Открытое внеклассное мероприятие для нач. школы,посвященное Дню Славянской письменности и культуры.


«Слава вам, братья славян просветители!»
Открытое внеклассное мероприятие для нач. школы.
Подготовила Немченко А.Г.
Учитель начальных классов
МБОУ Пешковской СОШ «Сперва аз да буки, а потом другие науки».
 Ведущий: Начинаем наш праздник,(слайд) посвященный Дню Славянской письменности и культуры. Ежегодно 24 мая его отмечают в славянских странах. В этот день мы вспоминаем создателей славянского алфавита - великих просветителей Кирилла и Мефодия.( слайд)
( слайд)1.Оглянись на предков наших,На героев прошлых дней.Вспоминай их добрым словом –Слава им, борцам суровым!Слава нашей стороне!Слава русской старине!2. А преданья стариныЗабывать мы не должны.
И про эту старину
Я рассказывать начну,
Чтобы люди знать могли
О делах родной земли…
Ведущий. Гой, вы славные наши гостюшки, разлюбезные, милые детушки! Расскажемя вам о святой Руси, о далеких временах, вам неведомых. Жили - были тогда добры молодцы, раскрасавицы - красны девицы.
Ведущий: А у них были добрые матушки, бородатые мудрые батюшки. Умели они пахать да косить, дома - терема рубить, умели и холсты ткать, узорами их вышивать. А вот грамоты наши предки не ведали, не умели книги читать и письма писать.
Ведущий: Письменность – это настоящее сокровище, которым овладел человек. Чтобы понять это, перенесёмся на две с половиной тысячи лет назад. Вот картинка из далёкого прошлого.
Сценка.(слайд2)
(Скифский гонец, персидский царь Дарий, военачальник персидского войска Гобрий)
СКИФ.
-  Я принёс тебе, персидский царь Дарий, подарки от наших вождей. Вот они: птица, мышь, лягушка и пять стрел.
ЦАРЬ.
-  Что означают твои дары, гонец из племени скифов? Что хотели сообщить мне этим скифские вожди?
СКИФ.  
-  Мне велено  передать тебе это молча и вернуться обратно. Если у тебя достаточно мудрости, ты сам поймёшь, о чём предупреждает тебя мой народ.(уходит)
ЦАРЬ. 
-  Что ж, Горий, надо разгадать это послание непокорных скифов. Неужели они решили сдаться нам. Мышь… она живёт в земле, лягушка – на земле, а птица – в воздухе. Значит, они решили отдать нам свои воды, земли и пространства и отдают нам вместе со стрелами свою храбрость и силу. Эй, готовьте коней! Едем покорять скифов!
ГОРИЙ. 
- Нет, мой царь Дарий, я много воевал со скифами и знаю их непокорность. Скорее всего, это послание надо понимать так: «Если вы, персы, не улетите, подобно птицам,  в небеса, не зароетесь, подобно мышам, в землю, не ускачете, подобно лягушкам, в озёра, то падёте под ударами наших стрел».(оба, недоумённо поглядев на предметы, уходят)
Ведущий: Великий царь Дарий ошибся. История войны Дария со скифами показала, что прав оказался Гобрий, военачальник персов, прочитавший это письмо.
( слайд) Ведущий: Вот так в древности люди обменивались информацией, посылая друг другу различные предметы. Получалось громоздко и не особенно понятно. Когда люди поняли, что обмениваться предметами-посланиями – дело хлопотное, они стали эти предметы рисовать.
Ведущий: Такое письмо называется пиктографией.
( Презентация 5 слайдов. Пиктография. Наскальные рисунки)Ведущий: Такие изображения были найдены на стенах пещер, в которых когда-то жили древние люди.  Это первые шаги человека к  созданию письменности. Постепенно люди  стали заменять рисунки символами.
слайд. Наскальные символы-буквы)Надписи делались на камнях, скале, на доске. Конечно, переносить такие «письма» на расстояния было неудобно и понять эти знаки можно было по-разному.
У каждого народа была своя письменность. История сохранила и кипу (слайд) – узелковое письмо, существовавшее у ряда народов Южной Америки.
Сохранились и глиняные таблички с клинописью (слайд) – письмом при помощи клиновидных чёрточек.
. Писали везде. Письмена высекали камнем по камню на скалах в пещерах, использовали и другие материалы.
Ведущий. Шло время. Постепенно от рисунка люди перешли к знакам, которые стали называть буквами. Так зародилась письменность.
Ведущий: ( слайд) О начале славянской письменности узнаем мы из главной русской летописи – “Повести временных лет”.
