Формирование семейных ценностей у воспитанников ОСГБУСОССЗН «Областной социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних»


Формирование семейных ценностей у воспитанников ОСГБУСОССЗН «Областной социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних»
Каждый человек приходит в свою взрослую жизнь из детства, и от того, каким оно, было, зависит будущее. Дети, воспитывающиеся в реабилитационном центре, оторваны от детей и семей, у которых есть дедушки и бабушки, – потеряна связь с прошлым и преемственность поколений. Отсутствие опыта детско-родительских отношений в связи с ранним изъятием из кровной семьи, частой сменой воспитателей, отсутствием взрослых, воспринимаемых, как родственники ведет к искаженному представлению об основах семейной жизни, формирует чувство неуверенности в возможности построения собственной полноценной семьи. Вот почему так важно повышать социальную компетентность воспитанников реабилитационных центров, формировать ценностные ориентации и положительную мотивацию по созданию своей собственной семьи на примере отдельных личностей, истории страны. Изучая прошлое, можно не только открыть для себя что-то новое, но и расширить познания в уже известных сферах.
Роль семьи в жизни человека очень велика. И педагоги, и психологи, и социологи утверждают, что у истоков формирования личности стоит семья. «Именно в ней дети просто и естественно приобщаются к жизни, учатся чувствовать, думать, переживать» (А.М. Прихожан и Н.Т. Толстых). «Необходимо растить будущих отцов и матерей, мужчин и женщин,- утверждал В.А. Сухомлинский, - потому что они-то и становятся подлинными гражданами, тружениками, гордостью и нравственной опорой нации». Счастлив тот ребенок, который родился в хорошей, доброй, умной семье. А как быть сотням детей, которые не по своей воле лишены  очага родной семьи, любви матери и заботы отца? Как вырастить из таких детей хороших отцов и матерей, способных в дальнейшем создать свою нормальную семью? Ведь для тех, кто провел свое детство в стенах детского дома, создание своей собственной семьи является едва ли не самой заветной мечтой, однако они чаще, чем их домашние сверстники, терпят неудачи, оказываются неспособными создать благополучную семью, сохранить ее, если она возникает. В нашем центре воспитываются дети, попавшие сюда по различным причинам. Есть те, которые никогда не видели родителей. В этом случае влияние на них оказывают только окружающие люди: воспитатели, дети и т. д. У детей, которые воспитывались в семье, но их родители умерли, сохраняются добрые отношения к семье, и опосредованно пример членов семьи, в которой они были, оказывает на них существенное влияние. Есть третья группа детей, родители которых живы. Это социальные сироты, на которых до сих пор оказывает влияние семья, хотя они и не живут с ней. Дети понимают всю сложность жизни такой семьи, в которой обстановка, условия недопустимы для воспитания ребенка. Но в то же время ощущение наличия родителей, стремление к ним в какой- то степени создают особые условия, при которых они ищут оправдание поведению своих родителей, ищут то, что дает им возможность сформировать искаженное впечатление об окружающих людях. Они стремятся побывать в семье, часто осознавая сложность этой ситуации: с одной стороны, пребывание в семье является для них тяжелым, а с другой стороны, они рады ощущению, что у них есть все-таки близкие люди.
Как известно, социализация ребенка протекает во взаимодействии его с окружающими людьми, в процессе которого происходит усвоение социального опыта в виде знаний, норм поведения, ценностей народа. Одной из форм социализации на протяжении тысячелетий была и остается семья. Так, вне семьи невозможно обретение адекватных представлений о семейных ролях («муж», «жена», «отец», «мать»), образцами которых для ребенка служат его собственные родители.
