Презентация Детский сад и семья: аспекты взаимодействия в условиях реализации ФГОС ДО


«Детский сад и семья: аспекты взаимодействия в условиях реализации ФГОС ДО»Подготовила:Старший воспитатель Лепехина М.А. Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов в области организации взаимодействия с родителями воспитанников.Задачи:1. уточнить и систематизировать знания педагогов по проблеме взаимодействия с родителями.2. повысить профессиональную компетентность педагогов по организации новых форм взаимодействия с родителями в условиях ФГОС ДО;3. активизировать педагогическое мышление воспитателей как основу использования нетрадиционных форм работы с родителями в ДОУ, стимулировать развитие у них творчества и профессиональной активности;4. поддержать интерес педагогов к дальнейшему изучению данной темы. закон РФ «Об образовании» от 26 декабря 2012 года говорится, что «государственная политика в области дошкольного воспитания основывается на следующих принципах: гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности, воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного отношения к природе и окружающей среде, рационального природопользования, любви к Родине, семье». Установки ФГОС дошкольного образования:стремление к взаимодействиюстремление к сотрудничеству и сотворчеству, совместным проектамстремление к открытостистремление к диалогу, желание быть услышанными педагогамиусталость от декларативности в общении, желание перейти от слов к делустремление к пониманию связи «ребенок-мать», «ребенок-отец». Среди основных принципов:содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений; поддержка инициативы детей в различных видах деятельности; сотрудничество Организации с семьей; приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства…» В соответствии с ФГОС ДО дошкольная организация обязана:информировать родителей (законных представителей) и общественность относительно целей  дошкольного  образования,  общих для всего образовательного пространства Российской Федерации, а также о Программе, и не только семье, но и всем заинтересованным лицам, вовлеченным в образовательную деятельность;обеспечить открытость дошкольного образования;создавать условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности; В соответствии с ФГОС ДО дошкольная организация обязана:поддерживать родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их  здоровья;обеспечить вовлечение  семей    непосредственно в образовательную деятельность, в том числе   посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи;создавать условия для взрослых по поиску, использованию материалов, обеспечивающих реализацию Программы, в том числе в информационной среде, а также для обсуждения с родителями (законными  представителями) детей вопросов, связанных с реализацией Программы. Итак, одной из основных задач, стоящих перед детским садом, является «взаимодействие с семьёй для обеспечения полноценного развития ребенка». Педагоги прошлого - К. Д. Ушинский, Е. Н. Водовозова, Л. Н. Толстой и другие - говорили о необходимости приобретения родителями педагогически знаний, о важности и целенаправленности семейного воспитания, о необходимости сочетания знания и опыта. «Взаимодействие» - совместная деятельность педагогов и родителей по воспитанию ребенка, как качественно и эффективно организованное взаимное общение, обмен опытом, совместный поиск решения возможных проблем.«Сотрудничество» - это общение «на равных», где родители выступают в позиции равноправных партнеров, а не в роли «учеников». Термин «сотрудничество» лежит в основе взаимодействия. «Содружество» - объединение кого-либо, основанное на дружбе, единстве взглядов, интересов. Родители – это прежде всего взрослые, чувствующие себя компетентными в воспитании своего ребенка (вспомните, как вспыхивает мама, если чужие люди делают замечания (даже справедливые) ее ребенку. Педагоги – это тоже взрослые, они также нуждаются в понимании, уважении к своей работе. БлокиЗадачиФормыПедагогическое просвещение родителейПовышение педагогической грамотности родителейВключение родителей в деятельность ДОУСоздание условий для включения родителей в планирование, организацию и контроль за деятельностью ДУЛекции, семинары, семинары-практикумы, открытые занятия, работа творческих групп по интересам, родительские собрания, консультации, наглядная агитацияСоревнования, кружки, выпуск Газеты, конкурсы, викторины, совместные мероприятия

Педагогическая ситуация:«Родитель не доволен, рассержен на педагога, за то, что его ребенок был наказан и лишен возможности играть с другими детьми». Как вы себя поведете в общении с родителем? (ответы педагогов) В общении с рассерженными взрослыми необходимо:- показать собеседнику свое уважение к нему, отметив в слух факт существования раздражения, гнева («Я вижу, вы рассержены») и дать ему возможность высказаться;- настойчиво обозначить границы, установить их («Я вижу, вы рассержены, однако выслушаю вас, но слушать брань, оскорбления я не готова и не стану») ;- исходя из ситуации сделать необходимое, зависящее от вас решение, в том числе предложить партнеру по общению такие действия, которые помогли бы ему справиться с собственным состоянием (предложить сесть, выпить воды и др.);- избегать скоропалительных выводов типа «Вечно у вас так», Все время вы так» и т. п. ;- встретиться с родителем, который был в рассерженном состоянии на следующий день, ведь большинство из нас нуждается в подтверждении, что отношения восстановлены или не пострадали. Трудностей в организации общения : непонимание родителями важности режима детского сада, постоянное нарушение режима, отсутствие единства требований в семье и детском саду,общение с молодыми родителями, а так же с родителями из неблагополучных семей или имеющими проблемы личного характера. Профессиональная компетентность педагогаГотовность к непрерывному профессиональному совершенствованию в области общения с родителями воспитанниковОсознание собственных ошибок и трудностей в организации общения с родителямиУстановка на доверительное и безоценочное взаимодействие с родителямиВыдержка, тактичность, наблюдательность, уважительность...Нарисуем портрет педагога с высоким уровнем профессиональной компетентности в сфере общения с родителями воспитанников.  Портрет педагога Обладает устойчивой потребностью в самосовершенствовании в сфере общения с родителямиПризнает роль родителей в воспитании детей как ведущую и роль педагога как их «помощника»Стремится к активному и содержательному общению с родителями с целью оказания им помощи в воспитании детейОбладает высокой степенью диалогичности в общении с родителями.В общении с родителями проявляет внимание, выдержку, тактичность, другие профессионально значимые качества.Владеет знаниями о семье, специфике семейного воспитания, методах изучения семьи и образовательных потребностей родителей.Учитывает социальные запросы родителей (интересы, образовательные потребности) при организации общения с ними.Умеет планировать предстоящее общение: подбирать необходимую информацию, традиционные и нетрадиционные формы организации общения и методы активизации родителей.Обладает развитыми коммуникативными навыками. Примерный кодекс общения: Всегда стремиться быть в хорошем настроении и быть приятным в общении.Стараться почувствовать эмоциональное состояние родителей.Находить возможность каждый раз говорить родителям что-нибудь положительное о ребенке — это лучший способ расположить родителей к себе.Давать родителям возможность высказаться, не перебивая их.Быть эмоционально уравновешенным при общении с родителями, подавать пример воспитанности и такта.В сложной ситуации стараться подавать пример уступчивости — этим своего достоинства уронить нельзя, но укрепить его можно. Примерные эффективные способы, формы, методы вовлечения родителей в жизнь ДОУ.Диалог с использованием методов активизации родителей. Использование нетрадиционных форм: «Устный журнал», «Педагогическая гостиная», «Круглый стол»; «Педагогическое поле чудес», «Педагогический случай», «КВН», «Ток – шоу»; Акции «Покрасим веранды», «Мы – дизайнеры», Почтовый ящик, Сайта ДОУ. «Домашнее задание. Аукцион проектов.» Спасибо за внимание