Доклад на тему: «Возрождение духовно-нравственных традиций семьи и культуры хлеба» (на материале приготовления свадебного каравая)


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕСРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ КОЛЛЕДЖ ИСКУССТВ И ТЕХНОЛОГИЙ
ДОКЛАД
«Возрождение духовно-нравственных традиций семьи и культуры хлеба»
(на материале приготовления свадебного каравая)

Подготовила: Рублёва Наталья Николаевна,
мастер производственного
обучения.

г. Егорьевск 2014
Изучая материалы по старинным русским свадебным обрядам я убедилась, что нам в наследство оставлены несметные сокровища, богатейшая великая культура и насколько важно возрождение в нашей жизни духовно-нравственных традиций семьи и культуры хлеба. (слайд1) Возвращение к истокам - это возвращение памяти. Обрядовый, нравственный свод создавался веками, отшлифовывался поколениями предков, чтобы помочь нам жить правильно в этом современном мире. У русского народа семья всегда воспринималась как хозяйственная и духовно-нравственная основа правильного образа жизни. (слайды 2,3)
В старину говорили: «идучи на войну — молись, идучи в море — вдвое, хочешь жениться — молись втрое». А ритуал приготовления и украшения свадебного каравая - это своеобразное написание книги будущей жизни молодых людей.
Цель моей работы: (слайд4)
-рассмотреть основные этапы каравайного обряда и особенности действующих лиц, участвующих в приготовлении каравая;
-изучить символику каравайных украшений;
-сравнить роль каравая в исконной русской свадьбе и в современном свадебном обряде.
Бог свадебного стола (слайд3)
В русском языке есть удивительно замечательное слово – каравай, которое можно перевести как «плод, рожденный под солнцем и истекающий из земли». Каравай всегда играл особенную роль в жизни русского народа, а круглая форма каравая напоминала о почитаемом славянами боге Солнца.
Свадебный каравай не имел отношения ни к одному из церковных таинств при венчании и своими корнями уходил в эпоху дохристианской Руси, когда каравай называли богом свадьбы. Более того, некоторые исследователи высказывали мнение, что более ранней формой заключения брака было родительское благословение молодых хлебом-солью. И даже во времена, когда церковное венчание было единственной законной формой заключения брака, встречались случаи замены церковного венчания обведением молодых вокруг каравая.
( слайд 5 ) Свадьба, собственно и начиналась с выпекания каравая и это действо уже превращалось в небольшой праздник в празднике. Обряд приготовления свадебного каравая состоял из двух этапов:
первый этап был посвящен изготовлению каравая и назывался «каравай валять», второй этап представлял собой деление каравая на свадебном столе — «каравай носить».
Этот специальный обрядовый хлеб должен был служить символом счастья и достатка молодой семьи и согласно обычаю у человека свадебный каравай мог быть только один раз в жизни. Приготовление свадебного каравая было настоящим ритуалом и требовало строгого следования установленным правилам, каждое действие имело символический смысл.
Каравай валять (слайды 6,7)
Готовили караваи накануне венчания в доме жениха, реже в доме невесты, а в некоторых деревнях и у жениха, и у невесты. Действующими лицами обряда являлись посаженый отец и посаженая мать жениха, при условии, что они были «согласны в браке», а также молодые женщины-каравайницы, счастливые в семейной жизни, имевшие хороших, здоровых детей. Для более крепкой связи молодой пары каравайниц перевязывали красным поясом. Считалось, что принимая участие в выпечке свадебного хлеба, они передают молодым частичку своего семейного счастья. Каравайницы приносили продукты из которых готовили каравай. Объединение продуктов от разных хозяек преследовало цель сильнее скрепить молодую семью. Каждый из ингредиентов каравая имел свой смысл: белая мука была символом богатой жизни, ржаную же муку добавляли, чтобы немного «приземлить» молодых; сахар в каравае символизировал сладкую жизнь, а соль служила защитой от недобрых людей; еще в каравай обязательно клали немного перца, который должен был разжечь любовную страсть. Каждый промах в процессе приготовления каравая мог не только испортить вкус хлеба, но и стать в определённой степени безрадостным предсказанием.
Перед началом замеса женщины должны были умыться, прочитать молитву, и только после этого они могли приступать к священнодействию. Каждый шаг каравайниц сопровождался «каравайными» обрядовыми песнями, в которых заклинали каравай вырасти большим и пышным.
Каравайницы должны были хорошо знать свое дело — вымесить тесто так, чтобы оно было не слишком крутое (дабы жизнь молодых не сложилась круто) и не слишком жидкое (чтобы каравай в печи не лопнул, а то жизнь молодых разобьется). Сноровки требовала и формовка хлеба. (слайд 8)
Свадебному хлебу обычно придавали круглую форму, что символизировало солнце — источник жизни. Часто выпекался 3-х ярусный хлеб, знаменовавший три поколения, принадлежащие к одному роду.
А вот вымести печь и поставить в неё каравай должен был мужчина, который также был счастлив браке. Каравай задвигали в печь на лопате с прикрепленными по ее краям горящими свечками. Когда хлеб стоял в печи, в доме начиналось настоящее веселье: устраивались пляски, каравайницы пели обрядовые песни, призванные отпугнуть от хлеба злых духов. «Ты пекись-дерись каравай, толще печки кирпичной, выше столбика дубового». Существовало поверье, что чем больше «вырастет» каравай, тем более счастливым будет брак. Поэтому каравай готовили таким, что он не влезал в печь. Особенно удачным считался каравай, который можно было вынуть из печи, только выломав из нее несколько кирпичей, и весил он около пуда (16 кг). Испеченному караваю кланялись и разговаривали с ним, как с живым существом, наделенным чудодейственной силой.
Свадебный хлеб клали на расшитое специальными узорами полотенце и украшали. (слайд 9)
Украшения из теста были тщательно продуманы и выбраны, поскольку несли в себе смысловое значение, заложенное в глубокой древности нашими предками, а не просто выполняли декоративную функцию. Украшали караваи поначалу скромно. Но чуть позже караваи стали наряднее. Каравайные украшения представляли собой фигурки, которые изображали солнце, звезды, месяц, цветы, птиц, домашних животных, прежде всего коров и лошадей, косички, колоски. У русского народа эти фигурки считались символами любви и плодородия, олицетворением мира, добра, счастья.
Обязательно украшали каравай гроздьями и веточками калины, которой с давних времен приписывались мистические свойства и она являлась символом любви.
Гроздья винограда – это пожелание здорового и многочисленного потомства.
(слайд 10)
Ржаные или пшеничные колоски – олицетворение достатка в семье. Чтобы в отношениях молодых было как меньше острых углов, все листочки и лепесточки на каравае должны быть с закругленными концами.
(слайд11,12, 13)
Обязательно украшали каравай символами единения, неразлучности пары: лебедь и лебёдушка, голуби, солнце и месяц, косы.
(слайд 14, 15. 16)
Украшение каравая цветами придавало ему красоту и торжественность.
С момента выпечки каравая и до момента деления его берегли как зеницу ока. По караваю гадали, какой будет судьба молодых. Если каравай удался хороший, то совместная жизнь будет хорошей, если развалился или треснул - плохая примета.
Испечь каравай на свадьбу своими руками – значит наделить его особой энергетикой, вложить в него частичку души и облечь добрые пожелания молодым в материальную форму. (слайд 17 )