В монастырской келье узкой (слайд)В четырех глухих стенах О земле о древнерусскойБыль записывал монах.Он писал зимой и летом,Озаренный тусклым светом.Он писал из года в годПро великий наш народ.
(На сцене оформлен уголок монастырской кельи: стол со свечой, книги, за столом монах)
Монах:
Ещё одно последнее сказанье,И рукопись окончена моя.Исполнен долг, завещанный от БогаМне, грешному… (читает рукопись)
В тяжелую минуту, человече, откроешь книгу. Словно в храм светлый войдешь и найдешь ответ на любой вопрос, ибо и до нас люди жили и вопрошали. Прими же, отец наш небесный, Молитву благодарную за то, что искусству книжному меня вразумил. Слава и вам, братья Солунские, Кирилл и Мефодий, что буквы нам придумали, свет книжный принесли.
- Чу, слышу шорох. Кто здесь?
( входят три мальчика)
Захарка: Это мы, батюшка.
Монах: Заходите, чада любезные. С чем пожаловали?
Захарка: Прослышали мы, батюшка, что тут грамоте можно научиться.
Монах: Грамоте? Пожалуй, что можно. А вы чьи будете?
Захарка: Я Захарка, Ивана- кузнеца сын.
Ивашка: А я Ивашка, Никиты Кожемяки сын.
Монах: Подходите ближе. Я когда-то сиротой был. Дом мой враги сожгли, все у нас в роду погибли. Отроком пришел я в Киево-Печерскую Лавру. Сделали меня переписчиком, а зовут все меня “ библиофил”, значит, любитель книг. Наставник мой был добрый, устану я писать, велит отдохнуть, бежать во двор и стучать по дереву.
Захарка: Разве ты дятел, чтоб по дереву стучать?
Монах: Нет, это у нас обычай был такой. Стукнешь три раза, все монахи должны садиться читать. Только был я неугомонный и любознательный. Все у наставника своего выспрашивал, откуда буквы взялись?
Ивашка: Правда, откуда? Расскажи, батюшка.
Монах: Давным-давно люди писать не умели. На скалах рисунки делали – пиктография называется.
Захарка: Интересное слово – пиктография.(слайд)
Монах: Потом на сырых глиняных дощечках клинопись (слайд) делали палочками. В это трудно поверить, но когда-то наши предки - славяне - вовсе не имели книг, потому что не было букв, которыми можно было записывать славянскую речь. После принятия христианской религии славяне стали использовать вместо своих простейших знаков латинские и греческие буквы.( слайд) Но это было не очень удобно, так как эти буквы не могли передать все особенности славянской речи.
 И явились на Русь два просветителя, братья мудрые…
Ивашка: Расскажи, батюшка, нам о них. (слайд «В начале было слово»)
- Ну, так слушайте. Было это очень давно – в 9 веке. На границе с Болгарией находилась одна из крупнейших провинций Византии, столицей которой был город Солуний.(слайд) В семье военного чиновника, служившего в Солуни, росли два сына – Константин и Мефодий.(слайд) Население там было наполовину греки, наполовину славяне, и в семье мальчиков мать была гречанкой, отец – болгарином. Дома два брата говорили на славянском языке, а в школе обучение шло только на греческом. Младший брат мечтал написать книги, понятные славянам, а для этого нужно было придумать славянские буквы.
(колокольный звон)
1. По широкой Руси -  нашей матушке
Колокольный звон разливается.
Ныне братья святые Кирилл и Мефодий
За труды свои прославляются.
2. Вспоминают Кирилла с Мефодием,
Братьев славных, равноапостольских,
В Белоруссии, в Македонии,
В Польше, Чехии и Словакии,
Хвалят братьев премудрых в Болгарии,
В Украине, Хорватии, Сербии.  
3.Все народы, что пишут кириллицей,
Что зовутся издревле славянскими,
Славят подвиг первоучителей,
Христианских своих просветителей.
(Звучит греческая музыка)
Сценка «Детство Кирилла и Мефодия»
 Звучит фонограмма « шум моря». (слайд) Два подростка. Один из них старше. Старший бросает камешки (имитирует), младший, сидя, «рисует на песке».
Младший: (вставая, обращается в старшему): А почему наш учитель в школе все время разговаривает по-гречески? Я слышал, как в лавке он прекрасно говорит по-славянски.
Старший. Так это в лавке. А в школе можно только на греческом языке. Потому что знания, книги – все от греков.
Младший. А почему у славян нет своих книг?
