Формирование духовно-нравственных ценностей у обучающихся через бинарные уроки русского языка, литературы

Формирование духовно-нравственных ценностей у обучающихся через бинарные уроки русского языка и литературы.
Одной из задач современной школы является развитие духовно- нравственного воспитания как сложной системы общечеловеческих ценностей, технологий и творчества.
Духовно-нравственное воспитание-это путь преображения общества.
Что же такое духовность и нравственность? Духовность - отрешённость от низменных, грубо чувственных интересов, стремление к внутреннему совершенству, высоте духа. [1].
Нравственность - внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами. [2].
Где и как происходит развитие духовно-нравственных качеств человека? Одним из путей развития духовности и нравственности являются уроки русского языка и литературы. Именно на этих уроках у учащихся формируются нравственные чувства, нравственный облик и поведение. Общаясь на уроках с учащимися, видишь их моральный и духовный уровень, отношение к окружающему миру и друг к другу.
Цель развития духовно-нравственных ценностей - это выработка нравственных принципов, понимание нравственных ценностей в жизни (что такое хорошо и что такое плохо?)
Если дети развиты духовно и нравственно, то они отличаются от своих сверстников добротой, отзывчивостью и милосердием, бережно относятся к родному языку, читают классическую литературу.
Развитие духовности и нравственности происходит на уроках разных видов: традиционных и нетрадиционных. Бинарный урок - нетрадиционный урок.

«Бинарный урок разновидность интегративного урока, объединяющего содержание двух учебных дисциплин» [3].
При проведении бинарного урока литературы и математики в 5 классе по теме «Бородинское сражение в стихотворении «Бородино» и математических задачах» рассматривали следующие вопросы: какому историческому событию посвящено это стихотворение? каким духом пронизано стихотворение М.Ю.Лермонтова «Бородино»? каково значение слова БОГАТЫРИ? какие основные черты характера присущи русскому народу?
Воспитательными задачами при проведении бинарного урока русского и английского языков в 8 классе по теме «Подготовка к сочинению-описанию памятника культуры» было воспитание любви к Родине, к её истории, к культурному наследию. На этом уроке выясняли значения слов «культура», «памятник культуры», работали со специальной церковной лексикой, нашли ответы на вопросы: какие здания можно считать памятниками культуры? что символизируют храмы, соборы и церкви? что хотели показать зодчие своими творениями? нужно ли нам сохранять памятники архитектуры?
Это занятие способствовало пробуждению у учащихся стойкого интереса к истории и культуре родной земли.
В своей работе пытаюсь воспитать у учащихся чувство семьи, любовь к малой Родине, своей школе. Уверена, что постепенно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своей стране, её прошлому и настоящему.
1.http://dic.academic.ru/dic.nsf/ushakov/797322
2.http://enc-dic.com/ozhegov/Nravstvennost-18896
3. http://www.studmed.ru/view/oleshkov-myu-uvarov-vm-sovremennyy-obrazovatelnyy-process-osnovnye-ponyatiya-i-terminy_986a33dc063.html