Методический материал на тему Роль дополнительного образования в развитии творческих способностей детей


МБУ ДО «Детская школа искусств»
МО «Сенгилеевский район»
Роль дополнительного образования
в развитии творческих способностей детей
Москалева Елена Викторовна
Преподаватель
художественного отделения


Роль дополнительного образования
в развитии творческих способностей детей
В настоящее время многие психологи и педагоги все чаще говорят о необходимости развития творческого мышления у детей. Обращая внимание на творческий подход при решении тех или иных задач, мы тем самым развиваем интеллект, расширяем спектр интеллектуальных возможностей у детей в целом.
Безусловно, развитием творческого мышления нельзя заниматься время от времени. Как и в любом деле, здесь важна система, причем наилучшее решение этой проблемы – записаться в Детскую школу искусств.
Дополнительное образование детей увеличивает пространство, в котором учащиеся могут развивать свою творческую и познавательную активность, реализовывать свои личностные качества, демонстрировать те способности, которые зачастую остаются невостребованными основным образованием. В дополнительном образовании детей ребёнок сам выбирает содержание и форму занятий, может не бояться неудач. Дополнительное образование детей - необходимое звено воспитания многогранной личности, её образования, её ранней профессиональной ориентации. Оно создает юному человеку условия для полноценной жизни в пору детства. Ведь если ребёнок живет полной жизнью, у него будет больше успехов и достижений в зрелом возрасте.
Дополнительное образование детей носит исключительно творческий характер. Важным элементом в системе дополнительного образования, привлекательный для родителей и детей выступает художественно-творческие виды деятельности.
Цель моей работы:
• вовлечение ребят в художественно-творческую деятельность;
• формирование духовных качеств и эстетического вкуса у детей;
• развитие у детей художественно-творческих способностей, привычки вносить в жизнь элементы прекрасного;
• пробуждение фантазии детей с целью создания ими новых, необычных композиций росписи;
• развитие мелкой моторики рук детей;
• обогащение словарного запаса учащихся.
Занятия художественно-прикладной деятельностью способствуют эстетическому развитию детей, учат видеть красоту в реальной действительности, создавать интересные и красивые вещи своими руками. На уроках декоративного прикладного искусства, «рисунок» и «живопись», развивается фантазия и воображение, композиционное мышление и чувство цветовой гармонии, расширяется кругозор и формируется представление детей о роли искусства в жизни общества.
Всю свою работу я старалась строить так, чтобы развитие ребёнка было действительно гармоничным. Выбирала разные формы проведения занятий: экскурсии в музеи, «путешествие» в сказку, превращение в мастеров-художников. Детям очень запомнилась поездка в музей имени Аркадия Александровича Пластова, г.Ульяновск и участие в массовом пленере «Пластовская осень». На данных мероприятиях мои воспитанники познакомились с биографией художника, поняли и прочувствовали его творчество, увидели те красочные образы деревенской жизни и родной природы, которые Пластов запечатлел в своих акварелях, узнали, как простой акварелью можно столько выразить и показать, сохранить «воздушность и прозрачность» природы. Итогом этих мероприятий была выставка акварельных работ по теме «Осень – очей – очарованье», которая прошла в нашей школе.
Также мы тесно сотрудничаем с музеем истории Сенгилеевского педагогического училища. Основателем и директором музея до 2014 года являлся художник Николай Михайлович Уваров. В Сенгилеевском педагогическом училище Николай Михайлович проработал преподавателем изобразительно искусства 48 лет, является Почётным Гражданином г. Сенгилея, Отличник Народного Просвещения. 18 января 2016 года Николаю Михайловичу исполнилось 80 лет, и к юбилею Сенгилеевский краеведческий музей имени А.И.Солуянова оформил выставку работ, которую мы посетили с детьми.
Наши воспитанники принимают активное участие в районных, региональных, межрегиональных, областных конкурсах, а также в социокультурной жизни своего района: День поселка, Масленица, Сабантуй, День Матери, День пожилого человека, 9 Мая, что помогает стимулировать их учебу. На праздники мы организовываем выставки художественных и декоративно - прикладных работ, тем самым привлекая к своему творчеству внимание и вызывая интерес и желание других детей. Летом, на базе нашей школы открывается творческий лагерь «Жар-птица». С целью развития наблюдательности, любознательности, знакомства с природой родного края и внимательного к ней отношения проводятся экскурсии на природу, пленэрные занятия. В парке, лесу, огороде можно найти материал, чтобы создать неповторимую картину, но не всякий может увидеть эти сокровища. Важно научить детей вглядываться в окружающий нас мир, подмечать красоту природы, подмечать особенности различных материалов.
Важным моментом в творческой деятельности является её итог. При выполнении работы развиваются организационные способности, которые дают возможность учащемуся уметь предвидеть результат своего труда, а для достижения поставленной цели – уметь планировать выполнение задуманного и довести работу до конца. Ведь так приятно наблюдать какой огромный интерес вызывают у них те вещи, которые мы можем сделать своими руками и использовать дома в украшении интерьера: это декоративные часы, светильники, рамки, картины на ткани, росписи деревянных изделий, рисунки на камнях, декоративная лепка с последующей росписью и многое другое.
Не каждый ребенок рождается художником, но определенные умения, определенный потенциал художественного развития, есть в каждом. Задача педагога – раскрыть и преумножить этот потенциал. Для этого главное суметь заинтересовать ребят, не навязывать собственное мнение и вкус, а «разбудить» ребенке веру в себя, свои творческие способности, индивидуальность, неповторимость.
Список литературы:
1. Дополнительное образование и воспитание: Научно-методический журнал. М.: ООО «Витязь-М», 2006 №3,9. 64с.
2. Искусство и среда в художественно-творческом развитии школьников// Из опыта работы школы-лаборатории №875 / Ред. И сост. Л.Г.Савенкова. – М.:2001, 97с.
3. Классный руководитель: Научно-методический журнал. М.: НОУ Центр «Педагогический поиск», 2007 №2, 3, 6; 2009 №1.144с.
4. Особенности художественного воспитания в условиях дополнительного образования: Серия «Библиотечка для педагогов, родителей и детей». М.: ГОУ ЦРСДОД, 2004, 197с.