Старший. Потому что писать на славянском языке нельзя.
Младший. Как это? А я вот возьму и напишу «ДОМ». (Чертит палочкой на песке).
Старший. А «Я ЖИВУ В ДОМЕ» уже не напишешь, потому что нет такой буквы «Ж», и «Я» тоже нет.
Младший: Но можно их придумать. Ведь если слова можно произносить, значит, их можно и записывать. Необходимы только какие-нибудь знаки.
Старший. Какие-нибудь не подойдут. Язык – это целая система. В нем не может быть ничего случайного.
Младший. Но если все-таки попробовать. Вот так, например. (Рисует на песке). Это пусть будет Я. А вот это – Ж.
На сцене появляется учитель. Он слышит разговор мальчиков.
Младший. Учитель, посмотри, у нас получаются новые буквы!
Учитель. Разве вы не знаете, что только культурные языки достойны пергамена – латинский и греческий. Все другие языки – грубые и варварские, и писать на них нельзя! Всякий, кто хочет научиться писать, должен учиться греческому языку.
Старший: Учитель! Но ведь сказано: «Свет христов просвещает всех»! Все люди – дети Божии и достойны просвещения.
Учитель. Да, но если начать переводить священные книги на варварские наречия язычников, может исказиться их смысл, который есть – Слово Божие. Пусть лучше учат греческий, и через познание укрепляются в вере.
Младший. Но на изучение языков уходит много времени. И учителей так мало. Вот если бы дать людям читать книги на их родном языке.
Старший. Должно быть, это укрепит их в вере…
Учитель. Да, но потребуется новый алфавит, новая орфография и долгие-долгие годы на перевод всех книг. Во всей империи вряд ли найдутся ученые мужи, способные на такой труд. Нужно быть избранником Божиим, чтобы справиться с такой задачей. (Обращаясь в зал, громко) Кто же за такое возьмется? (Меняет интонацию). Пойдемте, нам пора начинать урок! (Удаляется)

. Старший, оглядываясь, уходит за ним. 
В Ведущий: До Кирилла и Мефодия большинство народов в те времена не могло прочитать Священное Писание на родном языке - богослужения велись на латинском языке. Не было тогда и у наших предков, славян, своей письменности. Однажды славянские князья отправили к византийскому царю Михаилу послов со словами: “Земля наша крещена, но нет у нас учителя, который бы наставил, и поучил нас, и объяснил святые книги. Ведь не знаем мы ни греческого языка, ни латинского; одни учат нас так, а другие иначе, от этого не знаем мы ни начертания букв, ни их значения”.
: Тогда вызвал царь Михаил двух ученых братьев – Константина и Мефодия, (слайд) и “уговорил их царь и послал их в славянскую землю... Когда же братья эти пришли, начали они составлять славянскую азбуку (слайд) и перевели Апостол (слайд) и Евангелие”(слайд).
Совершилось это в 863 году. Отсюда и ведет свое начало славянская письменность. “ Затем братья перевели Псалтирь (слайд) и другие церковные книги.
И в Киеве, и в Новгороде, и в других городах стали создавать школы для обучения славянской грамоте.
Дальше по тексту с 10 по 17 слайд
Ведущий: А.М. Горький в повести «Детство» описывает, как обучали грамоте.(слайд18-19)
Сценка:
Дед: Ну-ка, ты, пермяк, солены уши, поди сюда! Садись! Видишь фигуру? Это – аз. Говори: Аз! Буки! Веди! Это – что?
Внук: Буки.
Дед: Попал! Это?
Внук: Веди.
Дед: Врешь, аз! Гляди: глаголь, добро, есть – это что?
Внук: Добро.
Дед: Попал! Это?
Внук: Глаголь.
Дед: Верно! А это?
Внук: Аз.
Дед: Валяй, Лексей!
Внук: Земля! Люди!
Дед: Ах, лихорадка астраханская, чего ты орешь, чего?
Внук: Это вы кричите.
Дед: Будет! Держи книжку. Завтра ты мне всю азбуку без ошибки скажешь, и за это я тебе дам пятак.
Ведущий: Вот так было трудно учиться грамоте. Не случайно В.И. Даль в своем Толковом словаре записал пословицу «Азбуку учат, во всю избу кричат».(слайд)
Некоторые названия букв старославянской азбуки до сих пор используются во фразеологизмах:
Знать на ять – знать на отлично.
Стоять фертом – стоять руки в боки.
Прописать ижицу – проучить как следует, наказать.
Дальше по тексту с 10 по 17 слайд
 Викторина.