внешность, неполноценность, язык, расу или другие аспекты вызвана предрассудками. Он должен проанализировать возникшую ситуацию с детьми, которые были причастны к ней или были её свидетелями. Такие случаи следует также обсуждать с родителями, другими преподавателями.
Естественно, что в ходе разрешения возникших разногласий учитель будет критиковать кого-либо из своих учеников. Важно, чтобы эта критика была конструктивной, не направленной на конкретную личность, а обращенной к трудной ситуации. Смысл конструктивной критики можно выразить так: «У нас есть проблема, давай найдём её решение».
Для формирования толерантности полезно проводить экскурсии, на которых ученики знакомятся с образом жизни, традициями и культурными ценностями других народов.
МОУ « Чернухинская средняя общеобразовательная школа»
« Что такое толерантность и почему её надо воспитывать»
(выступление на школьном методическом объединение учителей начальных классов)
Выступление подготовила
учитель начальных классов
Теплова С.Д.
Декабрь, 2010-2011 уч.год