Формирование духовно – нравственных ценностей через дискуссию в курсе ОБЖ.

Формирование духовно – нравственных ценностей через дискуссию
в курсе ОБЖ.

Лисицына Светлана Валерьевна,
преподаватель-организатор ОБЖ
МБОУ СОШ № 6 г. Саяногорска

Самое могучее и красивое дерево обязательно когда-то было тоненьким и хрупким ростком, на его срезе ранний возраст навсегда отмечен первым тонким колечком - это стержень всего ствола. Поэтому всё, что впитывает ребёнок в себя в эти годы очень важно. Трудно сейчас воспитать ребёнка здорового и телесно и душевно. Многое зависит от родителей, но очень многое зависит и от нас, учителей. Первый серьёзный шаг в мир дети совершают, когда переступают порог школы. Если духовное воспитание до этого велось родителями, то теперь важную роль в формировании взглядов ребёнка играет учитель и от него зависит воспитание духовно - нравственной личности ребёнка.
Предмет ОБЖ учит предвидеть, распознавать опасности и по возможности избегать их. Чтобы противостоять опасностям, нужно действовать грамотно, совершенствовать свои физические и психологические возможности.
Любовь к Родине, верность конституционному долгу, военной присяге, добросовестность и самоотверженность, гуманизм, трудолюбие, умение преодолевать трудности, умение сделать правильный выбор - эти качества должны быть присущи каждому гражданину своего Отечества, это мы пытаемся привить нашим ученикам.
Способствуют этому уроки и внеурочные занятия, беседы и дискуссии на темы «Умей сказать «Нет», «Как принять правильное решение», «Болезни цивилизации», «Мусорная еда», «Служба в армии – долг или обязанность», «Здоровое питание» и т.д.
Я хочу кратко познакомить вас с моим мероприятием – дискуссией-диспутом на тему «Вредные привычки».
С небольшими модификациями данное мероприятие может быть как внеурочным, так и уроком по теме «Основы здорового образа жизни», может проводиться как в среднем звене, так и в старших классах. Чем старше учащиеся, тем больший круг вопросов предлагается к обсуждению, тем более мотивировано их мнение или позиция, тем интереснее для них такая форма организации взаимодействия.
Дискуссия (от лат. discussio – рассмотрение, исследование) – способ организации совместной деятельности с целью интенсификации процесса принятия решений в группе посредством обсуждения какого-либо вопроса или проблемы.
Проведению дискуссии предшествует ознакомление учащихся с соответствующей литературой, список которой предлагается учителем заранее, целесообразно при этом обратиться к мнению ученых.
В классе учебная мебель расставляется в круг или в форме буквы П, что способствует диалогу учащихся. Можно поставить парты и в два ряда, лицом друг к другу – тогда полемика примет более острый характер.
Из наглядного оформления я размещаю на доске:
Схему Факторы здоровья13 EMBED Excel.Chart.8 \s 1415
ПОПС – формулу
П – позиция (в чем заключается ваша точка зрения) – Я считаю, что О – обоснование (на чем вы основываетесь, довод в поддержку вашей позиции) - потому, что П – пример (факты, иллюстрирующие ваш довод) - например С – следствие (вывод, что надо сделать, призыв к принятию вашей позиции) -поэтому.

Правила поведения в дискуссии
Я критикую идеи, а не людей
Моя цель не в том, чтобы “победить”, а в том, чтобы прийти к наилучшему решению
Я побуждаю каждого из участников к тому, чтобы участвовать в обсуждении
Я выслушиваю соображения каждого, даже если я с ними не согласен
Я сначала выясняю все идеи и факты, относящиеся к обеим позициям
Я стремлюсь осмыслить и понять оба взгляда на проблему
Я изменяю свою точку зрения под воздействием фактов и убедительных аргументов

Правила ведения дискуссии
Не говори больше, чем нужно
Не говори меньше, чем нужно
Не отвлекайся от темы
Стремись решить проблему
Не говори неправду
Выражайся ясно
Умей слушать и понимать мнение собеседника

Схему
Дорога жизни





Здоровье Вредные
привычки
Схему составления синквейна.
«СИНКВЕЙН»
(с франц. «5строк»)
ТЕМА: «__________»
1.Имя существительное
2.Два имени прилагательных
3.Три глагола
4.Фраза из четырех слов
5. Одно слово (суть)

Для введения в дискуссию использую видеоролик - притчу «Все в твоих руках», затем демонстрируются кадры о вредных привычках, совместно с учениками формулируем тему нашего мероприятия, учащиеся дискутируют: что такое вредные привычки, какие они бывают, как влияют на здоровье человека. К обсуждению учащиеся обычно предлагают следующие темы:
курение;
алкоголизм, в т.ч. пивной;
наркомания;
фастфуд;
диеты;
обжорство;
компьютерная зависимость;
зависимость от соц. сетей;
ненормативная лексика;
недосыпание (несоблюдение режима);
недостаток движения (или лень);
игромания;
шопоголизм и т.д.
Заканчивая дискуссию, возвращаемся к словам мудреца из притчи: «Все в твоих руках!» Это значит, что мы вправе выбирать, какой дорогой нам идти: в сторону вредных привычек, болезней, одиночества или здоровья, счастья, благополучия.
Для закрепления использую прием синквейн - таким образом, происходит краткое резюмирование, подведение итогов.  Написание синквейна  это свободное творчество, которое требует от учащегося найти и выделить наиболее существенные элементы, проанализировать их, сделать выводы и коротко сформулировать, основываясь на основных принципах написания синквейна.
Приведу примеры некоторых синквейнов, составленных учащимися 9 класса:
Здоровье
Ценное, хрупкое
Живи, наслаждайся, остерегайся
Все в твоих руках
Выбирай!
****


Здоровый образ жизни
Полезный, приятный
Живите, берегите, создавайте
Суть в том, чтобы жить!
Старайся!
****

Сигарета
Вредная, опасная
Курение, привыкание, заболевание
Курить или нет – выбирай сам.
Думай!
****
Еда
Вкусная, полезная
Ешь, расти, умней
Ешь – чтобы жить!
Наслаждайся!
***
Написанные на стикерах синквейны приклеиваем на дорогу жизни, ту, которую сами выберем.
Для оценивания своей работы учащиеся самостоятельно подсчитывают баллы по критериям, отображенным в Карточке. 
Карточка учета действий участников дискуссии
Очки
Действия участников


+2
Определение положения в дискуссии


+1
Формулирование существенного замечания


+2
Использование доказательства, подтверждающих высказывания или представление информации, опирающейся на факты


+1
Вовлечение в дискуссию другого лица


+1
Постановка уточняющего вопроса, продвижение дискуссии вперед


+2
Формулирование аналогии


+2
Выявление противоречия


+2
Выявление замечания


-2
Отсутствие заинтересованности дискуссией или помехи


-2
Прерывание в дискуссии


-1
Несущественные замечания


-3
Монополизация дискуссии


-3
Выпад против другого лица


 
Всего очков:



Дискуссия дает возможность учащимся активно включиться в работу; создает  условия для выражения мыслей, отношения к обсуждаемым темам, помогает  формировать коммуникативные и регулятивные навыки, обладает возможностью воздействия на духовно – нравственные ценности ее участников в результате  группового взаимодействия.
Диаграмма 1Root Entry