Семейное воспитание детей в условиях реабилитационного центра - это одна из наиболее важных, актуальных и сложных проблем воспитательного процесса. Представления у детей, поступивших в центр в основном из дезадаптированных семей, существенно искажены. Эти дети приобрели печальный опыт семейной жизни. Они создают свой, часто неверный, образ той или иной роли. Для адекватного вхождения воспитанника учреждения интернатного типа в систему социальных отношений должна проводиться специальная педагогическая работа, обеспечивающая овладение ребенком комплексом социальных ролей, в том числе - работа по семейному воспитанию. Анализ причин поступления несовершеннолетних в реабилитационный центр показывает, что социальная дезадаптация воспитанников напрямую связана с неблагополучием их семей. Так у 42% воспитанников, поступивших в центр за 9 месяцев 2012 года, родители злоупотребляют спиртными напитками, 56% поступивших - это дети из малообеспеченных семей, 67% - из неполных семей. У 34% воспитанников родители не работают, 19% детей из многодетных семей, у 42% воспитанников сложилась конфликтная ситуация, у 11% воспитанников произошел конфликт в школе, в отношении 3% воспитанников установлен факт физического насилия. Профилактическая работа, проводимая субъектами системы профилактики безнадзорности правонарушений несовершеннолетних с семьями, попавшими в трудную жизненную ситуацию, а также с социально-опасными семьями позволила 70% выбывших воспитанников отделения реализации программ, после прохождения реабилитации вернуться в биологическую семью. В семьях 19 воспитанников налажены детско-родительские отношения. К сожалению, имеются и примеры, когда работа с семьёй всех органов системы профилактики в течение длительного времени результатов не даёт. Часто личностная тревожность у воспитанников провоцируется переживанием сложной семейной ситуации. Поэтому одной из важных задач в работе педагогов и психологов является психологическая помощь и поддержка семей воспитанников, профилактика семейного неблагополучия. Основной формой работы по укреплению детско-родительских отношений является психологическое консультирование, которое проводится как серия встреч и бесед с родителями и детьми. Основные проблемы: педагогическая несостоятельность, некомпетентность родителей, отсутствие коммуникативных навыков общения со своими детьми, сложная жизненная ситуация у ребёнка, у взрослого, дисгармония в детско-родительских отношениях. Параллельно работа по налаживанию детско-родительских отношений проводится с воспитанниками. Специалисты стараются поддержать в детях положительное отношение к родным, компенсировать их отсутствие в тяжелый период адаптации.
Коррекционная развивающая работа проводится преимущественно в форме индивидуальных занятий, что обусловлено особенностями возраста и отклонениями в развитии воспитанников. Общаясь наедине с психологом, ребенок полнее раскрывает свой потенциал, не замыкается, допустив ошибку, старается действовать самостоятельно.
Особую роль в жизни детей, лишенных естественной социальной среды играет воспитатель. Ребенок, имеющий семью, взаимодействует с большим количеством людей. В этом взаимодействии он овладевает различными социальными ролями. В реабилитационном центре воспитатель и педагог находятся с ним в непрерывном взаимодействии, направляет его развитие. В связи с этим необходим поиск таких педагогических средств, которые не компенсировали бы отсутствие семьи, а создали бы те условия, в которых ребенок смог бы адекватно социально развиваться, несмотря на отсутствие семьи. Для педагогов особую трудность представляет работа, которая в какой-то степени обеспечивала бы усвоение социальной роли семьянина. При этом очень важно, чтобы не создавалось искаженное представление о семье. Не игра "В семью", не создание подобия семьи, а отношения заботы, сотрудничества, поддержки, взаимной ответственности должны становиться основными и обеспечивать формирование социальности ребенка.
Таким образом, в рамках программы « Подготовка детей к самостоятельной жизни» специалистами нашего центра было разработано направление «Я в семье».
Цель направления: Способствовать формированию у воспитанников семейных ценностей и подготовка их к будущей семейной жизни.
Задачи:
1. Воспитывать у подростков позитивное отношение к благополучной семье.
2. Формировать у воспитанников традиционное представление о семейных ролях, функциях семьи и ее ценности.
3. Развивать умение и навыки правильного построения внутрисемейных взаимоотношений.
Воспитателями проводятся беседы: «Семья и её функции», «Наши родители», «К нам гости пришли», «День матери», «Мудрая старость». Проводились совместно с родителями праздники «Семейные традиции и праздники», «Мамин портрет», «Женский день», «Наши бабушки». Содержание таких занятий направлены на формирование у детей мотивации к изучению своей родословной, воспитанию чувства гордости за свои достижения. Данная тема предполагает использование на уроке семейных фотоальбомов, символов и талисманов. К занятию, или в ходе его ребята могут выполнить различные творческие задания.
С подростками проводятся беседы, диспуты на тему «Моя будущая семья», «Отец и его роль в воспитании детей», «Идеальная жена и мать». Основное направление этой работы: деятельность по развитию представлений о поло-ролевых, семейно-бытовых установках, о том, как правильно выбрать спутника жизни, о значении семьи в жизни человека.С помощью условий, созданных в центре, задача педагогов – воспитать хорошего человека, семьянина, умеющего в дальнейшем создать свою нормальную семью, способную воспитать своих детей, умеющую ориентироваться в различных жизненных ситуациях, научить ребенка практическим навыкам ведения домашнего хозяйства.  
Жерновая Светлана Владимировна –
воспитатель отделения реализации программ
ОСГБУСОССЗН «Областной социально-реабилитационный
центр для несовершеннолетних»