"Пошёл каравай по дубовым столам..."
Подносить хлеб-солнышко молодоженам полагалось после венчания, причем подносила его мать жениха. Родители произносили напутственные слова, пожелания и поздравления. Поскольку каравай считался символом семейного счастья, то и подача его была особенной. Подавали каравай на особом полотенце – рушнике - с особой ритуальной вышивкой, в которой использовалась традиционная свадебная символика . Когда-то по такому расшитому рушнику можно было «прочитать» все семейное древо, а кропотливую работу по его вышивке должна была выполнить сама невеста.
Каравай подносили молодым для поцелуя. Каравай не ели, не ломали и не кусали: его трижды целовали! Соль к караваю подавать было не принято. После этого начинался последний этап «каравайного» обряда — деление каравая, сопровождавшееся непременным одариванием молодых. (слайд18)
Делили его не только между молодыми, но и между всеми собравшимися, которые обязательно уносили кусочек ритуального хлеба с собой. С этим процессом также было связано немало суеверий. Свадебный чин того, кто носил каравай - каравайник. Разрезать каравай ножом на свадебном пире мог только ребенок.
Некоторые свадебные ритуалы, связанные с караваем, живы и по сей день, но старинный обряд приготовления каравая сейчас практически забыт, а ведь когда-то именно он придавал свадьбе торжественность и содержательность. Сейчас на свадьбах караваи уступают место праздничным свадебным тортам. Однако, тот сакральный скрытый смысл, который вкладывался в выпекание свадебного каравая, никак нельзя сравнивать с тортом. (слайд 19)
Давайте возвращаться к истокам, традициям русской культуры, чтобы никогда не прерывалась связь поколений и не терялось наше наследие.
Список литературы
1.Забылин М. Русский народ: Его обычаи, предания, обряды. – М.: Эксмо, 2003.
2.Полная энциклопедия обрядов русского народа: Сост. Панкеев И. – М.: Олма – Пресс, 1998.
3.Шестакова Т.И. Кондитер-профессионал: Учебное пособие. – 3-е изд. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К0», 2007. – 400с.
4.Энциклопедия Русских обычаев: Автор – сост. Юдина Н. А. – М.: Вече, 2001.